ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-180374/2020-77-1261 от 12.08.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-180374/20-77-1261

13 августа 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2021года

Полный текст решения изготовлен 13 августа 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Романенковой С.В., единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпковой Н.А.,

с участием представителей:

от истца (ДГИгМ): ФИО1 (доверенность № 33-Д-1578/20 от 23.12.2020, предъявлен паспорт и документ о ВЮО),

от ответчика: ФИО2 (генеральный директор, предъявлен паспорт),

от третьего лица (Правительство Москвы): ФИО1 (доверенность № 4-47-1630/21 от 11.11.2020 г, предъявлен паспорт и документ о ВЮО),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)

к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "БРОКСТАР+" (123317 МОСКВА ГОРОД ПРОЕЗД ШМИТОВСКИЙ 33 СТР.1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.10.2002, ИНН: <***>)

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Правительство Москвы (125032 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ТВЕРСКАЯ 13, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: <***>)

об установлении суммы возмещения Правообладателю за изымаемое Нежилое помещение соответствии с отчетом об оценке от 04.10.2019 № П-189/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 14 561 000 рублей,

установил: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "БРОКСТАР+" об установлении суммы возмещения Правообладателю за изымаемое нежилое помещение соответствии с отчетом об оценке от 04.10.2019 № П-189/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 14 561 000 рублей.

Определением суда в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Москвы.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, обосновал заявление, ссылаясь на ст.ст. 279, 281, 282 ГК РФ.

Ответчик исковые требования не признал по доводам письменного отзыва на иск, считает цену, предложенную истцом, заниженной.

Третье лицо поддерживает позицию истца, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные письменные доказательства, арбитражный суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.

ООО «Брокстар+» (ответчик, Правообладатель) является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, площадью 87,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена запись регистрации от 22.07.2002 №77-01/06-348/2002-8.

На нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004044:1959 зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды на основании договора от 08.09.2017, заключенного с ООО «Альфа-М», о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 13.10.2017 № 77:01:0004044:1959-77/004/2017-2.

Департаментом городского имущества города Москвы (истец) издано распоряжение от 16.08.2019 № 31941 «Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества», в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О программе реновации жилищного фонда в городе Москве», нежилое помещение принадлежащее Правообладателю.

В соответствии с отчетом об оценке от 04.10.2019 № П-189/1, выполненного независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество, сумма денежной компенсации за изымаемое Нежилое помещение составляет 14 561 000 рублей, и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные Правообладателю в связи с изъятием.

В соответствии с требованиями ст. 56.8 и 56.9 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ в адрес ответчика письмом за исходящим от 25.10.2019 № ДГИ-И-75940/19 направлен проект соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.

Согласно п. 1.2 указанного соглашения, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, площадью 87,3 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

Указанные документы 16.11.2019 получены ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12599336490098.

Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ составляет девяносто дней, со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии. Срок на добровольное заключение соглашения истек 14.02.2020, однако, ответчик соглашение не подписал.

В соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В ответ на письмо Департамента от 25.10.2019 № ДГИ-И-75940/19 со стороны Правообладателя представлены возражения относительно определенной стоимости изымаемого недвижимого имущества, с предложением заключения соглашения об изъятии на иных условиях.

Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) и Жилищным (ст. 32) кодексами РФ.

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15.04.2014 № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвердило государственную программу, направленную на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1), Законом города Москвы от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее- Закон города Москвы от 17.05.2017 № 14), иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

Статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 № 14, собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

При этом, ст. 2 указанного закона определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.

Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее- Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 № 941-ПП «Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:

-направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

-подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);

-обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;

-направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;

-опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;

-направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;

- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;

- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;

- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.

В соответствии со ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 № 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество (п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ).

Таким образом, указанные нормы прямо регулируют изъятие земельного участка у его собственника либо у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.

В соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Из п. 6 ст. 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана, и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (вопрос 7).

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 89-КГ15-4, от 16.02.2015 № 304-ЭС14-5670.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.

Из изложенного следует, что вопрос о необходимости проведения экспертизы, установление круга вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определение экспертного учреждения, которому будет поручено проведение экспертизы, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.

Определением суда от 11.02.2021г. назначена судебная оценочная экспертиза по определению размера денежной компенсации по делу № А40-180374/20-77-1261, проведение которой поручено ООО «Экспертиза РСН», экспертам ФИО3 и ФИО4. На разрешение экспертам поставлен следующий вопрос: 1.Каков размер денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, включая оценку рыночной стоимости, а также размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, общей площадью 87,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, на дату проведения оценки?

Согласно заключению эксперта № А-03/03/2021/ЭЗ от 15.03.2021г. итоговая рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004044:1959 общей площадью 87,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, составляет 17 744 000 руб.

Определением суда от 06.05.2021г. вызваны в суд эксперты ФИО3 и ФИО4, для дачи пояснений по экспертному заключению № А03/03/2021/ЭЗ от 15.03.2021г.

