Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-180502/19 130-1384 |
сентября 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бардычевым П.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ФГУП «Почта России» к ФАС России о признании незаконным и отмене постановления №4-11/04/14.31-6/2019 от 18.06.2019.
при участии представителей
от истца (заявителя) - не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО1 (дов. № ИА/30474/19 ОТ 15.04.2019 г., удост.)
УСТАНОВИЛ:
ФГУП «Почта России» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным и отмене постановления №4-11/04/14.31-6/2019 от 18.06.2019.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам ст.123 АПК РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве; представил материалы административного дела, которые приобщены судом к материалам дела.
Суд, рассмотрев требования заявителя, пришел к следующим выводам.
Срок, на обжалование постановлений, установленный п. 2 ст. 208 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с п.п.1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях.
В соответствии с п.5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе последняя проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, а также возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст. 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).
Из заявления следует, что Постановлением от 18.06.2019 ФГУП «Почта России» (далее – Заявитель) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 руб.
Часть 1 ст.14.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.
Согласно материалам административного дела, правонарушение, совершенное Заявителем, заключается в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» (далее – «Абонирование»).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии с приказами ФАС России от 31.10.2017 № 1438/17 и от 24.11.2017 № 1577/17 Федеральной антимонопольной службой проведена плановая проверка ФГУП «Почта России» (далее — Проверка), в рамках которой рассматривался вопрос об установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» (далее — Услуга).
Приказом ФГУП «Почта России» от 27.11.2017 № 466-п «Об установлении тарифов на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» (далее — Приказ № 466-п) введены в действие с 01.01.2018 централизованные тарифы на Услугу согласно приложению. Директорам макрорегионов предприятия надлежит:
обеспечить введение тарифов на Услугу согласно приложению к настоящему приказу;
внести изменения и действующие локальные нормативные документы макрорегиона и довести изменения до сведения подчиненных филиалов, их обособленных структурных подразделений, а также пользователей услугами почтовой связи;
обеспечить информирование клиентов об изменении тарифов на Услугу.
Приложением к Приказу № 466-п установлены тарифы на абонирование ячейки в соответствии с 12 тарифными зонами для 3 категорий пользователей: для физических лиц; для юридических лиц; для льготных категорий граждан.
Также тарифы разделены по периодам применения:
ППТ1 — 1-й (первый) месяц абонирования при заключении договора;
ППТ2 — 1-й (первый) месяц абонирования при пролонгации договора;
ППТЗ — каждый последующий месяц (кроме 1-го).
Тарифы для филиалов Макрорегиона Москва: УФПС г. Москвы - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Московской области - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | ||||||||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | |||||||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | ||||||
УФПС г. Москвы - филиал ФГУП «Почта России» | |||||||||||
Юридические лица | 1 537,00 | 1 813,66 | 1 280,00 | 1 510,40 | 1 212,00 | 1 430,16 | |||||
Физические лица | 610,17 | 720,00 | 496,61 | 586,00 | 167,80 | 198,00 | |||||
Льготные категории граждан | 304,24 | 359,00 | 247,46 | 292,00 | 83,90 | 99,00 | |||||
УФПС Московской области - филиал ФГУП «Почта России» | |||||||||||
Юридические лица | 1 195,00 | 1 410,10 | 995,00 | 1174,1 | 942,00 | 1111,56 | |||||
Физические лица | 472,88 | 558,00 | 386,44 | 456,00 | 130,51 | 154,00 | |||||
Льготные категории граждан | 236,44 | 279,00 | 193,22 | 228,00 | 64,41 | 76,00 | |||||
Тарифы для филиалов Макрорегиона Северо-Запад: УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Архангельской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Вологодской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Калининградской области -филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ненецкого автономного округа -филиала ФГУП «Почта России», УФРС Республики Карелия - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Коми - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Мурманской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Новгородской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Псковской области - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП «Почта России» | ||||||
Юридические лица | 978,00 | 1 154,04 | 814,00 | 960,52 | 568,00 | 670,24 |
Физические лица | 409,32 | 483,00 | 333,90 | 394,00 | 112,71 | 133,00 |
Льготные категории граждан | 204,24 | 241,00 | 166,95 | 197,00 | 55,93 | 66,00 |
Макрорегион Северо-Запад (кроме УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской ФГУП «Почта России») | ||||||
Юридические лица | 668,00 | 788,24 | 556,00 | 656,08 | 277,00 | 326,86 |
Физические лица | 306,78 | 362,00 | 250,85 | 296,00 | 79,66 | 94,00 |
Льготные категории граждан | 153,39 | 181,00 | 125,42 | 148,00 | 39,83 | 47,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Центр: УФПС Тверской области -филиала ФГУП «Почта России», УФПС Орловской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Брянской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ивановской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ярославской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Рязанской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Владимирской области -филиала ФГУП Почта России», УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Костромской области - филиала ФГУП «Почта
