ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-186042/2021-42-1486 от 10.12.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(в порядке ст.229 АПК РФ)

г. Москва

10 января 2022 года Дело № А40-186042/21-42-1486

Резолютивная часть решения изготовлена 10 декабря 2021 года

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судья: Хайло Е.А., единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску

ОАО "РЖД" (107174, МОСКВА ГОРОД, БАСМАННАЯ НОВ. УЛИЦА, ДОМ 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>).

к АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ" (127018, МОСКВА ГОРОД, ОКТЯБРЬСКАЯ УЛИЦА, 5, СТР.8, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.12.2008, ИНН: <***>).

о взыскании убытков в размере 44 251 руб. 78 коп.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ОАО "РЖД" (далее по тексту – истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ" (далее по тексту – ответчик) о взыскании убытков в размере 44 251 руб. 78 коп. за задержку поездов по неисправности локомотивов.

Ко дню принятия решения суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 АПК РФ.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем спор рассмотрен, в том числе, в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик представил отзыв, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец представил возражения на отзыв.

Резолютивная часть решения изготовлена 10.12.2021 г.

В суд от ответчика 27.12.2021 г. поступила апелляционная жалоба.

Согласно п. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО «РЖД» и АО «Желдорреммаш» заключен договор на выполнение работ по ремонту и модернизации тягового подвижного состава № 2717837 от 29 декабря 2017 г. (далее - Договор).

Согласно п. 2.1. Договора ОАО «РЖД» поручает, а АО «Желдорреммаш» принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту и модернизации локомотивов (далее - ТПС) для нужд ОАО «РЖД» в 2018-2022 годах в объеме, определенном в Плановом объеме заказа, а также, в случае необходимости, выполнить Дополнительные работы. Работы, направленные на повышение эксплуатационной надежности и приведение ТПС в соответствие с требованиями распорядительных документов Заказчика РФ, и Работы, связанные с восстановлением ТПМ, поврежденного в процессе эксплуатации в результате случаев признанных страховыми.

В соответствии с п. 7.1.1., 7.1.2. договора Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ, предусмотренных договором в соответствии с требованиями распорядительных документов Заказчика и РФ, с условиями договора. При выполнении работ применять качественные материалы, детали, узлы, агрегаты, исправные отремонтированные МПИ. имеющие действующие обязательные или добровольные свидетельства подтверждения соответствия качества. Подрядчик обязан проводить входной контроль и периодические испытания применяемых материалов на соответствие требованиям нормативных документов Заказчика, нормативов и правил заводов-изготовителей таких материалов и узлов, агрегатов.

Согласно п. 7.1.9, 8.1 Подрядчик гарантирует качество выполняемых работ. Так в соответствии с п. 8.2 Договора гарантийные сроки на Работы, все комплектующие, детали, модули, запасные части, узлы и агрегаты устанавливаются до следующего CP или КР, учитывая гарантийные сроки, определенные приложением № 32 к Договору. Также необходимо учитывать, что согласно п. 8.6 Договора на приобретенные Подрядчиком детали, материалы устанавливаются гарантийные сроки аналогичные сроками предприятий-изготовителей.

Согласно подпункту 7.1.16 Подрядчик обязуется компенсировать Заказчику убытки, понесенные вследствие неисправностей ТПС в период их гарантийной эксплуатации в соответствии с порядком предусмотренным законодательством РФ.

26 января 2021 г. по вине Подрядчика произошла задержка грузового поезда №2023 в связи с неисправностью локомотива ЗТЭ10МК № 1401. которая принята к учету как отказ 1-й категории. Вина, а также категория отказа подтверждаются справкой КАС АНТ, актом-рекламацией от 04.02.2021 г. №4, составленным без участием представителя АО «Желдорреммаш», в связи с неявкой представителя на назначенную дату расследования. Ответственность отнесена на АО «Желдорреммаш».

По факту задержки поездов проведено расследование инцидента № 11641498, составлены акт-рекламация № 4 от 4 февраля 2021 г., а также данные сведения подтверждаются протоколами совместных совещаний, справками о задержанных поездах.

Согласно калькуляциям ущерба расходов, возникших в результате излишне израсходованных электроэнергии, топлива, а также переработки персонала, ОАО «РЖД» причинен материальный ущерб в размере 15 974,02 (Пятнадцать тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 02 копейки.

28 января 2021 г. по вине Подрядчика произошла задержка грузового поезда № 2008 в связи с неисправностью локомотива ЗТЭ10УК № 0170/0445А, которая принята к учету как отказ 1-й категории. Вина, а также категория отказа подтверждаются справкой КАС АНТ, актом-рекламацией от 04.02.2021 г. №5, составленным без участием представителя АО «Желдорреммаш», в связи с неявкой представителя на назначенную дату расследования. Ответственность отнесена на АО «Желдорреммаш».

По факту задержки поездов проведено расследование инцидента № 11643559 составлены акт-рекламация № 5 от 4 февраля 2021 г., а также данные сведения подтверждаются протоколами совместных совещаний, справками о задержанных поездах.

Согласно калькуляциям ущерба расходов, возникших в результате излишне израсходованных электроэнергии, топлива, а также переработки персонала, ОАО «РЖД» причинен материальный ущерб в размере 24 705 рублей 31 копейка.