В судебном заседании 26.05.2021г. эксперты ООО «Экспертиза РСН» – ФИО3 и ФИО4 дали пояснения по экспертному заключению № А-03/03/2021/ЭЗ от 15.03.2021г .

Согласно ст. 87 АПК РФ, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому экспертному учреждению или другой комиссии экспертов. С учетом ответа экспертов на вопрос, поставленный судом при проведении судебной экспертизы, суд посчитал необходимым назначить по делу повторную экспертизу в ином экспертном учреждении, поскольку экспертное заключение, выполненное ООО «Экспертиза РСН», составлено с нарушением требований законодательства об экспертной деятельности, неполно и недостаточно ясно.

Определением суда от 07.06.2021г. назначена повторная судебная оценочная экспертиза по делу № А40-180374/20- 77-1261, проведение которой поучено Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство судебных экспертов», эксперту ФИО5. На разрешение эксперта поставлены следующий вопрос: 1.Каков размер денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, включая оценку рыночной стоимости, а также размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, общей площадью 87,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, на дату проведения оценки?

Согласно Заключению эксперта размер денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, включая оценку рыночной стоимости, а также размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, общей площадью 87,3 кв.м., расположенного по адресу: <...>, на 13 июля 2021 года составляет 19 707 000 рублей.

Протокольным определением от 12.08.2021г. суд отклонил ходатайства сторон и третьего лица о вызове в суд эксперта и о назначении по делу повторной судебной экспертизы, как необоснованное, в соответствии со ст.ст. 41, 87 АПК РФ, так как заключение эксперта является полным и ясным и у суда отсутствуют основания для иного толкования выводов эксперта. Несогласие стороны спора с результатом экспертизы само по себе не влечет необходимости в проведении повторной экспертизы.

Рассмотрев ходатайство истца и третьего лица о назначении по делу повторной судебной экспертизы, суд считает его необоснованным и не подлежим удовлетворению, в соответствии со ст.ст. 41, 87 АПК РФ.

Согласно ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии с изложенными обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что сумма возмещения за изымаемое нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, площадью 87,3 кв.м., расположенное по адресу: <...>, устанавливается в соответствии с Заключением эксперта № 76 от 14.07.2021г., выполненным экспертом ООО «Агентство судебных экспертов» ФИО5, в размере 19 707 000 руб. 00 коп.

Доводы ответчика судом отклоняются, как необоснованные, поскольку в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них). В связи с этим суммы компенсации, полученные организацией за изъятие земельного участка, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации 21 ноября 2019 г. N 03-03-06/1/90029).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предусмотрено, что в налоговую базу по НДС включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В случае если денежные средства, полученные организацией, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.

В связи с этим суммы денежных средств, получаемые правообладателем от государственного заказчика на возмещение убытков в связи с изъятием для государственных нужд недвижимого имущества, не являются денежными средствами, связанными с оплатой реализованных этим правообладателем товаров (работ, услуг), и в налоговую базу по НДС не включаются. (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 03-03-06/1/73368).

Ссылка ООО «Брокстар+» на применение им упрощенной системы налогообложения судом отклоняется в силу следующего.

Упрощенная система налогообложения (УСН) - это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов.

В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения: налога на добавленную стоимость (НДС); налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств; налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщик применяющий УСН не исчисляет и не уплачивает НДС.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при осуществлении органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налог следует уплачивать в бюджет в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса не признается реализацией работ (услуг) и, соответственно, не подлежит налогообложению выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В силу закона, процедура изъятия недвижимого имущества не может рассматриваться как действия направленные на извлечение прибыли при осуществлении коммерческой деятельности.

Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежит удовлетворению по цене, установленной Заключением эксперта № 76 от 14.07.2021г., выполненным ООО «Агентство судебных экспертов».

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы по проведению первой судебной экспертизы относятся на сторон, по проведению второй судебной экспертизы в размере 45 000 руб. 00 коп. относятся на ответчика.

Расходы по уплате госпошлины относятся судом на ответчика. Поскольку в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина подлежит взысканию в доход Федерального бюджета РФ.

На основании ст.ст. 8, 11, 12, 279, 281, 282 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 41, 49, 65, 71, 75, 86, 87, 102, 104, 110, 112, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство истца и третьего лица о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по настоящему делу оставить без удовлетворения.

Установить сумму возмещения Правообладателю (Обществу с ограниченной ответственностью "БРОКСТАР+") за изымаемое нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004044:1959, площадью 87,3 кв.м., расположенное по адресу: <...>, в соответствии с Заключением эксперта № 76 от 14.07.2021г., выполненным экспертом ООО «Агентство судебных экспертов» ФИО5, в размере 19 707 000 (девятнадцать миллионов семьсот семь тысяч) руб. 00 коп.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "БРОКСТАР+" в доход Федерального бюджета РФ госпошлину по иску в размере6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья:

С.В. Романенкова