Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-182983/19-17-1561
26 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Почашевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Банка России (115225, <...>)
к СПАО «Ингосстрах» (117997, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2, , ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Дата регистрации: 11.10.2002)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 08 июля 2019 года №АП-ПР-59-2-5-19/249ДСП
при участии: от заявителя: не явился, извещен, от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 21.09.2018 № 6344494/18, ФИО2 по доверенности от 25.01.2019 № 6609720-/19.
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 08 июля 2019 года №АП-ПР-59-2-5-19/249ДСП.
Учитывая надлежащее уведомление заявителя и заинтересованного лица о дате, времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу определением о принятии дела к производству, отсутствие возражений сторон на переход к рассмотрению дела по существу в суде первой инстанции, суд в соответствии с п.4 ст.137 АПК РФ, п.27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 65 от 20.12.2006, завершил предварительное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в первой инстанции.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие состава административного правонарушения..
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд посчитал возможным рассмотреть дело без участия заявителя в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, заслушав позицию заинтересованного лица, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установил, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, в Службу поступил акт о проведении контрольного мероприятия от 22.05.2019 № Т1-19-11-13/56451 (далее - Акт), составленный Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу на основании решения Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/300 и поручения на проведение контрольного мероприятия от 14.05.2019 № Т1-19-11-13/52790, содержащий сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Абзацем 4 статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России наделен полномочиями по проведению контрольных мероприятий в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе осуществляемых дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которых уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности.
В соответствии с решением Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/300 и поручением на проведение контрольного мероприятия от 14.05.2019 № Т1-19-11-13/52790 осуществлена проверка дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий, в ходе которой были созданы условия для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на сайте Страховщика (без совершения сделки), результаты проверки зафиксированы Актом.
Актом установлено нарушение требования пункта 1 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (далее - Указание № 4191-У) в части допущения Страховщиком суммарной длительности перерывов в работе сайта более 30 минут в сутки, а именно, при регистрации личного кабинета на сайте Страховщика в разделе «Получить доступ», после ввода запрашиваемой информации, кнопка «Продолжить» перестала быть активной, а в разделе «Оформить электронное ОСАГО» после ввода запрашиваемой информации появляется сообщение «К сожалению, сервер временно недоступен. Попробуйте повторить действие чуть позже». В течение рабочего дня 22.05.2019 предприняты три попытки провести контрольное мероприятие (в 12-01, 13-13, 15-28).
Письмом Службы от 30.05.2019 № 59-2-5/44003ДСП в адрес СПАО «Ингосстрах» направлена копия Акта. Срок для предоставления комментариев или возражений - 10 рабочих дней с даты получения копии Акта, то есть до 17.06.2019.
Страховщик письмом от 14.06.2019 № 14-4908 (вх. № 279644 от 17.06.2019) предоставил возражения, согласно которым при воспроизведении на сайте СПАО «Ингосстрах» действий по регистрации личного кабинета с внесением данных, аналогичных указанным в Акте от 22.05.2019 № Т1-19-11-13/56451, после ввода запрашиваемой информации кнопка «Продолжить» активна, ошибка сервера не воспроизводится. 22.05.2019 сайт СПАО «Ингосстрах» функционировал в обычном режиме, программно-аппаратные средства были полностью работоспособны.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом об ОСАГО.
Согласно пункту 22 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена.
Пунктом 1 Указания № 4191-У предусмотрено обеспечение страховщиком бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров и недопущения достижения суммарной длительности перерывов в работе сайта более 30 минут в сутки.
Информация, указанная в Акте, подтверждается страницами 6, 13, 20 снимками экрана монитора приложения к Акту.
Следовательно, Страховщиком не обеспечена возможность создания личного кабинета лица, имеющего намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа на сайте Страховщика.
Таким образом, Службой установлены нарушения Страховщиком положений пункта 1 Указания № 4191 -У, пункта 22 Указания № 4190-У.
Несоблюдение СПАО «Ингосстрах» страхового законодательства является нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона №4015-1.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В результате рассмотрения указанного обращения, консультантом отдела превентивного поведенческого надзора Управления поведенческого надзора в сфере финансовых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 №АП-ПР-59-2-5-19/249ДСП в отношении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» (далее - СПАО «Ингосстрах», Общество, страховщик).
