РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва |
08 февраля 2022года Дело № А40-1845/22-122-17
Арбитражный суд в составе судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
рассмотрев вопрос о принятии заявления Управления Роскомнадзора по Смоленской области
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ПОЧТА РОССИИ» (131000, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ ВАРШАВСКОЕ, ДОМ 37, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 23.12.2019 г. №АП-67/2/319,
при участии
от заявителя – не явился, извещен
от третьего лица – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности АО «Почта России» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии № 108074 (действует от 11.04.2013), п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234.
Представители Заявителя, Ответчика, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Ответчик отзыв не представил.
В силу статьи 136 АПК РФ в предварительном судебном заседании дело рассматривается единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие. Арбитражный суд в предварительном судебном заседании разрешает ходатайства сторон; определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле; выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершает предусмотренные настоящим Кодексом иные процессуальные действия.
Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела - часть четвертая статьи 137 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения предварительного и основного заседаний.
Неявка в судебное заседание без обоснования уважительности причин такой неявки, при надлежащем извещении о месте и времени проведения судебного заседания, не освобождает лицо, участвующее в деле, от несения риска последствий несвоевременного совершения им процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации). Возможностью направить отзыв на иск ответчик также не воспользовался.
С учетом изложенных обстоятельств, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей заявителя, ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 9 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области (Управление Роскомнадзора по Смоленской области) рассмотрено обращение гр. ФИО1 по вопросу оказания услуг почтовой связи Акционерного общества «Почта России» (АО «Почта России»).
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и ст. 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
Согласно п.1 ст. 46 закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В результате рассмотрения обращений гражданина ФИО1 (вх. от 15.11.2021 № 01-11-1199/67; от 16.11.2021 № 01-11-1199/67-1) было установлено, что АО «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи с нарушением п. 5 условий, предусмотренных специальным разрешением (Лицензией) № 162571 от 11.04.2018, выданной Роскомнадзором (далее - Лицензия), в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234.
По сообщению заявителя (дословно): "...Ставлю Вас в известность, что 11 ноября 2021 года заказные письма 21511165005425 и 21511162000904 были вручены в ОПС 215500 города Сафоново Смоленской области начальником ОПС 215500 лично их адресату 12 лет ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) при предъявлении им свидетельства о рождении и свидетельства о регистрации. Данные свидетельства о рождении были зафиксированы начальником ОПС в извещении формы 22. Михаил Вячеславович сам лично расписался в извещениях формы 22, написал дату получения и получил свои данные заказные письма самостоятельно в присутствии и. о. прокурора Сафоновского района и старшего помощника прокурора Сафоновского района. Руководители Сафоновского почтамта и ОПС 215500 от имени АО "Почта России" принесли перед Михаилом Вячеславовичем устные извинения за то, что ранее сотрудники ОПС 2155500 ему отказывали в получении данных заказные писем при предъявлении им свидетельства о рождении и извещения формы 22. И заверили, что более такого не повторится. Что граждане РФ 6-13 лет имеют праве самостоятельно получать почтовые отправления без наложенного платежа адресованные на их имя, при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, свидетельства о рождении.»
В рамках рассмотрения обращения Управлением был направлен запрос в АС «Почта России».
По информации и документам, предоставленным заявителем (вх. от 15.11.2021 № 01-11-1199/67; от 16.11.2021 № 01-11-1199/67-1) и АО «Почты России» (письмо от 24.11.2021 № А6-АУО-02/11199-Кач) установлено, что адресатом заказных писем № № 21511165005425, 21511162000904 являлся| ФИО2, на извещении ф. 22 (приложены) зафиксированы только реквизиты свидетельства о рождении и свидетельства о регистрации, факт вручения подтверждается подписью адресата. При этом, в нарушение п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи, в извещении ф. 22, не зафиксированы (не заполнены) данные документа, удостоверяющего личность (паспортные данные) законного представителя адресата (малолетнего гражданина Российской Федерации в возрасте от 6 лет до 14 лет).
Таким образом, вручение заказных писем произведено без фиксации данных документа законного представителя (в рассматриваемом случае паспортных данных), то есть с нарушением обязательных требований, установленных Правилами оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изданными в пределах его компетенции, правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также Положением.
Соответственно при реализации норм КоАП РФ должностные лица Управления руководствуются положениями нормативных правовых актов (то есть зарегистрированных в Минюсте России).
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также их права и обязанности регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила).
Согласно п. 33 Правил вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных д0 технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в н персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, с почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и выдаваться только отправителям (адресатам) или их уполномоченным представителям (п. 47 Правил, ст. 15 Закона № 176-ФЗ).
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828).
В рассматриваемом случае присутствует документ (извещение ф. 22) об оказании услуги (вручение заказных писем) неустановленному лицу, так как осуществить идентификацию лица - фактического адресата при вручении заказных писем только по свидетельству о рождении, не предоставляется возможным.
Так, п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что малолетние в возрасте от 6 лет до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 ст. 28 ГК РФ, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Исходя из норм ГК РФ, законными представителями малолетних граждан Российской Федерации, являются родители, усыновители или опекуны.
Таким образом, в целях исполнения обязательных требований п. 33, п. 46 (в, ж\ п. 47 Правил, ст. 15 Закона № 176-ФЗ, и в соответствии с требованиями ГК РФ, регистрируемые почтовые отправления, адресованные малолетним гражданам Российской Федерации в возрасте от 6 до 14 лет, должны выдаваться оператором почтовой связи их законным представителям без доверенности, но по документам, удостоверяющим их личность и отношение к малолетнему (то есть паспорт, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об усыновлении (удочерении), акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна), с фиксацией данных (реквизитов) указанных документов в извещении ф.22. (в силу требований п. 33 Правил).
Регистрируемые почтовые отправления, адресованные несовершеннолетним, не достигшим 14-летнего возраста (малолетним), подлежат выдаче их законным представителям при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта), а также документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени малолетнего (в рассматриваемом случае - свидетельство о рождении) и фиксации их реквизитов в извещении ф. 22.
Письмами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (от 02.07.2019 № П23-9610-ОГ), АО «Почта России» (от 21.09.2021 № А4-АУО-06/37681), а также УФПС Тверской области (от 31.08.2021 № МР69-06/22644; от 31.08.2021 № МР69-08/533), Сафоновский почтамт УФПС Смоленской области (от 26.08.2021 №4.9.3.3-03/42; от 16.08.2021 № 4.9.3.3-03/38) даны Разъяснения (ФИО1 ответы с разъяснениями) о порядке вручения почтовых отправлений, адресованные малолетним гражданам Российской Федерации в возрасте от 6 до 14 лет (приложены к материалам дела). Также в отделении почтовой связи 215500 Сафоново Смоленской области в папке информационный материал по почтовым и финансовым услугам находится материал «Порядок предоставления услуг по доверенностям», где разъяснено что, вручение почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность, «Для подтверждения полномочий законных представителей несовершеннолетних, не достигших 14—летнего возраста (малолетних), должен быть представлен документ, удостоверяющий личность, а также следующие документы:
- для родителей - свидетельство о рождении ребенка;
- для усыновителей - свидетельство об усыновлении (удочерении);
- для опекунов - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна. Учитывая изложенное, установлен факт нарушения п. 33, п. 46 "в", "д", 47
Правил; п. 5 Лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2019 № 162571, ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
АО «Почта России» допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг почтовой связи с нарушением п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) от 11.04.2018 № 162571, выданной Роскомнадзором.
Соответственно не обеспечено качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (статья 46 «в» Правил).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В действиях АО «Почта России» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По результатам рассмотрения главным специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Смоленской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2021 № АП-67/2/319.
Полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждаются приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Считая АО «Почта России» виновным в совершении административного правонарушения, Управление обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 1 ст. 46 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что в действиях АО «Почта России» имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд также отмечает, что вменяемое Ответчику административное правонарушение, с учетом занятия предприятием монопольного положения на рынке услуг почтовой связи и его пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям в данной сфере, в чем и заключается существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Судом также установлено, что полномочия административного органа по составлению протокола подтверждаются ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказом Мининформсвязи России «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» № 52 от 07.04.2009 г.
Порядок вынесения составления протокола об административном правонарушении соблюден, процессуальные гарантии ответчику, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.
Доказательств того, что АО «Почта России» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, суд считает возможным назначить наказание в максимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судебный акт будет направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Акционерное общество «Почта России» (131000, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ ВАРШАВСКОЕ, ДОМ 37, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: <***>), к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и наложить на него административный штраф в размере 30 000 рублей (тридцать тысяч рублей).
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Смоленской области (Управление Роскомнадзора по Смоленской области), Лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 673001001, Наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Смоленской области г. Смоленск, БИК 016614901, Единый казначейский счет 40102810445370000055, Казначейский счет 03100643000000016300, ОКТМО 66701000, КБК 09611601141019002140, УИН 09600000000038031747.
Доказательства оплаты штрафа необходимо представить в суд.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Н.Е. Девицкая |