Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
03 ноября 2022 года Дело №А40-186130/22-139-1452
Резолютивная часть решения суда объявлена 02 ноября 2022 года
Полный текст решения суда изготовлен 03 ноября 2022 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Департамента городского имущества города Москвы (123112, Москва город, проезд Красногвардейский 1-й, дом 21, строение 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.11.2009, адрес: 115191, <...>)
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным уведомление от 18.07.2022 № КУВД-001/2022-15388777/6 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 26.03.2022 № М-02-058168 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16; о возложении обязанности
при участии: от заявителя – ФИО2, дов. №33-Д-2227/21 от 29.09.2021; от ответчика – не явился, извещен; от третьего лица – ФИО3, дов. №77АГ9015287 от 28.11.2021
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее – Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного уведомлением от 18.07.2022 № КУВД-001/2022-15388777/6 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 26.03.2022 № М-02-058168 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, отзыв не представил.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, письменных возражениях и в выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, оценив на основании ст. 71 АПК РФ материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, В связи с обращением ФИО1 от 27.02.2022 № 33-5-19321/22-(0)-0 за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке» между Департаментом городского имущества города Москвы и ФИО1 заключен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 26.03.2022 № М-02-058168 земельного участка площадью 1896 кв.м с кадастровым номером 77:02:0018010:16 по адресу: <...> для целей эксплуатации гаража-бокса № 23 в нежилом здании в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка сроком
до 20.02.2071.
Согласно п. 1.6 Договора на Участке расположены:
нежилое здание площадью 111,1 кв. м по адресу: <...>, строен. 2;
нежилое здание площадью 330,5 кв. м по адресу: <...>, строен. 3;
нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0018010:1036 общей площадью 225,6 кв. м по адресу: г. Москва, Ростокино, ул. Сельскохозяйственная, д. 9, строен. 13.
ФИО1 в нежилом здании площадью 330,5 кв. м по адресу: <...>, строен. 3 принадлежит на праве собственности гараж-бокс № 23 с кадастровым номером 77:02:0018010:2342 общей площадью 18,3 кв. м (запись в Едином государственном реестре
недвижимости от 02 августа 2018 г. № 77:02:0018010:2342-77/002/2018-1).
Согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***> (далее -Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации
договора аренды от 26.03.2022 № М-02-058168.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управление Росреестра по Москве уведомлением от 18.07.2022 № КУВД-001/2022-15388777/6 отказало в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды. Причинами отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило:
- «согласно данным ЕГРН в границах земельного участка расположено только здание с кадастровым номером 77:02:0018010:1036 общей площадью 225,6 кв. м по адресу: г. Москва, Ростокино, ул. Сельскохозяйственная, д. 9, строен. 13, принадлежащим на праве собственности г. Москве. Другие здания в границах вышеуказанного земельного участка по сведениям ЕГРН отсутствуют».
Заявитель с указанным решением об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации не согласился, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предусмотренный законом срок для обжалования решения регистрирующего органа заявителем не пропущен.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности (Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 № Ф05-22668/2019 по делу № А40-64909/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2019 № Ф05-2448/2019 по делу № А40-83272/2018).
Согласно правовой позиции, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно выписке из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0018010:1036 (здание по адресу: <...>, строен. 13, собственность города Москвы № 77-01/30366/2003-292 от 10.04.2003), 77:02:0018010:2213 (Канализация самотечная), 77:02:0018009:2865 (Телефонная канализация).
Вместе с тем в соответствии с Положением о об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 № 3277-РП ИС РЕОН представляет собой организованный систематизированный свод документированных сведений о фактическом состоянии земель города Москвы, земельных участках, занятых зданиями и сооружениями и необходимых для их использования, а также иных сведений, необходимых для осуществления государственной политики в области земельных отношений и использования земель на территории города Москвы.
Базовый раздел ИС РЕОН ведется на Единой государственной картографической основе города Москвы масштаба 1:2000 и содержит информацию:
- о координатах, границах и площади земель города Москвы;
- о координатах, границах и площади земельных участков, частей земельных участков, занятых или необходимых для обслуживания соответствующих зданий, сооружений и иных градостроительных объектов;
- графическую и семантическую информацию о границах земель города Москвы, кадастрового округа, кадастровых районов, кадастровых кварталов, земельных участков, частях земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, иными градостроительными объектами и/или необходимых для обслуживания зданий, сооружений, иных градостроительных объектов.
Также в составе ИС РЕОН раздел, содержащий Единую государственную картографическую основу (далее - ЕГКО) города Москвы масштаба 1:2000 в Московской системе координат для базового раздела ИС РЕОН, данные дистанционного зондирования земель города Москвы, включая границы посадки зданий, сооружений и иных градостроительных объектов, а также цифровой картографический фон масштаба 1:10000 ЕГКО города Москвы, в том числе в открытой системе координат, используемый для формирования справочных данных.
Согласно ИС РЕОН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16 расположены здания:
с кадастровым номером 77:02:0018010:1036 по адресу: <...>, строен. 13
здание гаража (учетный номер: 4600220) площадью 111,1 кв.м по адресу: <...>, строен. 2
здание гаража (учетный номер: 4600221) площадью 330,5 кв.м по адресу: <...>, строен. 3.
Кроме того, фактическое расположение указанных зданий на участке также подтверждается актуальными данными аэрокосмической съемки общедоступного информационного Интернет-ресурса открытого доступа Google Earth Pro Планета Земля, данными Публичной кадастровой карты, а также рапортами Госинспекции по недвижимости от 13.06.2017, 12.01.2018.
При этом помещение с кадастровым номером 77:02:0018010:2342, принадлежащее ФИО1 в нежилом здании площадью 330,5 кв. м по адресу: <...>, строен. 3.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о наличии на участке с кадастровым номером 77:02:0018010:16 объектов недвижимого имущества по адресам: <...>, строен. 2 и вл. 3 строен. 3 (в котором арендатору на праве собственности принадлежит помещение) не означает, что на названном участке отсутствуют такие объекты и не свидетельствует об отсутствии у ФИО4 прав на участок.
Таким образом, вышеуказанные доказательства подтверждают фактическое нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером
77:02:0018010:16 объектов недвижимости, перечисленных в п. 1.6 Договора аренды.
Также сообщаем, что ранее Департаментом было издано распоряжение от 10.12.2019 № 49387 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <...>», которым предусмотрено предоставление ФИО4 земельного участка на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Учитывая изложенное, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, основания для отказа в государственной регистрации договора аренды отсутствовали.
Условия Договора аренды не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ). В данном случае договор аренды подписан без замечаний и разногласий, а значит между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации Дополнительного соглашения не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона № 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу и осуществить действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации договора аренды от 26.03.2022 № М-02-058168 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 71, 75, 104, 106, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное уведомлением от 18.07.2022 № КУВД-001/2022-15388777/6.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу и осуществить действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации договора аренды от 26.03.2022 № М-02-058168 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018010:16.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ: Е.А. Ваганова