ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-178793/2021-93-1365 от 19.01.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      

24 февраля 2022 года                                                   Дело № А40-178793/21-93-1365

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.                                                                          

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению АО "АЛЬФА-БАНК" (107078, МОСКВА ГОРОД, КАЛАНЧЕВСКАЯ УЛИЦА, 27, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <***>, КПП: 770801001)

к ФАС России  (123001, МОСКВА ГОРОД, САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 11, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>, КПП: 77030100)

3-е лицо: ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 19.04.2018)

об оспаривании решения и предписания от 23.04.2021 по делу № 08/05/5-26/2021 о нарушении законодательства о рекламе,

при участии:

от заявителя : ФИО2 дов от 02.10.2020 №4/24642, диплом

от ответчика : ФИО3 дов от 24.09.2021 №МШ/81053/21, диплом

от третьего лица : не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

АО "АЛЬФА-БАНК" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным решения и предписания от 23.04.2021 по делу № 08/05/5-26/2021 о нарушении законодательства о рекламе.

Заявитель полагает, что в рекламе отсутствует демонстрация процесса потребления алкогольной продукции. Показ в рекламе девушек, несоответствующих реальному образу сотрудника банка, имеет цель создания необычного образа. Употребление в рекламе слова «лучший» является средством художественной выразительности, используемым при создании гиперболизированного образа работника банка, разделяющего корпоративные ценности.

ФАС России представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

ИП ФИО1, извещенный  надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 5  ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, в ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе картыАО «Альфа-Банк», распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN.

Визуальный ряд клипа демонстрирует, как исполнитель MORGENSHTERN входит в офис АО «Альфа-Банк» с бутылкой алкогольного напитка в руках, употребляя на ходу из горла бутылки алкогольную продукцию, его встречает сотрудник банка. АО «Альфа-Банк», совершает иные действия в созданном им образе и сюжете. В клипе принимают участие девушки в униформе цветовой гаммы АО «Альфа-Банк», создавая образ сотрудниц банка.

По завершении песни исполнитель MORGENSHTERN обращается к зрителям: «Ребят, честно говоря, мне как-то даже неудобно за такое брать 10 миллионов, поэтому я решил 3 миллиона из этих денег отдать вам. Все, что вам нужно, чтобы поучаствовать в розыгрыше вот этих денег, всего лишь оформить карту «Альфа-Банка» по ссылке в описании. А зачем вам нужно оформлять эту карту? Потому что, во-первых, до 2% кэшбэка на все абсолютно, во-вторых, это единственная карта с бесплатным обслуживанием на территории России. Вы ее оформить сможете только с 18 лет, поэтому если вам вдруг нет 18, ну, у родителей попросите, чё я думаю, западло не будет, она же бесплатная. И самое главное, вы должны совершить по своей карте всего лишь одну покупку, любую, хоть коробок спичек. Победителей выберем в онлайн-трансляции. Когда? 22 декабря, конечно же. Удачи!».

В конце ролика MORGENSHTERN имитирует совершение платёжной операции по карте АО «Альфа-Банк», используя в качестве торгового терминала девушку (сотрудницу банка).

В описании к клипу на youtube-канале «MORGENSHTERN» сообщается: «РОЗЫГРЫШ 3.000.000 РУБЛЕЙ! Закажи бесплатную Альфа-Карту с кэшбэком по моей ссылке https://alfa.me/FR7D и сделай хотя бы одну покупку на любую сумму до 17 декабря. 22 декабря в своем инстаграме выберу 30 победителей, которым раздам по 100 000 Р.

P.S. Альфа-Карту можно оформить только если тебе уже есть 18 лет. Если меньше - попроси родителей или друзей кому есть 18».

01.02.2021 специалистом ФАС России составлены протокол осмотра сайта youtube.com и протокол записи видеоролика, в которых зафиксирован факт распространения рекламы АО «Альфа-Банк» на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com

Решением ФАС России от 23.04.2021 по делу № 08/05/5-26/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе реклама карты АО «Альфа-Банк», распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

ФАС России выдал АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе по делу № 08/05/5-26/2021.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com, нарушен пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Исполнитель MORGENSHTERN в рекламном клипе советует несовершеннолетним обратиться к родителям или к совершеннолетним друзьям с просьбой оформить им «Альфа-Карту», тем самым реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО «Альфа-Банк».

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com, нарушен пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

Использованное в рекламе утверждение «лучший банк страны» в отношении АО «Альфа-Банк», указывает на превосходство данного банка в сравнении с другими банками, поскольку «лучший» подразумевает, что субъект рекламирования является первым из числа других однородных субъектов, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

В рекламе отсутствует информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО «Альфа-Банк» над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

При данных обстоятельствах указание на превосходство АО «Альфа-Банк» над другими банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com, нарушены пункт 1 части 2, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которое является неотъемлемой частью наименования юридического лица.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com, нарушена часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Созданный в рекламе образ сотрудников АО «Альфа Банк» (девушек) выглядит вызывающим, является непристойным и противоречит реальному образу сотрудников банка.

Действия MORGENSHTERNА по использованию девушки в качестве платежного терминала для имитации оплаты банковской картой унизительны для женщины, поскольку женщина отождествляется с предметом.

В рекламе MORGENSHTERN демонстрирует зрителям неприличный и оскорбительный жест.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в -Список всемирного наследия.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов» исполнителя MORGENSHTERN, распространяемой с ноября 2020 г. на youtube-канале «MORGENSHTERN» на сайте youtube.com, нарушена часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 5, 6, 7 статьи 5, статьей 6, статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно договору № С13092020 от 28.10.2020, заключенному между ИП ФИО1 (исполнитель) и АО «Альфа-Банк» (заказчик), исполнитель обязуется:

-создать аудиовизуальное произведение — рекламную интеграцию Альфа-Банка по заказу Заказчика;

-создать производное произведение на основе аудиовизуального произведения Исполнителя на песню «10 лямов» и рекламной интеграции;

-оказать услуги по размещению РИМ на YouTube-канале Morgenshtern ссылка https://www.youtube.eom/c/mmdcrew/about.

АО «Альфа-Банк» приняло и утвердило указанную рекламу и оплатило услуги Исполнителя.

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Альфа-Банк».

С учетом изложенного ФАС России действовал в пределах предоставленных полномочий в строгом соответствии с нормами Федерального закона «О рекламе», в связи с чем правомерно и обоснованно вынес решение и предписание от 23.04.2021 по делу № 08/05/5-26/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении АО «Альфа-Банк».

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя , суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 23.04.2021 по делу № 08/05/5-26/2021 о нарушении законодательства о рекламе – отказать.

Проверено на соответствие ФЗ «О рекламе».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.Д. Поздняков