Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва «24» сентября 2018 г. Дело № А40- 175555/18-120-2081 | |
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2017 года Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2017 года Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Блинниковой И.А. Протокол ведет секретарь судебного заседания Фуникова А.Г. | |
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению | |
заявитель : МТУ Ростехнадзор ответчик: НИЯУ МИФИ (ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 19.07.2018г. № 968-Г/3.3-17/Х-55 |
с участием:
от заявителя: не явка
от ответчика: ФИО1 (дов. № 329-17-252/18 от 18.04.2018г.)
УСТАНОВИЛ:
МТУ Ростехнадзора (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности НИЯУ МИФИ (далее - ответчик) по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что НИЯУ МИФИ совершено административное правонарушение, выразившееся в неисполнении в установленный срок законного предписания.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против привлечения к административной ответственности по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела, следует, что МТУ Ростехнадзора в соответствии с распоряжением от 03.07.2018 № 2774-р проведена выездная проверка Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (далее - НИЯУ МИФИ) при строительстве объекта капитального строительства «Научно-лабораторный корпус МИФИ», расположенного по адресу: Каширское шоссе, вл. 31, (ЮАО, Москворечье-Сабурово) г. Москва.
В ходе проведения проверки на объекте выявлено неисполнение пунктов № 12, № 13 выданного 19.04.2018 предписания об устранении нарушений № 260-Г/3.3-27/Х-55, а именно:
Пункт № 12. Не обеспечено соблюдение проектной документации, предусматривающей установку одного из лифтов г/п 630 кг. (зав. №№ E2NI4123, E2NI4122, E2NI4121) для транспортирования пожарных во время пожара, что нарушает требования п. 2.1. ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 № 824; Проект том 5, книга 4.
Пункт № 13. Паспортные характеристики грузопассажирских гидравлических лифтов для перевозки пожарных подразделений во время пожара (зав. №№ E2NI4124, E2NI4125) не соответствуют требованиям для лифтов для пожарных в части скорости передвижения кабины и типа лифтов, что нарушает требования ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 № 824; п. 3.1, п. 5.2.5 ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных».
Срок устранения нарушений был установлен до 18.06.2018 г.
В связи с неисполнением предписания, 19.07.2018г. государственным инспектором отдела государственного строительного надзора МТУ Ростехнадзора в присутствии действующего на основании доверенности от 09.07.2018г. № 329-17-409/18 представителя НИЯУ МИФИ ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 968-Г/3.3-17/Х-55 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Считая НИЯУ МИФИ виновным в совершении административного правонарушения, МТУ Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о привлечении НИЯУ МИФИ к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о привлечении НИЯУ МИФИ о привлечении к административной ответственности суд исходит из следующего.
Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
В соответствии с ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном КоАП РФ порядке.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Между тем, факт нарушения градостроительного законодательства НИЯУ МИФИзаявителем не доказан.
Так, из предписания от 19.04.2018г. № 260-Г/3.3-27/Х-55, не исполнение которого вменяется Обществу, следует, что нарушение Обществом проектной документации выразилось в не соблюдении по установке одного из лифтов г/п 630 кг. для транспортирования пожарных во время пожара, паспортные характеристики грузопассажирских гидравлических лифтов не соответствуют требованиям для лифтов для пожарных в части скорости передвижения кабины и типа лифтов, однако материалы дела не позволяют сделать выводы о том, что Общество обязано, установить соответствующие требованиям лифты для перевозки пожарных подразделений во время пожара в виду следующего.
В целях реализации государственных программ Российской Федерации и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета", от 05.03.2007 N145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», от 17.06.2004 N 288 «О Федеральном агентстве по образованию» и от 17.10.2006 N 613 «О Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы», письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 11.04.2007 N СК-1416/02 и в связи с представлением Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) проектной документации по объекту Научно-лабораторный корпус МИФИ, разработанной государственным унитарным предприятием «Моспромпроект», получено положительное заключение Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» от 30.03.2010 N 77-1-5-0224-10. Объект «Научно-лабораторный корпус МИФИ» включен в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
На сегодняшний день степень готовности для ввода в эксплуатацию здания «Научно-лабораторный корпус МИФИ» составляет 100 %. В процессестроительства были выявлены ряд проектных ошибок, которые не затрагивали конструктивных решений. Одной из таких ошибок явилась запись проектировщика о возможности одного из лифтов перевозки пожарных подразделений.
Нормы и требования, регламентирующие установку лифтов для пожарных подразделений, определены в ГОСТ Р 52382-2010 (требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки), ГОСТ Р 53296-2009 (требования к установке лифтов в строениях, сооружениях), ГОСТ Р 22.9.11-2013 (требования к классификационному перечню, техническим требованиям к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений),
Ст. 90 ФЗ № 123, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий, СНиП 21-01-97*(регламентирующий правила безопасности всех строений), СП 118.13330.2012* (требования к проектированию общественных зданий и сооружений), НПБ 250-97 (требования к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения), СП 4.13130.2013 (требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях).
Согласно пункту 7.15 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
«В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений.»
Из чего следует вывод, что в общественных и административных зданиях пожарные лифты обязательны к установке, если высота здания составляет 28 метров и более. Здание «Научно-лабораторный корпус МИФИ» имеет высоту 23 метра, что зафиксировано в технико-экономических показателях проектной документации, положительном заключении экспертизы проекта, разрешении на строительство Мосгосстройнадзора.
В целях исправления указанной проектной ошибки НИЯУ МИФИ обратился к руководителю Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза».
Из обращения от 10.07.2018г. № 455/18-ДЭР, направленного в Мосгорэкспертизу, следует, что в процессе рассмотрения проектной документации обнаружилась ошибка. При разработке проектной документации в разделе «Вертикальный транспорт» (том 4, книга 5) было ошибочно указано «режим перевозки пожарных подразделений» по лифту грузоподъемностью 630 кг. Разработчик проектной документации ОАО «Моспромпроект» признало эту ошибку (письмом № 03-830/5) и внесло соответствующую корректировку. В вышеуказанном заключении экспертизы (стр.16-последний абзац и стр. 17-первый абзац) требований обеспечению режима перевозки пожарных подразделений не содержится.
На указанное обращение получен ответ Мосгорэкспертизы (от 27.07.2018г.) о необходимости корректировки раздела проекта «Вертикальный транспорт». Вследствие чего раздел проекта был скорректирован.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом не в полной мере оценены обстоятельства правонарушения, поскольку Объект «Научно-лабораторный корпус МИФИ»имеет высоту 23 метра,что зафиксировано в технико-экономических показателях проектной документации, в связи с чем указание в проектной документации «режим перевозки пожарных подразделений» по лифту грузоподъемностью 630 кг. недопустимо, между тем административным органом данный факт при вынесении оспариваемого предписания учтен не был.
В соответствии с ч.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Принимая во внимание изложенное, вынесение предписания, обязывающее Общество выполнить определенные работы, предусмотренные проектом, в установленный административным органом срок, а также квалификация выполнения спорных работ в качестве нарушения не соответствует КоАП РФ и иным нормативным правовым актам РФ, нарушает права и законные интересы общества.
В соответствии с части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд пришел к выводу о том, заявителем не доказано наличии в действиях НИЯУ МИФИсостава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Указанная норма предполагает административную ответственность за неисполнение только законного предписания. Вместе с тем, судом установлено, что предписание выдано незаконно.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения НИЯУ МИФИк административной ответственности ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем заявление МТУ Ростехнадзора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление МТУ Ростехнадзор о привлечении Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (115409, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 03.02.2003 г.) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья И.А. Блинникова