Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-186981/2014
22 января 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 22 января 2015 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Махлаевой Т.И. (шифр судьи 2-462)
судьи: единолично
протокол ведет секретарь судебного заседания Фирсов В.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Хлебозавод №28»
к ответчику/ заинтересованному лицу: Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления №1501-361/2014-2 от 07.11.2014 г.
в заседании приняли участие:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика : ФИО1 доверенность от 12.12.2014 года.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Хлебозавод №28» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконными, отмене постановления Управления Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы №1501-361/2014-2 от 07.11.2014 г. о привлечении ЗАО «Хлебозавод №28» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
По электронной почте арбитражного суда от ЗАО «Хлебозавод №28» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.
В обоснование заявленных требований ЗАО «Хлебозавод №28» ссылается на отсутствие в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения ЗАО «Хлебозавод №28» правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
На обозрение суда в судебное заседание ответчиком были представлены подлинные материалы административного дела, копии приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Суд считает, что заявителем был соблюден 10-дневный срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 ,ч.2 ст.208 АПК РФ на его обжалование в Арбитражный суд.
Согласно п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в отношении Закрытого акционерного общества «Хлебозавод № 28» (ЗАО «Хлебозавод № 28») на основании Распоряжения Департамента от 24.06.2014 № 1505-361/2014 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ. По результатам проверки составлен акт от 30.09.2014 № 1505-361/2014 с приложением фотоматериалов.
Основным видом деятельности Общества по адресу: Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, 12, (проспект Генерала Алексеева, д. 44, стр. 1), является производство хлебобулочных и кондитерских изделий, офисная деятельность, сдача в аренду собственных помещений (Свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2014 77-АР 229853). ЗАО «Хлебозавод № 28» осуществляет пользование земельными участками на основании договоров аренды земли от 26.07.1994 № М-10-000818, от 18.09.2007 № М-10-506025.
При проведении обследования территории ЗАО «Хлебозавод № 28» по адресу: Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, 12, (проспект Генерала Алексеева, д. 44, стр. 1), 15.09.2014 в период времени с 13.00 до 13.30 установлено, что на указанной территории в границах земельных участков, установленных указанными договорами аренды земли (ситуационный план - приложение к договору аренды) произрастают зеленые насаждения (деревья породы береза, ель, ива, травяной покров -газон (снимки 4, 5, 16 фотоматериалов). В ходе обследования выявлено сухостойное дерево породы ель (сухостой прошлых лет с облетевшей хвоей, частично облетевшей корой, снимки 4, 5 фотоматериалов).
Согласно ст. ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
В соответствии со статьей 5 названного Закона в городе Москве ведется учет зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы. Для целей учета создается реестр зеленых насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы.
В соответствии с гл. 1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее -Правила) собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Согласно п. 9.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее Правила), все юридические владельцы территорий обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, произошедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
Согласно п. 6.1. Правил система контроля состояния зеленых насаждений предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению зеленых насаждений, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
В соответствии со п. 6.2 Правил, контроль состояния зеленых насаждений осуществляют организации, предприятия и др., в ведении которых находятся территории, с последующим экспертных заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами, сигнализацией о наблюдаемых негативных явлениях и процессах в вышестоящие организации и городскую службу защиты зеленых насаждений. Согласно п. 6.3 основные составляющие системы контроля состояния зеленых насаждений: оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений и элементов благоустройства.
В силу действия п. 6.4 Правил, ежегодная (плановая) оценка состояния зеленых насаждений осуществляется два раза в год.
Согласно главе 7 приложения 1 к Постановлению правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» все зеленые насаждения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (учреждениям, организациям, предприятиям либо физическим лицам) подлежат инвентаризации. Инвентаризация зеленых насаждений осуществляется по методике, утвержденной Госстроем Российской Федерации и Правилами проведения инвентаризации зеленых насаждений и паспортизации озелененных территорий. Инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях: установления границ озелененной/природной территории и их документального закрепления; получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений в городе, их состоянию для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), состояния, а также площадей газонных покрытий и цветников; своевременной регистрации происшедших изменений; определения землепользователей территорий и установления ответственных организаций, юридических и физических лиц за их сохранность и состояние; установления наличия и принадлежности стационарных инженерно-архитектурных сооружений и оборудования озелененных/природных территорий (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.); регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции; организации рационального использования территорий города; для обеспечения электронного учета объектов озеленения и зеленых насаждений в целом по городу при ведении Реестра зеленых насаждений и мониторинге зеленых насаждений.
