Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 21 июня 2019 г. | Дело № А40-18724/19-79-163 |
Резолютивная часть объявлена 14 мая 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»
к Федеральной антимонопольной службе России
третье лицо: ООО «Эколоджи Строй», Министерство строительного комплекса Московской области
об оспаривании решения от 15.01.2019 № 04/1691/19 по делу № 1-15-166/00-04-18 и предписания от 15.01.2019 № 04/1692/19 по делу № 1-15-166/00-04-18,
при участии:от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 14.01.2019 г. № 34р/1),от заинтересованного лица: ФИО2 (паспорт, доверенность от 19.02.2019 г. № ИА/11868/19), ФИО3 (удостоверение, доверенность от 13.06.2018 № ИА/43223/18)
УСТАНОВИЛ:
ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее ФАС России) об оспаривании решения от 15.01.2019 № 04/1691/19 по делу № 1-15-166/00-04-18 и предписания от 15.01.2019 № 04/1692/19 по делу № 1-15-166/00-04-18.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнениях.
Представители ФАС России в судебном заседании по заявлению возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, 3-и лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156,ч.2 ст.200 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.10.2018 № 1451/18 было возбуждено дело № 1-15-166/00-04-18 по признакам нарушения ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»(далее также Учреждение) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением Комиссии ФАС от 25.10.2018 № 04/86346/18 Учреждение было привлечено к участию в деле № 1-15-166/00-04-18 в качестве ответчика.
По результатам рассмотрения дела № 1-15-166/00-04-18 Комиссией ФАС вынесено решение от 15.01.2019 № 04/1691/19, согласно которому Учреждение признано нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совмещения функций органов государственной власти субъектов РФ по проведению государственной экспертизы и функций хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на рынке негосударственной экспертизы.
На основании указанного решения Комиссия ФАС выдала Учреждению предписание по делу № 1-15-166/00-04-18 от 15.01.2019 № 04/1692/19, согласно которому Учреждению предписано:
1) не осуществлять хозяйственную деятельность по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - негосударственная экспертиза);
2) в течение двух недель с момента получения предписания направить в Росаккредитацию заявления об аннулировании свидетельств об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы;
3) в течение одного месяца с момента получения предписания исключить из устава Учреждения возможности осуществления хозяйственной деятельности по проведению негосударственной экспертизы.
Заявитель, полагая, что данное решение и предписание нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Судом проверено и установлено соблюдение срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Оспариваемые решение и предписание ФАС России вынесено в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, антимонопольное дело №1-15-166/00-04-18 было возбуждено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Эколоджи Строй» от 14.03.2018.
Согласно материалам антимонопольного дела в заявлении ООО «Эколоджи Строй» от 14.03.2018 указано следующее:
- «ООО «Эколоджи Строй» занимается разработкой проектной документации, на основании которой ее заказчики получают разрешение на строительство. Проектная документация, подготовленная ООО «Эколоджи Строй», проходит негосударственную экспертизу на соответствие требованиям технических регламентов».
- «Ситуация на рынке негосударственной экспертизы кардинально изменилась в сторону навязывания проектировщикам заключения договоров на проведение негосударственной экспертизы с Государственным автономным учреждением города Москвы «Московская государственная экспертиза».
- «Формируется монопольное ограничение на оказание услуг в сфере негосударственной экспертизы проектной документации».
- «Аналогичная ситуация наблюдается также в Ленинградской и Московской областях в действиях Государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» (ГАУ «Леноблгосэкспертиза») и Государственного автономного учреждения Московской области «Московская областная государственная экспертиза» (ГАУМО «Мособлгосэкспертиза»)».
При этом для проведения государственной или негосударственной экспертизы в ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» никогда не поступала проектная документация, разработанная ООО «Эколоджи Строй». Учреждение никогда не проводило негосударственную экспертизу проектной документации, разработанной ООО «Эколоджи Строй».
Кроме того, в заявлении ООО «Эколоджи Строй» не приведено ни одного факта, указывающего на нарушение Учреждением антимонопольного законодательства, в том числе, ни приведены факты (доказательства), свидетельствующие о создании Учреждением каких-либо дискриминационных условий на рынке негосударственной экспертизы.
В Решении Комиссии ФАС содержится вывод о том, что действующее законодательство не допускает возможности проведения негосударственной экспертизы организациями, осуществляющими государственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) с 1 апреля 2012 года проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи.
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Таким образом, застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с указанной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Государственной экспертизе в обязательном порядке подлежит проектная документация следующих объектов:
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением отходов I-V классов опасности;
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на особо охраняемых природных территориях;
финансируемых за счет бюджетных средств (в том числе, если строительство осуществляется в рамках государственно-частного партнерства).
Согласно пункту 3 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 272, негосударственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий проводится:
а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:
- проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
- проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ;
- застройщиком или техническим заказчиком принято решение о проведении негосударственной экспертизы;
б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и статьи 49 ГрК РФ, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.
