ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-185871/20-120-1262 от 01.02.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

08 февраля 2021 годаДело № А40-185871/20-120-1262

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет – секретарь судебного заседания Тетерин А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлениюФедеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

ответчик: Ассоциация саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ»

об исключении сведений об Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков

с участием:

От заявителя: ФИО1 (доверенность № 20/007-ОС от 18.01.2021)

От ответчика: ФИО2 (доверенность от 04.12.2020), ФИО3 (паспорт, выписка из протокола от 30.06.2016)

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ассоциации саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» об исключении сведений об Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Заявитель требование поддержал.

Ответчик возражал против удовлетворения требований.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Ассоциация Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» (далее также -Союз) включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 08.08.2007 за № 0004.

На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.06.2019 № П/0213 проведена плановая выездная проверка Саморегулируемой организации Союз оценщиков «СИБИРЬ» (после изменения наименования «СОЮЗ»), составлен акт от 21.06.2019.

В ходе проверки Союза было установлено следующее.

По состоянию на 10.06.2019 «Список действительных и исключенных членов Союза СРО «СИБИРЬ» содержал сведения о 1027 оценщиках, однако последний присвоенный Союзом оценщику ФИО4 регистрационный номер - 1345.

Таким образом, в ходе проверки информация о 318 оценщиках не была представлена. Из пояснений, представленных Союзом в ходе проверки, данные о 318 оценщиках были удалены по разным причинам.

В ходе проверки комиссией был сделан вывод, в том числе, о нарушении Союзом требований пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, поскольку реестр членов Союза не отражал достоверную информацию об оценщиках, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиков и лицах, прекративших членство в Союзе.

По результатам проверки в Ассоциацию направлено предписание Росреестра от 13.08.2019 № 07-08045-МС/19 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации со сроком исполнения до 02.12.2019 (далее - Предписание).

По результатам рассмотрения представленного Союзом отчета об исполнении Предписания (ВХ/ОП/108850/19 от 02.12.2019) установлено, что Союзом не представлены документы, подтверждающие исполнение подпункта 3 пункта I Предписания в части устранения нарушения пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра.

Заявите считает, что Союз не предпринял добросовестных действий для восстановления сведений в своем реестре членов.

В связи с неисполнением Предписания Росреестром в период с 27.02.2020 по 26.03.2020 проведена внеплановая документарная проверка Союза.

В ходе внеплановой документарной проверки представлены заверенная копия реестра оценщиков - членов Союза с информацией о 1039 оценщиках (на бумажном носителе и в электронном виде на флеш-носителе), список лиц, исключенных из состава членов Союза в период с 29.05.2017 по 09.06.2019, а также пояснения относительно исполнения Предписания.

По результатам проверки установлено, что в реестре оценщиков - членов Союза отсутствует информация о 317 членах Союза, указанных в приложении к акту проверки.

Заявитель указывает, что в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что предписание Росреестра от 13.08.2019 № 07-08045-МС/19 Союзом не исполнено, реестр членов не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства в области оценочной деятельности.

Между тем, суд, рассмотрев представленные доказательства, установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Росреестр утверждает, что в ходе проверки комиссией был сделан вывод, в том числе, о нарушении Союзом требований пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, поскольку реестр членов Союза не отражал достоверную информацию об оценщиках, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиков и лицах, прекративших членство в Союзе.

Согласно акту, Реестр членов ведется Союзом с нарушением требований пунктов 10 и 11 приказа Минэкономразвития России от 13.02.2015 № 55».

Однако нарушить требования пунктов 10 и 11 приказа Минэкономразвития России от 13.02.2015 № 55 Организация не могла, так как данный приказ включает в себя только три пункта.

Очевидно, комиссия имела в виду пункты 10 и 11 не самого приказа, а утвержденного упомянутым приказом «Порядка ведения саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставления доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам» (далее «Порядок ведения реестра»).

