ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-178641/2021-144-1330 от 19.11.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 января 2022 года

Дело № А40-178641/21-144-1330

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года

Резолютивная часть решения  изготовлена 19 ноября 2021 года

Арбитражный суд города Москвы                         

в составе судьи Папелишвили Г.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело по заявлению ООО «Белтаможвилия»

к ответчику – Московская областная таможня

о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении № 10013000-000964/2021 

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ: ООО «Белтаможвилия» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московская областная таможни от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении № 10013000-000964/2021.

Ответчиком предоставлены материалы административного дела на основании которого вынесено оспариваемое постановление, а также отзыв в котором возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность, обоснованность  оспариваемого постановления.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи, с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ,  суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению, однако постановление подлежит изменению в части размера наложенного на заявителя штрафа по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КРФоАП, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КРФоАП и ч.2 ст.208 АПК РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, заявителем не пропущен.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, постановлением от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении № 10013000-000964/2021 ООО «Белтаможвилия» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ООО «Белтаможвилия» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения администра­тивного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверя­ет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно п.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что, установленный ст.4.5 КРФоАП срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

В ходе судебного разбирательства суд также установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено ответчиком с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.4, 29.7  КРФоАП без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий.

Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Так из материалов дела следует, что 13.02.2021 в регион деятельности таможенного поста Красная Горка Смоленской таможни с территории Республики Беларусь прибыл товар «цветочная продукция иностранного происхождения» на транспортном средстве с регистрационными номерами АМ0740-2/А2100В-2 по товаросопроводительным документам: транзитная декларация № 11209103/090221/0134339,CMR № ISJ0453 JSJ0454 от 10.02.2021, счет-фактура № ISJ0453_ISJ0454 от 12.02.2021, акт фитосанитарного контроля № 671530130221002.

Так, согласно инвойсу и акту фитосанитарного контроля перемещается «цветочная продукция», весом нетто 5 791, 60 кг, весом брутто 7 700, 00 кг, стоимостью 7 435, 19 долларов США, страны происхождения товара разные.

В соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенного досмотра. В связи с этим сотрудниками ОКВОТ СТКПВТ Смоленской таможни данное транспортное средство направлено в зону таможенного контроля Ленинградского таможенного поста Московской областной таможни.

Однако, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС на часть товара, который не задекларирован, отсутствуют.

Данный товар, согласно представленным товаросопроводительным документам, оформлен на территории Республики Беларусь по ДТ № 06650/120221/0003780.

В ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров установлено, что получателем груза на территории РФ является ООО «БиоПромТорг», которое в целях подтверждения факта декларирования указанной продукции по средствам электронных каналов связи предоставило копию декларации на товары № 06650/120221/0003780, сведения о которой указаны в товаросопроводительных документах на данный груз.

12.02.2021 ООО «БелТаможВилия» в ПТО Минск-Белтаможсервис-2 Минской Региональной таможни подана ДТ под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ 40), в которой к таможенному оформлению заявлены товары, а именно: «цветочная продукция в ассортименте ...» всего 136 товаров, количество мест- 521, 11 842,00 кг, весом нетто 5 791, 60 кг, весом брутто 7 700, 00 кг, стоимостью 7 435, 19 долларов США, страны происхождения товара разные.

Согласно п. 8 ст. III ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

16.02.2021 в целях проверки соблюдения действующего таможенного законодательства ЕАЭС при декларировании товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, на основании поручения на таможенный досмотр № 10013000/229/150221/Р000026 принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра (далее - АТД) № 10013000/229/160221/Р000020 при естественном и искусственном освещении в светлое время суток, в крытом помещении склада СВХ ЗАО «ЛЦ «Западные Ворота», в соответствии с поручением на таможенный досмотр, произведен 100 % досмотр товара, с полным взвешиванием, пересчетом. Визуально, согласно маркировкам, а также со слов представителя, груз представляет собой «цветочную продукцию» страны происхождения которой: Польша, Колумбия, Израиль, Эквадор, Кения, Нидерланды, США. До начала досмотра, согласно визуальному осмотру, на грузовом отсеке транспортного средства, прибывшего для таможенного досмотра, присутствовали средства таможенной идентификации, а именно, пломба ФТС России № 8173591. Средства таможенной идентификации удалены при проведении таможенного досмотра. В результате таможенного досмотра представленного груза, было установлено, что товар представляет собой укорененную в питательном грунте рассаду цветочных и декоративных растений различных наименований, в пластиковых ячеистых лотках, живые декоративные и цветочные растения различных наименований, в горшках с питательным грунтом, свежесрезанные цветы различных наименований, упакованные в банчи и свежесрезанная декоративная растительность различных наименований, связанная в пучки (связки). Свежесрезанные цветы и декоративная растительность упакованы в картонные коробки. Информация о производителе на маркировках отсутствует.

