ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-178709/20-139-1284 от 09.12.2020 АС города Москвы

­Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-178709/20-139-1284

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2020

Полный текст решения изготовлен  16.12.2020

Арбитражный суд г. Москвы в составе: в составе: судьи  Е.А. Вагановой (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Почта России" (131000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве (107078, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.09.2003, ИНН: <***>)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Городская курьерская служба" (150001, <...>)

о признании недействительными решение и предписание от 26.06.2020 по делу №077/05/5-4443/2020

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. №77АГ4403623 от 09.07.2020, диплом; ФИО2, дов. № 77АГ4403601 от 09.07.2020, диплом;

от ответчика – не явился, извещен;

от третьего лица - не явился, извещен

при участии: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

АО «Почта России» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о признании недействительными решения и предписания Московского УФАС по делу №077/05/5-4443/2020.

Заинтересованное лицо (УФАС по г. Москве) и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Заявитель (АО «Почта России») заключение поддержало по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Заинтересованное лицо (УФАС по г. Москве) и Третье лицо письменные отзывы не представили, заявление не оспорили.

Исследовав письменные доказательства, суд установил.

Решением Московского УФАС России (Заинтересованное лицо) от 26.06.2020 по делу №077/05/5-4443/2020 АО «Почта России» (Заявитель, Общество) признано нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении рекламного ролика с использованием слогана «Одна Страна. Одна Почта» (далее – Слоган) на телеканале «Первый канал», а также иных федеральных каналах (исх. №ПО/41598/20-2 от 24.07.2020) (далее – Решение).

Московским УФАС России также выдано Обществу предписание №150 от 26.06.2020 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе путем прекращения распространения любым способом рекламы с использованием слогана «Одна страна. Одна Почта» и аналогичных (исх. №ПО/41599/20 от 24.07.2020) (далее также – Предписание).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В своем Решении антимонопольный орган для толкования указанного положения Закона о рекламе по аналогии применяет толкование, содержащееся в пункте 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому под некорректным сравнением следует понимать сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Согласно Решению нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе выразилось в использовании в слогане «Одна Страна. Одна Почта» слова «Одна» применительно к АО «Почта России», которое создает впечатление о превосходстве Общества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность почтового оператора, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.

Такая позиция антимонопольного органа основывается на следующей аргументации:

- использование слова «Одна», исходя из содержания всего рекламного ролика, свидетельствует о том, что только АО «Почта России», используя различные современные технологии, осуществляет модернизацию процесса почтового отправления и применяет ее результаты на практике для оказания соответствующих услуг;

- данный вывод представляет собой латентное некорректное сравнение АО «Почта России» с другими субъектами, осуществляющими деятельность почтовых операторов связи, которое может быть воспринято как утверждение, что только Общество использует современные достижения для того, чтобы «сближать» жителей Российской Федерации.

АО «Почта России» с вынесенным Московским УФАС России Решением и Предписанием не согласно, считает, что указанные ненормативные акты антимонопольного органа являются незаконными и необоснованными ввиду следующего.

Как было указано выше, Московское УФАС России исходит из того, что Слоган с учетом содержания всего рекламного ролика и содержащемся в нем слова «Одна» является сравнением деятельности Общества с деятельностью других хозяйствующих субъектов, а именно указанием на то, что только Общество использует современные достижения для того, чтобы сближать жителей Российской Федерации.

Между тем, Заявитель считает, что в Решении не приводится какая-либо аргументация и доказательства, позволяющие считать данный вывод обоснованным и, как следствие, законным.

Заявитель пояснил, что в соответствии с толковыми словарями русского языка слово «один» имеет несколько значений. Конкретное используемое значение необходимо устанавливать с учетом содержания анализируемой рекламы.

Так, слово «один» может использоваться в значений единый, целостный, неделимый, общий.

С учетом общего содержания рассматриваемой рекламы именно в таком значении слово «одна» используется в Слогане.

Рассматриваема реклама содержит информацию об услугах АО «Почта России» и демонстрирует, что данные услуги оказываются в различных населенных пунктах Российской Федерации. Чтобы стать ближе к потребителям и объединять их несмотря на расстояния, присущие России, АО «Почта России» использует разные виды транспорта, развивается, внедряя современные технологии.

