Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 13 февраля 2020 г. | Дело № А40-177185/18-25-1374 |
Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2020
Полный текст решения изготовлен 13.02.2020
Арбитражный суд в составе:
судьи Мороз К.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамхоевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
по искуПАО "МОЭК" (ОГРН <***>; ИНН <***>; дата регистрации 16.12.2004; 119526, <...>, ЭТ/КАБ 20/2017)
к ЖСК "СТРОЙДОРМАШ - 2" (ОГРН <***>; ИНН <***>; дата регистрации 15.01.2003; 107061; <...>)
о взыскании задолженности по договору №04.303351-ТЭ от 01.01.2012
по встречному исковому заявлению ЖСК "СТРОЙДОРМАШ - 2" к ПАО "МОЭК"
о взыскании суммы неосновательного обогащения, расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 290 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000,00 руб.
при участии: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ПАО «МОЭК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2» о взыскании 203 893, 13 руб. по договору теплоснабжения от 01.01.2012 №04.303351-ТЭ, в том числе
180 999, 66 руб. основного долга за поставленные энергоресурсы за период с января 2017 по декабрь 2017,
22 893, 47 руб. неустойки (пени) за просрочку платежа,
а также неустойки (пени), рассчитанной с 14.07.2018 по дату фактической оплаты основного долга исходя из ключевой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга.
Определением суда от 18.09.2018 принято к производству встречное исковое заявление ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2» к ПАО «МОЭК» о взыскании
506 473,85 руб. неосновательного обогащения 9с учетом уменьшения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, а также 60 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, для его рассмотрения совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2018 исковые требования ПАО «МОЭК» - удовлетворены; взыскано с ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2» в пользу ПАО «МОЭК» задолженность по договору №04.303351-ТЭ от 01.01.2012 в размере 180 999,66 руб., неустойку за период по 13.07.18 в размере 22 893,47 руб., неустойку за период с 14.07.2018 по дату фактической оплаты суммы задолженности исходя из ключевой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 7078 руб.; в удовлетворении встречных исковых требований ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2» отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2018 года по делу №А40-177185/18 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2019 года по делу № А40-177185/18 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела, суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку в рамках первоначального иска представленным ответчиком в качестве оплаты оказанных услуг платежным поручениям, в том числе № 717 от 19.07.2017 и № 694 от 10.06.2017; учесть: положения пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения; положения п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которому факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания; правовую позицию, изложенную в Определении ВС РФ № 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015; что ответчик поставляет истцу коммунальный ресурс, а не коммунальные услуги. Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей - в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса.
Суд кассационной инстанции также указал,
что, отказывая в удовлетворении встречного иска, судами сделан ошибочный вывод о том, что надлежащим доказательством поставки некачественной тепловой энергии («перетоп»), является исключительно журнал регистрации, акт проверки, то есть ответчиком не представлены доказательства выполнения требований главы X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354;
что судами необоснованно отклонены ссылки ответчика на представленные в материалы дела ведомости показаний приборов учета, которыми зафиксированы параметры («перетоп») поставленной тепловой энергии;
Заявленное ответчиком в судебном заседании устное ходатайство об объединении в порядке ст.130 АПК РФ в одно производство настоящего дела и дела №А40-261434/19-25-2108 по иску ПАО «МОЭК» к ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2» (далее - ЖСК) о взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы по договору №04.303351-ТЭ от 01.01.2012 за иные периоды – за декабрь 2018, для их совместного рассмотрения, удовлетворено судом - настоящее дело и дело №А40-261434/19-25-2108 объединены в одно производство и подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела №А40-177185/18-25-1374, о чем вынесено определение от 24.01.2020 в виде отдельного судебного акта.
Письменное заявление об уточнении иска, в котором истец просит суд взыскать задолженность по договору №04.303351-ТЭ от 01.01.2012, в том числе
107 036,47 руб. основного долга за поставленные энергоресурсы за декабрь 2018 года, 9 567, 41 руб. неустойки за просрочку платежа,
180 999, 66 руб. основного долга за поставленные энергоресурсы за период июль 2017 – сентябрь 2017, 42 189, 31 руб. неустойки за просрочку платежа за период с 20.09.2017 по 25.03.2019 принято судом протокольным определением, как соответствующее ст.49 АПК РФ.
Письменное ходатайство истца о назначении судебной экспертизы в порядке ст.82 АПК РФ для установления факта поставки ресурса надлежащего качества, судом рассмотрено и оставлено без удовлетворения протокольным определением как необоснованное, факт поставки ресурса надлежащего/ненадлежащего качества может быть установлен по имеющимся в деле доказательствам.
Истец исковые требования поддержал по изложенным в исковых заявлениях по объединенным дела обстоятельствам с учетом письменных уточнения и пояснений; по встречному иску возразил; заявил о пропуске ЖСК срока исковой давности.
Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве с пояснениями доводам; встречный иск поддержал по изложенным во встречном иске обстоятельствам с учетом письменных пояснений.
Исследовав письменные доказательства, суд установил.
Между ПАО «МОЭК» (Истец) и ЖСК «СТРОИДОРМАШ – 2» (Ответчик, Потребитель) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2012 №04.303351-ТЭ, предметом которого является подача Истцом Ответчику тепловой энергии (горячей воды) на условиях, определенных договором, за плату согласно действующим тарифам.
Согласно условиям договора, расчетным периодом для определения количества, стоимости и оплаты поставляемой потребителю тепловой энергии (горячей воды) является календарный месяц.
Во исполнение указанного договора Истец поставил Ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в общем количестве 544,863 Гкал (450,071 + 94, 792) и горячую воду за периоды июль 2017 – сентябрь 2017, декабрь 2018 года, определенной на основании тарифов для соответствующих групп потребителей, установленных уполномоченными органами государственного регулирования тарифов.