России», УФПС Смоленской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Калужской области - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 530,00 | 625,40 | 441,00 | 520,38 | 220,00 | 259,60 |
Физические лица | 242,37. | 286,00 | 199,15 | 235,00 | 67,80 | 80,00 |
Льготные категории граждан | 121,19 | 143,00 | 99,15 | 117,00 | 33,90 | 40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Волга-1: УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Кировской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Пермского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Удмуртской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Чувашской Республики -филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 545,00 | 643,10 | 453,00 | 534,54 | 226,00 | 266,68 |
Физические лица | 249,15 | 294,00 | 205,93 | 243,00 | 67,80 | 80,00 |
Льготные категории граждан | 124,58 | 147,00 | 102,54 | 121,00 | 33,90 | 40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Волга-2: УФПС Самарской области -филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Башкортостан - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Пензенской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Саратовской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ульяновской области -филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | ||||||||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | |||||||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | ||||||
Юридические лица | 611,00 | 720,98 | 509,00 | 600,62 | 254,00 | 299,72 | |||||
Физические | 279,66 | 330,00 | 228,81 | 270,00 | 76,27 | 90,00 | |||||
лица | |||||||||||
Льготные категории граждан | 139,83 | 165,00 | 114,41 | 135,00 | 38,98 | 46,00 | |||||
Тарифы для филиалов Макрорегиона Дальний Восток: УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Еврейской автономной области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Камчатского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Приморского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Сахалинской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Чукотского автономного округа - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 993,00 | 1 171,74 | 827,00 | 975,86 | 412,00 | 486,16 |
Физические лица | 454,24 | 536,00 | 371,19 | 438,00 | 118,64 | 140,00 |
Льготные категории граждан | 227,12 | 268,00 | 185,59 | 219,00 | 59,32 | 70,00 |
Тарифы для филиалов ФИО2: УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Астраханской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Кабардино-Балкарской Республики — филиала ФГУП «Почта России», УФПС Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Калмыкия -филиала ФГУП «Почта России», УФПС Чеченской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Дагестан - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Ингушетия - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Северная Осетия-Алания - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 453,00 | 534,54 | 377,00 | 444,86 | 150,00 | 177,00 |
Физические лица | 228,81 | 270,00 | 186,44 | 220,00 | 59,32 | 70,00 |
Льготные категории граждан | 114,41 | 135,00 | 93,22 | 110,00 | 29,66 | 35,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Сибирь: УФПС Иркутской области -филиала ФГУП «Почта России», УФПС Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Омской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Алтайского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Бурятия филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Алтай - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Кемеровской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Томской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Забайкальского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Тыва филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Хакасия - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 537,00 | 633,66 | 447,00 | 527,46 | 178,00 | 210,04 |
Физические лица | 267,80 | 316,00 | 218,64 | 258,00 | 67,80 | 80,00 |
Льготные категории граждан | 133,90 | 158,00 | 109,32 | 129,00 | 33,90 | 40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Урал: УФПС Свердловской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Тюменской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Челябинской области - филиала ФГУП «Почта России, УФПС Курганской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 711,00 | 838,98 | 592,00 | 698,56 | 295,00 | 348,10 |
Физические лица | 325,42 | 384,00 | 266,10 | 314,00 | 84,75 | 100,00 |
Льготные категории граждан | 162,71 | 192,00 | 133,05 | 157,00 | 42,37 | 50,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Южный: УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Адыгея - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Белгородской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Волгоградской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Воронежской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Курской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Липецкой области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России»
Категории клиентов | Тарификация по периодам применения тарифов | |||||
Тарифы для ППТ1, руб. | Тарифы для ППТ2, руб. | Тарифы для ППТЗ, руб. | ||||
без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | без НДС | с НДС | |
Юридические лица | 610,00 | 719,80 | 508,00 | 599,44 | 253,00 | 298,54 |
Физические лица | 279,66 | 330,00 | 228,81 | 270,00 | 76,27 | 90,00 |
Льготные категории граждан | 139,83 | 165,00 | 114,41 | 135,00 | 38,98 | 46,00 |
Согласно представленным ФГУП «Почта России» сведениям, себестоимость на Услугу на 2018 год рассчитана в соответствии с 3-ей редакцией ПТО СМК.ФГУП.СП.7.1.1/39 «Перечень технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа (за 1 месяц)» от 07.10.2016.