Государственная экспертиза проводится организацией, оказывающей услуги по проведению государственной экспертизы в том субъекте РФ, на территории которого осуществляется строительство объекта.
Негосударственной экспертиза может проводиться любой экспертной организацией, аккредитованной на проведение негосударственной экспертизы, в отношении проектной документации объектов, строящихся по всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 50 ГрК РФ установлено, что негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Таким образом, негосударственную экспертизу могут проводить организации, которые прошли соответствующую аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). Данная структура образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации». Росаккредитация находится в ведении Минэкономразвития России. Согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845, Росаккредитация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, а также осуществляет функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля над деятельностью аккредитованных лиц.
Проведение негосударственной экспертизы проектной документации является правом организации, аккредитованной на осуществление такого вида работ. Допуск организаций к проведению негосударственной экспертизы осуществляет Минэкономразвития РФ, которое проверяет организации, планирующие выполнение работ по проведению негосударственной экспертизы и выдает разрешения на ведение такого вида деятельности.
Градостроительный кодекс РФ не ограничивают право автономных учреждений, уполномоченных на проведение государственной экспертизы, в качестве юридических лиц получить аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Как отмечено в Решении Комиссии ФАС Учреждение прошло аккредитацию на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
Вне зависимости от организационно-правовой формы, негосударственная экспертиза проводится организациями, аккредитованными на её проведение в соответствии с Правилами аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1070 (далее -Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил юридическое лицо получает аккредитацию на проведение негосударственной экспертизы при условии соответствия требованиям, установленным частью 2 статьи 50 ГрК РФ. К таким требованиям относятся:
1) наличие по месту основной работы соответственно не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) наличие у юридического лица сайта в сети «Интернет»;
3) наличие регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утвержденного приказом руководителя юридического лица и размещенного на сайте такого юридического лица в сети «Интернет».
ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» соответствует всем перечисленным требованиям, позволяющим оказывать услуги по проведению негосударственной экспертизы.
ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» дважды успешно прошло аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (Свидетельство об аккредитации № РОСС RU.0001.610006 на срок с 03.08.2012 г. по 03.08.2017 г.), а Приказом Федеральной службы по аккредитации от 02.08.2017 № НЭа-65 учреждение повторно аккредитовано на новый пятилетний срок (Свидетельство об аккредитации № RA.RU.611104 на срок с 02.08.2017 г. по 02.08.2022 г.).
В Решении Комиссии ФАС содержится вывод о наличии в действиях (бездействии) Учреждения нарушения ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Данный вывод Комиссия основывает на ч. 1 ст.6.1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Вывод Комиссии ФАС о наличии в действиях (бездействии) Учреждения нарушения ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции не обоснован в связи со следующим.
Главой 2 ГрК РФ регулируются правоотношения в части полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Перечень полномочий органов государственной власти РФ, указанный в статье 6 Градостроительного кодекса РФ, является открытым.
Перечни полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления указаны соответственно в статьях 7 и 8 ГрК РФ как закрытые.
Так согласно статье 7 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Установленным статьей 7 ГрК РФ перечнем полномочия органов государственной власти субъектов РФ в градостроительной сфере не ограничиваются. Градостроительный кодекс РФ допускает делегирование определенных полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 6.1 ГрК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
При этом полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 6.1 ГрК РФ, не относятся к законодательным, контрольно-надзорным либо исполнительно-распорядительным (управленческим) полномочиям в градостроительной сфере.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение при рассмотрении дел по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба России в своем Письме от 12.03.2014 № АД/8919/14 в части вопросов, связанных с порядком обеспечения хозяйствующим субъектом возложенных на него функций по реализации полномочий органа власти, при условии установленного запрета совмещения функций органа власти и хозяйствующего субъекта, дает следующие разъяснения:
«Следует различать исполнение функций (полномочий) органов власти, под которыми понимаются те виды управленческих полномочий (в частности, исполнительно-распорядительных, контролирующих), которые отнесены к компетенции органа власти и осуществляются им в соответствии с Положением об этом органе, и действия по реализации функций (полномочий) органа власти (например, выполнение работ, оказание услуг), которые могут носить вспомогательный (технический) характер и осуществляться органом власти через подведомственные организации.
Наделение хозяйствующего субъекта, в частности, бюджетного учреждения, исполнительно-распорядительными, контролирующими функциями в сферах, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления, будет противоречить части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Передача хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления контрольно-распорядительного характера сопряжена с созданием преимущественных условий для деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же товарном рынке.».
Учреждение, осуществляя предусмотренные уставом виды деятельности, в том числе оказывая услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, не реализует законодательных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных либо иных властных полномочий (функций) государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Решении Комиссии ФАС содержится вывод о том, что Учреждение имеет преимущественное положение в сравнении с другими хозяйствующими субъектами на рынке негосударственной экспертизы. Указанный вывод противоречит доказательствам представленным Учреждением в Комиссию ФАС в ходе рассмотрения дела.
