ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-176344/18-131-1358 от 04.02.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                              Дело № А40-176344/18-131-1358

25  февраля 2020 года                                                                                           

Резолютивная часть решения от 04 февраля 2019 года         

Мотивированное решение изготовлено 25  февраля 2020 года         

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного производства  дело по исковому заявлению

истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003) в лице филиала ОАО "РЖД" Свердловская железная дорога

ответчик МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес: 119019, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 27.02.2003)

о взыскании 129 446 руб.

УСТАНОВИЛ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"  обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании 129 446 руб. задолженности по государственному контракту № 257/3272/53 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении от 11.05.2017.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 06.09 .2018 г.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в установленный судом срок представил отзыв по существу заявленных требований, просил в иске отказать.

Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв ответчика

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Между истцом и ответчиком заключен государственный контракт № 257/3272/53 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении от 11.05.2017 года (далее - контракт).

Согласно дополнительному соглашению к контракту № 1 от 21.06.2017 контракт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2017 года.

Заказчиком по контракту выступает Министерство обороны РФ, исполнителем - ОАО «РЖД».

В августе 2017 года ОАО «РЖД» осуществлялось привлечение подвижного состава третьих лиц, в связи с чем ответчику начислена задолженность по плате за привлечение подвижного состава, предусмотренной п.5.3 контракта с учетом дополнительного соглашения № 1, в размере 129446 руб.

Основания для взыскания указанной платы следующие.

Согласно п.2.1. Контракта, его предметом является оказание услуг по обеспечению и выполнению железнодорожных перевозок воинских и специальных грузов, домашних вещей (в том числе в железнодорожно-паромном сообщении), а также перевозок собственных (арендованных) пассажирских вагонов в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью, с привлечением вагонов и контейнеров в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 года № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок», оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту).

При этом заказчик, Министерство обороны РФ, в соответствии с п.2.3. контракта обязан в установленный срок принять и оплатить оказанные услуги. Согласно п.6.4., 6.5. контракта, оплата за оказанные услуги осуществляется ежемесячно с лицевого счета заказчика на расчетный счет исполнителя. За оказанные услуги, акцептованные представителем заказчика, оплата осуществляется в течение 10 рабочих дней после предоставления ему документов.

Исполнитель, ОАО «РЖД», в соответствии с п.3.2.12 контракта обязан самостоятельно осуществлять привлечение подвижного состава третьих лиц в порядке, установленном постановлением Правительства РФ, обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.

Согласно п.5.3 контракта с учетом дополнительного соглашения № 1, начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, платы за привлечение подвижного состава производится по ставкам и тарифам, установленным для железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении и в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Согласно п.3.7. Технического задания, на основании выставленных счетов, предъявляемых ежемесячно, заказчик производит оплату.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1590, до вступления в силу акта Федеральной антимонопольной службы, устанавливающего указанный порядок проведения аукциона, привлечение железнодорожного подвижного состава и контейнеров для оказания услуг по организации и осуществлению воинских перевозок производится на условиях публичной оферты.

Понятие публичной оферты дано в ч. 2 ст.437 Гражданского кодекса РФ: содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

С 01.04.2017 размер ставок при пользовании вагонами для воинских и специальных перевозок установлен на сайте www.rzd.ru (в разделе «Грузовые перевозки») в качестве условия публичной оферты, на что прямо указано на сайте. Указанная информация доведена до ответчика письмом №5693/ЦФТО от 31.03.2017.

В августе 2017 г. ОАО «РЖД» осуществлялось привлечение подвижного состава третьих лиц. Привлеченный подвижной состав находился под грузовыми операциями, в связи с чем ответчику в соответствии с пп.в п.4 постановления Правительства РФ № 1590 по накопительным №№100801,160801, 170801 (озеро Андреевское), 170801 (Кедровка), 170802, 170807, 170805, 180801 (Гагарский), 180802, 180801 (Кольцово), 200802, 250803, 220806, 280804, 290803, 290804, 290805, 310804, 310806, 310801, 310802, 310803 начислена к плате компенсация за нахождение подвижного привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями в размере 129446 руб. Указанные накопительные ведомости подписаны представителем ответчика без замечаний.