Указанное, как считает Заявитель, также следует и из видеоряда рекламы с доставкой почтовых отправлений в разные уголки страны. Соответственно, данный Слоган направлен на то, чтобы подчеркнуть единение жителей всей страны и объединение всех разновидностей услуг АО «Почта России» на благо жителей страны – потребители в различных населенных пунктах (как в крупных городах, так и в труднодоступных населенных пунктах) Российской Федерации («Одной Стране») могут воспользоваться услугами (различными ее видами) одной и той же организации почтовой связи – АО «Почта России».

При этом, данный Слоган, как и реклама в целом, не противопоставляет услуги АО «Почта России» услугам, оказываемым другими организациями, не содержит заявлений относительно каких-либо преимуществ перед услугами иных лиц.

Слоган в принципе не содержит указаний на какую-либо деятельность Общества, в рамках которой у АО «Почта России» могут быть преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

Даже если рассматривать, что слово «Одна» в Слогане используется в значении «единственная», «только», то фраза «Одна Почта» также является достоверной и корректной – на территории Российской Федерации действительно существует лишь одна (единственная) организация с наименованием АО «Почта России», что подтверждается данными из ЕГРЮЛ.

К выводу о достоверности утверждений в Слогане и рекламе приходит и Московское УФАС России на стр.6 Решения.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что Слоган «Одна Страна. Одна Почта» не содержит сравнения деятельности Общества с деятельность иных хозяйствующих субъектов, а также утверждения о превосходстве (исключительности) АО «Почта России» по сравнению с ними.

Указанная позиция подтверждается Лингвистическим заключением, подготовленным старшим научным сотрудником отдела культуры русской речи Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, кандидатом филологических наук О.М. Грунченко (далее – Лингвистическое заключение).

В Лингвистическом заключении сделаны следующий выводы:

- Касательно отсутствия в Слогане указания на какую-либо деятельность Общества и иных хозяйствующих субъектов:

«С учетом синтаксической структуры использованных номинативных предложений (Одна Страна. Одна Почта) в рассматриваемом случае утверждается, что есть (существуют, имеются) Страна и Почта, причем существование Страны (России) и Почты (АО Почта России) объективно и не зависит от чьего-либо физического или ментального, психического состояния или чьих-либо действий. В номинативных предложениях отсутствует сказуемое, выраженное полнозначным глаголом, например глаголом с семантикой действия, движения, отношения и т. п., наличие такого глагола для понимания значения предложения не требуется. В свою очередь, отсутствие глагола не позволяет сделать вывод, что Слоган содержит сведения о какой-либо деятельности АО Почта России, например об оказании услуг почтовой связи, речь идет только о констатации факта наличия, существования данного юридического лица».

- Касательно возможных вариантов понимания Слогана:

С учетом семантики использованных в нем лексических средств, Слоган Одна Страна. Одна Почта может пониматься либо как утверждение о существовании единственных в своем роде страны – России и организации – АО Почта России (наличие второй России или второй организации АО Почта России исключено), либо как утверждение о том, что и Россия как страна проживания, и АО Почта России как организация, оказывающая почтовые услуги на территории России, являются тем, что сближает, связывает, объединяет и т. п., являются чем-то единым, общим для всех жителей России.

Таким образом, действия АО «Почта России» по распространению рекламного ролика с использованием слогана «Одна Страна. Одна Почта» не нарушают требования пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, в связи с чем Решение Московского УФАС России является незаконным, а, как следствие, и выданное на его основании Предписание.

Решение и Предписание нарушают права Общества в предпринимательской деятельности поскольку необоснованно ограничивает возможность распространения рекламы с использованием Слогана. Кроме того, на основании вынесенного Решения Общество может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и выводы Заявителя в обоснование возражений по вынесенным Московским УФАС Решению и Предписанию по делу №077/05/5-4443/2020, явились основаниями для обращения с настоящим Заявлением в суд.

Заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено соблюдение заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В настоящем деле удовлетворение требований Заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, а именно:

- наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение;

- несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту;

- нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, суд обязан отказать в удовлетворении заявленного требования.

Указанный вывод также следует из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходя из п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в Московское УФАС России поступило заявление ООО «Курьерская городская служба», а также материалы по факту распространения рекламного ролика АО «Почта России» «Мир не стоит на месте … Почта России. Меняемся, чтобы быть ближе» с использованием в том числе слогана «Одна страна, одна почта» на телеканале «Первый Канал», а также иных федеральных телеканалах.

По результатам рассмотрения названных сведений Московским УФАС России предприниматель признан нарушившим п.1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), при распространении рекламного ролика с использованием слогана «Одна страна, одна почта» на телеканале «Первый Канал», а также иных федеральных телеканалах.