При рассмотрении дел о совмещении функций указанных органов и функций хозяйствующих субъектов должен быть установлен факт наличия преимущественного положения наделенного или совмещающего функции органа власти хозяйствующего субъекта перед иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке. Хозяйствующий субъект может иметь преимущественное положение на рынке, прежде всего, за счет предоставления ему дополнительного источника дохода.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит установление факта наличия преимущественного положения Учреждения на рынке негосударственной экспертизы.
В ходе рассмотрения дела Комиссии были представлены доказательства, подтверждающие отсутствие преимущественного положения Учреждения на рынке негосударственной экспертизы, а именно:
• Учреждение не является получателем бюджетных средств. Учреждению не предоставляются денежные средства в форме дотаций, субсидий или субвенций из бюджетной системы Российской Федерации. Единственным источником доходов Учреждения являются доходы от осуществления предусмотренных уставом видов деятельности. Полученные доходы поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Закрепленная законом специальная правоспособность Учреждения не препятствует возможности осуществления им приносящей доход деятельности, если это закреплено уставом. Осуществление видов деятельности, предусмотренных уставом, не ставит Учреждение в неравное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги, т.е. не создает преимущественного положения перед иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке негосударственной экспертизы.
• Проведение государственной экспертизы осуществляется в отношении проектной документации, выполненной для строительства объектов, расположенных исключительно в пределах территории субъекта РФ - Московской области.
Негосударственная экспертиза проектной документации осуществляется в отношении объектов, которые находятся за пределами субъекта РФ - Московской области. Таким образом, на территории субъекта РФ (Московской области) Учреждение не конкурирует с организациями, оказывающими услуги по проведению негосударственной экспертизы. За пределами Московской области Учреждение реализует свои права хозяйствующего субъекта в части оказания услуг по проведению негосударственной экспертизы.
Комиссии ФАС были представлены сведения о количестве выданных Учреждением заключений негосударственной экспертизы в сравнении с заключениями государственной экспертизы за период 2012-2018, а также сведения об организациях экспертизы, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области (по данным, занесенным в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) Московской области по состоянию на 31.10.2018).
• Учреждением были приобщены к материалам антимонопольного дела официальные статистические данные Главгосэкспертизы России по итогам деятельности в сфере негосударственной экспертизы в 2017 году, согласно которым:
1) Сектор негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Российской Федерации согласно реестру Федеральной службы по аккредитации составляют 583 организации, в том числе:
- 525 организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы (организации негосударственной экспертизы);
- 58 организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы и аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы (региональные органы государственной экспертизы, осуществляющие в том числе проведение негосударственной экспертизы).
2) На территории одиннадцати субъектов Российской Федерации (Калужской, Астраханской, Тамбовской, Амурской, Архангельской и Магаданской областей, Республик Карелия, Марий Эл, Хакасия, Калмыкия, Ямало-Ненецкого автономного округа) негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется исключительно региональными органами государственной экспертизы, аккредитованными на право ее проведения.
3) Совокупный объем услуг негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и по проверке сметной документации по итогам 2017 года составил 40,2 тысяч единиц услуг.
- Основной объем услуг по негосударственной экспертизе (94%) оказан организациями негосударственной экспертизы.
- Доля услуг, оказанных региональными органами государственной экспертизы, осуществляющими в том числе проведение негосударственной экспертизы, является незначительной и составляет 6% от совокупного объема услуг.
• Кроме этого, в ходе рассмотрения дела Комиссии ФАС были представлены письменные пояснения по обстоятельствам дела от учредителя Учреждения -Министерства строительного комплекса Московской области .
Министерство строительного комплекса Московской области письменно подтвердило, что не делегирует Учреждению какие-либо полномочия (функции) органа государственной власти в сфере градостроительной деятельности. Проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не относится к полномочиям Минстроя Московской области.
Таким образом, деятельность Учреждения по оказанию услуг на рынке негосударственной экспертизы за пределами Московской области не является недобросовестной конкуренцией и не создает дискриминационных условий для других хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке негосударственной экспертизы.
В связи с отсутствием у ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» какого-либо преимущественного положения, а также признаков недобросовестной конкуренции на рынке негосударственной экспертизы, в Решении Комиссия ФАС содержится неверный вывод, о том, что действия ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» нарушают Закон о защите конкуренции.
Ограничение прав ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» и других автономных учреждений на проведение негосударственной экспертизы приведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке негосударственной экспертизы, то есть к ограничению конкуренции на данном рынке услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (абзац третий пункта 21).
Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными решение и предписание ФАС России от 15.01.2019 г. по делу № 1-15-166/00-04-18.
Взыскать с ФАС России (ИНН: <***>) в пользу ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» (ИНН: <***>) государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |