ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-182990/19-21-719
08 августа 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2019 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаймухаметовым Б.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка РФ (Банк России) (107016, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА НЕГЛИННАЯ, 12, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.01.2003, ИНН: <***>)
к СПАО «Ингосстрах» (117997, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 08.07.2019 г. № АП-ПР-59-2-5-19/250ДСП
в судебное заседание явились:
от заявителя: неявка, извещен
от ответчика: ФИО1 дов. № 6609720-19 от 25.01.2019 г., ФИО2 дов. № 6375978-18 от 11.10.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в суд с заявлением к СПАО «Ингосстрах» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 08.07.2019 г. № АП-ПР-59-2-5-19/250ДСП.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в Банк России поступил акт о проведении контрольного мероприятия от 28.05.2019 № ВН-15-3-14/13990ДСП (далее - Акт), составленный Дальневосточным главным управлением Центрального банка Российской Федерации на основании решения Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/305 и поручения на проведение контрольного мероприятия от 20.05.2019 № ПЗТ15-3/158, содержащий сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.
В соответствии с решением Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/305 и поручением на проведение контрольного мероприятия от 20.05.2019 № ПЗТ15-3/158 осуществлена проверка дистанционно с использованием информационно коммуникационных технологий, в ходе которой были созданы условия для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на сайте Страховщика (без совершения сделки), результаты проверки зафиксированы Актом.
Актом о проведении контрольного мероприятия от 28.05.2019 № ВН-15-3-14/13990ДСП установлено отсутствие возможности на стадии заполнения заявления о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа (далее - Е-ОСАГО) на сайте Страховщика выбрать СТО в регионе проживания страхователя - Приморский край.
Согласно снимкам с экрана сайта Страховщика, приложенным к Акту, при заполнении заявления о заключении договора Е-ОСАГО на сайте Страховщика:
у страхователя отсутствует право указать СТО, на которой страхователь хочет осуществить ремонт транспортного средства при наступлении страхового случая, а также не осуществляется информирование' страхователя об отсутствии у Страховщика заключённых договоров на организацию восстановительного ремонта транспортного средства в регионе проживания страхователя; не обеспечено на стадии заполнения заявления о заключении договора Е-ОСАГО право страхователя сообщить Страховщику о своём желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа получить данный страховой полис, оформленный на бланке строгой отчётности, посредством почтового отправления.
Письмом Службы от 30.05.2019 № 59-2-5/44003ДСП в адрес СПАО «Ингосстрах» направлены копии актов о проведении контрольного мероприятия. Срок для предоставления комментариев или возражении -10 рабочих дней с даты получения копии Акта, то есть до 17.06.2019.
Страховщик письмом от 14.06.2019 № 14-4908 (вх. № 279644 от 17.06.2019) в ответ на нарушения, указанные в Акте, сообщил следующее: в связи с тем, что в субъекте Российской Федерации на территории которого проводилось контрольное мероприятие: Приморский край, г. Владивосток у Страховщика отсутствуют заключенные договоры со СТО, соответствующие требованиям к организации восстановительного ремонта транспортного средства, предусмотренным Законом об ОСАГО, в процессе заполнения заявления перечень СТО для выбора не предоставлялся.
Службой установлены нарушения Страховщиком положений пункта 7 Указания № 4190-У, пункта 3.1 статьи 15 Закона об ОСАГО.
08.07.2019 на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и
подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 №4300-У
«О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях» консультантом
отдела превентивного поведенческого надзора Управления поведенческого
надзора в сфере финансовых услуг Службы по защите прав потребителей
и обеспечению доступности финансовых услуг Каменской
Анной Алексеевной составлен протокол об административном
правонарушении №АП-ПР-59-2-5-19/250ДСП в отношении Страхового
публичного акционерного общества «Ингосстрах» (далее - Ответчик,
Страховщик, Общество), зарегистрировано Московской регистрационной
палатой 11.10.2002 за №003.779, адрес (место нахождения): 117997, г. Москва,
ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2; ОГРН: <***>; ИНН: <***>; КПП: 770501001; лицензия на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств №ОС №0928 - 03, выдана: 23.09.2015.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), законодательство РФ об ОСАГО состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона об ОСАГО, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 6 п. 7 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание ЦБ № 4190-У), одновременно с заполнением заявления страхователь вправе с использованием сайта страховщика сообщить страховщику о своем желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа (далее - страховой полис) получить данный страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, в офисе страховщика либо посредством почтового отправления.