Не согласившись с вынесенным решением, АО «Почта России» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что данный слоган направлен на то, чтобы подчеркнуть единение жителей всей страны и объединение всех разновидностей услуг АО «Почта России» на благо жителей страны — потребители в различных населенных пунктах Российской Федерациии («Одной страны») могут воспользоваться услугами (различными ее видами) одной и той же организации почтовой связи — АО «Почта России».

При этом, по мнению Заявителя, слоган в принципе не содержит указаний на какую-либо деятельность общества, в рамках которой у АО «Почта России» могут быть преимущества перед другими хозяйствующими субъектами предпринимателя, переданное сообщение не являлось рекламой, так как предназначалось определенному абоненту, а не неопределенному кругу лиц.

Кроме того, как считает Заявитель, даже если рассматривать, что слово «Одна» в слогане используется в значении «единственная», «только», то фраза «Одна Почта» является достоверной и корректной — на территории Российской Федерации действительно существует лишь одна (единственная) организация с наименование АО «Почта России», что подтверждается данными из ЕГРЮЛ.

Указанные доводы Заявителя подлежат отклонению как не соответствующие действительности и основанные на неправильном толковании норм материального права.

Так, основанием для возбуждения Заинтересованным лицом (Московским УФАС) производства по делу №077/05/5-4443/2020 в отношении АО «Почта России» явилось заявление ООО «Курьерская городская служба» по факту распространения рекламного ролика АО «Почта России» «Мир не стоит на месте … Почта России. Меняемся, чтобы быть ближе» с использованием, в том числе, слогана «Одна страна, одна почта» на телеканале «Первый Канал», а также иных федеральных телеканалах.

АО «Почта России» является юридическим лицом, действующим на сновании Устава, включено 01.10.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1 197746000000, ИНН/КПП <***>/ 772401001.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могутбыть заранее определены в качестве получателя рекламной информации иконкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объектарекламирования.

Такой признак рекламной информации, какпредназначенностьдля неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоемлице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась в телепрограммах и телепередачах на различных каналах вещания («Первый канал», «Россия 1», «Телекомпания НТВ», «ТНТ», «Первый развлекательный «СТС», «Петербург — 5 канал», «Телеканал REN-TV», «ТВ-3 Россия», «Телекомпания ПЯТНИЦА», «ЧЕ», «ТВ Центр — Москва» и т. д.) в период с 21.10.2019 по 30.11.2019 на основании Договора № 73303 от 21.11.2019 на оказании услуг по информированию физических и юридических лиц Российской Федерации о доступных услугах Почты России, существующих и внедряемых, в том числе, через мобильное приложение и другие цифровые продукты с помощью телевидения и также подтверждается актом сдачи-приема оказанных услуг от 31.11.2019, заключенным между АО «Почта России» и ООО «Национальный рекламный альянс».

Следовательно, спорная реклама доступна неограниченному кругу лиц- потребителей рекламы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В спорном случае объектом рекламирования является почтовый оператор — АО «Почта России».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Доводы заявителя, о том, что рассматриваемая реклама не содержит в себе признаков некорректного сравнения, а также недостоверной информации, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Используемое в слогане слово «Почта» может быть воспринято зрителем как указание на АО «Почта России», вместе с тем, данное обстоятельство не исключает наличие некорректного сравнения при рекламировании услуг почтовой связи.

Для признания наличия в рекламе сравнения (некорректного сравнения) необязательно указывать либо упоминать конкурента. Рекламодателями могут быть использованы различные лингвистические приемы для поддержания и формирования интереса к объекту рекламирования за счет его выделения из иных однородных товаров, то есть некорректное сравнение противоречит нормам деловой этики, именно поэтому не допустимы использование в рекламе таких понятий «первый», «только» и т.п.

На странице 8 лингвистического заключения указано, что слово «один» («одна») в русском языке является многозначным (различными толковыми словарями фиксируется у него от 7 до 9) основных значений и ряд оттенков этих значений.

Несмотря на то, что слоган содержит в себе два простых самостоятельных предложения, при определения значения и толковании, он должен рассматриваться в качестве единого целого. На это также указывает употребление повторений «Одна» в двух предложениях.

В положениях Закона о рекламе не содержит легального определения понятия «некорректное сравнение», в связи с этим, антимонопольный орган использовал в рамках данного дела определение, содержащиеся в антимонопольном законодательстве, тем самым применяя аналогию закона.

