ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-176985/19-154-1506 от 07.10.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

14 октября 2019 г.                                             Дело №А40-176985/19-154-1506

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявителя (истца): Администрации городского округа Балашиха (143912, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.01.2016, ИНН: <***>)

к ФАС России (125993 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ ДОМ 11 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>)

о признании недействительными и отмене решения и предписания № 1-15-134/00-08-18

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя): ФИО1, доверенность от 09.07.2019 № Д-126/9;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 05.03.2019 № ИА/16970/19;

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Балашиха (далее – Заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными и отмене решения и предписания ФАС России № 1-15-134/00-08-18 от 19.04.2019.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность решения и предписания.

Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалования решения и предписания ФАС России заявителем соблюден.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, на основании приказа ФАС России от 25.05.2017 № 688/17 «О проведении внеплановой выездной проверки» и приказа ФАС России от 04.07.2017 № 886/17 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки, утверждённой приказом ФАС России от 25 мая 2017 г. № 688/17», инспекцией ФАС России в период с 31 мая 2017 по 31 августа 2017 проведена проверка в отношении Администрации городского округа Балашиха Московской области, ИНН <***>, адрес места нахождения: 143900, <...>.

Предметом проводимой ФАС России проверки являлось соблюдение Администрацией городского округа Балашиха требований антимонопольного законодательства (статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") при осуществлении своей деятельности.

По результатам проверки проведенной в соответствии с части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ФАС России вынесено решение по делу № 1-15-134/00-08-18 от 26.03.2019, которое было изготовлено в полном объеме 19.04.2019, согласно которому бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области без действующих разрешений по следующим адресам: <...> км + 250 м справа; ул. Советская, <...>; <...> около <...> около <...> 2км + 850м, справа; Разинское шоссе, середина д. 69; а/д М-7 «Волга», 28км + 750м, слева; Улица Терешковой, напротив д. 13; Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева; а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева; <...> справа; Носовихинское ш., 3км + 280 м, справа; ул. Трубецкая, напротив <...> 12км + 850 м, справа признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:

Также указанным решением ФАС России бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в не включении в Схему следующих рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией городского округа Балашиха Московской области выданы разрешения по адресу: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 было признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также на основании указанного решения ФАС России Заявителю выдано Предписание по делу № 1-15-134/00-08-18 от 19.04.2019 об устранении нарушения, которым Администрации городского округа Балашиха Московской области предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

1.         в срок до 03 июня 2019 года обеспечить осуществление демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), установленных по следующим адресам: <...> 2км + 850м, справа; Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева; а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева; Носовихинское ш., владение 4, справа; Носовихинское ш., 12км + 850 м, справа.

2.         в срок до 08 июля 2019 года включить в Схему следующие рекламные конструкции, на установку и эксплуатацию которых Администрацией городского округа Балашиха Московской области выданы разрешения, с предварительным согласованием указанной Схемы с уполномоченным органом исполнительной власти и последующим размещением на официальном сайте Администрации городского округа Балашиха Московской области в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90.

Не согласившись с вынесенными Заинтересованным лицом решением и предписанием, посчитав их нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Заявитель указывает на то, что решение ФАС России от 19.04.2019 принято с нарушением процедуры рассмотрения дела, предусмотренной статьей 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также заявитель указывает на неопределенность и неисполнимость выданного ему предписания.

Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях суд соглашается с позицией антимонопольного органа и при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в рамках проверки в отношении Заявителя осмотра территорий, помещений, документов, предметов проверяемого лица, Заинтересованным лицом установлено, что на территории городского округа Балашиха Московской области установлен и эксплуатируется ряд рекламных конструкций, без соответствующих разрешений и договоров.

Кроме того, в ходе исследования документов (информации), содержащихся на электронном носителе (копия 2 - HDD Seagate s/n ZA42C8YK 500 Gb) в информации, скопированной с рабочего компьютера исполняющего обязанности начальника отдела рекламы Администрации городского округа Балашиха ФИО3, антимонопольным органом обнаружены файлы: «Незаконные рк вдоль трасс по письму от 07 02 17.xlsx» и «Реестр РК незаконных 17 04.xlsx», содержащие информацию о незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений, а также не соответствующие Схеме размещения рекламных конструкций).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истёк, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения, — такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истёк, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления, может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, в бездействии Администрации городского округа Балашиха выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в бездействии Администрации городского округа Балашиха Московской области, выраженном в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции направила Администрации городского округа Балашиха Московской области предупреждение от 01.12.2017 № АГ/84126/17 (далее — предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем обеспечения осуществления демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), установленных по следующим адресам (срок исполнения предупреждения — до 30.01.2018): Щелковское шоссе, 17 км + 000 м, слева, Щелковское ш., д.70, <...> км + 370 м от круга Павлино в сторону г.Люберцы, справа, Зенинское ш., 1 км + 440 м от круга Павлино в сторону г.Люберцы, справа, Носовихинское ш., 3 км + 250 м справа, Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа, ул.Свердлова, середина д.20, стр.1, Носовихинское ш., 6км + 500м, слева, Носовихинское ш., 6км + 650м, справа, Носовихинское ш., 6км + 800м, справа, Носовихинское ш., 7км + 070м, справа, Носовихинское ш., 8км + 480м, слева, Носовихинское ш., 9км + 620м, слева, <...> слева, <...>, <...>, <...> <...> середина <...> 8км + 060м, справа, Носовихинское ш., 10км + 050м, слева, Носовихинское ш., 10км + 200м, слева, Носовихинское ш., 10км + 340м, слева, Носовихинское ш., 11км + 180м, справа, Носовихинское ш., 10км + 530м, справа, Носовихинское ш., 10км + 580м, справа, Носовихинское ш., 11 км + 950м, справа, <...> напротив остановки, ул. Спортивная, начало д. 17, г. Железнодорожный, ул. Юбилейная <...> начало д.4, ул. Свердлова, д.35, ул. Свердлова, начало д.33А, ул. Советская д.23, ул. Советская платформа Балашиха Лево, мкр. Северный съезд с Восточного шоссе 950 м. Право, ул. Некрасова, напротив <...> км+120, слева от а/д М-7» Волга», Проспект Ленина, д. 69, стр. 1, д. Павлино д. 64, <...> напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90, <...> <...> <...> между д. 5 и д. 7, <...> <...> ЖК «Чайка» корп. 2, <...> около <...> 1км + 300м от круга Павлино в сторону г. Люберцы, справа, Зенинское ш., 1км + 370м от круга Павлино в сторону г. Люберцы, справа, Зенинское ш., 1км + 440м от круга Павлино в сторону г. Люберцы, справа, Носовихинское ш., около <...> начало <...> 2км + 850м, слева, Носовихинское ш., 2км + 850м, справа, Носовихинское ш., Зкм + 150м, справа, Носовихинское ш., Зкм + 430м, справа, Носовихинское ш., 3км + 560м, справа, Носовихинское ш., Зкм + 660м, справа, Носовихинское ш., 4км + 880м, слева, Носовихинское ш., 5км + 100м, справа, Носовихинское ш., 5км + 100м, справа, Носовихинское ш., 15км + 120м, слева, Леоновское ш., 2км + 570м, справа, Леоновское ш., 3км + 180м, справа, Леоновское ш., Зкм + 250м, справа, Разинское шоссе, <...> середина д. 69, а/д М-7 «Волга», 28км + 750м, слева, улица Терешковой, напротив <...> пересечение с ул. Парковая, ул. Советская, напротив автобусной остановки «Зеленая улица», ул. Зеленая, <...> напротив вл. 4 А, ул. Свердлова, середина д. 20, стр. 1, мкр. ФИО4, ул. Летняя(на круговом движении), ул. Свердлова, около <...> напротив <...>, Щелковское ш-се, 16км + 340м, справа, Щелковское ш-се, 16км + 750м, справа Щелковское ш-се, д. 54, Щелковское ш-се, между д. 56 и д. 58, Щелковское ш-се, д. 70, Щелковское ш-се, д. 138, Щелковское ш-се, д. 140, Щелковское ш-се, д. 150, Щелковское ш-се, 24км + 500м, справа, Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева, Щелковское ш-се, <...> а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева, <...> напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 <...> конец д. 10, <...> справа, Носовихинское ш., 3км + 250 м, справа.

В ответ на запрос ФАС России от 19.11.2018 № АК/93965/18 Администрация города Реутов письмом от 30.11.2018 № 1 -вх-11912/01-01-20 подтвердила установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа Реутов по адресу: Носовихинское ш., начало д. ЗЗА, а также представила разрешительную документацию (разрешение от 10.03.2017 № 2113, договор от 10.02.2017 № 51-х).

Письмом от 09.11.2018 № 20/8-7 Администрация городского округа Балашиха Московской области сообщила о демонтаже рекламных конструкций по адресам (без приложения подтверждающих документов — актов о демонтаже, актов объезда адресов мест установки и эксплуатации рекламных конструкций): Носовихинское ш., 3 км + 250 м справа; <...> около <...> около д. 33А; а/д М-7 «Волга», 28км + 750м, слева; Носовихинское ш., 3км + 280 м, справа; ул. Трубецкая, напротив д. 1.