Абзацем 1 п. 7 Указания ЦБ № 4190-У установлено, что заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора.
Предусмотренная Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Положение № 431-П) форма заявления о заключении договора ОСАГО содержит исчерпывающий перечень информации и сведений, которую страхователь должен указать при заполнении заявления о заключении договора ОСАГО (форма прилагается).
При этом, данная форма не предполагает необходимости и возможности в процессе заполнения заявления внести в него сведения о желании получить полис на бланке БСО по почте.
Следовательно, предусмотренное Указанием ЦБ № 4190-У требование об «одновременном с заполнением заявления праве страхователя сообщить страховщику о своем желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа» не может быть реализовано в рамках заполнения заявления о заключения договора ОСАГО и предполагает возможность выражения волеизъявления страхователя на другой вкладке, что и было реализовано страховщиком.
То есть, с учетом требований к порядку и наполненности заявления о страховании ОСАГО, предусмотренный Указанием ЦБ № 4190-У термин «одновременности» предполагает возможность наличия двух параллельных по времени с технической точки зрения процессов, а именно возможность одновременного оформления полиса и возможность выражения желания получить полиса на бланке БСО в разных вкладках.
Подтверждением данного вывода является то, что ни Указание № 4190-У, ни Закон об ОСАГО не устанавливают, на каком именно шаге, на какой именно странице, в каком формате либо в каком виде (под каким названием, «кнопкой» и т.п.), такой функционал должен быть осуществлен в Личном кабинете ОСАГО.
Таким образом, СПАО «Ингосстрах» обеспечило возможность реализации страхователями своего права, установленного п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, на получение полиса на бланке строгой отчетности (далее - БСО), разместив в Личном кабине ОСАГО на своем официальном сайте www.ingos.ru (далее - Сайт Страховщика) соответствующий функционал получения полиса Е-ОСАГО на БСО посредством почтового отправления в закладке «Внести изменения в полис», что полностью соответствует требованиям Закона об ОСАГО, Положению № 431-П и Указанию № 4190-У.
Более того, с точки зрения ГК РФ, страховщик является должником в обязательстве о принятии заявки по отправке полиса ОСАГО на бланке БСО/вручении полиса в офисе. В соответствии со ст.ст. 308.1 и 320 ГК РФ, должник по альтернативному обязательству обязан совершить одно из двух или нескольких действий (воздержаться от совершения действий), выбор между которыми принадлежит должнику, если законом, иными правовыми актами или договором право выбора не предоставлено кредитору или третьему лицу.
Исходя из изложенного, в отсутствие указания закона, каким именно образом, где и под каким наименованием, должен размещаться раздел/ «кнопка» о просьбе направить полис Е-ОСАГО на бланке БСО страхователю, страховщик как должник в альтернативном обязательстве вправе реализовать такой функционал по своему усмотрению с единственным условием - такой запрос должен быть доступен на сайте страховщика при оформлении полиса Е-ОСАГО.
В качестве подтверждения реализации вышеуказанной возможности направляю скриншоты с сайта СПАО «Ингосстрах». Функционал по направлению страхователю полиса Е-ОСАГО на БСО путем почтового отправления был реализован в рамках доработки Сайта Страховщика в 2018 году.
Страховщиком дополнительно размещена подробная информация об этапах замены электронного полиса на БСО и последствиях такого оформления (в том числе даны ответы на часто задаваемые вопросы), а также описан порядок выдачи страхователю страхового полиса, оформленного на БСО как в офисе (филиале) СПАО «Ингосстрах», так и путем направления посредством почтовой/курьерской отправки (включая обязанность страхователя оплатить такую доставку).
Доказательством надлежащей работы функционала по заказу отправки полиса почтой/в офис также является статистика электронного журнала/отчета, о полученных заявках на отправку полиса почтой (прилагаются).
Кроме того, в соответствии с абз. 8 п. 7.2 Закона об ОСАГО непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования. По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления.
Таким образом, выдача страхового полиса законом поставлена в зависимость от факта оплаты страховой премии, действие по оплате страховой премии предшествует действию по выдаче страхового полиса. Соответственно, право страхователя на получение полиса на бланке строгой отчетности может быть реализовано только после оплаты страховой премии, а не одновременно с заполнением заявления. В случае разночтений в тексте Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО должны применяться положения Закона об ОСАГО как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
Судом установлено, что СПАО «Ингосстрах» соблюдает требования законодательства о ОСАГО в части порядка оформления договоров Е-ОСАГО в Личном кабинете на Сайте Страховщика, в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствует нарушение требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - событие административного правонарушения.
Согласно п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО, в заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания (СТО).
Закон об ОСАГО не содержит требований об обязательном наличии у страховщика СТО в каждом субъекте (регионе, крае, городе или ином населенном пункте т.п.) РФ.
Требование ст. 21 Закона об ОСАГО о наличии у страховщика своего представителя (филиал), уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков в каждом субъекте РФ исполняется СПАО «Ингосстрах» в полном объеме.
СПАО «Ингосстрах» реализована предусмотренная п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО возможность выбора страхователем станции технического обслуживания (далее - СТО) при заключении договора Е-ОСАГО, что фиксируется в электронном заявлении о заключении договора Е-ОСАГО.
При этом страхователь вправе указать СТО, из предложенного страховщиком перечня СТО, соответствующих требованиям к организации восстановительного ремонта, предусмотренным Правилами ОСАГО (п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Законодательство об ОСАГО не обязывает при заключении договора Е-ОСАГО предоставлять страхователю список СТО, которые не соответствуют специальным требованиям Закона об ОСАГО и/или в отношении которых договорные отношения со страховщиком отсутствуют либо направлять страхователю какие-либо специальные сообщения при отсутствии списка таких специализированных СТО (наоборот, страховщик дословно обязан дать список только СТО, соответствующих Закону об ОСАГО с которыми у него заключены договоры). Направление уведомлений об отсутствии в регионе проживания страхователя соответствующих требованиям законодательства СТО ни Закон об ОСАГО, ни Указание № 4190-У не предусматривает.
Требование о необходимости представления страхователю списка СТОА Указанием № 4190-У установлено только для случаев, когда в регионе проживания страхователя страховщиком заключены договоры со СТОА, соответствующим требованиям Закона об ОСАГО.
Административный орган сделал противоречащий вывод о наличии у СПАО «Ингосстрах» обязанности уведомлять страхователя об отсутствии в месте проживания СТОА, соответствующих требованиям Закона об ОСАГО, при отсутствии такого требования в Законе об ОСАГО и Указании № 4190-У.
То есть, вывод о наличии в действиях СПАО «Ингосстрах» нарушений страхового законодательства (события административного правонарушения) сделан исключительно на основании расширительного/произвольного толкования закона и поэтому не обоснован.
Таким образом, Банком России не были представлены доказательства факта нарушения СПАО «Ингосстрах» условий, предусмотренных разрешением (лицензией), что указывает на отсутствие объективной стороны состава правонарушения и исключает возможность привлечения СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся государственный орган и лицо, привлекаемое к административной ответственности, расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается. Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, наступает лишь за те действия, которые прямо нарушают лицензионные требования.
В том случае если законодатель не установил ответственность за какое-то деяние и не обеспечил обязательность исполнения регулятивной нормы соответствующей охранительной нормой, правоприменитель не может своими действиями восполнить данный пробел в законодательстве. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают такой возможности.
Данной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 304-АД17-12725 по делу № А70-16163/2016), а также иные судебные органы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.04.2006 № А19-46263/05-27-Ф02-1458/06-С1 по делу № А19-46263/05-27; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу № А74-7819/2014; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу № А74-7512/2014 и т.д.)
Противное свидетельствует о нарушении принципа законности осуществления административного производства и привлечения к административной ответственности, установленного ст. 1.6 КоАП РФ.
Расположение кнопок функционала для заказа бланка полиса ОСАГО в Личном кабинете страхователя ОСАГО, а также отсутствие СТО Страховщика в регионе и, как следствие, возможности их выбора при заключении договора ОСАГО не могут быть квалифицированы как нарушение лицензионных требований.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о недоказанности ЦБ РФ состава вменяемого административного правонарушения в действиях Общества.
Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания для СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности.
Таким образом, в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом не доказано что заинтересованным лицом не были приняты все возможные меры для соблюдения правил и норм, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствиях ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в удовлетворении заявления Банка Росси о привлечении СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.
На основании ч.2 ст.4.2, 4.5, ч.3 ст. 14.1., ст. 23.1., ст.ст. 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 27.8, 28.1, 28.2., 28.3, 28.8., 29.6, 29.7, 29.9., 29.10 КоАП РФ и руководствуясь 29, 65, 75, 167-170, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Банка России о привлечении СПАО «Ингосстрах» (117997, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 08.07.2019 г. № АП-ПР-59-2-5-19/250ДСП –отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.А. Гилаев