10 января 2021 г. по вине Подрядчика произошла задержка грузового поезда № 2544 в связи с неисправностью локомотива ВЛ85 № 180, которая принята к учету как отказ 1-й категории. Вина, а также категория отказа подтверждаются справкой КАС АНТ, актом-рекламацией от 13.01.2021 г. № 3, составленным без возражений с участием представителя АО «Желдорреммаш» ФИО1 (доверенность от 01.01.2021 г. № 84.16-2021). Ответственность отнесена на АО «Желдорреммаш».

По факту задержки поездов проведено расследование инцидента № 11616998, составлены акт-рекламация №3 от 13 января 2021 г., а также данные сведения подтверждаются протоколами совместных совещаний, справками о задержанных поездах.

Согласно калькуляциям ущерба расходов, возникших в результате излишне израсходованных электроэнергии, топлива, а также переработки персонала, ОАО «РЖД» причинен материальный ущерб в размере 3 572 рубля 45 копеек.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил Технической эксплуатации железных дорог РФ.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 и зарегистрированными в Минюсте РФ 28.01.2011 г. № 19627 (далее - ПТЭ), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово -предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (п. 1 приложения № 5 к ПТЭ «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава»).

Согласно пункту 21 указанного приложения к ПТЭ не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.

В соответствие с ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствие с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствие с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, общая сумма убытков составила 44 251 руб. 78 коп.

Суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, в связи со следующим.

Согласно подпункту 7.1.16 Подрядчик обязуется компенсировать Заказчику убытки, понесенные вследствие неисправностей ТПС в период их гарантийной эксплуатации в соответствии с порядком предусмотренным законодательством РФ.

По каждому инциденту выполнен расчет убытков – калькуляция, к каждому расчету убытков прилагаются пояснения и документы, подтверждающие убытки, - маршруты машинистов, расчетные листки, табеля учета рабочего времени и т.д.

Все расходы истца на топливо и электроэнергию также подтверждены документально и подробно расшифрованы в пояснениях к расчетам.

Кроме этого, ответчик не представил в материалы дела никаких доказательств, которые бы опровергали обоснованность и размер требований истца, а только лишь безосновательно изложил надуманные доводы относительно документально подтвержденных истцом убытков.

Убытки, взыскиваемые ОАО «РЖД», понесены ОАО «РЖД» сверх установленных нормативов:

- оплата труда локомотивной бригады (ст. 99 Трудового кодекса РФ, сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период). В момент задержки поезда, локомотивные бригады 3 грузовых поездов переработали нормальное число рабочих часов за учетный период, что привело к убыткам, которые понес истец в виде доплаты локомотивным бригадам за работу в сверхурочное время.
ОАО «РЖД» не перекладывает ответственность за выплату заработной платы своим работникам на Ответчика. Истец просит взыскать только ту часть оплаты труда, которая была выплачена в связи с возникшей задержкой поездов по вине Ответчика-дополнительные расходы, которые не планируются и в фонд оплаты труда не закладываются. Так как данные расходы спрогнозировать невозможно.

- размер ущерба, выразившийся в сверхнормативных тратах на топливно – энергетические ресурсы (далее – ТЭР) вызванный простоем локомотивов, определен истцом с учетом положений Методики анализа результатов расхода топливно – энергетических ресурсов на тягу поездов, утвержденную первым заместителем Министра путей сообщения РФ ФИО2 от 20 июня 1997 года № ЦТД-26 и Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.08.2014 года № 2032р, в соответствии с которыми устанавливается расход электрической энергии и дизельного топлива на тягу поездов, а также позволяют выполнять анализ изменения удельных расходов ТЭР на тягу поездов в грузовом, пассажирском и других видах движения с выявлением факторов, вызывающих перерасход и экономию ТЭР.

Организация движения поездов в пределах одной инфраструктуры осуществляется на основании графика движения поездов, утверждаемого и вводимого в действие владельцем этой инфраструктуры.

Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением норм и правил, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы железнодорожных станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов.

Нарушение сводного графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях или из-за отказа технических средств, или явлений стихийного бедствия, когда происходит нарушение сводного графика движения поездов, работники всех хозяйств обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих поездов пассажирских и грузовых и обеспечивать их безопасное проследование.

В связи с чем, нарушение графика движения поездов является событием, которое влечет последствия для всей транспортной инфраструктуры.

Таким образом, все вышеуказанные обстоятельства и документы подтверждают наличие причинно – следственной связи между действием ответчика и причиненными истцу убытками в виде доплаты локомотивным бригадам за сверхурочные работы, сверхнормативных трат на ТЭР, которые возникли из-за необходимости неисправности локомотива.

В соответствии с п. 1 Приложения № 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 основой организации движения поездов по инфраструктуре является сводный график движения поездов, который объединяет деятельность всех подразделений, выражает заданный объем эксплуатационной работы подразделений владельцев инфраструктур.

Все нормативные акты и руководящие документы ОАО «РЖД», на которые сделаны ссылки как в исковом заявлении, так и в доказательствах, подтверждающих правовую позицию по делу, имеются в открытом доступе. В свою очередь, Ответчик ссылается на неактуальные нормативные акты – Распоряжение ОАО «РЖД» от 03.11.2004 № 3517р утратило силу.

На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства направлено на процессуальную экономию, снижение временных и финансовых затрат.

В материалы дела представлены все документы, стороны изложили свою позицию, отсутствует необходимость исследовать дополнительные документы и обстоятельства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.

При этом, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку указанные ответчиком обстоятельства не опровергают представленных истцом доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 15, 307, 309, 310, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 148, 149, 159, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ" в пользу ОАО "РЖД" убытки в размере 44 251 руб. 78 коп., а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Хайло Е.А.