Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-181345/20-21-1263
15 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "АЛБАР-1" (123056, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.08.2002, ИНН: <***>)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)
о признании незаконным полностью и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, выраженное в Уведомлении от 10.08.2020 г. №КУВД-001/2020-10187111 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1041)
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. № 2/09 от 01.09.2020г.)
от ответчика: ФИО2 (удост., диплом, дов. № Д-26/2019 от 30.12.2019)
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛБАР-1" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (далее – ответчик, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения изложенное в Уведомлении от 10.08.2020 г. №КУВД-001/2020-10187111 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1041).
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования подлежат удовлетворению.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
Как следует из заявления, ООО «Албар-1» является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания площадью 732, 2 кв. м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1041, что подтверждается свидетельством о праве собственности (копия в Приложении №1).
Решением Московского городского суда 29.10.2019 г. по административному делу №3а-3448/2019 (уникальный идентификатор дела №77OS0000-01-2019-007145-92) удовлетворены требования по административному иску Заявителя к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителю в размере рыночной стоимости. Соответствующим судебным актом установлена кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого здания, по состоянию на 01.01.2018 года в размере его рыночной стоимости равной 65 444 000 (Шестьдесят пять миллионов четыреста сорок четыре тысячи) рублей, вместо 107 059 172 руб., 15 коп., ранее установленной в ходе государственной кадастровой оценки.
Решение суда вступило в законную силу 27.02.2020 г.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
После получения копии судебного акта, Заявителем подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее по тексту – Заинтересованное лицо) о государственном кадастровом учете (далее также – ГКУ) изменений объекта недвижимости (кадастровой стоимости) через МФЦ окружного значения ЮАО, в качестве основания для осуществления ГКУ изменений в отношении объекта недвижимости представлен выданный Московским городским судом судебный акт.
10.08.2020 г. регистрирующий орган решением № КУВД-001/2020-10187111 приостановил в осуществлении регистрационно-учетных действийосуществление ГКУ в отношении объекта недвижимости приостановлен.
Посчитав решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве незаконным заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд соглашается с доводами заявителя, при этом исходит из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона о недвижимости ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для приостановления регистрации послужило то, что по результатам правовой экспертизы представленных документов установлено несоответствие судебного акта (Решения Московского городского суда 29.10.2019 г. по делу №3а-3448/2019) следующим нормативным правовым актам: Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36); Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. №161).
При этом, регистрирующий орган указал, что заклейка не соответствует форме 66 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. №36, а также, что нарушены требования к нумерации страниц.
Суд не может согласится с доводами регистрирующего орган по следующим основаниям.
Требования, установленные Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. №36 применяются к судебным актам районных судов, а поскольку Решение Московского городского суда от 29.10.2019 г. по административному делу №3а-3448/2019 принято судом города федерального значения (полномочия, порядок образова-ния и деятельности которого регулируется положениями гл. 3 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"), а не районным судом общей юрисдикции (полномочия, порядок образования и деятельности которого регулируется положениями гл. 4 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"), то ссылка Заинтересованного лица на данный Приказ является несостоятельной и не обоснована в силу ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Ссылаясь на нарушение нумерации страниц, управление не сослалось на конкретный пункт Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. №161, и не раскрыло существо якобы обнаруженных нарушений нумерации.
Управление Росреестра не является органом судебной власти, а является федеральным органом исполнительной власти, обязанным исполнять судебные акты и не наделенным полномочиями давать оценку форме судебных актов в силу установленных ему Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. №457) дискреционных полномочий.
Кроме того, в абз. 9 (стр. 1) Уведомления от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 указано, что на судебном акте отсутствует штамп «Копия», штамп «О вступлении решения суда в законную силу».
Между тем, как следует из материалов дела, в представленном на ГКУ судебном акте штамп «Копия» содержится на первой странице решения, а штамп «О вступлении решения суда в законную силу» содержится на стр. 5 судебного решения.
Кроме того, суд обращает внимание, что Управление Росреестра являлось одним из административных ответчиков в рамках административного дела №3а-3448/2019 и не могло не знать о принятом решении Московского городского суда 29.10.2019 г.
Основания, по которым учет может быть приостановлен, определены в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 18 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Ответчик в обжалуемом акте ссылается на пункты 7 и 9 ч. 1 указанной правовой нормы в качестве оснований для приостановления ГКУ, предусмотренные ст. 26 Закона, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
Однако, указанные основания опровергаются материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО "Албар-1" при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действии, в связи с чем основания для приостановления государственного кадастрового учета отсутствуют.
Ответчик не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для приостановлении государственной регистрации.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.
Судом проверены и оценены все доводы Ответчика, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на Ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 123,156, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 10.08.2020г. №КУВД-001/2020-10187111 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1041).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛБАР-1", а именно осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1041).
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу ООО "АЛБАР-1" расходы по оплате госпошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Гилаев Д.А.