На основании ст.23.1 КоАП РФ Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при соблюдении процессуальных требований, предусмотренных ст.ст.28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ.
Вместе с тем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим обстоятельствам.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом в протоколе № АП-ПР-59-2-5-19/249ДСП от 08.07.2019 и иных материалах дела об административном правонарушении отсутствует подтверждение нарушения СПАО «Ингосстрах» условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Согласно Протоколу от 08.07.2019 Страховщику вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении возможности создания личного кабинета лица, имеющего намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на сайте Страховщика (на основании Акта о проведении контрольного мероприятия от 22.05.2019).
Сведения о невозможности создания личного кабинета на сайте Страховщика не подтверждены и опровергаются данными Страховщика о беспрепятственном создании личных кабинетов потребителями услуг в данный период.
По результатам рассмотрения Акта от 22.05.2019 СПАО «Ингосстрах» была проведена проверка изложенных в акте обстоятельств. В ходе анализа данных о работе информационной системы СПАО «Ингосстрах» и официального сайта (www.ingos.ru), нарушений требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в части ошибок, указанных в Акте от 22.05.2019 (а именно: при регистрации личного кабинета на сайте Страховщика в разделе «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП», после ввода запрашиваемой информации, кнопка «Продолжить» перестала быть активной, а в разделе «Оформить электронное ОСАГО», после ввода запрашиваемой информации, появляется надпись «К сожалению, сервер временно недоступен. Попробуйте повторить действие чуть позже»), выявлено не было.
По факту получения Акта контрольного мероприятия при воспроизведении на сайте СПАО «Ингосстрах» действий по регистрации личного кабинета с аналогичными, указанными в Акте от 22.05.2019 данными, в разделе «Получить доступ», после ввода запрашиваемой информации, кнопка «Продолжить» активна, ошибка «К сожалению сервер временно недоступен. Попробуйте повторить действие чуть позже» не воспроизводится, т.е. наблюдается корректное поведение сайта. Успешная регистрация была пройдена с вводом данных клиента, использованных Службой в рамках контрольного мероприятия (копии скриншотов страниц сайта прилагаются). Данные, указанные в Акте от 22.05.2019 не подтвердились.
В качестве подтверждения работоспособности сайта СПАО «Ингосстрах» в Службу были направлены сведения об успешной регистрации клиентов в Личном кабинете на сайте СПАО «Ингосстрах» 22.05.2019 в интервале времени, которое указано на скриншотах Банка России с сайта Страховщика от 22.05.2019, а также в Акте от 22.05.2019 (по московскому времени), которые дополнительно приложены к отзыву.
22.05.2019 (в дату проведения контрольного мероприятия) сайт СПАО «Ингосстрах» функционировал в обычном режиме, программно-аппаратные средства СПАО «Ингосстрах» были полностью работоспособны. Регламентных работ не проводилось.
В подтверждение бесперебойности и непрерывности функционирования сайта СПАО «Ингосстрах» (БФС) за 22.05.2019, а также его работоспособности, в Службу был направлен график вызова тестируемого сервиса - сайта СПАО «Ингосстрах» (AisGate), созданный с помощью независимого сервиса проверки доступности сайтов и серверов.
Работоспособность сайта СПАО «Ингосстрах» подтверждается техническими показателями, такими, например, как показателями времени отклика (демонстрируются на графике), которое не превышает 0.8 секунды в пике (в случае ошибки фиксируется неработоспособность). Таким образом, наличие ответа и есть доказательство работоспособности сайта и отсутствия перерывов в работе.
Отсутствие «красных точек» на графике за 22.05.2019 также подтверждает доступность сайта СПАО «Ингосстрах» для оформления договора ОСАГО в электронном виде (далее - договор Е-ОСАГО) независимым источником (данными сторонней организации).
Доказательства прямой причинно-следственной связи технических проблем Банка России при проведении контрольного мероприятия с действиями (бездействием) Страховщика отсутствуют, факт сбоя в работе сайта СПАО «Ингосстрах» опровергается данными системы сайта.