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
В соответствии с ч.2. ст.542 ГК РФ, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
В силу 8.6 Договора, при отклонении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе, оплата тепловой энергии Ответчиком производится в следующем порядке:
- при превышении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе - на основании показателей температурного графика.
Ответчиком представлены замечания относительно качества поставленных энергоресурсов за заявленный истцом период, в связи с чем, истец произвел перерасчет стоимости поставленного энергоресурса за вычетом некачественного ресурса – «перетопа».
Факт поставки энергоресурса ненадлежащего качества – с «перетопом», выявлен
- по двустороннему подписанному сторонами Акту обследования от 01.11.2017;
- по представленным ответчиком ведомостям показаний приборов учета о превышении температурного режима.
Таким образом, количество Гкал, приходящееся на избыток («перетоп») оплате, не подлежит, что учтено истцом при уточнении иска.
В соответствии с пунктом 7.1. договора №04.303351-ТЭ от 01.01.2012 окончательный расчет за поставленную тепловую энергию производится потребителем в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик не оплатил поставленный надлежащего качества энергоресурс в полном объеме в установленные сроки, в связи с чем, Истцом направлены в адрес Ответчика претензии об оплате спорной задолженность, которые Ответчиком не исполнены.
Факт вручения претензий подтверждается отметкой о получении документов с использованием электронной цифровой подписи.
В соответствии с положениями ч.ч. 9.1., 9.2., 9.3., 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере, предусмотренном указанным законом.
Вследствие просрочки исполнения обязательств по оплате поставленных энергоресурсов Ответчику начислена неустойка (пени).
В материалы дела представлен двусторонний акт выверки расчетов за период с января 2017 по декабрь 2017, в соответствии с которым ответчик признал факт наличия задолженности за указанный период, но с оговоркой – задолженность указана без учета уменьшения задолженности на основании п.8.6 договора, в связи превышением температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе.
Согласно уточненному расчету истца, задолженность ответчика составила
107 036,47 руб. основного долга за поставленные энергоресурсы за декабрь 2018 года, 9 567, 41 руб. неустойки за просрочку платежа,
180 999, 66 руб. основного долга за поставленные энергоресурсы за период июль 2017 – сентябрь 2017, 42 189, 31 руб. неустойки за просрочку платежа за период с 20.09.2017 по 25.03.2019.
В связи с неоплатой задолженности за спорный период в установленные сроки, истцом заявлены исковые требования.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании п.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.1 ст.330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Расчет истца судом проверен и признан арифметически и методологически верным.
При уточнении расчета задолженности, истцом учтены, в т.ч. положения ч.2. ст.542 ГК РФ, п.8.6 Договора, Акт обследования от 01.11.2017 и ведомости показаний приборов учета о превышении температурного режима; не включена в стоимость подлежащих оплате энергоресурсов за заявленный период, стоимость поставленных с нарушением температурного режима энергоресурсов.
Ответчик в нарушение положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердил оплату стоимости энергии в полном объеме в установленные сроки и на дату рассмотрения спора.
Доводы ответчика в обоснование возражений по иску учтены истцом при уточнении иска, а поэтому не являются основаниями для отказа истцу в удовлетворении уточненного иска.
Таким образом, уточненные исковые требования ПАО «МОЭК» обоснованы, правомерны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В обоснование встречного иска ЖСК «СТРОЙДОРМАШ - 2» ссылается на следующие обстоятельства.
ЖСК «Стройдормаш-2» является эксплуатирующей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, в который ОАО «МОЭК» осуществляло поставку энергоресурсов на основании договора теплоснабжения от 01.01.2012 №04.303351-ТЭ.
Согласно п.4.1.2 Договора теплоснабжающая организация обязуется поддерживать в точке поставки параметры качества тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями и правилами действующего законодательства РФ.
Согласно п.2.6. Договора параметры теплоносителя должны соответствовать температурному графику, указанному в Приложении №6.
Температурный график представляет собой зависимость температуры теплоносителя в системе отопления от температуры наружного воздуха.
Как указывает Ответчик, в ноябре-декабре 2017г. в Правление ЖСК «Стройдормаш-2» от жильцов многоквартирного дома стали поступать жалобы, связанные с нарушением температурного режима поставки теплоносителя в системе центрального отопления.
17.12.2017 ЖСК «Стройдормаш-2» направил обращение в специализированную организацию ООО «ЭСКО ЗЭ» по вопросу предоставления ведомостей учета параметров теплопотребления за период с 2015 по 2017гг.
15.01.2018 в ответ на ранее полученное обращение ООО «ЭСКО ЗЭ» предоставил запрашиваемые ведомости, после ознакомления с которыми, ЖСК «Стройдормаш-2» было выявлено, что ПАО «МОЭК» в нарушение условий заключенного Договора поставлял тепловую энергию ненадлежащего качества в период с 2015 по 2017гг.
Ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению выразилось в существенном завышении объемов поставки тепловой энергии, несоблюдении температурного графика, в связи с чем, в многоквартирном доме образовался так называемый «перетоп».
ПАО «МОЭК», существенно завышая температуру теплоносителя, ежемесячно выставлял счета ЖСК «Стройдормаш-2» за фактически отпущенное количество тепловой энергии.
ЖСК «Стройдормаш-2», не зная о «перетопе», регулярно оплачивал выставляемые счета, в связи с чем, у него возникла переплата за некачественно оказанные услуги по Договору (излишнее количество Гкал, отпущенных без соблюдения температурного графика).
Факт нарушения температурного графика (наличия «перетопа») подтверждается сведениями автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергоресурсов (АСКУРДЭ), которые представлены в виде ведомостей учета параметров теплопотребления за период с 2015 по 2017гг.
АСКУРДЭ входит в перечень типов средств измерений в соответствии с Приказом Росстандарта от 05.12.2017 №2700 «Об утверждении типов средств измерений».
В соответствии с произведенным расчетом за период с 2015 по 2017гг. ЖСК «Стройдормаш-2» оплатил услуги по Договору теплоснабжения на общую сумму в размере 2 498 372, 02 руб., в то время как сумма, подлежащая оплате, при соблюдении температурного графика, должна была составлять 1 617 470, 23 руб.
Таким образом, ЖСК «Стройдормаш-2» имеет право на взыскание образовавшейся переплаты (неосновательного обогащения) в размере 506 473,85 руб. за излишне поставленный коммунальный ресурс ненадлежащего качества.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Согласно подп. «в» п.95 Постановления Правительства РФ "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком).
В соответствии с подп. «в» п.111 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Правомерность позиции ЖСК «Стройдормаш-2» подтверждается сложившейся судебной практикой:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2018 N Ф05-17981/2017 по делу N А41-13620/2017:
«... Удовлетворяя исковые требования ООО "Жилтехносервис" о взыскании с АО "Люберецкая теплосеть" переплаты за горячее водоснабжение за периоды март, май - ноябрь 2015 года включительно, а также апрель - декабрь 2016 года включительно, возникшей в результате выставления ответчиком истцу счетов на оплату с завышенным расходом тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды суды правильно установили обстоятельства необоснованного завышения ответчиком количества тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения...»;
«...суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к правомерному выводу об удовлетворении иска ООО "Жилтехносервис" о взыскании с АО "Люберецкая теплосеть" неосновательного обогащения в виде необоснованной переплаты за горячее водоснабжение...»;
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2015 N Ф09-9054/14 по делу N А60-6486/2014:
«...Поскольку несоответствие фактической температуры теплоносителя на нужды отопления нормативному графику 105/70 °С подтверждены показаниями прибора учета, излишне полученная ответчиком от истца стоимость тепловой энергии ненадлежащего качества является неосновательным обогащением»;
Ввиду уплаты управляющей организацией денежных средств в размере большем необходимого с учетом фактического потребления коммунальных ресурсов надлежащего качества, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о возникновении на стороне общества "СТК" неосновательного обогащения в размере 82 700руб. 67 коп...»;
07 февраля 2018г. в целях досудебного урегулирования спора ЖСК «Стройдормаш-2» была вручена в адрес ПАО «МОЭК» претензия о разрешении указанного спора, которая ПАО «МОЭК» не исполнена.
Согласно п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Сумма переплаты ЖСК за поставленные ресурсы ненадлежащего качества является для ПАО «МОЭК» неосновательным обогащением.
ПАО «МОЭК» в нарушение положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердил поставку энергоресурсов надлежащего качества, возврата ЖСК стоимости неосновательного обогащения в установленные сроки и на дату рассмотрения спора.
Доводы ПАО «МОЭК» в обоснование возражений по встречному иску отклоняются судом на основании следующего.
В силу указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29. 12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15 07.2010 № 2380/10 установлено, что поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в этой связи при его исполнении стороны обязаны применять правила, утвержденные Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством РФ Федеральными органами исполнительной власти. Отступление от императивных норм таких правовых актов недопустимо, независимо от того, соотносится ли их положения с условиями действующего между сторонами договора или нет.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида установлены Правилами № 124.
Пунктом 16 Правил №124 предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабения.
Следовательно, положения законов и нормативно-правовых актов в т.ч. о теплоснабжении подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК, следовательно, они регулируют отношения сторон по делу по поставке коммунальных ресурсов, не урегулированных жилищным законодательством, в т.ч. в части соблюдения параметров качества коммунальных ресурсов в точке поставки на границе эксплуатационной сторон, и ответственности РСО за нарушение параметров качества тепловой энергии (коммунального ресурса).
Так, в силу положений ст. 161 ЖК РФ, пунктов 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ЖСК является исполнителем коммунальных услуг и обязан приобретать у ПАО «МОЭК» тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальной услуги.
Объектом энергоснабжения в данном случае являются многоквартирные жилые дома.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию и теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Также, согласно п. 1.1. «Методических рекомендаций по регулированию отношений между РСО и потребителями» (Методические рекомендации Минэнерго России от 19 01.2002) получение тепловой энергии осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключаемого между РСО и абонентом.
В силу норм жилищного законодательства и законодательства в сфере теплоснабжения, поставка коммунального ресурса «тепловая энергия» осуществляется на основании спорного договора, заключаемого в соответствии с нормами жилищного и норм законов и нормативно правовых актов в части не урегулированных жилищным законодательством.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 1.2 Договора ТЭ точка поставки тепловой энергии н теплоносителя определена в Акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленном между Теплоснабжающей организацией и Потребителем, и является неотъемлемой частью договора. Адреса течек поставки тепловой энергии и теплоносителя указаны в Приложении.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила 491), границей эксплуатационной ответственности, при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, в силу действующего законодательства и Договора, ПАО «МОЭК» отвечает за поставку тепловой энергии до точки поставки, которая располагается на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, указанной в Приложении к Договору.
В соответствии с п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1. ст. 19 190-ФЗ Количество тепловой энергии, теплоносителя поставляемых по договору тепло-водоснабжения, подлежат коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении), Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Постановлением № 1034 утверждены правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее Правила 1034).
В силу п.5 Правил 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно ч.2 ст. 19 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, воды и сточных вод осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договорами тепло- водоснабжения не определена иная точка учета.
Пунктом 3.1 Договора ТЭ определено, что учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется приборами учета, установленными в точке поставки.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) установлены в точках поставки. Сведения об установленных ОДПУ согласно пункту 3.2 Договора ТЭ указаны в Приложениях 5 и 5.1 Договора ТЭ.
Таким образом, учет количества и качества поставляемой тепловой энергия осуществляется путем измерения ее общедомовыми приборами учета, установленными в точке поставке на границе эксплуатационной и балансовой принадлежности.
Согласно ч.1 ст. 542 ГК РФ, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
Согласно обязательным Правилам 124 и Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила 808) параметры (показатели) качества поставляемого коммунального ресурса являются существенными условиями договора теплоснабжения.
Качество теплоснабжения - это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункты 2, 13 статьи 2, статья 19 Закона «О теплоснабжении», статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 106 Правил 1034).
Показатели качества в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, являются существенными условиями договора теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии. предусмотренному схемой теплоснабжения термодинамические параметры теплоносителя (пункты 24. 25 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила 808).
Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014 г. № 99/пр. «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Приказ Минстроя России от 17.03.2014) установлено, что контроль качества поставки и потребления тепловой энергии производится на границе балансовой принадлежности между теплоснабжающей (теплосетевой) организацией и потребителем (п. 50), теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения (п. 51 (в)).
Пунктом 10 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» выделяет такой показатель качества теплоносителя, как температура сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком. Параметры, закладываемые в температурный график, являются объективными показателями для определения качества тепловой энергии на точке поставки ресурса и отклонения от установленного графика оказывают прямое влияние на температуру воздуха в помещениях многоквартирного дома. Завышение/снижение температуры сетевой воды, подаваемой на отопление, по сравнению с температурой, рассчитанной по нормальному температурному графику, неизбежно приводит к повышение/понижению температуры воздуха в отапливаемом здании.
Также, согласно п. 1.1. «Методических рекомендаций по регулированию отношений между РСО и потребителями» (Методические рекомендации Минэнерго России от 19 01.2002) получение тепловой энергии осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключаемого между РСО и абонентом.
Одним из существенных условий договора теплоснабжения является показатель качества тепловой энергии (по тепловой энергии, отпускаемой с сетевой водой), обеспечиваемый РСО - это температура сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, инициальный перепад давлений между подающим и обратным трубопроводом в предельное значение давления в обратном трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности (п. 1.5 гл. 1 Отопление «Методические рекомендации по регулированию отношений между РСО и потребителями» Минэнерго России от 19.01.2002г.).
Ресурсоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды, в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствия с приложенным к договору температурным графиком. В периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений, принятых для проектирования систем отопления, температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
В силу п. 6.32 МДК 4-02.2001 «Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (Приказ Госстроя России от 13.12.2000 № 285) температура воды в подающей линии водяной сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 18-24 ч., определяемой диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Согласно п. 9.2.1. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления должно быть в пределах 3% от установленного температурного графика.
В случае превышения более чем на 3% от договорной величины температуры сетевой воды, возвращаемой в тепловую сеть энергоснабжающей организации, и поддержания ее температуры в подающем трубопроводе в соответствии с договором (±3%), определение количества тепловой энергии производится по температурному графику, приложенному к договору (п. 3.8 Методических рекомендаций Минэнерго России от 19.01.2002).
Параметры, закладываемые в температурный график, являются объективными показателями для определения качества тепловой энергии на точке поставки ресурса, и отклонения от установленного графика оказывают прямое влияние на температуру воздуха в помещениях многоквартирного дома; снижение температуры сетевой воды, подаваемой на отопление, по сравнению с температурой, рассчитанной по нормальному температурному графику, неизбежно приводит к понижению температуры воздуха в отапливаемом здании; повышение температуры сетевой воды, подаваемой на отопление, по сравнению с температурой, рассчитанной по температурному графику, приводит к повышению температуры воздуха в отапливаемой здании. Это превышение также может выходить за допустимые пределы и, кроме того, значительно увеличивает расход тепла и, соответственно, платежи за отопление.
Согласно п.4.1.2 Договора, ответчик обязуется поддерживать в точке поставки параметры качества тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями и правилами действующего законодательства РФ.
Согласно п.2.6. Договора ТЭ Параметры теплоносителя должны соответствовать температурному графику, указанному в Приложении № 6.
Таким образом, действующим законодательством и Договором установлено, что параметры качества (в том числе термодинамические) в точке поставки поставляемой ответчиком тепловой энергии, измеряемые общедомовыми приборами учета, должны соответствовать температурному графику, указанному в Приложении №6.
Вывод суда об обязанности ресурсоснабжающей организации поставлять в точку поставки на границу эксплуатационной ответственности ресурс требуемого качества, также изложен в Определении Верховного Суда РФ № 309-КГ18-15488 от 9 октября 2018 г. по делу №№ А47-4142/2017.
На основании изложенного доводы ПАО «МОЭК» о том, что законодательством не установлены конкретные параметры качества в точке поставки и другие доводы, основанные на данном утверждении, подлежат отклонению.
ПАО «МОЭК» ссылается на порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а именно на отсутствие в материалах дела актов проверки сообщений о нарушении качества коммунальных услуг, составленных в соответствии с X главой Правил 354.
Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям:
ПАО «МОЭК» подменяет и смешивает понятия «коммунальные ресурсы» и «коммунальные услуги».
