РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
01 ноября2022 г.Дело № А40-175805/22-84-1326
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2022 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ГЕОХИ РАН (119991, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.02.2003, ИНН: <***>)
к ответчикам: 1) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (107078, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: <***>); 2) ГКУ ЦЗН (129110, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>)
о признании задолженности ГЕОХИ РАН по уплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест безнадежной к взысканию, об обязании списать задолженность ГЕОХИ РАН, образовавшуюся в период с 1998 по 2005 годы, в размере 1 581 314 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 07.04.2022г. №11, диплом);
от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ГЕОХИ РАН обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, ГКУ ЦЗН о применении срока исковой давности и признать задолженность ГЕОХИ РАН по уплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест безнадежной к взысканию; об обязании Департамент списать задолженность ГЕОХИ РАН, образовавшуюся в период с 1998 по 2005 годы, в размере 1 581 314,00 руб.
Представитель истца заявленные требования поддержал.
Ответчики, извещенные в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие их представителей.
Ответчиком заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Мещанский районный суд г. Москвы.
В силу части 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Суд рассмотрев ходатайство, считает его неподлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований предусмотренных ст. 39 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из заявления следует, что Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук (далее - Заявитель, ГЕОХИ РАН), согласно сведениям Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (далее - Департамент) является должником по уплате в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест, в размере 1 581 314,00 руб., которая образовалась за период с 1998 по 2005 годы.
Заявитель указал на то, что поскольку задолженность ГЕОХИ РАН образовалась более 15 лет назад, то сумма задолженности ГЕОХИ РАН по уплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест может быть признана безнадежной к взысканию.
ГЕОХИ РАН письмом от 19.07.2022 № 13110-01-22-258/348 обратился в Департамент с заявлением о признании суммы задолженности ГЕОХИ РАН по уплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест безнадежной к взысканию, и списании задолженности.
Письмом Департамента от 27.07.2022 № 01-13-20458/22 был получен отказ в признании суммы задолженности ГЕОХИ РАН по уплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест безнадежной к взысканию, и списании задолженности.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Вместе с тем, заявитель утверждает, что срок исковой давности по начисленным в с 1998 по 2005 годы платежам на день обращения Учреждения с настоящим заявлением истек, в силу чего администратором доходов Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы утрачена возможность взыскания задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для трудоустройства, определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее-Закон) работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи определен п. 2.9. Приложения 1 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (далее - Положение о квотировании), согласно которому работодатели представляют в Центр занятости населения города Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной ДТСЗН.
Согласно базе данных ПК «Катарсис» ГЕОХИ РАН стоит на учете по квотированию с 09.06.2005 года и сдает отчеты по форме №1-квотирование за период с 3 квартала 1998 года по 1 квартал 2022 года.
В соответствии с пунктом 21 Приложения 1 к Приказу ДТСЗН от 14.12.2017 № 1532 «Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи» в строке 21 «Остаток неуплаты на начало отчетного квартала за плательщиком, всего» указывается в графе 3 - общее количество незанятых квотируемых рабочих мест, за которые на начало отчетного квартала не перечислена в бюджет города Москвы компенсационная стоимость, в графе 4 - сумма компенсационной стоимости».
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.
В соответствии с п. 2.12. Положения ГКУ ЦЗН осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места работодателями, не выполняющими условия квотирования рабочих мест для молодежи, ведет учет поступлений денежных средств в разрезе плательщиков.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона выполнением квоты для приема на работу молодежи считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона размер установленной квоты для молодежи составляет 2 % от среднесписочной численности работников для следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Согласно п. 4 приказа ДТСЗН от 28.12.2021 № 1392 «Об осуществлении Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета города Москвы и его территориальными подразделениями, государственными подведомственными казенными учреждениями полномочий администраторов доходов» к исчерпывающим полномочиям администратора доходов бюджета города Москвы относится:
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
-принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне уплаченных (взысканных) сумм в территориальный орган Федерального казначейства;
-принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджет города Москвы и направлении в установленном порядке уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа в территориальный орган Федерального казначейства;
-предоставлении информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета города Москвы, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет города Москвы.
ДТСЗН не имеет соответствующих полномочий и правовых оснований по списанию задолженности компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в бюджет города Москвы у организаций, расположенных на территории г. Москвы, в том числе, бюджетных.
До недавнего времени в бюджетном законодательстве отсутствовали нормы, определяющие критерии признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной.
Федеральным законом № 406-ФЗ от 29.12.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена статья 47.2 БК РФ, предусматривающая возможность принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении).
Указанный закон вступил в силу 29.12.2015 и в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие. Распространение действия статьи 47.2 БК РФ на основания, возникшие до их введения, не предусмотрено (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда дело № 09АП-78602/2019).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393 «Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393) федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимо разработать акты, предусматривающие порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и утвердить их в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393 рекомендовано федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации, органам управления государственными внебюджетными фондами, иным организациям, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, разработать и утвердить акты, содержащие порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в срок, указанный в пункте 2 настоящего постановления.
Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствуют разработанные акты, предусматривающие порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, принятые Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
В исковом заявлении ГЕОХИ РАН указывает, что задолженность образовалась в период с 1998 по 2005 годы, то есть более 15 лет назад, и может быть признана безнадежной к взысканию.
В соответствии с Порядком представления, приема и корректировки сведений о выполнении установленной квоты и движении денежных средств, утвержденным приказом ГКУ ЦЗН от 02.11.2020 № 395 (в редакции приказа ПСУ ЦЗН от 17.03.2022 № 56), работодатели, представившие отчеты, вправе их скорректировать за период, не превышающий 3 года (то есть не более чем за период 12 отчетных кварталов) до даты подачи заявления.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ установлен в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 ГК РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Таким образом, требования истца в части не подлежат удовлетворению в виду пропуска истцом срока исковой давности.
На основании изложенного, судом установлено, что истец не перечислял в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест, в связи с невыполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи, хотя от установленной законом обязанности освобожден не был.
При указанные обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 8, 9, 16, 29, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 110, 123, 136, 137, 150, 151, 156, 159, 167-170, 176, 181, 182, 198, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ГЕОХИ РАН отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.В. Сизова |