В результате сопоставления сведений фактически обнаруженного товара со сведениями, заявленными в ДТ и товаросопроводительных документах, установлено, что фактически обнаруженное количество цветов превышает заявленное в ДТ и товаросопроводительных документах, а именно: 1. Товар № 1 - «роза», длина стебля 40 см - больше на 5000 шт. (в ДТ - 1200 шт., в АТД - 6200 шт.); 2. Товар № 11 -«альстромерия» - больше на 160 шт. (в ДТ - 320 шт., в АТД - 480 шт.); 3. Товар № 13 -«гвоздика» - больше на 1800 шт. (в ДТ - 6000 шт., в АТД - 7800 шт.); 4. Товар Ш 15 -«гортензия» - больше на 150 шт. (в ДТ - 70 шт., в АТД - 220 шт.), 5. Товар № 117 -«молочай», черенки укор. - больше на 154 шт. (в ДТ - 102 шт., в АТД - 256 шт.), 6. Товар № 121 - «гортензия», черенки укор. - больше на 370 шт. (в ДТ - 660 шт., в АТД -1030 шт.), 7. Товар № 133 - «очиток», черенки укор. - больше на 418 шт. (в ДТ - 102 шт., в АТД - 520 шт.).

Кроме этого, в ходе таможенного досмотра обнаружены 2 товара, сведения о которых отсутствуют в декларации на товары, а именно: 1. «salvia (шалфей)», черенки укор. - 396 шт.; 2. «луковицы цветов iris (ирис)», в торфяном субстрате - 400 шт. Соответственно, представленный документ, а именно, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора), не распространяет свое действие на товары, не задекларированные в ДТ № 06650/120221/0003780.

В соответствии с пунктами 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

К «запретам и ограничениям» в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов. Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:

- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

- протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12).

В соответствии со ст. 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры:

1. Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

2. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

3. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:

Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);

Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее -Положение).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12) Договора, с пунктом 2.1. Положения: «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.

Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка;

2) осмотр транспортных средств;

3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

4) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:

1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;

2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения;

Согласно пункту 4.1.4 Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;

3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

В соответствии с пунктом 4.1.9. Положения в случаях, когда по результатам документарной проверки должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции, или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита, подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника продукции.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии №157 от 30.11.2016 утверждены Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единые карантинные фитосанитарные требования).

В соответствие с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение запретов и ограничений контролируется как на этапе пересечения таможенной границы, так и при помещении товаров под таможенные процедуры. В соответствии с п. 1 ст. 12 ТК ЕАЭС товары, прибывшие на таможенную территорию Союза, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.

04.03.2021 по данному факту должностным лицом ОКВОТ МОТ вынесено определение о возбуждении дела об АП № 10013000-000964/2021 в отношении ООО «БелТаможВилия» по ст. 16.3 КоАП России.

26.03.2021 в отдел торговых ограничений и экспортного контроля (далее -ОТОиЭК) МОТ направлен запрос с целью установления запретов и ограничений, распространяющихся на товары, явившиеся предметом АП, по ДТ № 06650/120221/0003780. Согласно полученному ответу от 30.03.2021 следует, что товары, задекларированные по ДТ № 06650/120221/0003780, и поименованные в записке, соотносятся с товарами, поименованными в списке I, «Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». В соответствии с п. 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 «Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых   к  подкарантинной   продукции   и   подкарантинным   объектам   на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза», ввоз на таможенную территорию Союза и перемещение по таможенной территории Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляются в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера.