Инвентаризация проводится на основе утвержденного ситуационного плана (масштаб 1:2000) и топоплана (масштаб 1:500) в два этапа. На первом этапе устанавливаются площадь, границы и классификация объекта. На втором этапе определяется качественное и количественное состояние зеленых насаждений и элементов благоустройства.
Составление топоплана (масштаб 1:500) осуществляется в электронном виде с привязкой к Единой государственной картографической основе города Москвы в форматах, обеспечивающих свободный импорт данных в геоинформационные системы. Согласно п. 7.1.17 приложения 1 Правил, в процессе обследования зеленых насаждений отмечаются нижеследующие данные в отношении: деревьев- тип посадки (одиночная, рядовая, групповая), номера деревьев, количество, занимаемая площадь, их вид, возраст, диаметр, высота, состояние, характеристика состояния (в том числе выделяются деревья, подвергающиеся обрезке), рекомендации по уходу.
На топографическом плане выполняется подеревная съемка всех деревьев с диаметром ствола более 5 см на высоте 1,3 метра от земли, а малоценных пород самосевного и порослевого происхождения (клен ясенелистный, ива, осина) более 8см на высоте 1,3 метра от земли; площадь под посадкой дерева условно принимается в размере 0,5 кв. м, сведения о деревьях и кустарниках, расположенных на проездах, записываются по четной и нечетной сторонам отдельно; сведения о площадях газонов и цветников записываются в последнюю очередь, кустарников - тип посадки (одиночная, групповая, рядовая (живая изгородь) и т.д.), номера кустарников, количество, занимаемая площадь, вид растений, возраст, высота, состояние, характеристика состояния, рекомендации по уходу, протяженность для рядовой посадки.
Площадь одиночного кустарника или кустарника в группе определяется по проекции кроны (либо принимается условно в размере 0,3 кв. м), площадь живой изгороди определяется путем умножения ширины траншеи на длину); газонов и цветников - учитываются по площади, площадь газонов на откосах и напочвенный покров выделяются отдельными строками; насаждений, созданных с применением лесоводственных методов (оцениваются с применением методов лесной таксации по согласованию с заказчиком инвентаризации), площадь выдела (ландшафтного участка), видовой состав, ярусы, - классы возраста, средняя высота, средний диаметр, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, состояние, указывается подрост, подлесок и напочвенный покров. При оценке таких насаждений дается описание каждого яруса.
Согласно п. 7.1.23. Правил организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать бюро технической инвентаризации о постройке новых объектов и о всех изменениях на существующих озелененных территориях. Организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать орган исполнительной власти, на который возложены функции по ведению Реестра зеленых насаждений, о произошедших изменениях на существующих озелененных территориях, касающихся вырубок, посадок и пересадок зеленых насаждений.
В соответствии с п. 7.2.1. Правил Мониторинг состояния зеленых насаждений осуществляется в целях оценки состояния зеленых насаждений и динамики его, в том числе негативной (причин нарушения их устойчивости, повреждения и поражения природными и антропогенными факторами неблагоприятного воздействия и др.), а также эффективности выполняемых природоохранных мероприятий по улучшению качества зеленых насаждений, прогноза состояния зеленых насаждений, информационного обеспечения хозяйственной деятельности в области создания, содержания, контроля и охраны зеленых насаждений.
Пунктом 7.3. Правил определен Порядок проведения актуализации паспортов учетного участка и планировочного решения и благоустройства территории.
Пунктом 7.3.2. Правил определены правила проведения работ по актуализации Паспортов.
Согласно п. 7.3.2.1. Правил работы по актуализации Паспортов проводятся землепользователями путем обследования озелененных территорий в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 7.3.2.3. Правил актуализация Паспортов проводится при: оформлении землеотвода под строительство; компенсационном озеленении территории объекта; проведении работ в рамках программы озеленительных работ; ликвидации аварийных зеленых насаждений; в случае причинения вреда зеленым насаждениям противоправными действиями юридических или физических лиц; изменении категории содержания объекта озеленения и прочих случаях.