Понятия «коммунальные ресурсы» и «коммунальные услуги» даны в пункте 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. № 124 (далее -Правила 124) и в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила 354)
Согласно пунктам 2 Правил 124 и 354:
«коммунальные ресурсы» это - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
«коммунальные услуги» это - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
При этом в соответствии с п.4 Правил 354, предоставление коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещениях, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельных участках и расположенных на них жилых домов (домовладений) осуществляется исполнителем путем:
- производства коммунальных услуг на инженерном оборудовании дома с использованием любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании и подача их по внутридомовым инженерным сетям до потребителя;
или
- подача по внутридомовым инженерным сетям до потребителя коммунального ресурса, приобретенного у ресурсоснабжающей организации;
Исчерпывающий перечень коммунальных услуг приведен в пункте 4 Правил 354, согласно которому потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, следует различать виды коммунальных услуг и ресурсов.
Из вышеизложенного следует, что «коммунальные ресурсы» и «коммунальные услуги», например: коммунальный ресурс «Холодная вода» (ХВ) и коммунальная услуга по холодному водоснабжению (ХВС) — это разные понятия.
Согласно п.1 Правил 354, настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Настоящий спор о нарушении качества поставленной ПАО «МОЭК» тепловой энергии (коммунального ресурса) в рамках заключенного Договора ТЭ.
Коммунальные ресурсы и коммунальные услуги отличаются не только наименованием, но и местом исполнения (поставки), параметрами, требованиями к качеству ресурса(услуги) в месте исполнения (поставки), а также лицом, ответственным за качество поставляемых ресурсов или качество исполнения услуги.
Согласно пунктам 2 Правил 124 и 354 "исполнитель" это - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
Согласно части «д» пункта 3 Правил 354 Качество предоставляемых потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам. При этом Приложением №1 к Правилам 354 для каждого вида коммунальных услуг установлены параметры качества, допустимые отклонения, а также порядок изменения размера платы за отклонение от допустимых параметров качества коммунальных услуг. Параметры качества коммунальных услуг установлены в виде конкретных величин, определяемых непосредственно в помещении у потребителя: в т.ч. в местах водоразбора, вводных автоматах, температура воздуха в помещениях, давление в радиаторах отопления и пр.
Таким образом, местом предоставления коммунальных услуг является помещение потребителя.
В отличие от коммунальных услуг, оказываемых потребителю в его помещении исполнителем коммунальных услуг, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации, согласно п.5. ст. 15 190-ФЗ «О теплоснабжении», является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Таким образом, место исполнения обязательств теплоснабжающей организации является именно точка поставки, указанная в Договоре ТЭ, т.е. УУТЭ или стена многоквартирного дома на границе балансовой принадлежности.
Из изложенного следует, что предоставление коммунальных услуг и поставка коммунальных ресурсов различаются как по участникам правоотношений, так и по месту исполнения обязательств, что указывает на совершенно различные правоотношения.
Согласно п.п. «д» п.22 Правил 124, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно абз.2 п. 98 Правил 354 в Приложении 1 к Правилам 354 приведены:
- Требования к качеству коммунальных услуг (левый столбец таблицы Приложения 1);
- Допустимая продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги (средний столбец таблицы Приложения 1);
- условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (правый столбец таблицы Приложения 1)
Как указано выше, понятия «коммунальные услуги» и понятие «коммунальные ресурсы» не тождественны, они различаются тем, что видов коммунальных услуг меньше, чем видов коммунальных ресурсов, различаются их параметры качества и требованиями к качеству, в связи с чем, Правилами 354 в отношение ряда ресурсов не урегулированы условия и порядок изменения размера платы, например, правый столбец таблицы Приложения 1 не содержит раздела «тепловая энергия», описание требований к качеству этого ресурса, допустимых отклонений, условий и порядка изменения размера платы в случае ненадлежащего качества.
В силу п. 16 Правил 124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, -нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Подпункт «д» п.22 Правил 124 ссылается на условия и порядок изменения размера платы, установленный Правилами 354 для коммунальных услуг. Однако в котором не урегулированы меры ответственности для ряда нарушений параметров качества коммунальных ресурсов.
Поскольку порядком изменения размера платы, приведенном в Приложении 1 к Правилам 354 не урегулирован порядок изменения размеры платы за нарушения параметров качество тепловой энергии, то в соответствии с п.16 Правил 124 применяются нормы ГК РФ и законодательство в сфере ресурсоснабжения.
Из сказанного следует, что в случае, если жилищным законодательством не урегулирован порядок изменения платы за некачественно поставленные ресурсы "тепловая энергия", следует применять нормы гражданского законодательства и законодательства в сфере энергоснабжения в т.ч. ч.2 ст. 542 ГК РФ.
Правила 354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов Истцом (исполнителем коммунальных услуг) (п.1 Правил 354).
Разделом X Правил 354 установлен: «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Таким образом, довод ПАО «МОЭК» основан на подмене понятий и неверном толкование норм материального права, а следовательно, подлежит отклонению.
Ответчик из раздела X Правил 354 избирательным образом толкует пункты 108, 109 о составлении акта проверки факта нарушения качества коммунальных услуг, как обязательное требование для доказывания факта нарушения качества услуг, что не соответствует действительности.
Раздел X Правил 354 (пункты 104-113 Правил 354) предусматривает действия по установлению фактов нарушения качества коммунальных услуг для 4 (четырех) разных ситуаций, а именно:
1) Нарушение качества услуг выявил исполнитель, причина нарушений известна.
2) Нарушение качества услуг выявил исполнитель, причина нарушений не известна.
3) Поступило обращение потребителя о нарушении качества, в момент обращения исполнителю известно о нарушении и причине нарушения.
4) Поступило обращение потребителя о нарушении качества, в момент обращения исполнителю не известно о нарушении и/или причине нарушения.