Техническое соединение потенциального потребителя страховых услуг с сайтом страховщика может зависеть от разных причин, находящихся вне зоны ответственности страховщика. В Акте от 22.05.2019 Служба зафиксировала некоторый результат отображения информации на стороне Банка России как пользователя в формате «увидел на экране» без комплексного расследования технических причин данного события и без доказательств использования при проведении контрольного мероприятия надлежащей работоспособной техники и средств связи (провайдера услуг сети «Интернет») - данные о технической подготовке и квалификации лиц, проводивших сложное техническое мероприятие, техническом оснащении и других параметрах для проведения объективного контрольного мероприятия в Акте не зафиксировано.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее - Закон об ОСАГО), законодательство Российской Федерации об ОСАГО состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Закона об ОСАГО, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация «Российский Союз Автостраховщиков» - оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.
Согласно Указанию Банка России № 4190-У от 14.11.2016 «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при осуществление страхователем действий, направленных на заключения договора ОСАГО в электронном виде, взаимодействуют сразу несколько электронных систем:
- электронная система официального сайта страховщика;
- автоматизированная информационная система обязательного страхования РСА, созданная в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО (АИС ОСАГО);
- электронная система технического устройства потенциального страхователя;
- электронная система связи «Интернет»;
- электронная система, обеспечивающая связь в сети интернет технического устройства потенциального страхователя (провайдер потенциального страхователя).
Осуществление процесса взаимодействия может также зависеть от работы сторонних систем и устройства самого клиента, а также действий третьих лиц.
Так, причинами сбоев на стороне потенциального страхователя (пользователя) могут быть: нестабильное интернет-соединение на стороне получателя финансовых услуг (клиента); уровень сигнала сети, обеспечивающей работу интернет-соединения на стороне клиента; проблемы на стороне провайдера (оператора), предоставляющего клиенту доступ к сети «Интернет»; проблемы в работе устройства клиента.
При сбое и технических неисправностей электронных систем (кроме электронной системы официального сайта страховщика), не зависящих от страховщика, страховщик не имеет возможности обеспечить заключение и отправку договора ОСАГО потенциальному страхователю.
При этом в Акте от 22.05.2019 Банком России не было указано оборудование, с помощью которого осуществлялся доступ к сайту Страховщика, ip-адреса, сведения о провайдере и другая идентифицирующая информация, с помощью которой было бы возможно определить характер ошибок, возникших на оборудовании Банка России.
С точки зрения ГК РФ, страховщик является должником в обязательстве по организации приема заявления потенциальных страхователей на регистрацию Личного кабинета и обеспечения работы своего сайта. Каким именно образом будет исполнено такое обязательство ни Закон об ОСАГО, иные законы либо нормативные документы Банка России не устанавливают, то есть исполнение может быть произведено любым способом. В соответствии со ст.ст. 308.1 и 320 ГК РФ, должник по альтернативному обязательству обязан совершить одно из двух или нескольких действий (воздержаться от совершения действий), выбор между которыми принадлежит должнику, если законом, иными правовыми актами или договором право выбора не предоставлено кредитору или третьему лицу.
Согласно ст. ст. 403 ГК РФ, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. То есть, если речь идет о действия (бездействии) исполнителей - третьих лиц (провайдеров услуг сети «Интернет», самого потребителя финансовой услуги в части корректной работы с программой или сайтом), Страховщик за них ответственности не несет, а при невыполнении пользователем надлежащих действий, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства (п. 2 ст. 328 ГК РФ).
С учетом возможного отсутствия специальных технических знаний у получателей страховых услуг, на сайте СПАО «Ингосстрах» размещены контакты службы поддержки, в которую клиент может обратится в режиме «он-лайн» и получить необходимые консультации по корректному заполнению данных/выполнению действий на сайте для успешной регистрации в Личном кабинете ОСАГО и получения финансовых услуг.
Данные об обращении «клиента» в службу технической поддержки СПАО «Ингосстрах» для разрешения возникших вопросов не зафиксированы, в Акте отсутствуют. Без обращения клиента за консультацией, Страховщик не имеет возможности обеспечить сопровождение клиента и оказать помощь для регистрации в Личном кабинете (п. 2 ст. 328 ГК РФ).
