ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-183420/2021-139-1414 от 04.10.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

05 октября 2021 года                                                       Дело №А40-183420/21-139-1414

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2021 года        

Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года        

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.

рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению 

Центрального банка РФ в лице ГУ Банка России по ЦФО (115035, <...>)

к Акционерному обществу «АльфаСтрахование» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 22.10.2002, место нахождения: 115162, <...>)

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1КоАП РФ на основании протокола от 19.08.2021 №ТУ-45-ЮЛ-21-4394/1020-1

при участии:

от заявителя  – ФИО1, дов. от 31.03.2021, диплом;

от ответчика – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Банк России обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО " АльфаСтрахование " (далее- ответчик,) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола от 19.08.2021 №ТУ-45-ЮЛ-21-4394/1020-1.

Представитель Банка России поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, отзыв не представил.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает заявление подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частями 1 и 3 ст. 23.1. КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов,    в    том    числе    страхователей,    застрахованных    лиц    ивыгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Как следует из материалов, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе (далее -Управление Службы) поступило обращение (вх. № ОЭ-107142 от 12.07.2021) ФИО2 (далее - Заявитель) на незаконные действия (бездействия) страховой организации АО «АльфаСтрахование» (далее -Страховщик), выразившиеся в нарушении порядка досрочного прекращения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 14.05.2021 XXX № 0173825162.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила ОСАГО).

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Федеральным законом от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Законом об ОСАГО и Правилами ОСАГО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее -лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.

В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство, поскольку соблюдение страховой организацией страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление деятельности.

Согласно пункта 1.15 Правил ОСАГО Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:

выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;

иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.16 Правил ОСАГО в случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.15 Правил ОСАГО, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страхователем письменного уведомления страховщика.

Управлением Службы в адрес Страховщика был направлен Запрос от 19.07.2021 № С59-7-2-7/13898 о предоставлении сведений и документов в связи с рассмотрением обращения Заявителя.

Из документов, представленных Заявителем и Страховщиком было установлено, что 14.05.2021 между Заявителем и Страховщиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 14.05.2021 XXX № 0173825162 (далее - договор ОСАГО).

В заявлении о заключении договора ОСАГО, сформированном на основании введенных Заявителем данных, адрес регистрации по месту жительства был указан в соответствии с паспортными данными Заявителя.

В соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в заявлении о заключении договора ОСАГО Заявителем были указаны корректные и достоверные сведения об адресе места жительства в соответствии с паспортными данными, которые успешно прошли проверку в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Вместе с тем в результате проверки сведений, указанных Заявителем при заключении договора ОСАГО, Страховщиком было установлено, что адрес места жительства собственника транспортного средства, указанный при заключении договора ОСАГО, не соответствует действительности.

07.07.2021 Страховщиком в адрес Заявителя по электронной почте был направлен запрос о предоставлении документов (паспорта и свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта гражданина РФ) в течение 10 календарных дней с момента получения запроса. Кроме того, Заявитель был уведомлен о том, что в случае непредставления указанных выше документов или в случае, если представленные документы не будут подтверждать указанный адрес проживания собственника транспортного средства, договор ОСАГО будет досрочно прекращен по инициативе Страховщика в соответствии с пунктом 1.15 Правил ОСАГО с момента получения настоящего уведомления.

07.07.2021 Заявителем в адрес Страховщика были направлены сканы запрашиваемых документов.

Однако в базе АИС ОСАГО, в сведениях о полисе ОСАГО, в разделе статус полиса появилась запись «утратил силу по причине замены новым бланком при изменении условий договора ОСАГО или его досрочного прекращения».

Как сообщил Страховщик, с целью всестороннего рассмотрения вышеописанной ситуации Страховщиком был дополнительно проведен анализ соответствия сведений, представленных при заключении договора ОСАГО, с данными, содержащимися в системах Страховщика, по результатам которого было установлено, что сведения об адресе места жительства собственника транспортного средства являются достоверными.

Кроме того, Заявителю от Страховщика по электронной почте было направлено сообщение о том, что досрочное прекращение договора ОСАГО было осуществлено некорректно, действие полиса восстановлено. Приносим Вам свои извинения.

Таким образом, принятие Страховщиком решения о досрочном прекращении действия договора ОСАГО и направление в адрес Заявителя уведомления без подтверждения фактов представления Заявителем ложных или  неполных сведений при заключении договора ОСАГО,  имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, является нарушением Страховщиком порядка прекращения договора обязательного страхования, установленного пунктом 1.15 Правил ОСАГО.

Учитывая вышеизложенное, нарушение Страховщиком установленного пунктом 1.15 Правил ОСАГО порядка досрочного прекращения договора ОСАГО, является нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона № 4015-1.

По факту указанного нарушения законодательства Российской Федерации  19.08.2021  в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-45-ЮЛ-21-4394/1020-1.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ч. 1 ст. 23.74, ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности в силу положений статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение страхового законодательства составляет один год со дня совершения правонарушения. На дату вынесения решения срок не пропущен.

Факт совершения административного правонарушения и вина Общества административным органом доказаны, что указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд оснований для квалификации совершенного ответчиком  правонарушения как малозначительного не усматривает.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в размере 30 000 рублей.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 2.1, 2.10, 4.5, 14.1 (ч.3) 23.1, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205-206 АПК РФ

РЕШИЛ:

Привлечь Акционерное общество «АльфаСтрахование» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 22.10.2002, место нахождения: 115162, <...>) к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам: Банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК банка получателя: 024501901; Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); Единый казначейский счет: 40102810045370000002; Казначейский счет: 03100643000000019500; ИНН: <***>; КПП: 770201001; ОКТМО: 45379000; КБК 99911601141010001140; УИН 0346231204518190821043946; ИП 2007713056834772501001.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, решение для его принудительного исполнения будет направлена в Федеральную службу судебных приставов.

СУДЬЯ:                                                                                               Е.А. Ваганова