ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-17738/17 от 30.06.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 июля 2017 года

Дело № А40- 38/2017 -144-167

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2017 года

Арбитражный суд города Москвы

в составесудьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фаткулиным Р.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Мультисистема»

к ответчику: АО «ЕЭТП»

третье лицо: ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО"

о признании незаконными действий

с участием:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 06.10.2015)

от ответчика – ФИО2 (паспорт, доверенность от 10.09.2016)

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «Мультисистема» (с учетом изменения оснований заявления в порядке ст. 49 АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий АО «Единая электронная торговая площадка» по осуществлению дальнейшего блокирования операций по лицевому счету ООО «Мультисистема» и обязании прекратить осуществленное блокирование операций в отношении денежных средств по счету ООО «Мультисистема» и аннулировать документальную задолженность по электронным аукционам:

1)  реестровый номер MOS 13121080017 от 13.12.2010 на сумму 1 625 637 рублей;

2)  реестровый номер MOS 13121080021 от 13.12.2010 на сумму 793 054 рублей;

3)  реестровый номер MOS 13121080002 от 13.12.2010 на сумму 1 065 957, 50 рублей.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.

Ответчик требования отклонил по доводам, изложенным в отзыве и письменных дополнениях к нему.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 168 АПК РФ установлено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Из содержания заявления следует, что между истцом и ответчиком существуют договорные отношения на основании ст.428 ГК РФ (договор присоединения) и п.2.3. Регламента процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки «Коммерческие закупки» АО «Единая электронная торговая площадка».

Согласно ст. 428 ГК РФ, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Между сторонами Договор не расторгнут и действует в настоящее время. В соответствии с пунктами 2.5, 5.1 Регламента, Регламент является публичной офертой, которую участники процедуры акцептуют посредством прохождения регистрации и аккредитации на электронной площадке оператора, что влечет полное согласие со всеми положениями данного регламента электронной площадки, порождает обязанности его исполнения.

 Согласно пункту 2.6 Регламента факт присоединения Организатора торгов и участников к Регламенту является полным принятием условий Регламента и всех его приложений в редакции, действующей на момент регистрации и аккредитации на электронной торговой площадке.

В декабре 2010 года ООО «Мультисистема» подало на электронную торговую площадку АО «ЕЭТП» заявки на участие в аукционах в электронной форме на право Выполнения работ по комплексному содержанию улиц и проездов ВАО г. Москвы (реестровые номера торгов MOS13121080002, MOS13121080017, MOS13121080021).

АО «ЕЭТП» является юридическим лицом, владеющим электронной площадкой и обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации для неограниченного количества участников, зарегистрированных (аккредитованных) на торговой площадке и принявших условия оферты, изложенной в Регламенте.

Регламент АО «ЕЭТП» разработан в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ, ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц "от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ, ФЗ № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме». Также Регламент определяет процессы размещения заказов или предложений путем проведения различных видов процедур в электронной форме, а так же определяет условия участия Сторон в этих процедурах, регулирует отношения, возникающие между ними.

В соответствии с п. 2.5 Регламент ОАО «ЕЭТП» является публичной офертой, которую Организатор торгов и участники процедуры акцептуют посредством прохождения регистрации и аккредитации на электронной торговой площадке Оператора, что влечет полное согласие со всеми положениями данного Регламента, порождает обязанности его исполнения. Факт присоединения Организатора торгов и участников к настоящему Регламенту является полным принятием условий настоящего Регламента и всех его приложений в редакции, действующей на момент регистрации и аккредитации на электронной торговой площадке (п. 2.6 Регламента).

Согласно Разделу 1 Регламента Электронная торговая площадка - аппаратно-программный комплекс, который обеспечивает проведение процедур в электронной форме на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://com.roseltorg.ru.

Согласно п.2.7 Регламента оператора торговой площадки АО «ЕЭТП», с момента аккредитации на электронной торговой площадке по адресу http://etp.roseltorg.ru/B сети «Интернет», Участник считается присоединившимся к Регламенту, и является Стороной Регламента.