29.03.2021 в адрес ООО «БелТаможВилия» направлено письмо с целью уведомления о явке для опроса руководителя ООО «БелТаможВилия» в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП по существу дела об АП. 30.04.2021 в ОАР МОТ поступил ответ на вышеуказанное письмо согласно которому, следует, что товар, задекларированный в ДТ № 06650/120221/0003780 (CMR № ISJ0453 и ISJ0454), получен ООО «БелТаможВилия» в рамках контракта № 05/19-1 от 26.12.2019, заключенного с компанией «KAYMAN GIDA PAZARLAMA SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI» (Турция) на условиях DAP Минск (Инкотермс 2010). Загрузка товаров в транспортное средство и оформление товаросопроводительных документов на его поставку в адрес ООО «БелТаможВилия» осуществлялась производителем (отправителем) товара и без участия представителей покупателя товара. В ДТ № 06650/120221/0003778 поименованны только те товары, которые заказывались ООО «БелТаможВилия» и были согласованы с покупателем. Товары были проданы ООО «БиоПромТорг» в том количестве, которое было ввезено на таможенную территорию. Таможенные процедуры в отношении товаров осуществлялись строго в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС. К иным товарам, обнаруженным в регионе деятельности Московской областной таможни, ООО «БелТаможВилия» отношения не имеет, поскольку данные товары не заказывались и не оплачивались ООО «БелТаможВилия». Со стороны ООО «БелТаможВилия» поставка осуществлялась на условиях FCA Минск (Инкотермс 2010) в рамках договора № 02/21-Д/Э 12.01.2021 заключенного с ООО «БиоПромТорг». В соответствии с условиями договора, прием товара по количеству, ассортименту, качеству, производится представителем покупателя или перевозчиком в момент его получения посредством подписания акта приема-передачи товара уполномоченными лицами продавца и покупателя, либо перевозчика. С компанией-перевозчиком ООО «БелТаможВилия» в договорных отношениях не состоит. Таким образом, ООО «БелТаможВилия» вину в совершениии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, не признает.

29.03.2021 в Минскую региональную таможню направлено письмо с целью получения копий документов, а также с целью оказания содействия, а именно, опроса лица, привлекаемого к административной ответственности. Согласно ответу, полученному 17.05.2021 следует, что в соответствии с декларацией на товары № 06650/120221/0003780 товары помещены в Республике Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, товары по основаниям подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Союза являются товарами Союза.

14.05.2021 в качестве свидетеля по делу об АП опрошен инспектор ООДС и ТО МОТ (приказ о командировании в ОКВОТ МОТ от 15.02.2021 № 125-КМ) ФИО1 (личность установлена в отделе кадров МОТ, тел.: <***>), который полностью подтвердил все вышеизложенные обстоятельства, на основании которых в действиях ООО «БелТаможВилия» выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, в связи с чем, 11.03.2021 было возбуждено дело об АП№ 10013000-000964/2021.

15.05.2021 в качестве свидетеля по делу об АП опрошен главный государственный таможенный инспектор Можайского таможенного поста МОТ ФИО2 (личность установлена в отделе кадров МОТ, тел.: <***>), проводившего таможенный досмотр данной товарной партии, на основании данных которого в действиях ООО «БелТаможВилия» выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

На основании п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становиться документом, свидетельствующим о фактах имеющих юридическое значение. В соответствии пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего кодекса.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под вывозом товаров с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, включая пересечение таможенной границы Союза.

В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС «Общие положения о таможенном декларировании товаров»: товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Статьей 105 ТК ЕАЭС «Декларация на товары» определено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. Статья 106 ТК ЕАЭС определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 106 ТК ЕАЭС в ДТ указываются следующие сведения о товарах: наименование; описание; количество, вес товара, таможенная стоимость товара.

К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, среди прочего, являются: о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС (п.п. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе, в том числе, осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции. При этом декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно ст. 140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно с п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и законодательством государств-членов.

Статьей 16.3 КоАП России «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического    союза    или     из     Российской     Федерации»     предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Необходимость выполнения тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которого любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. ООО «БелТаможВилия», должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которые необходимы для строгого соблюдения требований закона.

Однако, как видно из материалов дела, ООО «БелТаможВилия» не выполнило требований законодательства по соблюдению запретов и ограничений.

ООО «БелТаможВилия» могло воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 84 ТК ЕАЭС, и перед подачей ДТ могло обратиться в таможенный орган за получением квалифицированной консультации по вопросу установленных запретов и ограничений в отношении указанного товара, тем самым, избежав наступления вредных последствий и предотвратив совершение административного правонарушения выраженного в несоблюдении установленных запретов ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

Материалами дела подтверждается, что ООО «БелТаможВилия», имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности. Более того, ООО «БелТаможВилия» могло проявить определенную степень заботливости и предусмотрительности, и тем самым принять все меры для соблюдения действующего таможенного законодательства.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (ст.2.2 КРФоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О).

Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КРФоАП.

В силу положений ст.26.2 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд установил, что административный орган обоснованно и достоверно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.16.3 КРФоАП.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения и вина заявителя в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.16.3 КРФоАП доказаны в полном объеме, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом и в рамках процессуальных полномочий административного органа.

Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проведении проверки административным органом не допущено.

Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.

Административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Согласно ст.211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 2.10, 9.5, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 26.10-26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 29.6-29.7, 29.10 КРФоАП и ст.ст.66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Белтаможвилия» о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении № 10013000-000964/2021  о назначении административного наказания отказать. 

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                                  Г.Н. Папелишвили