ФАС России проанализировал тарифы, себестоимость и рентабельность на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа», применяемые с 01.01.2018г.
Проанализировав уровень затрат, включенных в себестоимость, материалы и сведения, представленные ФГУП «Почта России», Комиссия ФАС России пришла к выводу, что перечень затрат на услугу по представлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на 2018 год соответствует Перечню технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа (за 1 месяц) от 07.10.2016.
Вместе с тем тарифы для физических лиц при наличном и при безналичном расчете превышают себестоимость на величину до 71,14%, для юридических лиц - до 96,00%, для льготных категорий граждан - до 42,22%.
По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) в отрасли «связь» в 2016 году составляла 18,2%. Согласно информации с официального сайта ЕМИСС, уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) в отрасли «связь» на 2017 год составляет 14%, при этом уровень рентабельности в области почтовой связи - 5%.
Таким образом, учитывая, что уровень рентабельности на услугу по представлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа превышает уровень рентабельности, сложившийся в отрасли связи в 6,8 раз, а уровень рентабельности, сложившийся в области почтовой связи в 19 раз, Комиссия пришла к выводу, что тарифы, действующие с 01.01.2018 существенно превышают сумму необходимых для реализации данной услуги расходов и прибыли.
Федеральной антимонопольной службой на основании приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» 14.02.2018 проведен анализ состояния конкуренции рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа в целях установления доминирующего положения ФГУП «Почта России».
В статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» закреплены следующие определения:
почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;
услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
абонементный почтовый шкаф - устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) -
принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые
(вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в
получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме
электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с
порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме
электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое
отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой
отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и
вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в
получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме
электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с
порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене -с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
простые почтовые отправления;
извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых
переводах;
извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не
позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате
почтовых переводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а именно, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренней телеграммы.
Таким образом, абонентские почтовые шкафы предназначены для получения почтовых отправлений, пересылаемых при оказании услуг общедоступной почтовой связи.
Следовательно, получение почтовых отправлений в ячейке абонементного почтового шкафа является неотъемлемой составной частью технологического процесса доставки почтовых отправлений, который в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи является частью единого производственно-технологического комплекса технических и транспортных средств, обеспечивающих оказание услуг почтовой связи.
Таким образом, необходимо оценивать доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся услуги общедоступной почтовой связи.
ФГУП «Почта России» включено в Реестр субъектов естественных монополий в Раздел I «Услуги общедоступной почтовой связи» в географических границах — Российская Федерация (за исключением Республики Крым и г. Севастополь) (приказ от 23.08.2005 № 394-с).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи и, учитывая вышеизложенное, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации.
Решением ФАС России от 27.06.2016 по делу № 1-00-111/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП «Почта России» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления с 01.07.2014 года монопольно высоких тарифов на услугу по абонированию ячейки почтового абонементного шкафа на территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2016 по делу № А40-196193/2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2017, решение и предписание ФАС России от 27.06.2016 по делу № 1-00-111/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Почта России» признаны законными в полном объеме.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2018 ФГУП «Почта России» отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В рамках дела № А40-196193/2016 судами установлено, что ФГУП «Почта России» на рынке оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа занимает доминирующее положение, поскольку рынок оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связан и является производным по отношению к рынку оказания услуг общедоступной связи, на котором ФГУП «Почта России» в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.
