ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-181899/2020-29-1653 от 16.12.2020 АС города Москвы

(29 отд., тел. 600-97-77)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город МоскваДело № А40-181899/20-29-1653

18 декабря 2020 года                                                                               

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2020 года

Арбитражный суд в составе:                                   

Председательствующего:  Лежневой О.Ю. (29-1653)

Судей: единолично

при ведении протокола  судебного  заседания  секретарем судебного заседания  Артюх Е. И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>)

к МИНИСТЕРСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: <***>)

о взыскании денежных средств в размере 2 627 517,86 руб., а также госпошлины в размере 36 138 руб.,

при участии:

Истец: ФИО1 по доверенности от 18.09.2020 г. б/№

Ответчик: ФИО2 по доверенности от 29.12.2018 г. б/№

УСТАНОВИЛ:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>) (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: <***>) (далее - Ответчик)о взыскании денежных средств в размере 2 627 517,86 руб., а также госпошлины в размере 36 138 руб.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2020 года исковое заявление МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>) принято судом к рассмотрению и возбуждено производство по делу № А40-181899/20 (л.д. 1 т. 1).

Данным определением также суд известил участвующих в деле лиц, о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явятся в предварительное судебное заседание и не заявят возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершит предварительное судебное заседание и  рассмотрит дело по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с принятием окончательного судебного акта.

Судом протокольным определением от 16 декабря 2020 года открыто судебное заседание по настоящему делу.

В судебное заседание не явился представитель Ответчика, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Отзыв на исковое заявление не представил. Дело рассмотрено судом в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Ответчика.

Принимая во внимание положения  ч. 6 ст. 121 АПК РФ,  п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии искового заявления к производству, о завершении предварительного судебного заседания и назначении судебного заседания, об отложении судебного заседания,  вместе с соответствующими файлами размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав доводы Истца, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из искового заявления, Минобороны России осуществляет организацию и обеспечение перевозки по воинским перевозочным документам: военнослужащих, призванных военными комиссариатами на военную службу - от сборных пунктов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации к местам прохождения ими военной службы; граждан, поступающих на военную службу по контракту - от места жительства к месту дислокации воинской части для заключения контракта о прохождении военной службы. Указанные перевозки осуществляются Минобороны России в том числе в интересах МЧС России.

Статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 31 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г., для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, день присвоения воинского звания рядового, которое присваивается приказом военного комиссара до убытия граждан со сборного пункта.

В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» личный состав, назначенный для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, прибывает на сборный пункт с оформленной в установленном порядке доверенностью на право получения этих граждан. Передача начальнику воинской команды (в том числе должностным лицам МЧС России) граждан, призванных на военную службу, отправляемых со сборного пункта, осуществляется по именному списку.

Таким образом, граждане (военнослужащие), направленные для прохождения в спасательные воинские формирования МЧС России, поступают в прямое подчинение должностных лиц МЧС России на сборном пункте до осуществления их перевозки в спасательные воинские формирования МЧС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. № 565 утверждены Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил взаимные расчеты за исполнение Минобороны России бюджетных обязательств в интересах МЧС России по транспортному обеспечению осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил окончательные взаимные расчеты производятся по фактическим расходам на основании акта за год в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предстоящий год.

Фактические расходы Минобороны России на осуществление перевозок военнослужащих в интересах МЧС России за 2015-2019 г. составляют 2 627 517,86 руб., что подтверждается соответствующими воинскими перевозочными документами (требованиями на перевозку воинских пассажиров), представленными истцом в материалы дела.

Указанная задолженность МЧС России не погашена, что привело к неосновательному обогащению.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему   неосновательно   приобретенное   или   сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1104 ГК РФ, имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (п. 1 ст. 1105 ГК РФ).

Учитывая изложенное, МЧС России должно возвратить Минобороны России неосновательно полученное или сбереженное имущество, а в случае невозврата имущества необходимо возместить действительную стоимость этого имущества.

Сумма неосновательного обогащения составляет 2 627 517,86 руб., истцом представлен расчет указанной суммы (л.д. 37 т. 3).

В адрес МЧС России направлено требование № 207/8/2056 от 02.07.2020 г., которое оставлено без удовлетворения, как следует из пояснений истца и не опровергается ответчиком (л.д. 34-36 т. 3).

Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Учитывая, что ответчик не представил доказательств возврата денежных средств истцу, суд  считает,  что  требования  истца о взыскании денежных средств в размере 2 627 517, 86 руб. предъявлены  правомерно и подлежат  удовлетворению, а сумма денежных средств в размере 2 627 517, 86 руб. принудительному взысканию с ответчика, поскольку от него не поступили в суд доказательства устранения нарушения  прав  истца.

Госпошлина по делу взысканию не подлежит в соответствии с подп. 1.1. п.1 ст. 333.37 НК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.309, 310, 314, 330, 779, 781 ГК РФ, ст.ст. 9, 64, 65, 75, 106, 110, 121- 123, 167-171, 176, 177, 181 АПК РФ, ст. ст. 333.22, 333.40 НК РФ,  суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>).

Взыскать с МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: <***>) сумму долга в размере 2 627 517, 86 (Два миллиона шестьсот двадцать семь тысяч пятьсот семнадцать рублей 86 копеек) в пользу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>).

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления в полном объеме в 9 Арбитражный Апелляционный Суд.

СУДЬЯ:                                                                                                       О.Ю. Лежнева