Согласно п. 104 Правил 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В первых двух случаях, при выявлении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг, согласно пункту 104 Правил 354, если исполнителю причина известна, он обязан зафиксировать событие и причину записью в специальном журнале, а если причина не известна, принять меры к выяснению причины, и после установления причины, также зафиксировать событие в журнале.
Таким образом, в двух случаях, при выявлении нарушения качества коммунальных услуг исполнителем, составления акта не требуется.
Третий и четвертый случай относятся к ситуации при обращении граждан.
Согласно п. 105 Правил 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно п. 106 Правил 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В соответствии с п. 107 Правил 354 в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
То есть, если на момент обращения потребителя исполнителю известны причины нарушения качества коммунальных услуг, то это означает, что исполнитель в соответствии с п. 104 Правил 354 уже установил причину и зафиксировал нарушение качества и его причину в журнале фиксации нарушений качества коммунальных услуг, и в этом случае диспетчер, принявший обращение от потребителя, фиксирует факт его обращения в журнале обращений и зачитывает потребителю информацию о причине нарушений из журнала фиксации фактов нарушений качества коммунальных услуг.
Таким образом, в третьем случае, при обращении потребителя о нарушении качества, если исполнителю причина нарушения уже известна, пункт 107 раздела X Правил 354 составление акта не предусматривает.
Согласно п. 108 Правил 354 в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Исходя из изложенного, акт проверки факта нарушения качества коммунальной услуги составляется только в одной из четырех ситуаций, предусмотренных X разделом Правил 354.
Согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в пункте 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ №22 от 27 июня 2017 года, Акт составляемый в случае, предусмотренном п. 108 Правил 354 не является обязательным доказательством нарушения качества коммунальной услуги. ВС РФ указал, что: «при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта)».
С учетом того, что встречные исковые требования заявлены по Договору ресурсоснабжения о нарушении параметров качества, поставляемого коммунального ресурса, акт проверки в соответствии с разделом X Правил 354 тем более не обязателен, так как Правила 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг между исполнителем (истцом) и собственниками помещений.
Доводы о том, что ЖСК не представлены доказательства выполнения требований главы X Правил №354, а также составленных в соответствии с главной X Правил №354 актов проверки, подлежит отклонению, так как основаны на подмене понятий и неправильном толковании норм права.
ВС РФ в постановлении №22 указал, что Акт проверки, составляемый в соответствии с п. 108-109 Правил 354, не является обязательным доказательством нарушения качества коммунальных услуг, а также что перечень доказательств нарушения параметров качества коммунальных услуг изложенных в главе X Правил №354, в силу ст. 55 АПК РФ не является исчерпывающим.
Кроме того, как изложено выше тепловая энергия — это коммунальный ресурс, а глава X Правил №354 в силу п.1 Правил №354 регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома обеспечивается исполнителем (в данном случае истцом в лице ЖСК «Стройдормаш-2») посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение и т.д.) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации в данном случае - является внешняя стена многоквартирного дома (п. 1.2 Договора ТЭ), где установлен общедомовой прибор учета коммунального ресурса, который помимо прочего фиксирует температурные характеристики поставленной в дом тепловой энергии.
За качество предоставленных услуг собственникам и пользователям помещений отвечает исполнитель коммунальных услуг. Требования к качеству коммунальных услуг установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
За качество поставленного коммунального ресурса отвечает ресурсоснабжающая организация. Исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация в договоре ресурсоснабжения должны учитывать Правила предоставления коммунальных услуг и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и вправе согласовать условия о качестве поставляемого коммунального ресурса таким образом, чтобы это позволяло исполнителю оказывать коммунальные услуги надлежащего качества.
Рассматриваемый в настоящем деле спор вытекает из правоотношений по ресурсоснабжению многоквартирных домов и нормы, установленной ч.2 ст. 542 ГК РФ.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, складывающиеся между исполнителем коммунальных услуг и потребителями (собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах), в том числе по вопросам качества оказанных коммунальных услуг, выходят за рамки предмета данного спора.
Следовательно, доводы о том, что ЖСК не представил доказательства выполнения требований главы X Правил 354, подлежат отклонению.
Встречный иск основан на нарушении качества тепловой энергии (коммунального ресурса) и заявлен, в т.ч. на основании статьи 542 ГК РФ, согласно которой, при нарушении ресурсоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству поставленного энергоресурса, последняя вправе получить от абонента оплату за этот ресурс в размере стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно позиции Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-103609/2016: «...Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей (в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса)...»; «...Качество тепловой энергии - совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющихустановок в соответствии с их назначением...»; «...При этом отсутствие актов проверки, предусмотренных Правшами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), само по себе, не свидетельствует о надлежащем качестве поставленной тепловой энергии...».
Доказанность поставки коммунального ресурса, не соответствующего договорным параметрам, является достаточным основанием для квалификации действий ресурсоснабжающей организации как нарушения исполнения договорных обязательств с вытекающими отсюда последствиями, аналогичный вывод изложен ВС РФ в Определении №307-ЭС 16-2153, в котором ВС РФ указал следующее: «Предоставление коммунальных услуг обеспечивается исполнителем (в том числе управляющей организацией) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации в данном случае является внешняя стена многоквартирного дома, где по общему правилу должен быть установлен общедомовой прибор учета коммунального ресурса, который помимо прочего фиксирует температурные характеристики поставленной в дом тепловой энергии. За качество предоставленных услуг отвечает исполнитель коммунальных услуг. Требования к качеству коммунальных услуг установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. За качество поставленного коммунального ресурса отвечает ресурсоснабжающая организация. Исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация в договоре ресурсоснабжения должны учитывать Правила предоставления коммунальных услуги и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и вправе согласовать условия о качестве поставляемого коммунального ресурса таким образом, чтобы это позволяло исполнителю оказывать коммунальные услуги надлежащего качества. Доказанность поставки коммунального ресурса, не соответствующего договорным параметрам, является достаточным основанием для квалификации действий ресурсоснабжающей организации как нарушение исполнения договорных обязательств с вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, представление исполнителем коммунальных услуг в суд достоверных доказательств того, что общедомовым прибором учета коммунального ресурса зафиксировано отклонение от согласованных в договоре ресурсоснабжения параметров качества поставленного ресурса по общему правилу достаточно для подтверждения нарушения ресурсоснабжающей организацией договорных обязательств.»