Комиссия отметила, что по результатам Проверки в адрес ФГУП «Почта России» был направлен Акт проверки ФАС России от 26.01.2018 № 18-ДСП. В ответ ФГУП «Почта России» представило возражения на данный акт, при этом в возражениях к Акту проверки ФАС России от 26.01.2018 № 18-ДСП позиция по вопросу о наличии в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, отсутствует.
14.06.2018 на заседании Комиссии было принято Заключение об обстоятельствах дела № 1-10-39/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции рассмотрела и оценила замечания, представленные ФГУП «Почта России» на Заключение об обстоятельствах дела № 1-10-39/00-11-18, в совокупности с фактическими обстоятельствами и доказательствами, содержавшимися в материалах дела № 1-10-39/00-11-18.
Как следует из пояснений ФГУП «Почта России» от 02.07.2018 № б/н, для товарного рынка по абонированию уровень рентабельности нормативно не установлен, и в случае если уровень рентабельности нормативно не установлен, сопоставление с фактическим уровнем рентабельности не является корректным.
10.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-39/00-11-18 представитель ФГУП «Почта России» не смог пояснить, с каким уровнем рентабельности можно сопоставить уровень рентабельности на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа».
Также представитель ФГУП «Почта России» сообщил, что считает установленный ФГУП «Почта России» уровень рентабельности до 96,00% на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» разумным.
При этом экономического, технологического и иного обоснования установления подобного уровня рентабельности ФГУП «Почта России» не представлено.
ФГУП «Почта России» письмом от 02.07.2018 № б/н направило возражения по аналитическому отчету по результатам анализа рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, в части определения географических границ, установления доминирующего положения ФГУП «Почта России».
10.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-39/00-11-18 представитель ФГУП «Почта России» сообщил, что в аналитическом отчете по результатам анализа рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа отсутствует исследование мнения потребителей, и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» при определении продуктовых границ ФАС России должен был провести опрос населения Российской Федерации.
Комиссия ФАС России отметила, что анализ рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа проведен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Рынок оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связан и является производным по отношению к рынку оказания услуг общедоступной связи, на котором ФГУП «Почта России» в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение. Следовательно, на неразрывно связанном рынке оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа ФГУП «Почта России» также занимает доминирующее положение.
Это обусловлено тем, что рынок услуг, составляющих технологическую часть естественно-монопольного вида деятельности, не может рассматриваться в отрыве от рынка услуг естественной монополии, и потому хозяйствующих субъект, являющийся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на обоих рынках.
ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность в области услуг почтовой связи, и как следствие, неразрывно связанную услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, в соответствии с лицензией на территории Российской Федерации, с учетом чего географические границы рынка определены как территория Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия в соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, установила доминирующее положение ФГУП «Почта России» на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Решением от 19.09.2018 № 11/75334/18 по делу № 1-10-39/00-11-18 (далее - Решение) действия ФГУП «Почта России», выразившиеся в установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа», признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 14.31 КоАП.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Место совершения административного правонарушения — 131000, <...>.
Письмом от 15.03.2019 № 1.5.3/юр/573 ФГУП «Почта России» сообщило об исполнении Предписания ФАС России по делу № 1-10-39/00-11-18 от 19.09.2018 № 11/75336/18, путем издания приказа от 07.03.2019 № 100-п «Об установлении тарифов на услугу «Абонирования ячейки абонементного почтового шкафа».
Время совершения административного правонарушения — с 01.01.2018 по 07.03.2019.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП.
Объект административного правонарушения: общественные отношения, в сфере защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности.
Объективная сторона совершенного ФГУП «Почта России» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, выражается в установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа».
Субъект административного правонарушения: ФГУП «Почта России».
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты, все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Высший Арбитражный Суд в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — постановление ВАС № 10) в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет, следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
ФГУП «Почта России» не представило пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Таким образом, как следует из материалов дела об административном правонарушении № 11/04/14.31-6/2019 и установленных обстоятельств, субъективная сторона административного правонарушения заключается в том, что у ФГУП «Почта России» имелась возможность для соблюдения Закона о защите конкуренции. Однако, ФГУП «Почта России» не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 14.31 КоАП.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП основанием для снижения административного штрафа выступает совокупность данных предпосылок:
исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения;
исключительные обстоятельства, связанные с последствиями административного правонарушения;
имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
минимальный размер административного штрафа для юридических лиц должен составлять не менее ста тысяч рублей.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.