В адрес ответчика для оплаты начисленной суммы были направлены счета за август №№ 44Г, 46Г, 47Г, 48Г с перечнями первичных документов.

Однако начисленная сумма платы за привлечение подвижного состава акцептована истцом не в полном объеме.

Согласно прилагаемому расчету по выставленным счетам за август 2017 г. Министерство обороны отказалось платить сумму по накопительным №№ 100801,160801, 170801 (озеро Андреевское), 170801 (Кедровка), 170802, 170807, 170805, 180801 (Гагарский), 180802, 180801 (Кольцово), 200802, 250803, 220806, 280804, 290803, 290804, 290805, 310804, 310806, 310801, 310802, 310803 в размере 129446 руб., которая представляет собой разницу между ставками, действовавшими до 01.01.2017 и после 01.04.2017.

Ответчику направлялась претензия №1417/СВР ТЦФТО от 27.02.2018 о перечислении спорной суммы.

07.04.2018 получен ответ на претензию. В письме № 257/21/2149 ответчик сам факт оказания услуги не оспаривал, однако указал на необходимость применения ставок платы, действующих до апреля 2017 года. Кроме того, ответчик пояснил, что выделенные бюджетные ассигнования предельны и не позволяют увеличить транспортные расходы.

Согласно действующему между сторонами государственному контракту № 257/3272/53 (применяется к отношениям, возникшим с 01.04.2017) сумма платы за привлечение подвижного состава определяется в соответствии с условиями постановления Правительства РФ № 1590, которым предусмотрено определение соответствующей ставки по условиям публичной оферты

Установление ставок публичной оферты с 01.04.2017 года никак не противоречит условиям контракта, постановлению Правительства РФ, а также ст.437 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей требования к публичной оферте.

Порядок проведения аукциона по привлечению железнодорожного подвижного состава и контейнеров единственными исполнителями услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, утвержденный приказом ФАС России от 19.10.2017 N 1384/17, вступил в силу 10.02.2018 года, то есть после спорного периода.

Размер стартовой цены при проведении аукциона, установленный ФАС России в соответствии с вышеуказанным нормативным документом, применяется к отношениям по привлечению подвижного состава исключительно с 2018 года.

Отсутствие средств у Министерства обороны РФ не освобождает его от выполнения условий контракта.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Довод ответчика о несоблюдении Истцом обязательного претензионного порядка рассмотрения спора подлежит отклонению ввиду следующего.

В материалы дела представлена как сама претензия, так и ответ на нее, что свидетельствует не только о том, что ответчиком претензия была получена, но и том, что она была рассмотрена последним.

Как следует из представленных в материалы дела документов, между ОАО «РЖД» и Министерством обороны РФ заключен Государственный Контракт на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении от 11.05.2017 №257/3272/53 (далее -Контракт).

До предъявления иска ответчику была предъявлена претензия исх. Х°1417/СВР/ТЦФТО от 27.02.2018, которая была направлена по юридическому адресу ответчика: 119160, <...> что подтверждается квитанцией об отправке (прил. 4 к иску).

Данная претензия ответчиком получена, рассмотрена и на неё дан ответ за исх. JVQ 257/21/2149 от 23.03.2018 (копия ответа и конверта приложена к иску). В ответе на претензию Министерство обороны РФ сообщает о несогласии с претензионными требованиями ОАО «РЖД» в полном объеме.

Кроме того, вышеуказанная претензия была доставлена нарочно в Свердловское управление военных сообщений, являющееся в силу п. 1.1.3 и п. 8.3 Государственного контракта представителем Заказчика, и принята специалистом ФИО1, о чем имеется соответствующая отметка на претензии.

Заявление ответчика о том, что в силу раздела 8 контракта претензии должны направляться именно в адрес Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны РФ является надуманным и противоречит содержанию указанного раздела контракта. Государственный контракт № 257/3272/53 от 11.05.2017г. в разделе 8 «Порядок урегулирования споров» не содержит положений относительно направления претензий именно в Департамент, также о подобном условии отсутствуют упоминания в ответе на претензию № 257/21/3272/53.

Таким образом, в материалах дела имеются достаточные и достоверные документы, подтверждающие принятие ОАО «РЖД» мер по досудебному урегулированию спора с Министерством обороны РФ.

Довод ответчика об отсутствии доказательств наличия задолженности также не подтвержден надлежащими доказательствами и противоречит обстоятельствам дела.

Из обстоятельств дела следует, что между истцом и ответчиком 11.05.2017 г. заключен государственный контракт № 257/3272/53 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт, госконтракт).

Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 28 февраля 2018г. В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ действие Контракта распросграняется на правоотношения, фактически возникшие между Сторонами с 1 апреля 2017г. (п. 11.1 Государственного контракта). Срок оказания Услуг по Контракту - с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2017г. (п. 11.2 Государственного контракта).

Согласно п. 2.1. предметом Государственного контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении железнодорожных перевозок воинских и специальных грузов с привлечением вагонов и контейнеров в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок».

В соответствии с п. 4.1 Государственного контракта его цена составляет 9 100 000 000 руб., включая НДС, которая в силу требований п. 4.5 Контракта является твердой, определяется на весь срок выполнения контракта и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, установленных законодательством РФ и п. 4.6, 4.8 Контракта.

Как следует из содержания п. 4.2. Контракта цена единицы Услуги устанавливается в соответствии с тарифами и сборами, действующими на железнодорожном транспорте, а также в соответствии со ставками и сборами, установленными Контрактом (Приложениями к нему).

31.03.2017 г. ОАО «РЖД» письмом №5693/ЦФТО, т.е. до заключения Государственного контракта, уведомило Ответчика о действующих согласно условиям публичной оферты с 01.04.2017 г. ставках привлечения железнодорожного грузового подвижного состава и контейнеров третьих лиц для оказания услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении перевозок воинских и специальных грузов. Факт ознакомления до заключения Государственного контракта с указанными ставками ответчик не отрицает.

Таким образом, при подписании 11.05.2017 г. Государственного контракта Ответчик располагал информацией о действующих размерах ставок

привлечения подвижного состава для выполнения железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ. Отсутствие возражений со стороны ответчика при подписании контракта свидетельствует либо о полном согласии с указанными ставками либо о том, что цена контракта сформирована с учетом указанных ставок.

Доказательств того, что цена контракта сформирована на основании ставок, действующих до 01.04.2017 г. ответчиком в материалы дела не представлено. Как не представлено доказательств изменения цены контракта в период его действия.

При этом требование п. 4.5 Контракта о том, что цена является твердой, определяется на весь срок выполнения контракта и не может изменяться в ходе исполнения контракта, в рассматриваемом случае не подлежит применению, потому как исковые требования не связаны с изменением цены контракта.

Довод ответчика о том, что ОАО «РЖД» в одностороннем порядке был изменен размер ставок, также подлежит отклонению ввиду того, что противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку после заключения Государственного контракта, размер ставок на протяжении всего срока исполнения контракта Истцом не изменялся, что сторонами не оспаривается.

На основании изложенного, исковые требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

          Взыскать с МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес: 119019, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 27.02.2003) за сет казны Российской Федерации в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003) в лице филиала ОАО "РЖД" Свердловская железная дорога плату за привлечение подвижного состава в размере 129 446 (Сто двадцать девять тысяч четыреста сорок шесть) руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере  4 883 (Четыре тысячи восемьсот восемьдесят три) руб. 38 коп.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

     Судья                                                                                                           Ю.В.Жбанкова