Встречный иск заявленный на ч.2 ст. 542 ГК РФ является кондикционным иском (о взыскании неосновательного обогащения).
Для квалификации действий РСО как нарушение исполнения договорных обязательств, достаточно установить факт несоответствия параметров коммунального ресурса.
Поставляемые энергоресурсы подлежат коммерческому учету с использованием ОДПУ, установленных в точке поставки на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности сторон.
В силу ч. 13 ст.2 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;
Согласно п.4 Правил 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:
а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;
г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
На основании данных посуточных ведомостей показаний общедомовых приборов учета, установленных в точке поставки, то есть задокументированных параметров поставленной тепловой энергии, за спорный период установлено, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе с учетом температуры наружного воздуха, подтвержденной сведениями Архивов (https://www.gismeteo.ru/ и https://www.rp5.ru/), не во все дни спорных месяцев соответствовала утвержденному температурному графику.
Как указано выше, согласно подпункту «д» пункта 22 Правил 124, в случае нарушения параметров качества коммунальных ресурсов, стоимость изменяется в порядке, установленном Правилами 354.
Однако, поскольку Правилами 354, а также иными нормами жилищного законодательства не определен порядок изменения размера платы за несоблюдение термодинамических параметров теплоносителя в соответствии с температурным графиком (т.е. за нарушение параметров качества тепловой энергии), то в соответствии с пунктом 16 Правил 124 стороны должны руководствоваться нормами ГК РФ, а также законодательством в сфере ресурсоснабжения.
Правоотношения между сторонами регулируются условиями заключенного между ними Договора теплоснабжения, предметом которого является поставка теплоснабжающей организацией через присоединенную сеть Исполнителю тепловой энергии для оказания коммунальных услуг, в котором, помимо прочего, стороны согласовали требования по качеству поставляемой тепловой энергии. Так, в частности, стороны установили, что при нарушении со стороны поставщика тепловой энергии температурного графика в точке поставки (п.8.6 Договора) предусматривается оплату тепловой энергии производить в соответствии с показателями температурного графика, если наблюдается превышение температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе. Конкретные параметры указаны в температурном графике, являющемся приложением к Договору.
Руководствуясь вышеизложенным, на основании данных показаний ОДПУ выполнен анализ качества поставленной тепловой энергии (за каждые сутки отчетных периодов). Согласно представленному сравнительному анализу, было выявлена поставка тепловой энергии ненадлежащего качества с превышением среднесуточной температуры теплоносителя более чем на 3% от температурного графика. (Температурный график представлен в приложении №6 к Договору ТЭ).
Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу А40-177185/18 указал: «Отказывая в удовлетворении встречного иска судами сделан ошибочный вывод о том, что надлежащим доказательством поставки некачественной тепловой энергии, является исключительно журнал регистрации, акт проверки, то есть ответчиком не представлены доказательства выполнения требований главы X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.
При этом судами не учтены положения пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.»
При этом, согласно правовой позиции ВАС РФ изложенной в определении ВАС-8427/14 от 08 июля 2014 года:
«Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью приборов учета, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации и потребителя (исполнителя коммунальных услуг) (пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При наличии технических возможностей приборов по сохранению данных в памяти заинтересованная сторона спора не лишена возможность проверить эти сведения, в том числе и в период судебного разбирательства. Ограничения по допустимости доказательств. подтверждающих качество поставленного коммунального ресурса, законом не установлены.»
Как указано выше, в соответствии с ч.2. ст.542 ГК РФ, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Договоры теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям и содержать существенные условия договора, в том числе ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения (часть 4, пункта 8, статьи 15 Закона о теплоснабжении, статья 21 Правила теплоснабжения 808).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии).
В силу 8.6 Договора при отклонении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе, оплата тепловой энергии Ответчиком производится в следующем порядке:
- при превышении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе -на основании показателей температурного графика.
- при занижении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе - за фактически отпущенный объем тепловой энергии.
Представленные в материалы дела ведомости показаний приборов учета, которыми зафиксированы параметры поставленной тепловой энергии, являются надлежащими доказательствам.
Судом установлено, что ПАО «МОЭК» поставляет ЖСК коммунальный ресурс, но не коммунальные услуги.
Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей - в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса и не учтена правовая позиция, изложенная в определении ВС РФ № 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015.
Таким образом, настоящим Договором предусмотрена частичная оплата объема поставленной тепловой энергии, в случаях, когда температура теплоносителя превышает установленную температурным графиком.
Согласно п. 50. Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (Зарегистрированой в Минюсте России 12.09.2014 N 34040) (далее Методика 99) контроль качества поставки и потребления тепловой энергии производится на границе балансовой принадлежности между теплоснабжающей (теплосетевой) организацией и потребителем. Контролю подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим.
В силу части «в» п.53 Методики 99, при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через ЦТП теплоснабжающая организация, эксплуатирующая ЦТП обеспечивает соблюдение отопительного графика на входе системы отопления в течение всего отопительного периода.