Если же клиент, не получив с первой попытки, желаемый результат, не предпринимает никаких действий для повторной регистрации, выяснения причин сбоя, обращения в службу поддержки Страховщика, к своему провайдеру и др., - такие действия могут рассматриваться как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В случае несоблюдения клиентом (потребителем финансовых услуг) требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Страховщик также не несет ответственности за функционирование вышеперечисленных электронных систем, кроме электронной системы официального сайта страховщика
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие обстоятельств, к которым относят состав административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что технические проблемы на оборудовании, которое было использовано Банком России для проведения контрольного мероприятия, возникли в результате ненадлежащего функционирования официального сайта СПАО «Ингосстрах», пошаговое описание (протокол) действий пользователей в рамках контрольного мероприятия отсутствует. Банком России не были исследованы обстоятельства, по причине сбоя которой возникли у Банка России возникли препятствия к созданию Личного кабинета на сайте Страховщика.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанный в протоколе довод Банка России о необеспечении Страховщиком бесперебойности функционирования сайта (БФС) не соответствует материалам дела.
СПАО «Ингосстрах» выполняет требования по обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и реализует меры, необходимые для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов, установленные Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4 3 91 -У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (Указание ЦБ № 4191-У).
В смысле Указания ЦБ № 4191-У, нарушение БФС может иметь место только в случае сбоя работы на сайте (невозможности заключения договора ОСАГО) непрерывно в продолжение не менее 30 минут. Отдельный технический сбой меньшей продолжительности нарушением БФС не является.
Страховщики также должны не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки, за исключением разрешенных Указанием № 4191-У плановых технических работ.
В период обращения Заявителя к Сайту Страховщика программно-аппаратные средства СПАО «Ингосстрах» были работоспособны, сайт Страховщика технически был готов к заключению договоров Е-ОСАГО, что подтверждается приведенными выше доказательствами (скриншоты страниц сайта Страховщика прилагаются, информация о регистрации личных кабинетов, график функционирования сайта).
Ошибки, возникшие на экране компьютера, использованного Банком России, по мнению СПАО «Ингосстрах» не имеют отношения к сайту Страховщика и не могут свидетельствовать о необеспечении Страховщиком бесперебойности функционирования сайта (БФС) и невозможности регистрации в Личном кабинете ОСАГО именно по причине сбоя на стороне Страховщика.
Так, например, раздел «окно» с указанием времени может подвергаться изменениям, в т.ч без участия пользователя, в зависимости от настроек программы.
Скриншот о сбое в работе по неизвестным причинам и следующий скриншот о «продолжении» «ошибки», достоверно могут говорить только о том, что был сделан снимок с экрана на момент сбоя по неизвестным причинам, с наибольшей долей вероятности далее пользователь никаких действий на компьютере/сайте не предпринимал и далее был сделан снимок с экрана с первично появившейся ошибкой, но уже с другим показанием времени.
Подобные данные, являющиеся отражением снимка экрана пользователя, не могут быть доказательством сбоя работы сайта Страховщика, т.к. не отражают ни причин сбоя, ни реальную работу сайта в промежутке между указанными двумя снимками, что связано с особенностью компьютера сохранят в неизменном виде «картинку» экрана при отсутствии действий пользователя.
Таким образом, Банком России не были представлены доказательства факта нарушения СПАО «Ингосстрах» условий, предусмотренных разрешением (лицензией), что указывает на отсутствие объективной стороны состава правонарушения и исключает возможность привлечения СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся государственный орган и лицо, привлекаемое к административной ответственности, расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается. Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, наступает лишь за те действия, которые прямо нарушают лицензионные требования.
Возникновение технических проблем на оборудовании, не принадлежащем Страховщику, не может быть квалифицированы как нарушение Страховщиком лицензионных требований.
Изложенные в протоколе выводы Банка России о нарушении Страховщиком требований, предусмотренных лицензией, является результатом расширительного толкования диспозиции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, запрещенного в силу закона.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Указанные Банком России действия Страховщика не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, требования Банка России о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 08 июля 2019 года №АП-ПР-59-2-5-19/249ДСП, не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ и ст.ст. 65, 71, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Банка России о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.Б. Полякова