Согласно п. 7.3.2.4. Правил возникшие изменения должны вноситься в виде дополнений к Паспортам, согласованных и утвержденных в установленном порядке, с указанием порядкового номера (приложения 24А, 25А к настоящим Правилам). Возникшие изменения вносятся в Паспорта: при несанкционированной вырубке зеленых насаждений на основании акта, оформленного в установленном порядке, с указанием номера и состояния вырубленного дерева; при проведении компенсационного озеленения на основании проекта благоустройства территории с указанием мест посадки деревьев и кустарников; в рамках выполнения программ озеленительных работ на основании соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы; при реконструкции объекта озеленения на основании проекта и наличия порубочного билета, оформленного в установленном порядке; в случае необходимости производства вырубки зеленых насаждений в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на основании акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23), оформленного в установленном порядке (п. 7.3.2.5. Правил).
Согласно п. 7.3.2.6. Правил произошедшие изменения на объектах озеленения отражаются в дополнениях к Паспортам в виде инвентаризационного плана и характеристики изменений элементов зеленых насаждений, представленных по форме перечетной ведомости или форме, характеризующей данный элемент. Инвентаризационный план должен быть представлен в масштабе 1:500. При этом изменившаяся ситуация отмечается на инвентаризационном плане красным цветом, а на выкопировке новая ситуация отмечается черным цветом.
В перечетной ведомости красным цветом отмечаются причины возникших изменений состояния зеленых насаждений, а в перечетной ведомости дополнения приводится характеристика вновь возникших зеленых насаждений с присвоением им порядкового номера, являющегося продолжением имеющейся нумерации.
Согласно п. 7.3.2.7. Правил в дополнениях заполняются только формы, содержащие характеристики элемента, в отношении которого возникли изменения.
Пунктом 7.3.2.8. Правил предусмотрено, что изменения в электронную версию Паспортов вносятся одновременно с правками, выполненными на бумажных носителях.
Обязанности проведения актуализации Паспортов в зависимости от категории насаждений возлагаются на землепользователей (п. 7.3.2.9. Правил).
Согласно п. 7.3.2.10. Правил дополнения к Паспортам утверждаются балансодержателем озелененной территории в установленном порядке.
В соответствии с п. 7.3.2.11. Правил организации-землепользователи обязаны своевременно передавать сведения по актуализации (дополнения) Паспортов в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент), на который возложены функции по ведению Реестра. Сведения должны передаваться ежегодно не позднее 10 декабря текущего года.
В ходе проверки ЗАО «Хлебозавод № 28» не представлен (отсутствует) Паспорт учетного участка территории по форме, установленной приложением 24 Правил, либо иные сведения о проведении инвентаризации зеленых насаждений на земельном участке по адресу: Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, 12, (проспект Генерала Алексеева, д. 44, стр. 1), что является нарушением требований ст. 2, 7, 9 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», п. 7.1.3, 7.1.8, 6.1-6.7, 9.2 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», за что ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Молсквы предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «Хлебозавод № 28» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами в пределах предоставленных полномочий, а административный штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Процедура привлечения ЗАО «Хлебозавод № 28» к административной ответственности Департаментом соблюдена, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч.4 ст.28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Из материалов административного дела следует, что протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено при участии представителя заявителя – ФИО2 по общей доверенности №23/10-14-2 от 23.10.2014г., что никак не нарушило права общества на защиту при производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения заявителя к административной ответственности, в соответствии с требованиями ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, не установлено.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
В свою очередь, полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Суд пришел к выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах годичного срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Размер наказания определен административным органом в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 4.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 71, 75, 167-170, 176, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ЗАО «Хлебозавод №28» о признании незаконными, отмене постановления Управления Государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы №1501-361/2014-2 от 07.11.2014 г. о привлечении ЗАО «Хлебозавод №28» к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый суд апелляционной инстанции.
Судья:
Т.И.Махлаева