В соответствии с КоАП размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП, исчисляется согласно примечаниям к статье 14.31 КоАП.
В соответствии с пунктом 4 примечаний к статье 14.31 КоАП, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 4 примечаний к статье 14.31 КоАП, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, а при наличии отягчающих обстоятельства размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 11/04/14.31-6/2019 в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность установлено:
добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 11/04/14.31-6/2019 в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность установлено:
совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (время правонарушение: с 01.01.2018 по 07.03.2019).
Сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенное ФГУП «Почта России» составляет 300 000 руб.
Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенное ФГУП «Почта России» составляет 1 000 000 руб.
Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, равна 87 500 руб.
С учетом наличия одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность и одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, при квалификации действий ФГУП «Почта России» по части 1 статьи 14.31 КоАП по правилам пункта 4 примечаний к статье 14.31 КоАП, размер административного штрафа составит 650 000 руб.
Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела о привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Учитывая возможный пробег почтовой корреспонденции и необходимость при привлечении к административной ответственности надлежащим образом уведомить данное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола и предоставить ему возможность представить объяснения, 26.03.2018 ФАС России было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 11/04/14.31-6/2019 и проведении административного расследования (исх. № 11/24044/19 от 26.03.2019, далее - Определение ФАС России).
Согласно части 3 статьи 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.
Определение ФАС России отвечает всем названным требованиям.
Определение ФАС России направлялось Заявителю заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 12571933067439), что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России, и было получено Заявителем 02.04.2018, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».
Часть 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
Административное расследование было завершено 23.04.2018, то есть с соблюдением требований, установленных частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ.
По окончании административного расследования 23.04.2018 в соответствии с требованием части 3 статьи 28.5 КоАП РФ ФАС России был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Заявителя.
Таким образом, ФАС России соблюдены порядок возбуждения дела и сроки составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
На основании пункта 62 части 2, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ и пункта 1 приказа ФАС России от 29.07.2015 № 667/15 «О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» правом составления протокола об административном правонарушении от имени ФАС России обладают:
- начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- ведущие консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- главные государственные инспекторы структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства от 30.06.2004 № 331, структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы.
Определение ФАС России и Протокол об административном правонарушении составлены начальником отдела антимонопольного регулирования связи Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России ФИО3.
Учитывая изложенное, Определение ФАС России и Протокол об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом ФАС России.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, явился на его составление и подписание, о чем имеется соответствующая запись в материалах дела.
Во время составления Протокола ФАС России представителю ФГУП «Почта России» по доверенности от 27.07.2018 № АВ 8512828 ФИО4 были разъяснены его права и обязанности, о чем имеется запись в указанном протоколе.
Кроме того, представитель ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО4 был ознакомлен с протоколом, о чем также имеется запись в Протоколе ФАС России.
В соответствии с частью 6 статьи 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Так, 23.04.2019 копия Протокола ФАС России вручена под расписку представителю ФГУП «Почта России» по доверенности от 27.07.2018 № АВ 8512828 ФИО4.
В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае необходимости в дополнительном выявлении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ 20.05.2019 ФАС России было вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 11/04/14.31-6/2019 об административном правонарушении, которым дело было отложено и назначено к рассмотрению на 18.06.2019.
Определение ФАС России от 20.05.2019 о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 11/04/14.31-6/2019 об административном правонарушении направлялось Заявителю заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 12571934460062), и было получено Заявителем 03.06.2019, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России».
Рассмотрение состоялось 18.06.2019 в присутствии защитника ФГУП «Почта России» ФИО4 (доверенность от 27.07.2018 № АВ 8512828), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольного органа вправе:
руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ;
руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Постановление ФАС России в отношении Заявителя было вынесено заместителем руководителя ФАС России ФИО5.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется формой вины, а Кодекс об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ) формы вины юридических лиц не выделяет, административный орган учитывал, что у заявителя имелась возможность соблюдения требований закона, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях пли законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нею меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о наличии вины корпорации в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 75, 123, 156, 167-170, 207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФГУП «Почта России» о признании незаконным постановления ФАС России №4-11/04/14.31-6/2019 от 18.06.2019 – отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |