ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-1832/2022-21-20 от 17.02.2022 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. МоскваДело № А40-1832/22-21-20

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2022 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (150000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.07.2004, ИНН: <***>)

к АО "ПОЧТА РОССИИ" (131000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 24.12.2021г. №АП-76/2/514)

в судебное заседание явились:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении АО "ПОЧТА РОССИИ"  к административной ответственности   по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 24.12.2021г. №АП-76/2/514.

Заявленные требования мотивированы несоблюдением лицензионных требований и условий.

Заявитель и  ответчик извещенные в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в их отсутствие. 

От ответчика поступил отзыв.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6  ст. 205 АПК РФ  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим ответственности государственной пошлиной не облагается.

Как следует из материалов дела,  Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в результате рассмотрения обращения ФИО1 от 29.11.2021 вх. № 01-16-1826/76 выявлено нарушение оператором связи АО «Почта России» лицензионных условий и обязательных требований в области связи при осуществлении деятельности по лицензии Роскомнадзора от 11.04.2018 № 162571.

В обращении ФИО1 (далее - Заявитель) сообщает, что в установленный срок не получил ответ на претензию о выплате возмещения за необоснованный возврат международного почтового отправления R0197945437RU. Заявление подано оператору связи АО «Почта России» 27.08.2021 и зарегистрировано под № 0031260406.

АО «Почта России» письмом от 14.12.2021 № А6-АУО-02/11697-Кач сообщило в Управление Роскомнадзора по Ярославской области информацию о том, что ответ на обращение Заявителя от 27.08.2021 № 0031260406 предоставлен письмом АО «Почта России» от 08.12.2021 № А6-АУО-06/156720.

Управлением Роскомнадзора по Ярославской области установлено, что рассмотрение обращения Заявителя от 27.08.2021 № 0031260406 осуществлено оператором связи АО «Почта России» с нарушением срока, установленного законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 66 «Правил оказания услуг почтовой связи» (утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234) претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Согласно п. 8 раздела 20 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, оператор связи АО «Почта России» должен выполнять требования актов Всемирного почтового союза (далее - ВПС) в области международного почтового обмена.

АО «Почта России» является назначенным оператором Российской Федерации, обеспечивающим выполнение обязательств, вытекающих из актов ВПС, о чем Мининформсвязи России проинформировало Международное бюро ВПС письмом от 10.03.2005 № П16-2-17-772.

В соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции (Стамбул 2016), срок рассмотрения обращения в отношении международных почтовых отправлений не должен превышать 2 месяцев, а в случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев. О результатах рассмотрения рекламации лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.

Таким образом, не организовав своевременное рассмотрение претензии о выплате возмещения за необоснованный возврат международного почтового отправления R0197945437RU и превысив предельный срок предоставления письменного ответа, оператор связи АО «Почта России» допустил нарушение лицензионнных условий и обязательных требований в области связи.

АО «Почта России» осуществляет предпринимательскую деятельность в области оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.04.2018 № 162571 (согласно выписке из ЕГРЮЛ, юридическое лицо - ФГУП «Почта России» прекратило свою деятельность 01.10.2019 и путем реорганизации преобразовано в АО «Почта России»). Срок действия лицензии до 11.04.2023.

Допустив нарушение обязательных требований в области связи оператор связи АО «Почта России» не выполнил положения:

- п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», обязывающее операторов связи оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией;

- п. 5 лицензионных требований лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи, обязывающее АО «Почта России» оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;

- п. 8 лицензионных требований лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи, обязывающее АО «Почта России» при оказании услуг связи выполнять требования актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена и международных договоров Российской Федерации в области международного почтового обмена;

- п. 66 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 №234, обязывающее операторов связи осуществлять рассмотрение претензии и жалобы пользователя в порядке установленном законодательством Российской Федерации;

- ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», обязывающее операторов связи претензии по розыску международных почтовых отправлений принимать и рассматривать в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Совершив указанные выше действия, нарушающие п. 5 и п. 8 лицензионных требований лицензии № 162571, АО «Почта России» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по признаку: «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

Таким образом, АО «Почта России» не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм нормативов и лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Тем самым, АО «Почта России» не предприняло все возможные меры для недопущения взятых на себя обязательств.

Таким образом, в действиях АО «ПОЧТА РОССИИ» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В связи с указанным суд считает, факт совершения ответчиком  данного административного правонарушения доказан, вина АО «Почта России» в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, что подтверждается представленными заявителем  доказательствами по делу.

В связи с вышеизложенным и на основании ч. 1 ст. 28.1, ст. ст. 28.2 и 28.5 КоАП РФ должностным лицом управления в отношении АО «Почта России» был составлен протокол от  24.12.2021г. №АП-76/2/514 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в присутствии представителя по доверенности от 07.10.2019 № 4.4.14-12/118 ФИО2

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в порядке ст. 28.2 КоАП РФ с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и является надлежащим доказательством наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Объективную сторону данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.

Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.

Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.

Данные обстоятельства явились основанием к составлению административным органом протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.

Между тем, отказывая в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, суд руководствуется следующим.

27.08.2021 года заявитель в электронном виде направил в адрес АО «Почта России» заявление на возмещение тарифа за необоснованный возврат МПО R0197945437RU, которое было зарегистрировано за №0031260406

08.12.2021 года заявителю направлен ответ письмом за №А6-АУО-06/156720 об отказе в удовлетворении его требования.

Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерацией и международными договорами Российской Федерации (абзац 8 статьи 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза. Оператором, назначенным выполнять обязательства, вытекающие из присоединения РФ к Актам ВПС (назначенным почтовым оператором), является АО «Почта России».

В соответствии со ст.21 Всемирной почтовой конвенции (Заключена в г. Стамбуле 06.10.2016, Россия утвердила данную Конвенцию и Заключительный протокол (Распоряжение Правительства РФ от 25.11.2017 N 2617-р) каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации в отношении посылок и заказных отправлений или отправлений с объявленной ценностью, поданных в его собственной службе или в службе другого назначенного оператора, если только они представлены клиентами в течение шести месяцев, считая со следующего после подачи отправления дня. Рекламации направляются и обрабатываются назначенными операторами согласно условиям, изложенным в Регламенте. Шестимесячный период распространяется на отношения между предъявителями претензий и назначенными операторами и не включает в себя срок пересылки рекламаций между назначенными операторами.

Согласно статье 21-001 Регламента конвенции (заключительного протокола) в течение периода, указанного в статье 21 Конвенции, рекламации принимаются, как только отправитель или адресат заявили о проблеме. Оговорки, касающиеся сроков рассмотрения и ответов на рекламации к статьям 21-001, 21-002, 21-003 не разрешаются, за исключением случаев двухсторонней договоренности.

Согласно статье 21-002 Регламента конвенции (заключительного протокола) назначенный оператор, первым получающий бланк CN 08 и прилагаемые к нему документы от клиента, должен обязательно завершить свое расследование в течение 10 дней и перенаправить бланк CN08 и прилагаемые к нему документы соответствующему назначенному оператору. Бланк и прилагаемые к нему документы должны быть возвращены назначенному оператору страны подачи рекламации в кратчайший срок и не позднее чем через два месяца со дня подачи первоначальной рекламации или в течение 30 дней с этой даты, если рекламация была передана по телефаксу или с использованием другого электронного средства. Если отправитель этого требует, то они должны сопровождаться заявлением адресата, составленным на бланке CN 18 и удостоверяющим неполучение разыскиваемого отправления. По истечении этого периода ответ направляется назначенному оператору страны подачи за счет назначенного оператора страны назначения посредством телефакса, электронной почты или с использованием любого другого средства электросвязи.

Согласно статье 25-002 Регламента конвенции (заключительного протокола) выплата возмещения должна быть произведена в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем подачи рекламации.

Поскольку при проверке по рекламации заявителя, поданной 28.08.2021 года, назначенным оператором Германии было установлено, что почтовое отправление R0197945437RU было возвращено обоснованно, по причине отказа адресата от получения и выплата возмещения в данном случае не производится, максимальный срок для направления заявителю отрицательного ответа на рекламацию составляет два месяца и истекает 28.10.2021 года.

Соответственно с 29.10.2021 года начинает течь срок для привлечения Общества к административной ответственности за нарушение срока ответа на обращение заявителя, который истек 29.01.2022 года.

В силу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением  в действие КоАП РФ при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Как указал Конституционный суд в своем Постановлении от 15.01.2019 года по делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КоАП РФ различает общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к ответственности за правонарушение. Они обусловлены дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений. При этом закрепление более длительных сроков давности само по себе не нарушает требования определенности правового регулирования и не влечет за собой риска их произвольного истолкования и применения.

Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального срока давности, предусмотренного оспариваемой нормой за нарушение прав потребителей. Даже в случаях, когда оно действительно повлекло за собой ущемление прав потребителей.

Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив в судебном заседании факт истечения срока давности привлечения к ответственности, суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что данный срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, требование о привлечение АО «Почта России» к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1, 2.9, ч.ч.1,2 ст.4.5, ч. 3 ст. 14.1, ч.1 ст.25.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь  ст.ст. 29, 123, 136, 156 ч. 3, 167-170, 176, 205-206  АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ о привлечении АО "ПОЧТА РОССИИ" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 24.12.2021г. №АП-76/2/514 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                        Гилаев Д.А.