Так как, температура теплоносителя превышала температуру, установленную температурным графиком, то в силу п.8.6 Договора оплате подлежит только, часть тепловой энергии, потребленная в диапазоне температур между температурой по графику и температурой обратки (возвращенного теплоносителя). То есть, для расчета подлежащей оплате тепловой энергии на основании п.8.6 договора, берутся значения, не между фактической температурой теплоносителя на подаче и обратном трубопроводе, а между температурой теплоносителя определенной по температурному графику с отступом +3% (допустимое отклонение в соответствии с п.п. 6.2.59 и 9.2.1. Правил ПТЭТЭ) и температурой в обратном трубопроводе.
ЖСК представлен в письменных пояснениях ко встречному иску детальный расчет неосновательного обогащения с указанием подробной методики расчета.
Учет тепловой энергии, а также контроль качества, в том числе термодинамических параметров теплоносителя осуществляется в точке поставки с использованием приборов учета, фиксирующих параметры коммунального ресурса.
Анализ (сопоставление) задокументированных приборами учета параметров поставленных энергоресурсов, позволяет определить, соответствие или превышение температуры теплоносителя (т.е наличие избытка тепловой энергии), которая в силу ч.2 ст. 542 ГК РФ, а также в силу п.1 ст. 544 ГК РФ на основании п.8.6. Договора оплате не подлежит, и в соответствии со ст. 1102 ГК РФ должна быть возвращена ЖСК как неосновательное обогащение.
К аналогичному выводу при схожих обстоятельствах пришёл ВС РФ в Определении № 309-ЭС15-4023 от 19 мая 2015 г.: «...исходя из того, что материалами дела подтверждены факты несоответствия поставленного ответчиком коммунального ресурса (тепловой энергии) температурным параметрам, установленным в утвержденном энергоснабжающей организацией графике, и переплаты ответчиком за данную поставку в спорный период, судом констатировано наличие неосновательного обогащения...»
Неосновательное обогащение в силу ст. 1102 является самостоятельным предметом спорных взаимоотношений сторон. Полученные денежные средства по объему поставленной тепловой энергии, без учета параметров качества, не основаны на законе.
Таким образом, ЖСК представил все необходимые доказательства нарушения качества поставленной тепловой энергии, в т.ч.: договор, показания приборов учета, анализ качества, методику расчета, температурный график, расчет суммы неосновательного обогащения.
В силу 8.6 Договора при отклонении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе, оплата тепловой энергии Ответчиком производится в следующем порядке:
- при превышении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе -на основании показателей температурного графика.
- при занижении температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе - за фактически отпущенный объем тепловой энергии.
В соответствии с требованиями ст.ст. 309-310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Из показаний приборов учета и проведенного анализа следует, что ПАО «МОЭК» подавал тепловую энергию с превышением максимально допустимого превышения температуры теплоносителя, установленной температурным графиком, в зависимости от температуры окружающей среды (наружного воздуха).
В расчете и анализе качества количество тепловой энергии, поставленное с превышением температурного графика, именуется «Избыток» (подробные определения даны в методике).
В соответствии с ч.2. ст.542 ГК РФ, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Таким образом, количество Гкал, приходящееся на избыток оплате, не подлежит.
Ресурсоснабжающая организация экономически более сильная сторона в профессиональный участник рынка теплоснабжения, а потому заключая соответствующий договор энергоснабжения, должен нести риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является ЖСК. Данная позиция отражена в судебной практике, и том числе, в Определении Верховного судя Российской Федерации от 12.10.2016 по делу № 309-ЭС16-13402.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 170 АПК РФ, при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
Расходы по госпошлине распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.
В отношении судебных расходов судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.
Истец по встречному иску (ЖСК «СТРОЙДОРМАШ – 2») понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 60 000 руб., что подтверждается соответствующими приложенном к иску документами.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года N 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием, недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с абзацем первым п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года N 1, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года N 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Суд, определяя разумность пределов, исходит, в том числе, из сложности спора, а также исходя из сложившихся в Московском регионе цен и наличия многочисленной судебной практики по аналогичной категории дел, считает заявленный ко взысканию размер судебных расходов обоснованным и документально подтвержденным.
На основании вышеизложенного, суд считает разумным, соразмерным и подлежащим возмещению судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, в размере 60 000 руб.
На основании ст. 110 АПК РФ, учитывая объем произведенной на момент рассмотрения заявления представителем работы; доказательства, подтверждающие расходы на оплату услуг представителя, сложившийся в судебной практике уровень оплаты данных услуг, разумность таких расходов, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полной сумме.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 8, 9, 11, 12, 307, 309, 310, 330, 539, 542, 544, 1102 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 49, 64, 65, 104, 110, 123, 124, 150, 156, 167-171, 176 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с жилищно - строительного кооператива "СТРОЙДОРМАШ - 2" в пользу публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" задолженность по договору №04.303351-ТЭ от 01.01.2012 за декабрь 2018 года в размере 107 036,47 руб.; неустойку в размере 9567,41 руб.; задолженность за период июль 2017 – сентябрь 2017 в размере 180 999,66 руб., неустойку за период с 20.09.2017 по 25.03.2019 в размере 42 189,31 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 149 руб.
Встречные исковые требования удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" в пользу жилищно - строительного кооператива "СТРОЙДОРМАШ - 2" сумму неосновательного обогащения в размере 506 473,85 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 854 руб.
Произвести зачет.
Взыскать с публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" в пользу жилищно - строительного кооператива "СТРОЙДОРМАШ - 2" денежные средства в размере 166 681 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4071 руб.
Возвратить жилищно - строительному кооперативу "СТРОЙДОРМАШ - 2" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 10 815 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья К.Г. Мороз