ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-186039/17-6-1651 от 24.01.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

25 января 2018 г.                                                           Дело №А40-186039/17-6-1651

Резолютивная часть объявлена 24 января 2018 г.

Дата изготовления решения в полном объеме 25 января 2018 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Селиверстовой Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Аветисян К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по искуКомпании с ограниченной ответственностью Базис ЛР  (Израиль, рег. Номер 515097393, адрес: Израиль, <...>)

к ответчику: Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН <***>, юридический адрес: 125009, <...>)

о понуждении заключить договор аренды

в судебное заседание явились:

от истца – не явился, извещен

от ответчика – ФИО1 дов. № 33-Д-1296/17 от 27.12.2017 года 

УСТАНОВИЛ:

Компания с ограниченной ответственностью Базис ЛР обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004001:77.

           Требования заявлены со ссылкой на ст. 445, 552 ГК РФ, 39.20, 65 ЗК РФ.

  Истец в судебное заседание явился, заявленные требования по иску поддерживает.

  Ответчик в судебное заседание явился, возражал в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.

  Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

  В обоснование заявленного иска, Истец указывает, что является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, в подтверждение чего представлены свидетельства о государственной регистрации права  № 77-77-11/012/2014-655 от 29.12.2014 года; № 77-77-11/012/2014-643 от 29.12.2014 года; № 77-77-11/012/2014-652 от 29.12.2014 года.

Указанные объекты недвижимости, площадью 1 813,2 кв.м., 391,4 кв.м., и 245,6 кв.м., находятся в трехэтажном здании общей площадью 2 464 кв м., которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004001:77, площадью 2 247 кв.м.. имеющим адресные ориентиры <...>.

Общество 19.05.2016 г., 21.10.2016 г. и 28.02.2017 г. обращалось в Департамент с заявлениями по вопросу предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004001:77, расположенного по адресу: <...>.

Письмами от 30.06.2016 г. исх. № 33-5-74546/15-(о) - 4, от 02.11.2016 г. исх. № 33-5-158424/16 (о) - 1 и от 13.03.2017 г. исх. № ДГИ-1-15201/17-1 Ответчик отказал Истцу в заключении договора аренды, указав, чтов соответствии с актами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 20.02.2015 № 9015261/23 и № 9015261/22 к зданию по адресу: <...>, расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004001:77, возведены пристройка площадью 24 кв. м и надстройка площадью 140 кв. м.

   В соответствии с представленными решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 и определением Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2016 по делу № А40-142526/2014 произведен демонтаж незаконно возведенных пристройки и надстройки.

   В указанных судебных актах указано о демонтаже объектов, произведенном 26.08.2014, что зафиксировано Актом от 17.06.2014 № 9011736/47.

   При этом, факт самовольного строительства (надстройка 140 кв. м и пристройка 24 кв. м) был установлен Госинспекцией - 20.02.2015 года.

   Кроме того, в соответствии с информацией Госинспекции от 09.06.2016 № ДГИ-Э-46472/16 указанные объекты самовольного строительства не демонтированы. Подготовительные работы для демонтажа объектов самовольного строительства не ведутся.

    Полагая, что отказ в заключении договора аренды земельного участка противоречит нормам ст. 39.20 ЗК РФ, поскольку деревянная надстройка второго этажа и входная группа с лестницей в здании по ул. Самотечной, 1/15 были фактически демонтированы еще 27.08.2014 г., Истцом заявлены настоящие требования.

    В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

   Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса РФ).

    Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. В соответствии с п. 4 этой же статьи если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для приобретения в аренду земельного участка собственник на основании абз. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", (п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ).

На основании указанного заявления в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ заключается договор аренды земельного участка с уполномоченным органом.

На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.

Предоставление государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке» осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.13 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 №199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы».

В соответствии с пунктом 2.10.1.3 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

В соответствии с ч. 31 ст. 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 № 171-ФЗ до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Частью 2 пункта 1 статьи 4.1 Закона города Москвы № 48 предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении государственной услуги является наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

 Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений.

  При исследовании доказательств, представленных в материалы дела, судом установлено, что в соответствии с информацией Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы  от 09.06.2016 № ДГИ-Э-46472/16 указанные объекты самовольного строительства не демонтированы. Подготовительные работы для демонтажа объектов самовольного строительства не ведутся.

  Департаментом городского имущества города Москвы был направлен соответствующий запрос в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с целью проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 77:01:00040001:77, расположенного по адресу: <...>.

  Согласно данным, размещенным на сайте АИС «Контроль недвижимости города Москвы» имеется информация о демонтаже пристройки от 24.11.2017. Одновременно с этим информация о сносе надстройки отсутствует.

  Вместе с тем в рамках межведомственного взаимодействия Департаментом получен рапорт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 11.01.2018 № 9011351, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004001:77 размещено кирпичное, нежилое, трехэтажное здание площадью 2450,2 кв.м. 1917 года постройки.

  Согласно данных Росреестра, указанное здание принадлежит на праве собственности BAZISLRLTD (Компания с ограниченной ответственностью Базис ЛР): - собственность № 77-77-11/012/2014-643 от 29.12.2014 на помещение площадью 245,6 кв.м.; - собственность № 77-77-11/012/2014-655 от 29.12.2014 на помещение площадью 1813,2 кв.м.; - собственность № 77-77-11/012/2014-652 от 29.12.2014 на помещение площадью 391,4 кв.м.

  Ранее проведенным обследованием установлено, что в результате проведенных работ на уровне второго этажа здания возведена надстройки площадью около 100 кв.м. при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капительного строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Проведенным обследованием от 10.01.2018 года установлено, что указанная надстройка площадью около 100 кв.м. не демонтирована.

Сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объекта отсутствуют.

 Учитывая нахождение на спорном земельном участке надстройки площадью около 100 кв.м., не допускает возможности предоставления земельного участка в аренду, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

  При отказе в удовлетворении исковых требований расходы по оплате государственной пошлины согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 101-103,123, 156, 110,167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требованийотказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

   Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

 По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                              Н. Н. Селиверстова