Пункт 10 Порядка ведения реестра устанавливает, что «В случае изменения содержащихся в Реестре сведений ранее внесенные в Реестр сведения сохраняются». Следует отметить, что в акте плановой проверки (в разделе 2 «Ведение Союзом реестра оценщиков») отсутствуют указания на конкретные фактические обстоятельства, которые бы подтверждали нарушение Организацией требований пункта 10 Порядка.

Пункт 11 Порядка ведения реестра гласит: «В случае прекращения членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков в Реестр вносится запись о дате прекращения членства в саморегулируемой организации оценщиков и об основаниях такого прекращения. Ранее внесенные в Реестр сведения о лице, прекратившем свое членство в саморегулируемой организации оценщиков, сохраняются».

На странице 12 акта плановой проверки отмечено: «За проверяемый период количество оценщиков, исключенных из реестра Союза составило 509». Данное положение акта является недостоверным - в проверяемом периоде Организация не исключала оценщиков из своего реестра.

Однако в течение периода времени, подлежащего проверке согласно приказу о ее назначении, состав членов Организации сократился на 509 человек; перечень этих лиц имеется в составе сведений, приложенных к акту внеплановой проверки (Приложение 3 к письму Организации, полученному Росреестром 12.03.2020).

Суд отмечает, что информация о всех указанных лицах в реестре Организации была сохранена; записи о датах прекращения их членства в Организации и об основаниях прекращения в реестре членов имеются, во время проведения проверки на эти факты Организация обращала внимание комиссии.

Таким образом, утверждение Росреестра о нарушении Организацией пункта 11 Порядка ведения реестра не соответствует действительности. В проверяемый период во всех 509 случаях прекращения членства оценщиков в Организации записи о дате и основаниях прекращения членства в реестр были внесены, а ранее внесенные в реестр сведения об оценщиках, прекративших членство, были сохранены.

В соответствии с частью второй статьи 24.5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее «Закон об оценке») плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков (далее также «СРОО») проводится один раз в два года.

В соответствии с пунктом 1.6 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 № 549, далее «Административный регламент») должностные лица Росреестра при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право запрашивать и получать от руководителя и работников саморегулируемой организации все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период.

В пункте 5 приказа Росреестра от 03.06.2019 № П/0213 о проведении плановой проверки Организации говорится: «задачей проверки является осуществление надзора за соблюдением саморегулируемой организацией требований нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 29 мая 2017г. по 9 июня 2019 г.».

В соответствии с положениями указанных выше документов сотрудники Росреестра должны были проверить законность деятельности Организации за указанный период и в случае установления фактов нарушений отразить их в акте плановой проверки. Однако данные требования в части соблюдения границ проверяемого периода должностными лицами Росреестра, проводившими плановую, а затем и внеплановую проверку Организации, не были соблюдены.

Обстоятельства, которые были обозначены Росреестром в качестве подтверждающих наличие нарушений, не могут свидетельствовать о совершении Организацией этих нарушений и не относятся к проверяемому периоду.

У Росреестра не было оснований для утверждения о нарушении Организацией требований пунктов 10 и 11 Порядка в проверяемый период - в акте плановой проверки отсутствуют указания на фактические обстоятельства, это подтверждающие

В акте плановой проверки на странице 9 содержится следующий текст: «в ходе проверки Союзом был представлен «Список действительных и исключенных членов СРО «Сибирь» по состоянию на 10.06.2019», содержащий сведения о 1027 оценщиках, однако последний присвоенный Союзом оценщику ФИО4 регистрационный номер — 1345, следовательно информация о 318 оценщиках, не представлена».

Проверяющие вычли число 1027 из числа 1345, получили число 318 и в связи с этим, как они посчитали, у них появилась «возможность» говорить о 318 оценщиках, якобы отсутствующих в реестре. Следует отметить, что впоследствии, в ходе внеплановой проверки, Росреестр вел речь уже не о 318, а о 317 отсутствующих в реестре лицах; в Заявлении же фигурируют ... сразу оба числа -  стр. 3 и 4 Заявления.

Таким образом, комиссия, проводившая плановую проверку, пришла к выводу о наличии нарушения требований пунктов 10 и 11 Порядка только лишь на основании несовпадения регистрационного номера последнего включенного в реестр оценщика и общего количества лиц в упомянутом выше списке. Никакого иного фактического подтверждения данного нарушения в акте плановой проверки не приводится.

Порядок ведения реестра, действующий с 03.11.2015, как и действовавшее до него «Положение о порядке ведения Реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, составе сведений, включаемых в Реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядке предоставления информации, содержащейся в Реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.03.2007 № 69, далее «Положение») не содержат никаких указаний по поводу структуры регистрационного номера (вида и состава его значения), присваиваемого члену СРОО.

Также в правовых актах отсутствует нормативно установленное требование о том, чтобы регистрационные номера членов СРОО в реестре оценщиков образовывали непрерывно возрастающую сплошную числовую последовательность.

Если в Порядке ведения реестра принцип формирования регистрационного номера, присваиваемого оценщику, пусть отсылочно, но определен (согласно пункту 6 Порядка регистрационный номер члена СРОО - это регистрационный номер записи о внесении в реестр первичных сведений о члене СРОО), то в Положении, которое действовало более восьми лет, в период с 11.05.2007 по 02.11.2015, какие-либо нормативные установления в указанной части вообще отсутствовали, процедура присвоения регистрационного номера оценщику вообще никак не регламентировалась.

Таким образом, произведенная комиссией в акте плановой проверки арифметическая операция и ее результат не могут свидетельствовать о допущенных Союзом при ведений реестра Нарушениях пунктов 10 и 11 Порядка, и что выводы, сделанные проверяющими на основании данных вычислений, являются недостоверными.

В  пункте 10, и в пункте 11 Порядка ведения реестра речь идет о действиях, которая обязана совершать саморегулируемая организация. Она должна сохранять в реестре сведения об оценщиках, прекративших членство в СРОО, указывая в реестре основания и дату такого прекращения (пункт 11), и сохранять в реестре те сведения об оценщиках, которые изменились (пункт 10); так как в пункте 11 речь идет об оценщиках, прекративших членство, то можно полагать, что в пункте 10 говорится о сведениях об оценщиках - действующих членах Организации.

В проверяемый период все эти действия Организацией совершались, вся подлежащая сохранению информация сохранялась в акте плановой проверки отсутствуют указания на фактические обстоятельства, которые бы подтверждали обратное.

Следовательно, содержащиеся в акте плановой проверки, в предписании, в приказе о назначении внеплановой проверки, в акте внеплановой проверки утверждения Росреестра о нарушении Организацией пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра не соответствуют действительности.

В ходе плановой и внеплановой проверок Организация неоднократно доводила до сведения Росреестра информацию о фактических обстоятельствах, касающихся вопроса численности ее членов в реестре, однако в нарушение требований Административного регламента эти доводы не получили никакой оценки.

Данное исключение имело место в период 2007 - 2008 годов т.е. более 12 лет назад, и было следствием тех проблем, которые имели место в деятельности Организации в первоначальный период ее существования.

Начало деятельности Организации (в то время - НП СОО «СИБИРЬ») сопровождалось многочисленными конфликтными ситуациями между исполнительным органом и ее коллегиальным органом управления, повлекшими за собой целый ряд судебных процессов. Одной из причин данного конфликта было то, что коллегиальным органом Организации, функционировавшим в 2007 - 2008 годах, принимались необоснованные решения о включении в реестр лиц, которые не соответствовали требованиям законодательства о членстве в СРОО.

Данный факт нашел свое подтверждение еще в ходе первой плановой проверки деятельности НП СОО «СИБИРЬ», проведенной Росреестром в 2009 году.

В акте, составленном по итогам данной проверки, было отмечено наличие в реестре значительного количества лиц, которые, по мнению комиссии Росреестра, были включены в реестр необоснованно. В связи с этим Организацией в первые годы работы были предприняты меры по исключению из реестра оценщиков указанных лиц, которые не соответствовали статусу оценщика и, следовательно, оценщиками не являлись.

