РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-183210/22-21-1430
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2022 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "ЛЕСТЕХСТРОЙ-ЗЕМЛЯ" (108830, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. ПОСЕЛЕНИЕ ВОРОНОВСКОЕ, ЛМС П., МКР. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, Д. 24А, КОМ. 108, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2010, ИНН: <***>)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)
третье лицо:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МОСГАЗ" (105120, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2012, ИНН: <***>)
опризнании незаконным и отмене распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16529, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16528, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16489, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16488, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16487
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 16.09.2022); ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 16.09.2022)
от ответчика: ФИО3 (паспорт, диплом, дов. от 27.12.2021)
от третьего лица: ФИО4 (паспорт, диплом, дов. от 30.12.2021)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛЕСТЕХСТРОЙ-ЗЕМЛЯ" (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16529, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16528, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16489, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16488, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 № 16487.
Представители заявителя поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Срок подачи заявления об оспаривании распоряжений Ответчика заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы принято распоряжения: 1) от 01.04.2022 № 16529 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:125; 2) от 01.04.2022 № 16528 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:23; 3) от 01.04.2022 № 16489 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:10; 4) от 01.04.2022 № 16488 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:15; 5) от 01.04.2022 № 16487 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:16.
Не согласившись с данными распоряжения, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Таким образом специальным регулированием предусмотрено, что для строительства линейных объектов систем газоснабжение допускается установление публичного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, установлены полномочия в части принятия решений об установлении публичных сервитутов: «Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.2.14(3). Об установлении и прекращении публичных сервитутов для использования земельных участков и (или) земель в случаях, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.2.14(4). Об установлении и прекращении публичных сервитутов в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории, прошедшей в установленном порядке общественные обсуждения или публичные слушания, в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, на срок до 10лет.»
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Ходатайства об установлении публичного сервитута соответствует требованиям, установленным статьей 39.41 ЗК РФ.
С ходатайством об установлении публичного сервитута, согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ, вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.
Как установлено судом, в Департамент городского имущества города Москвы поступило ходатайство АО «Мосгаз» от 18.01.2022 № 01-17-445/22 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 сроком на 10 лет в интересах АО «МОСГАЗ» для строительства линейного объекта системы газоснабжения «Газопровод высокого давления Р<0,6 Мпа».
АО «МОСГАЗ» является газораспределительной организацией, т.е. специализированной организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» газораспределительные организации занимаются развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2021-2024 годы (п. 2173), утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1591-ПП, АО «МОСГАЗ» осуществляет мероприятия по строительству газопровода высокого давления, в связи со строительством которого Постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 № 464-ПП был утвержден проект планировки соответствующей территории.
Проектом планировки территорий было предусмотрено, что для строительства газопровода требуется занять территорию, в том числе, общей площадью 33 136 кв.м., расположенную в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16, принадлежащими ООО «Лестехстрой-Земля» на праве собственности.
В целях оформления земельно-имущественных отношений АО «МОСГАЗ» письмами от 08.06.2021 № 01-17-8823/21 и от 19.07.2021 № 01-17-11098/21 обратилось в адрес ООО «Лестехстрой-Земля» с предложением заключить договор аренды.
Строительство указанного объекта осуществляется на основании проекта планировки территории линейного объекта - газопровод высокого давления «село Вороново - садоводческое некоммерческое товарищество «Поляница-2» - деревня Юрьевка - садоводческое некоммерческое товарищество «Полесье» - деревня Хмырово - деревня Белоусово», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 № 464-ПП (далее - ППТ).
Планом межевания, утвержденным в составе ППТ определены участки № 105,198, 95, 90, 88, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239 23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 находятся в собственности ООО «Лестехстрой-Земля».
Ответчиком проведена правовая экспертиза документов, поступивших от АО «Мособлгаз», в соответствии с результатами которой ходатайство АО «Мособлгаз» об установлении сервитута соответствует требованиям статьи 39.41 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.42 ЗК РФ Департаментом были опубликованы сообщения о возможном установлении сервитута, что подтверждается сообщениями, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы в отношении земельных участков: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16.
В силу п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ Департаментом было опубликованы оспариваемые распоряжения, что подтверждается сообщениями от 04.04.2022, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы.
На основании вышеуказанного положения земельного законодательства 05.04.2022 оспариваемое распоряжение было направлено в адрес АО «Мосгаз» по адресу: 105120, <...>, стр. I, а также в порядке электроннрго документооборота.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Ответчиком соблюден порядок установления публичного сервитута.
Заявитель ссылается на «прямой запрет» размещения объекта газоснабжения на земельных участках в силу п. 10 ст. 23 ЗК РФ, однако указанный довод не соответствует положениям законодательства.
Согласно п. 10 ст. 23 ЗК РФ в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 установлено следующее:
«в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием <... > в течение одного года в отношении иных земельных участков».
Из смысла вышеуказанных норм и природы института установления публичного сервитута, невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или существенное затруднение в его использовании в течение определенного периода - предполагается.
При направлении ходатайства об установлении публичного сервитута АО «Мосгаз» осуществлен расчет периода, в течение которого использование земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено.
В отношении земельных участков Заявителя такой срок определен - 8 месяцев и 15 дней, что опровергает довод Заявителя о недопущении размещения объекта газоснабжения.
Размещение объекта газоснабжения предусмотрено проектом планировки территории от 13.04.2021 № 464-ПП.
Согласно приложениям «1.3. План межевания» и «1.3.2. Характеристика земельных участков территории к плану «Межевание территории», утвержденные в составе ППТ, в отношении земельных участков 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324 10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 предусмотрено обременение условием использования подземного пространства/установление публичного сервитута.
Планом межевания (1.3.), утвержденным в составе ППТ, определены участки № .05, 98, 95, 90, 88, то есть вышеуказанные земельные участки, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
В силу «2. Положения о размещении линейных объектов»:
«Территория в границах подготовки проекта планировки территории линейного объекта расположена в границах деревень Белоусово, Хмырово поселения Новофедоровское, в границах поселения Киевский и в границах сел Свитино, Вороново, деревень Юрьевка, Косовка, Безобразово поселения Вороновское Троицкого административного округа города Москвы.
Площадь проектируемой территории составляет 89,5 га.
Проектом планировки территории линейного объекта предусматривается: 1) строительство газопровода высокого давления Р < 0,6 МПа диаметром 500, 400, ПО мм, протяженностью 38000 м; 2) прокладка электрокабелей протяженностью 10800 м.
Прокладка газопровода предусмотрена преимущественно в границах существующих сельскохозяйственных угодий и лесных массивов в нормативных расстояниях до застроенных территорий».
Так, строительство объекта газоснабжения осуществляется на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 № 464-ПП, что предопределяет необходимость в установлении публичного сервитута в отношении земельных участков Заявителя и исключает обязанность Департамента в обосновании необходимости установления публичного сервитута и проведения экспертизы.
Поскольку обременяемая сервитутом площадь земельных участка КН 50:27:0030201:125 составляет 4,4%, 50:27:0030239:23 – 1.25%,. 50:27:0030324:10 – 1.7%, 50:27:0030324:15 – 4,54%, 50:27:0030324:16 – 4%, суд пришел к выводу, что осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании указанных земельных участков.
Таким образом, Обжалуемые распоряжения приняты в соответствии с земельным законодательством, действующими документами территориального планирования, в рамках имеющихся полномочий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с тем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке. Доказательств нарушения своих прав и возможности их восстановления с учетом выбранного заявителем способа, последним не представлено.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, в удовлетворении заявленных ООО "ЛЕСТЕХСТРОЙ-ЗЕМЛЯ" требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Д.А. Гилаев |