Также письмом от 09.11.2018 № 20/8-7 Администрация городского округа Балашиха Московской области представила предписания о демонтаже рекламных конструкций, выданные Администрацией городского округа Балашиха Московской области владельцам рекламных конструкций, установленных по следующим адресам: <...> (предписание о демонтаже от 08.11.2018); Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа (предписание о демонтаже от 08.11.2018); <...> (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Проспект Ленина, д. 69, стр. 1 (предписание о демонтаже от 08.11.2018); Носовихинское ш., 2км + 850м, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Разинское шоссе, середина д. 69 (предписание о демонтаже от 07.11.2018); улица Терешковой, напротив д. 13 (предписание о демонтаже от 04.12.2018); Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева (предписание о демонтаже от 16.11.2018); а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева (предписание о демонтаже от 04.12.2018); <...> (предписание о демонтаже от 07.11.2018); Носовихинское ш., владение 4, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Носовихинское ш., 12км + 850 м, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018).

Вместе с тем, письмом от 05.12.2018 № 310-УСР 1-вх-22613/8 Администрация городского округа Балашиха Московской области пояснила, что по истечении сроков действия выданных предписаний о демонтаже рекламных конструкций, конструкции будут включены в план демонтажа на территории городского округа Балашиха Московской области.

Также письмом от 05.12.2018 № 310-УСР 1-вх-22613/8 представители Администрации городского округа Балашиха Московской области сообщили, что по адресу: ул. Советская, д.17 по состоянию на 05.12.2018 рекламная конструкция не установлена. Подтверждающие документы отсутствуют.

При этом, анализ представленных Администрацией городского округа Балашиха Московской области документов и информации показал, что по адресу: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90 установлены 2 рекламные конструкции, которые по состоянию на текущий момент не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области, но имеют разрешительную документацию (разрешения и договоры).

Вместе с тем, в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Письмом от 05.12.2018 № 311-УСР 1-вх-22616 Администрация городского округа Балашиха Московской области представила копию письма от 04.12.2018 № 101исх-9038, направленного в адрес Главного управления по информационной политике Московской области, о возможности включения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области двух мест установки рекламных конструкций по адресу: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90 (<...>).

В соответствии с частью 3 статьи 39' Закона о защите конкуренции в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения статьи 15 настоящего федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела, в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела № 1-15-134/00-08-18 Комиссия ФАС России установила, что бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в не включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области (далее - Схема) двух мест установки рекламных конструкций, установленных на землях, находящихся в частной собственности, и на установку и эксплуатацию которых Администрацией городского округа Балашиха Московской области выданы разрешения, могло повлечь за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами — владельцами рекламных конструкций, установленных на территории городского округа Балашиха Московской области и включенных в Схему.

По мнению Комиссии ФАС России, владельцы рекламных конструкций, внесенных в Схему, в результате указанного бездействия Администрации городского округа Балашиха Московской области не могут полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, так как не располагают информацией о местах установки рекламных конструкций компаний-конкурентов, установленных на территории, находящейся в частной собственности, об их количестве на рынке, о проводимых ими рекламных кампаниях, о ценовой политике и др., и, следовательно, не могут спланировать проведение своих рекламных кампаний, в следствие чего, несут необоснованные убытки.

Одновременно, владельцы рекламных конструкций, установленных на территории, находящейся в частной собственности и не внесенных в Схему, получают необоснованные преимущества для осуществления своей хозяйственной деятельности на рынке. Владельцы рекламных конструкций, установленных на территории, находящейся в частной собственности и не внесенных в Схему, установленные в непосредственной близости от рекламных конструкций компаний, внесенных в Схему, обладают информацией об их владельцах, о ценах за размещение рекламы на таких конструкциях, что может повлечь за собой недобросовестную ценовую конкуренцию с их стороны.

На основании изложенного Комиссия установила в бездействии Администрации городского округа Балашиха Московской области, выраженном в не включении в Схему двух рекламных конструкций, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в бездействии Администрации городского округа Балашиха Московской области, выраженном в не включении в Схему двух рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией городского округа Балашиха Московской области выданы разрешения, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции направила Администрации городского округа Балашиха Московской области предупреждение от 17.12.2018 №08/103591/18 (далее — предупреждение №08/103591/18) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем включения в Схему следующих двух рекламных конструкции, с предварительным согласованием указанной   Схемы   с   уполномоченным   органом   исполнительной   власти   и последующим размещением на официальном сайте Администрации городского округа Балашиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (срок исполнения предупреждения — до 08.02.2019): ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90.