На основании трех идентичных Протоколов от 21.01.2011 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право выполнения работ по комплексному содержанию улиц и проездов ВАО г. Москвы, ООО «Мультисистема» было признано победителем. Во исполнение условий документации об аукционе, в адрес заказчика ГУП г. Москвы «ГУЗ ВАО», в установленный срок, 26.01.2011 от ООО «Мультисистема» был направлен подписанный ЭЦП проект государственного контракта и документ об обеспечении исполнения контракта - договор поручительства, подписанный поручителем - ООО «Финансовая компания «Альтернатива». Однако, впоследствии, Заказчиком торгов было установлено, что поручитель не соответствовал предъявленным требованиям и не имел права выдавать поручительство. Запрет на заключение договоров поручительства был разослан Департаментом капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы руководителям ГУ УКРиС по административным округам письмом № 07-10-1369/0 от 25.11.2010, и участникам торгов, в частности ООО «Мультисистема», был неизвестен.

В соответствии с ч.2 ст.41.8. Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ООО «Мультисистема» перечислил на счет АО «ЕЭТП» (оператора электронной площадки), открытый для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежные средства в размере обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме:

1)  реестровый номер MOS 13121080017 от 13.12.2010 на сумму 1 625 637,00 рублей;

2)  реестровый номер MOS 13121080021 от 13.12.2010 на сумму 793 054,00 рублей;

3)  реестровый номер MOS 13121080002 от 13.12.2010 на сумму 1 065 957,50 рублей.

04.02.2011 от Заказчика было направлено уведомление о нарушении сроков подписания контракта (не предоставление бухгалтерских документов Поручителя). Также, 04.02.2011 опубликованы протоколы отказа Заказчика от заключения контракта. В связи с не предоставлением победителем аукциона в электронной форме, вместе с подписанными ЭЦП Государственным Контрактом и Договором Поручительства, копий бухгалтерских документов на поручителя, победителю конкурса было отказано в заключение указанных Контрактов.

В соответствии с п. 11 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ ООО «Мультисистема» признано уклонившимся от заключения контракта.

25.03.2011 УФАС по г. Москве было вынесено решение о включении сведений в отношении ООО «Мультисистема» в РНП сроком на 2 года. Данный срок истек 04.04.2013.

07.02.2011 Решения аукционной комиссии были обжалованы в УФАС г. Москвы, которое 24.03.2011 приняло Решение о законности действий комиссии.

10.03.2011 Государственный Заказчик - ГУ ГУЗ ВАО г. Москвы обратилось в УФАС г. Москвы с письмом о невключении ООО «Мультисистема» в РНП и разблокировки сумм обеспечения на счету ООО «Мультисистема» на Торговой Площадке АО «ЕЭТП» (Вх.№ 4328 от 14.03.2011). То есть Заказчик самостоятельно распорядился прекратить блокирование операций по счету, чем отказался от своего права на получение денежных сумм по обеспечению контрактов.

Однако, несмотря на решение Заказчика о разблокировке счета, счета были заблокированы на общую сумму 3 483 648 рублей.

Блокирование счета продолжается до настоящего времени, хотя прошло более 6 (шести) лет. На лицевом счету ООО «Мультисистема» в настоящее время отрицательная сумма  - (минус) 3 483 648 рублей. В случае внесения какой-либо суммы на наш счет, денежные средства будут продолжать блокироваться, хотя уже нет и того Заказчика, который имел право требования и требования в установленный гражданским кодексом РФ трехлетний срок - не заявлены.

Блокировка счета ООО «Мультисистема» нарушает условия Договора, права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует участию ООО «Мультисистема» на участие на Торговой Площадке АО «ЕЭТП» в аукционах, торгах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, порочит деловую репутацию.

Согласно п. 4.1.1 Регламента, оператор торговой площадки обязан оказывать услуги в соответствии с Федеральным законом, и другими нормативно-правовыми документами РФ, а также распоряжаться денежными средствами (п.4.2.1 Регламента), внесенными участниками размещения заказа в качестве обеспечения их заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Регламентом и 94-ФЗ (действовавшим в 2011 году).

Торговая Площадка АО «ЕЭТП» сообщила, что не имеет возможности без предписания Федеральной антимонопольной службы разблокировать счет и списать сумму задатка по проведенным аукционам.