Согласно статье 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под некорректным сравнением следует понимать сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом- конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Таким образом, как неоднократно подчеркивается в представленном лингвистическом заключении, в частности на страницах 8,10, вариативность понимания слогана в спорном случае объясняется тем, что он является частью более сложного в смысловом отношении текста — рекламного слогана.

В лингвистическом заключении указано, что слоган может быть воспринят как утверждение о том, что АО «Почта России» как организация, оказывающая почтовые услуги на территории Российской Федерации, сближает, связывает, объединяет, является чем-то единым, общим для всех жителей России.

Вместе с тем, использование слова «одна», исходя из содержания всего рекламного ролика, свидетельствует о том, что только АО «Почта России», используя различные современные технологии, осуществляет модернизацию процесса почтового отправления и применяет ее результаты на практике для оказания соответствующих услуг.

Вместе с тем, данный вывод представляет собой скрытое некорректное сравнение АО «Почта России» с другими субъектами, осуществляющими деятельность почтовых операторов связи, которое может быть воспринято как утверждение, что только Общество использует современные достижения для того, чтобы «сближать» жителей Российской Федерации.

Однако, согласно информации, представленной Министерством цифрового развития, связи и массовой коммуникации Российской Федерации деятельность в области почтовой связи осуществляют лица, обладающие соответствующей лицензией. Согласно Реестру лицензий в области связей, размещенному на сайте /rkn.gov.ru/communication/register/license/?all=1 в настоящий момент в реестре содержатся данные о 31 234 лицензиях.

Следовательно, рынок операторов почтовой связи представляет собой конкурентную среду с высокой концентраций хозяйствующих субъектов, на котором внедрение информационных технологий является необходимым условием для осуществление хозяйствующей деятельности на рынке в эпоху цифровой экономики.

Так, данный слоган может быть воспринят также как утверждение о существовании единственных в своем роде страны — России и организации — АО «Почта России». Понимание не исключает существования иных стран или иных организаций.

Таким образом, следует согласиться с позицией антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом рекламной ролике отсутствует недостоверная информация о том, что на территории Российской Федерации в качестве почтового оператора действует единственный хозяйствующий субъект АО «Почта России».

Вместе с тем, данная многовариантность создает соответствующую смысловую неопределенность в понимании данного рекламного слогана, следовательно может быть воспринято зрителем, который в том числе является потенциальным потребителем услуг почтовых операторов, некорректно, утверждение содержащее указание на превосходство АО «Почта России» перед иными операторами почтовой связи.

Таким образом, контрольный орган правомерно пришел к выводу, что использование в слога «Одна Страна. Одна Почта» слово «Одна» применительно к АО «Почта России» создает впечатление о превосходстве Общества перед другими хозяйствующими субъектами, в том числе и Заявителем, осуществляющими деятельность почтового оператора, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.

 Таким образом, распространение рекламного ролика АО «Почта России» «Мир не стоит на месте … Почта России. Меняемся, чтобы быть ближе» с использованием в том числе слогана «Одна страна, одна почта» на телеканале «Первый Канал», а также иных федеральных телеканалах» в период с 21.10.2019 по 30.11.2019 является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившимся в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других производителей.

Ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе всоответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела, реклама размещалась на основании договора № 73303 от 21.11.2019 на оказании услуг по информированию физических и юридических лиц Российской Федерации о доступных услугах Почты России, существующих и внедряемых, в том числе через мобильное приложение и другие цифровые продукты с помощью телевидения, и также подтверждается актом сдачи-приема оказанных услуг от 31.11.2019, заключенным между АО «Почта России» и ООО «Национальный рекламный альянс».

Таким образом, при распространении рекламного ролика АО «Почта России» «Мир не стоит на месте … Почта России. Меняемся, чтобы быть ближе» с использованием в том числе слогана «Одна страна, одна почта» на телеканале «Первый Канал», а также иных федеральных телеканалах» в период с 21.10.2019 по 30.11.2019 в действиях АО «Почта России» установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения указанной рекламы, АО «Почта России» не представлено.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

В дело не представлено доказательств, подтверждающих невозможность продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно сведений о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых реклама размещалась в эфир.

Предписание направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России правомерно пришла к выводу о необходимости выдачи АО «Почта России» оспариваемого предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявители не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности выводов антимонопольного органа.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт соответствует законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. ст. 1, 4, 8, 9, 11, 12, 307, 309 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

Судья                                                                                                     Е.А. Ваганова