Письмом от 08.02.2019 № 704-исх 17-УСР Администрация городского округа Балашиха Московской области сообщила ФАС России, что информация по вопросу внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области, расположенных по адресам: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90, ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 находится на рассмотрении в Главном управлении по информационной политике Московской области (письмо в ГУИП от 07.02.2018 № 101Исх-499).

Однако, Администрация городского округа Балашиха Московской области не представила в ФАС России приложения к указанным письмам, подтверждающие факт направления информации относительно именно указанных адресов.

При этом Администрация городского округа Балашиха Московской области не направляла в адрес ФАС России ходатайства о продлении срока исполнения указанного предупреждения.

Проанализировав информацию Администрации об исполнении предупреждения от 17.12.2018 №08/103591/18, Комиссия ФАС России правомерно установила, что указанное предупреждение Администрация не исполнила.

В этой связи Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-15-134/00-08-18 учитывая совокупность имеющихся доказательств, обоснованно пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия (бездействие) Администрации городского округа Балашиха Московской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным и на основании статьи 481 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России было принято Заключение об обстоятельствах дела № 1-15-134/00-08-18, копия которого направлена письмом от 20.02.2019 № 08/12519/19 в адрес Администрации городского округа Балашиха Московской области.

Также в целях подтверждения фактов демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений) в рамках рассмотрения дела № 1-15-134/00-08-18 ФАС России письмом от 27.02.2019 № АК/14695/19 направлен запрос информации в адрес Главного управления по информационной политике Московской области (далее — ГУИП МО) с целью уточнения информации о наличии (или) отсутствии рекламных конструкций по ряду адресов.

В ответ на запрос письмом от 18.03.2019 № 3бисх-1090 ГУИП МО сообщило следующую информацию в отношении рекламных конструкций: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90, ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 находится на рассмотрении в Главном управлении по информационной политике Московской области (письмо в ГУИП от 07.02.2018 № 101Исх-499) и представила в ФАС России копии писем, подтверждающих факт направления информации относительно указанных адресов в ГУИП МО.

Таким образом, проанализировав информацию, представленную в рамках рассмотрения дела № 1-15-134/00-08-18 Администрацией городского округа Балашиха Московской области, ГУИП МО и ПСУ «МОСОБЛРЕКЛАМА», Комиссия ФАС России обоснованно пришла к следующим выводам в отношении рекламных конструкций, указанных в Перечне при возбуждении дела: <...>— установлена, разрешение отсутствует, заявка на включение в Схему находится на рассмотрении в ГУИП МО по состоянию на 11.03.2019; Носовихинское ш., 3 км + 250 м справа — демонтирована по состоянию на 07.11.2018; Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа — установлена, заявка на включение в Схему находится на рассмотрении в ГУИП МО; Носовихинское ш., 8км + 480м, слева - (разрешение № 86 от 07.11.2014, договор № 12 от 19.06.2014); <...> - установлена, заявка на включение в Схему находится на рассмотрении в ГУИП МО;  ул. Советская, д. 17 — демонтирована по состоянию на 20.03.2019; ул. Спортивная, начало д.17 - (разрешение № 1925 от 18.03.2016, договор № 198 от 15.10.2014); ул. Свердлова, начало д.33А - (разрешение № 1927 от 18.03.2017, договор № 198 от 15.10.2014); ул. Советская д.23 - (разрешение № 1926 от 18.03.2018, договор № 198 от 15.10.2014); Проспект Ленина, д. 69, стр. 1 — демонтирована по состоянию на 09.12.2018; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90 - установлена, заявка на включение в Схему находится на рассмотрении в ГУИП МО; <...> около д. 78А - демонтирована по состоянию на 07.11.2018; Носовихинское ш., около д. 33А - демонтирована по состоянию на 07.11.2018; Носовихинское ш., начало д. 33А - установлена и эксплуатируется на территории городского округа Реутов (разрешение от 10.03.2017 № 2113, договор от 10.02.2017 № 51-х); Носовихинское ш., 2км + 850м, справа - установлена без действующего разрешения по состоянию на 11.03.2019; 16.    Разинское шоссе, середина д. 69 - демонтирована по состоянию на 08.12.2018; а/д М-7 «Волга», 28км + 750м, слева - демонтирована по состоянию на 09.11.2018; улица Терешковой, напротив д. 13 - демонтирована по состоянию на 09.01.2019; Щелковское ш-се, д. 138 - (разрешение №1238 от 10.03.2014); Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева - установлена без действующего разрешения по состоянию на 11.03.2019; а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева - установлена без действующего разрешения по состоянию на 15.02.2019; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 -установлена, заявка на включение в Схему находится на рассмотрении в ГУИП МО; <...> — демонтирована по состоянию на 08.12.2018; Носовихинское ш., владение 4, справа - установлена без действующего разрешения по состоянию на 11.03.2019; Носовихинское ш., Зкм + 280 м, справа — демонтирована по состоянию на 07.11.2018; ул. Трубецкая, напротив д. 1 — демонтирована по состоянию на 09.11.2018; Носовихинское ш., 12км + 850 м, справа - установлена без действующего разрешения по состоянию на 11.03.2019.

Вместе с тем, в ходе анализа материалов антимонопольного дела ФАС России пришла к выводу о том, что по адресам: Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа; <...>; установлены рекламные конструкции типа «стела АЗС».

Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются.

По смыслу статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог объектами сервиса и организуют их работу в целях обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива (далее - стелы АЗС) является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Указанная позиция также изложена в решении Президиума ФАС России от 05.02.2014 № 1-4/5-1 и подтверждается решениями судов по делам № А43-14816/2016, № А43-14818/2016, № А56-64272/2013.

Учитывая изложенное, ФАС России правомерно и обоснованно установлено, что стелы АЗС, установленные по адресам: Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа и <...>, не являются рекламными конструкциями и для их установки и эксплуатации не требуется разрешение, предусмотренное частью 9 статьи 19 Закона о рекламе.

Доводы заявителя о том, что решение ФАС России от 19.04.2019 принято с нарушением процедуры рассмотрения дела, предусмотренной статьей 45 Закона о защите конкуренции, поскольку, по мнению заявителя, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения антимонопольного дела должна была привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ГУИП Московской области и собственников рекламных конструкций, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, отклоняются судом по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 42 Закона о защите конкуренции лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются: заявитель; ответчик; заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Нарушение антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установленной статьей 45 Закона о защите конкуренции процедуры рассмотрения дела, является основанием для признания незаконным (недействительным) и отмены оспариваемого решения, так как указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют, или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.

Согласно пункту 3 части 1  статьи 42 Закона о защите конкуренции заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Привлечение заинтересованных лиц к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства признано гарантировать полное, всестороннее, объективное и относительно скорое разбирательство по вопросам, требующим выяснения (с учетом правовых и фактических оснований дела) в каждом конкретном случае.

Однако предметом рассмотрения дела № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства являлось именно бездействие Администрации городского округа Балашиха, выраженное в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, а также в не включении в Схему размещения рекламных конструкции (далее —- Схема) рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, а не ГУИП Московской области и собственников рекламных конструкций.

Кроме того, в рамках возбужденного дела антимонопольный орган, исходил из того, что все юридически значимые действия в данном случае не были осуществлены именно Администрацией городского округа Балашиха, в связи с чем ответчик обоснованно ограничился оценкой действий (бездействия) со стороны Администрации на соответствие требованиям Закона о защите конкуренции и правомерно не привлек ГУИП Московской области и собственников рекламных конструкций в качестве заинтересованных лиц.

Вместе с тем, заинтересованные лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле по инициативе как лиц, участвующих в деле, так и антимонопольного органа. При этом от лица, участвующего в деле — Администрации городского округа Балашиха, ходатайств о привлечении к участию в деле № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства заинтересованных лиц не поступало.

При этом, согласно части 3.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в открытом заседании.

Таким образом, на заседании Комиссии ФАС России вправе присутствовать любые лица.

Также, согласно доводам Заявителя, оспариваемое решение ФАС России от 19.04.2019 в нарушение части 2 статьи 49 названного Закона в полном объеме было изготовлено в течение 18 (восемнадцати) рабочих дней со дня оглашения 26 марта 2019 его резолютивной части.

По мнению Заявителя, указанные выше обстоятельства являются достаточным основанием для признания решения ФАС России от 19.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-15-134/00-08-18 незаконным (недействительным) и его отмене.

Между тем, данный довод Администрации относительно нарушения ФАС России срока изготовления решения в полном объеме отклоняется судом как несостоятельный, поскольку данные обстоятельства не влекут нарушения прав и законных интересов Администрации и не могут являться безусловным основанием для признания недействительными оспариваемых решения и предписания.

Заявитель полагает, что оспариваемое предписание ФАС России от 19.04.2019 является незаконным, так как не отвечает требованиям исполнимости.

Так, по мнению Заявителя, пункт 1 оспариваемого предписания от 19.04.2019 не содержит конкретных указаний и четкой формулировки относительно действий, которые необходимо совершить заявителю, в связи с чем является неисполнимым.

Также, по мнению Заявителя, устанавливая Администрации городского округа Балашиха срок до 03.06.2019 для обеспечения осуществления демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых па территории городского округа Балашиха рекламных конструкций, ФАС России не учел, что в случае невыполнения в установленный срок обязанности владельцем рекламной конструкции по демонтажу, демонтаж объекта наружной рекламы, его хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляются за счет средств бюджета Городского округа Балашиха по договору со сторонней организацией, заключенному посредством электронного аукциона, и что данная процедура является времяемкой, в связи с чем указанный в пункте 1 предписания от 19.04.2019 срок до 03.06.2019 является неразумным.

Однако, данные доводы Заявителя отклоняются судом по следующим основаниям.

Решением ФАС России от 19.04.2019 № 08/32567/19 по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства бездействие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области без действующих разрешений по перечню адресов, а также в не включении в Схему перечня рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, были признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании своего решения от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФАС России выдал Администрации предписание № 08/32569/19 от 19.04.2019 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно, согласно пункту 1 предписания Администрации необходимо было в срок до 03.06.2019 обеспечить осуществление демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), установленных по 6 адресам.

При этом действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления, определены частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, пункт 1 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019 содержит конкретные указания и четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить Заявителю.

Довод Заявителя о том, что указанный в пункте 1 предписания от 19.04.2019 срок демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений) до 03.06.2019 отклоняется судом как необоснованный по следующим основаниям.

Факт незаконной установки и эксплуатации рекламных конструкций (без соответствующих разрешений) по 6 адресам, указанным в предписании № 08/32569/19 от 19.04.2019, был установлен ФАС России в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении Администрации городского округа Балашиха на основании приказа ФАС России от 25.05.2017 № 688/17 «О проведении внеплановой выездной проверки» и приказа ФАС России от 04.07.2017 № 886/17 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки, утверждённой приказом ФАС России от 25 мая 2017 г. № 688/17», в период с 31 мая 2017 по 31 августа 2017 и зафиксирован в Акте проверки от 31.08.2017 № 136, экземпляр № 1 которого 01.09.2017 вручен на руки представителю Администрации ФИО5 по доверенности № 1826 исх от 16.06.2017.

В связи с наличием в бездействии Администрации городского округа Балашиха, выраженном в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего     разрешения, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции направила Администрации предупреждение от 01.12.2017 № АГ/84126/17 (срок исполнения предупреждения — до 30.01.2018) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем обеспечения осуществления демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), установленных в том числе по 6 адресам, указанным в пункте 1 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019.

Однако указанное предупреждение от 01.12.2017 № АГ/84126/17 Администрация не исполнила.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России возбудил дело № 1-15-134/00-08-18 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области без действующих разрешений.

В рамках рассмотрения дела № 1-15-134/00-08-18 письмом от 09.11.2018 № 20/8-7 Администрация городского округа Балашиха Московской области представила предписания о демонтаже рекламных конструкций, выданные Администрацией владельцам рекламных конструкций, установленных по следующим адресам: <...> (предписание о демонтаже от 08.11.2018); Носовихинское ш., 12 км + 800 м справа (предписание о демонтаже от 08.11.2018); <...> (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Проспект Ленина, д. 69, стр. 1 (предписание о демонтаже от 08.11.2018); Носовихинское ш., 2км + 850м, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Разинское шоссе, середина д. 69 (предписание о демонтаже от 07.11.2018); улица Терешковой, напротив д. 13 (предписание о демонтаже от 04.12.2018); Щелковское ш-се, 24км + 420м, слева (предписание о демонтаже от 16.11.2018); а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16км+700м, слева (предписание о демонтаже от 04.12.2018); <...> (предписание о демонтаже от 07.11.2018); Носовихинское ш., владение 4, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018); Носовихинское ш., 12км + 850 м, справа (предписание о демонтаже от 09.11.2018).

Таким образом, Администрацией в ноябре и декабре 2018 года выданы предписания владельцам рекламных конструкций о демонтаже незаконно установленных и эксплуатируемых ими на территории городского округа Балашиха рекламных конструкций (без соответствующих разрешений) по 6-и из 6-и адресов, указанным в пункте 1 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019.

Кроме того, письмом от 05.12.2018 № 310-У CP 1-вх-22613/8 Администрация пояснила, что по истечении сроков действия выданных предписаний о демонтаже рекламных конструкций, конструкции будут включены в план демонтажа на территории городского округа Балашиха Московской области.

Однако, вплоть до даты выдачи предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019 Администрацией не предпринимались какие-либо действия в отношении указанных рекламных конструкций, предусмотренные частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, учитывая изложенное, указанный в пункте 1 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019 срок демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений) до 03.06.2019 является разумным и достаточным.

Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Кроме того, ходатайств о продлении срока исполнения пункта 1 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019 в ФАС России от Заявителя не поступало.

Также заявитель указывает на то, что предписывая пунктом 2 оспариваемого предписания от 19.04.2019 Администрации в срок до 08.07.2019 включить в Схему размещения рекламные конструкции по адресам, указанным в предписании, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, с предварительным согласованием указанной Схемы с уполномоченным органом исполнительной власти и последующим размещением на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ФАС России не учел, что указанное исполнение в силу закона не может быть поставлено в зависимость от исполнения данных требований иным лицом.

Как полагает Заявитель, исполнение пункта 2 предписания поставлено в зависимость от согласования Схемы размещения рекламных конструкций ГУИП Московской области, и напрямую зависит от воли последнего, в связи с чем также является неисполнимым, что является основанием для признания его недействительным.

Однако, данные доводы Заявителя по мнению ФАС России отклоняются судом по следующим основаниям.

На основании решения ФАС России от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФАС России выдал Администрации предписание № 08/32569/19 от 19.04.2019 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно, согласно пункту 2 предписания Администрации необходимо было в срок до 08 июля 2019 года (определением ФАС России от 15.07.2019 № 08/60529/19 срок продлен до 19.08.2019) включить в Схему рекламные конструкций в количестве 2-ух штук, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, с предварительным согласованием указанной Схемы с уполномоченным органом исполнительной власти и последующим размещением на официальном сайте Администрации городского округа Балашиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При рассмотрении дела № 1-15-134/00-08-18 Комиссия ФАС России установила в бездействии Администрации городского округа Балашиха, выраженном в не включении в Схему размещения рекламных конструкции двух мест установки рекламных конструкций, установленных на землях, находящихся в частной собственности, и на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела, в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в бездействии Администрации городского округа Балашиха Московской области, выраженном в не включении в Схему рекламных конструкций двух мест установки рекламных конструкций, установленных на землях, находящихся в частной собственности, и на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции направила Администрации предупреждение от 17.12.2018 №08/103591/18 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем включения в Схему рекламных конструкции в количестве двух штук, с предварительным согласованием указанной Схемы с уполномоченным органом исполнительной власти и последующим размещением на официальном сайте Администрации городского округа Балашиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (срок исполнения предупреждения — до 08.02.2019), по адресам, указанным также в пункте 2 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019.

Письмом от 08.02.2019 № 704-исх 17-УСР Администрация городского округа Балашиха Московской области сообщила ФАС России, что информация по вопросу внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области, расположенных по адресам: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90, ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90 находится на рассмотрении в Главном управлении по информационной политике Московской области (письмо в ГУИП от 07.02.2018 № 101Исх-499).

Проанализировав информацию Администрации об исполнении предупреждения от 17.12.2018 №08/103591/18, Комиссия ФАС России установила, что указанное предупреждение Администрация не исполнила, в том числе не включила в Схему размещения рекламных конструкции рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, по двум адресам, указанным в пункте 2 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019.

При этом Администрация городского округа Балашиха Московской области не направляла в адрес ФАС России ходатайства о продлении срока исполнения указанного предупреждения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, установленный в пункте 2 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019 срок являлся разумным и достаточным для включения в Схему размещения рекламных конструкции рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, по 2-ум адресам, указанным в пункте 2 предписания № 08/32569/19 от 19.04.2019, в том числе и для проведения обязательной процедуры согласования с ГУИП Московской области.

Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Кроме того, устранить выявленное нарушение антимонопольного законодательства, а именно — бездействие, выраженное в не включении в Схему размещения рекламных конструкции рекламных конструкций в количестве двух штук, на установку и эксплуатацию которых Администрацией городского округа Балашиха Московской области выданы разрешения, Администрация могла и иным способом, в частности, подать исковые заявления в суд об аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение принято в отношении липа, прекратившего свою деятельность 11.01.2016, и которому выдано предписание, что, по мнению заявителя, свидетельствует о недействительности данных документов, отклоняются судом в силу следующего.

Решение ФАС России от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и предписание ФАС России от 19.04.2019 по тому же делу о прекращении нарушения антимонопольного законодательства вынесены в отношении Администрации городского округа Балашиха (143900, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>).

Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрации городского округа Балашиха от 20.08.2019, указанные реквизиты ИНН и ОГРН принадлежат предшественнику действующей Администрации городского округа Балашиха — Администрации городского округа Балашиха, которая была ликвидирована 11.01.2016 в результате реорганизации — слияния Администрации городского округа Балашиха (ИНН <***>; ОГРН <***>) и Администрации городского округа Железнодорожный Московской области (ИНН <***>; ОГРН <***>).

В результате слияния 11.01.2016 была образована Администрация городского округа Балашиха (143912, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>).

При этом, как указывает антимонопольный орган, указание в решении ФАС России от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и предписании ФАС России от 19.04.2019 по тому же делу о прекращении нарушения антимонопольного законодательства реквизитов (ИНН и ОГРН) Администрации, ликвидированной 11.01.2016, является технической ошибкой, допущенной специалистом ФАС России по невнимательности в процессе технического копирования реквизитов из документов, оформленных ранее 11.01.2016 в отношении Администрации городского округа Балашиха.

Допущенная техническая ошибка в реквизитах решения и предписания ФАС России не может свидетельствовать об их недействительности.

Данная позиция также подтверждена определением Верховного суда Российской Федерации от 17 августа 2017 года № 305-ЭС17-6799 по делу № А40-25496/2015, в котором Верховный суд определил, нужно ли отменять судебный акт, если в нем допущена ошибка в указании ИНН. Судьи сочли такую ошибку технической и не влияющей на содержание документа.

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда в определении по делу № А40-25496/2015 указала, что исправление ошибочного ИНН арбитражного управляющего в судебном акте не изменяет его содержание и является не более чем технической формальностью, не влияющей на суть самого решения.

Комиссия ФАС России по делу № 1-15-134/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в целях исправления опечатки, допущенной в ИНН и ОГРН Администрации городского округа Балашиха в решении и предписании ФАС России по указанному делу, вынесла определение об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 26.08.2019 №08/74052/19.

Кроме того, как указывает антимонопольный орган, Администрация городского округа Балашиха является единственным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Городского округ Балашиха, ввиду чего, даже в случае указания неверных ИНН и ОГРН данного лица, идентифицировать указанное лицо можно по его наименованию.

Заявитель полагает, что в бездействии Администрации городского округа Балашиха, выраженном в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, а также в не включении в Схему размещения рекламных конструкции рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых Администрацией выданы разрешения, не является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заявителя, обязанности Администрации о включении в Схему размещения рекламных конструкций и демонтаже рекламных конструкций регламентируются частью 5.8, частью 21, частью 21.1, частью 21.2 и частью 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, в связи с чем Администрация Городского округа Балашиха считает, что данные правоотношения не связаны с нарушением Закона о защите конкуренции.

Однако данный довод Заявителя отклоняется судом, так как не соответствует нормам права ввиду следующего.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истёк, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе.

При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения — такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истёк, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления, может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.

При отсутствии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Таким образом, в бездействии органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения.

При этом бездействие органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, выразившееся в не осуществлении действий, направленных на включение в Схему рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа на основании выданных разрешений может повлечь за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами — владельцами рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа и включенных в Схему.

Так, владельцы рекламных конструкций, включенных в Схему, в результате указанного бездействия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа не могут полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, так как не располагают информацией о местах установки рекламных конструкций компаний-конкурентов, не включенных в Схему, установленных на землях на территории муниципального образования, об их количестве на рынке, о проводимых ими рекламных кампаниях, о ценовой политике и др., и, следовательно, не могут спланировать проведение своих рекламных кампаний, вследствие чего несут необоснованные убытки.

Владельцы рекламных конструкций, установленных на землях муниципального образования и не внесенных в Схему, получают необоснованные преимущества для осуществления своей хозяйственной деятельности на рынке.

Так, владельцы рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в соответствии с разрешениями на территории муниципального образования и не включенных в Схему, установленные в непосредственной близости от рекламных конструкций компаний, включенных в Схему, обладают информацией об их владельцах, о ценах за размещение рекламы на таких конструкциях, что может повлечь за собой недобросовестную ценовую конкуренцию с их стороны.

Учитывая изложенное, ФАС России в бездействии органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, выразившемся в неосуществлении действий, направленных на включение в Схему рекламных конструкции, установленных в соответствии с разрешениями на землях на территории муниципального образования правомерно и обоснованно усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и позиции сторон суд считает, что требования не могут быть удовлетворены, так как заявителем не доказано несоответствие оспариваемых решения и предписания ФАС России требованиям Закона.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми решением и предписанием ФАС России

Судом проверены все доводы заявителя, однако отклонены как необоснованные, поскольку они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения требований.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав заявителя оспариваемыми решением и предписанием в контексте ч. 1 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина в соответствии со ст.110 АПК РФ относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Администрации городского округа Балашиха - оставить полностью без удовлетворения.

Проверено на соответствие Действующему законодательству РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                 А.В. Полукаров