ФАС России, будучи уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, в течение десяти рабочих дней осуществляет проверку факта уклонения участника от заключения контракта и в случае подтверждения факта осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 статьи 19, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Решение АО «ЕЭТП» было обжаловано в УФАС г.Москвы, которое сообщило, что решение данного вопроса о разблокировке счета находится в компетенции ФАС России.

ФАС России в своем Решении от 20.10.2016 сообщило, что в действиях Оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» имеются нарушения Закона о размещении заказа, выразившиеся в неперечислении заблокированных денежных средств в адрес Заказчика.

На сегодняшний день, несмотря на то, что ООО «Мультисистема» исключено из реестра недобросовестных поставщиков, оператор торговой площадки АО «ЕЭТП» продолжает блокировать операции по счету ООО «Мультисистема», чем нарушает договорные отношения.

Кроме того заявитель указывает, что АО «ЕЭТП» на основании ч.17 ст.41.12 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта должно было прекратить осуществленное в соответствии с ч.11 ст.41.8 этого закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме всех участников открытого аукциона в электронной форме в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе.

Согласно части 12 статьи 41.12. Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений об участнике открытого аукциона в Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19, прекратить блокирование денежных средств, заблокированных для обеспечения участия такого участника в этом открытом аукционе и перечислить данные денежные средства Заказчику.

При этом, согласно положениям статьи 19 Закона о размещении заказов, включение сведений об участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти на основании обращения Заказчика с приложением документов свидетельствующих об отказе участника открытого аукциона от заключения контракта, которые должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта.

Как следует из буквального толкования части 12 статьи 41.12 ФЗ № 94, лишь в случае уклонения участника открытого аукциона от заключения контракта и внесения сведений о таком участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков, оператор электронной площадки перечисляет заблокированные для обеспечения участия в этом открытом аукционе денежные средства заказчику.

В силу части 4 статьи 19 ФЗ № 94 только в случае заключения контракта (при уклонении победителя) заказчик обязан в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта направить в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти соответствующие сведения.

В соответствии с п. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт.

Заказчик не обратился к оператору торговой площадки с требованием перевода на свой счет заблокированных денежных средств, а оператор не перевел эти денежные средства заказчику. Тем более заказчик отказался от получения этих денежных средств. Таким образом, вина участника закупки ООО «Мультисистема» в неперечислении заблокированных денежных средств, полностью отсутствует, так как действия участника никак не могли повлиять на действия заказчика и оператора торговой площадки.

Согласно п. 19.6. Регламента в случае, если Заказчик в течение 60 календарных дней после подведения итогов по процедуре не осуществляет действий, направленных на заключение договора, то Ответчик автоматически переводит процедуру в архив и разблокирует денежные средства всех участников Процедуры, если требование о внесении обеспечения участия в процедуре было установлено Заказчиком.

Поскольку заказчиком не было предпринято никаких действий, направленных на получение денежных средств, то Ответчик должен был перенести данную процедуру в архив и разблокировать сумму обеспечения заявки. Сумма обеспечения была возвращена на счет ООО «Мультисистема», однако, после этого вновь была включена блокировка счета на указанную сумму, которая продолжается до настоящего времени.

В соответствии с регламентом АО «ЕЭТП» участие в электронных процедурах возможно при наличии на счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренном документацией об аукционе.

Согласно п. 7.4.1 Регламента, по истечении срока аккредитации (3 года), в случае, если не была в установленные сроки проведена переаккредитация, Оператор исключает Участника из реестра Участников размещения заказа на электронной торговой площадке, переводит информацию об Участнике в архив и хранит ее не менее 10 (десяти) лет. При исключении Участника из реестра участников, прошедших аккредитацию, Оператор отправляет на адреса электронной почты Участника, указанный при аккредитации, и в личный кабинет Администратора организации, сообщение об исключении Участника из реестра аккредитованных организаций.

 Сообщение содержит наименование Оператора, дату и время исключения Участника из реестра, обоснование удаления из реестра. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем окончания аккредитации, Оператор возвращает оставшиеся на субсчете Участника средства, необходимые для внесения обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, на счет, ранее указанный в личном кабинете Участника.

Следовательно, как указывает заявитель, еще 26.08.2013 ООО «Мультисистема» должно было быть исключено из реестра аккредитованных на торговой площадке организаций, с возвращением денежных средств и закрытием всех счетов - субсчета свободных средств и субсчета блокировочных средств. Данные процедуры оператором не исполнены до настоящего момента. Наша организация не имеет возможности зарегистрироваться вновь на этой торговой площадке с открытием новых субсчетов и с возможностью участия проводимых на этой торговой площадке торгов, так как регистрация осуществляется на основании ИНН, ОГРН организации, а наша компания не может пройти аккредитацию из-за блокированного счета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Мультисистема» в суд с настоящим заявлением.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующего.

На электронной площадке АО «ЕЭТП» разработан и действует Регламент организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент гос. секции, находится в открытом доступе), регламентирующий проведение электронных процедур по адресу https://etp.roseltorg.ru.

Однако, истец обосновывает свои доводы на положениях Регламента процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки «Коммерческие закупки» АО «ЕЭТП» подпадающим под действие Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (https://com.roseltorg.ru), тогда как ООО «Мультисистема» принимало участие в процедурах, опубликованных на государственной секции https://etp.roseltorg.ru, соответственно, контролируемой Регламентом АО «ЕЭТП» об организации и проведении электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе и ранее действующим 94-ФЗ.

Следует различать заключение договора на коммерческой секции АО «ЕЭТП», и заключение контракта на государственной секции АО «ЕЭТП».

В данном случае, по итогам электронных процедур между Заказчиком и Заявителем подлежал заключению именно контракт.

Таким образом, довод истца о применении АО «ЕЭТП» п. 19.6 Регламента коммерческой секции о переводе процедуры в архив и разблокировки денежных средств по истечении 60 дней является ошибочным и несостоятельным, сделанным в виду неправильного толкования положений действующего законодательства, Регламента АО «ЕЭТП».

Указанная норма о разблокировке денежных средств также отсутствовала/отсутствует в № 94-ФЗ / № 44-ФЗ.

Кроме того, также является несостоятельным довод ООО «Мультисистема» относительно того, что Заказчик не обращался к оператору электронной площадки с требованием перевода денежных средств, тем самым отказался от получения спорных сумм, ввиду того, что обязанность по перечислению, контролю и отслеживанию подобных перечислений на законодательном уровне лежит на операторах электронных площадок и не зависит от наличия либо отсутствия обращений Заказчиков.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд является совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 46 БК РФ суммы денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований зачисляются в полном объеме в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В свою очередь, Заявитель принимал участие в объявленных, ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ВАО» (далее - Заказчик) на сайте https://etp.roseltorg.ru, электронных аукционах на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по комплексному содержанию улиц и проездов ВАО г. Москвы, правила и порядок проведения которых регламентированы Законом о контрактной системы.

В данном случае, сумма обеспечения заявок на участие в аукционах, необоснованно выведенная ООО «Мультисистема», подлежала в силу п.12 ст.41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ перечислению электронной площадкой заказчику - ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ВАО» города Москвы, который в свою очередь в силу п. 6 ч. 1 ст. 46 БК РФ зачисляет их в бюджет города Москвы.

Следовательно, денежные средства участника ООО «Мультисистема», признанного уклонившимся от заключения контракта подлежали и подлежат перечислению в адрес Заказчика, а, соответственно, и в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в качестве штрафной санкции за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вышеуказанное подтверждается решениями ФАС России о признании соответствующими Закону о размещении заказов действий АО «ЕЭТП» о должном блокировании денежных средств и перечислении их Заказчику. Следовательно, незаконно выведенные денежные средства должны быть зачислены Заявителем на л/с (возвращены) и направлены в адрес Заказчика.

В настоящем случае с учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о наличии у АО «ЕЭТП» оснований для блокирования операций в отношении денежных средств по счету ООО «Мультисистема», в связи с наличием у ответчика обязанности по перечислению денежных средств заказчику.

На основании изложенного суд считает возможным сохранить существующее состояние отношений (status quo) между сторонами.

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на истца.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 449 ГК РФ, руководствуясь статьями 49, 64-68, 71, 75, 81, 110, 123, 156, 162, 167-170, 174, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Мультисистема» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Г.Н. Папелишвили