Так как регистрационные номера членов в Организации с момента первичного формирования ее реестра и до времени проведения плановой проверки не изменялись, все вышеизложенные процессы привели к тому, что регистрационные номера, присвоенные оценщикам (главным образом это касается лиц, принятых в состав членов в 2007 - 2008 годах), не образуют последовательный числовой ряд.

Для реестра Организации характерно отсутствие в его начальной части значительного количества регистрационных номеров - их последовательность выглядит следующим образом: 2, 11, 14, 22, 37, 38, 41, 53 и т.д.

Суд отмечает, что данная ситуация не вступала и не вступает в противоречие как с прекратившим свое действие, так и с действующим нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения реестра членов СРОО (Положение и Порядок). Наглядным этому подтверждением является успешное прохождение Организацией пяти плановых выездных проверок (2009, 2011, 2013, 2015 и 2017 годы), проведенных Росреестром.

Таким образом, состояние нумерации членов в реестре Организации Росреестру было известно и ранее не вызывало у него никаких вопросов.

Тем самым Росреестром были нарушены требования пункта 3.9.1 Административного регламента, согласно которому «Должностное лицо Росреестра (территориального органа) готовит предложения о принятии мер по результатам проверки саморегулируемой организации с учетом письменных возражений руководителя саморегулируемой организации», а также требования пункта 3.7.10 Административного регламента, согласно которому «Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом саморегулируемой организации пояснения».

Росреестр утверждает, что в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что предписание Росреестра от 13.08.2019 № 07-08045-МС/19 Союзом не исполнено, реестр членов не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства в области оценочной деятельности».

Мнение Росреестра обосновано следующим образом: «По результатам рассмотрения представленного Союзом отчета об исполнении Предписания (ВХ/ОП/108850/19 от 02.12.2019) установлено, что Союзом не представлены документы, подтверждающие исполнение подпункта 3 пункта 1 Предписания в части устранения нарушения, пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра».

Организация в своем отчете об исполнении предписания сообщила Росреестру о принятых ею мерах по недопущению нарушений пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, в очередной раз уведомила его о своем несогласии с вменяемым ей нарушением указанных пунктов в проверяемый период, а также о включении в реестр всей имеющейся у Организации достоверной информации, относящейся к составу сведений реестра, в том числе за период времени, предшествующий проверяемому периоду.

Росреестр приказом от 21.02.2020 № П/0046 назначил внеплановую документарную проверку, предметом которой являлось «исполнение Субъектом проверки Предписания в части устранения нарушений пунктов 10 и 11 порядка ведения саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов» (пункт 6 приказа).

По результатам внеплановой проверки проверяющими был составлен акт внеплановой проверки от 27.03.2020, в котором был сделан следующий вывод, что в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что предписание Росреестра от 13.08.2019 № 07-08045-МС/19 в части устранения нарушения пунктов 10 и 11 Порядка ведения в установленный срок Саморегулируемой организацией Союз оценщиков «СИБИРЬ» не исполнено.

Состав сведений, которые должен включать в себя реестр членов СРОО, в соответствии со статьей 24.1 Закона об оценке определен двумя нормативными правовыми актами, а именно: статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее «Закон об СРО») и «Дополнительными требованиями к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков» (Приложение Ш 2 к приказу Минэкономразвития России от 13 февраля 2015 г. № 55).

Данные правовые нормы, описывающие состав сведений, подлежащих внесению в реестр членов СРОО, включают в этот состав более 20-ти параметров. Все эти параметры в реестре членов Организации фигурируют, и в соответствии с ними Организация осуществляет внесение в реестр соответствующих сведений о ее членах-оценщиках, которыми она располагает и которые имеет основания считать достоверными.

Таким образом, утверждения Росреестра о нарушении Организацией требований пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, о несоответствии реестра членов Организации требованиям законодательства, о неисполнении Организацией предписания Росреестра является необоснованным.

Все доводы заявителя рассмотрены судом и не могут являться основаниями для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

            Заявление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографииоб исключении сведений об Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков оставить без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

И.А. Блинникова