Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Москва
11 февраля 2015 года Дело № А40-174317/14
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года
Арбитражный суд в составе
судьи Пономаревой Т.В.
При ведении протокола секретарем Ваньковой С.А.
рассмотрев в отрытом судебном заседании дело
по иску ОАО «Центральная ППК» (ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370, 115054, г Москва, пл Павелецкая, 1А, дата регистрации 08.12.2005)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>, 109097, <...> / стр 1, дата регистрации 19.01.2000)
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119019, <...>, дата регистрации 08.07.2011)
о взыскании денежных средств в размере 86 568 949, 41 руб.
при участии
от истца: ФИО1 по доверенности от 21.08.2014 № 795-Д, ФИО2 по доверенности от 10.10.2014 № 869-Д, ФИО3 по доверенности от 30.12.2014 № 906-Д,
от ответчика: ФИО4 по доверенности от 15.10.2013,
от третьего лица: ФИО5 по доверенности от 20.02.2014 № 17-17-208/4,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Центральная ППК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 86 568 949,41 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Представитель истца поддержал заявленные исковые требования, изложил доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам представленных в порядке ст. 131 АПК РФ отзывов на исковое заявление.
Представитель третьего лица в порядке ст. 81 АПК РФ представил письменные пояснения, согласно которым оставил вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Истец - ОАО «Центральная ППК» с 16 мая 2006 года в соответствии с лицензией серии ППБ №7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года общество осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории города Москвы в соответствии с соглашением от 31.12.2010 №61-83-1/1.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Закона города Москвы от 23.11.2005 №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» (далее - Закон города Москвы от 23.11.2005 №60) обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся), предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 01 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 №452-ПП утверждён Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и льгот, предоставляемых обучающимся, воспитанникам и студентам образовательных учреждений, по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении обучающимся предоставляются на основании документов, подтверждающих статус указанных обучающихся, воспитанников и учащихся, независимо от места нахождения образовательного учреждения и от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных правовых актов между ОАО «Центральная ППК» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы был заключен Договор от 16.11.2011 №44-ДТиРДТИ о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с предоставлением льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с 01.01.2011 включительно по 15.06.2011 включительно и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно (далее - Договор).
Условиями Договора предусмотрено, что истец должен был обеспечить перевозки обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с предоставлением 50% скидки от действующего тарифа обучающимся, при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории города Москвы в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011.
На основании вышеизложенного, ОАО «Центральная ППК» оформляло проездные документы на территории города Москвы с 50-процентной скидкой от действующего тарифа лицам, указанным в п. 6 ст. 27 Закона города Москвы от 23.11.2005 №60 в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно.
Фактические потери в доходах ОАО «Центральная ППК» от перевозки обучающихся в 2011 году составили 354 400 622,90 руб., уполномоченным органом субъекта РФ, а именно Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы компенсировано 263 275 413,00 рублей, из которых 250 111 642,00 руб. (95% суммы субсидии) за счёт средств федерального бюджета, 13 163 771,00 руб. (5% суммы субсидии) за счёт средств бюджета города Москвы.
Разница между суммой возмещённых потерь в доходах перевозчика и фактических, возникших в результате предоставления льготного проезда обучающимся в 2011 году, составила 91 125 209,90 рублей.
Размер потерь в доходах истца подтверждается соответствующими ежемесячными отчётами перевозчика, которые направлялись ответчику в соответствии с п. 2.1 Договора, представленными в материалы дела.
ОАО «Центральная ППК» обращалось в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (письмо от 13.01.2012 №64/12) и к Министерству финансов Российской Федерации (письмо от 06.10.2014 №5732-14) с требованием принятия мер по возмещению выпадающих доходов от перевозки обучающихся железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Обращения истца оставлены без ответа.
Выпадающие доходы истца на сумму 91 125 209,90 рублей не возмещены ответчиком до настоящего времени.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1163 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Согласно указанным Правилам доля расходных обязательств города Москвы по финансированию льгот установлено в размере 5 %. Пункт 7 Правил устанавливает то, что предоставление субсидий уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95% расходного обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 № 532 «О субсидиях, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» утвержден размер субсидий, в соответствии с которым городу Москве выделено 296 384 000,00 рублей субсидий.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163 городом Москвой принято постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №452, которым устанавливаются меры социальной поддержки в виде 50 % скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории города Москвы с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 19 указанного Постановления также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 11 июля 2006 года № 353-0 «По запросу Псковского областного суда о проверке конституционности положений преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты «в», «ж», «з»); защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты «б», «ж» части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Отнесение защиты прав и свобод человека, социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. При этом, по смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий. Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий.
Подобного рода перераспределение части полномочий осуществляется в рамках определенного Конституцией Российской Федерации предмета совместного ведения, который сам по себе не меняется, а потому передача субъектам Российской Федерации тех или иных полномочий по решению отдельных вопросов, входящих в сферу совместного ведения, не означает их отнесение к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Из пункта 16 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 4 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Как указано выше, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная политика, к которой относится социальная поддержка обучающихся, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В рамках совместного ведения статьей 28 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предполагает разграничение соответствующих финансовых обязательств при осуществлении указанных полномочий.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий субъектам Российской Федерации условиями предоставления субсидий было наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливалось независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт «а»).
Правительство Российской Федерации, принимая Правила предоставления субсидий на компенсацию потерь в результате предоставления льгот как обучающимся, воспитанникам федеральных государственных образовательных, а также учащихся иных учебных заведений определило источники финансирования обязательств в пропорции - 95 процентов за счет субсидии из федерального бюджета (пункт 7 Правил предоставления субсидий), соответственно, в остальной части обязательство подлежит финансированию из регионального бюджета.
Перевозка обучающихся, произведена истцом в интересах города Москвы и Российской Федерации как публично правовых образований, поскольку осуществление мер социальной поддержки обучающихся с учетом Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ находится в совместном ведении субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.
На основании ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, ели бы его право не было нарушено (упущенная выгода)
Кроме того, ч. 3 ст. 8 Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте в российской Федерации» установлено, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что потери в доходах ОАО «Центральная ППК» возникли в результате установления льгот и преимуществ по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании принятия правового акт городом Москвой, то они подлежат возмещению в размере 86 568 949,41 рублей (95%) за счет средств бюджета Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ №23 от 22.06.2006 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование и, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом изложенного, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по исковым требованиям истца о взыскании убытков, возникших на стороне истца вследствие виновных действий и бездействия исполнительных органов Российской Федерации.
Кроме того, в силу публичного характера договора перевозки и закрепления в п.6 ст.27 Закона города Москвы от 23.11.2005 №60 права обучающихся на льготный проезд, перевозчик не мог отказать обучающимся в реализации предоставленного им права вне зависимости от объемов финансирования соответствующих расходов, предусмотренных бюджетным законодательством.
На перевозчика как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации регионального и федерального законодательства. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в отзывах на исковое заявление, изучены судом и отклоняются как несостоятельные, не основанные на нормах действующего законодательства и опровергаемые представленными в материалы дела доказательствами.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Тот факт, что ответчик является государственным органом и освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска в суд не освобождает его от обязанности возместить истцу расходы по уплате государственной пошлины в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 в ред. Информационного письма от 11.05.2010 N 139.
На основании ст.ст. 15, 16, 393, 790, 1069, 1071, 1082 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 9, 65, 66, 71, 102, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» убытки в размере 86 568 949,41 руб. и судебные расходы в размере 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.В. Пономарева