Именем Российской Федерации
Решение
г. Москва Дело № А40-188905/18-92-2173
18 декабря 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2018 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ООО «Сектор Приз»
ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о признании незаконными бездействия
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 (удостов., дов. № 263-Д от 01.11.2018г.); ФИО2 ( паспорт, дов.№ 86-Д от 26.11.2018г.);
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сектор Приз» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об оспаривании бездействия по непринятию мер к возобновлению доступа к интернет-сайту rupolit.net после направления уведомления 16.07.2018 г.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии указанного лица в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Срок обжалования, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом № 149-ФЗ и другими федеральными законами.
Статьёй 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, закреплён механизм ограничения доступа к информационным ресурсам в сети «Интернет», на которых размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей (далее - требование).
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ функция по взаимодействию с операторами связи, провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети «Интернет» или иными лицами, обеспечивающими размещение в сети «Интернет» информационного ресурса, содержащего информацию, распространяющуюся с нарушением закона, возложена на Роскомнадзор.
На Роскомнадзор возложена техническая функция по уведомлению провайдеров хостинга о необходимости ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.
При этом в обязанности Роскомнадзора не входит направление владельцу сайта в сети «Интернет» уведомления об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона. Данная обязанность возложена на провайдеров хостинга.
Как следует из материалов дела, ООО «Сектор Приз» является учредителем СМИ - электронного издания «РУПОЛИТ» и владельцем доменного имени rupolit.net.
19.01.2018 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ограничила доступ к Интернет-сайту rupolit.net.
22.07.2016 в Роскомнадзор поступило требование заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриня о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам № 27-31-2016/ИдЗ 170-16, в котором указано, что по адресу в сети «Интернет» vk.com/id306714145 размещена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
В соответствии с вышеуказанным требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации Роскомнадзор также обязан ограничить доступ к иным сайтам в сети «Интернет», на которых распространяется информация, распространяемая с нарушением закона, указанная в требовании.
Указанная часть требования обязательна для исполнения Роскомнадзором.
В связи с размещением информации, распространяемой с нарушением закона, на сайте в сети «Интернет» rupolit.net, Роскомнадзором были предприняты установленные законом меры по ограничению доступа к данному ресурсу.
Факт размещения распространяемой с нарушением закона информацию на сайте в сети «Интернет» rupolit.net подтверждается скриншотами указанного информационного ресурса (прилагаются).
18.01.2018 Роскомнадзором в рамках процедуры, установленной статьёй 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, были сформированы и направлены уведомления на русском и английском языках (копии прилагаются) об ограничении доступа к информации, распространяемой с нарушением закона (идентификатор записи 125513-НВ), а именно информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, на электронный адрес: abuse@cloudflare.com.
23.01.2018 в Роскомнадзор с электронного адреса ustya88@gmail.com поступило обращение ФИО3 (вх. Роскомнадзора от 24.01.2018 № 02-11-1153), в котором он просит возобновить доступ к сайту в сети «Интернет» rupolit.net. При этом распространяемая с нарушением закона информация с сайта в сети «Интернет» не была удалена.
В этой связи Роскомнадзором на электронный адрес ustya88@gmail.com письмом от 22.02.2018 № 05-17613 был направлен ответ, разъясняющий основания для ограничения доступа к сайту в сети «Интернет» rupolit.net.
Также в Роскомнадзор поступили обращения ФИО4 (вх. Роскомнадзора от 06.02.2018 № 02-11-1878 и от 14.02.2018 № 02-11-1878-1), направленные с электронного адреса ustya88@gmail.com.
Письмом Роскомнадзора от 06.03.2018 № 05-20342 Роскомнадзором был направлен ответ на указанные обращения.
В связи с тем, что распространяемая с нарушением закона информация с сайта в сети «Интернет» rupolit.net не была удалена, действия Роскомнадзора, выразившиеся в продолжении ограничения доступа к сайту в сети «Интернет» rupolit.net, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Уведомление, направленное представителем ООО «Сектор Приз» ФИО5 16.07.2018, было получено Роскомнадзором, однако в связи с тем, что распространяемая с нарушением закона информация с сайта в сети «Интернет» rupolit.net не была удалена, что подтвержается скриншотами от 24.07.2018 (копии прилагаются), мер по возобновлению доступа к сайту в сети «Интернет» Роскомнадзором не принималось.
По состоянию на 12.11.2018 информация, указанная в требовании Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриня от 22.07.2016 № 27-31-2016/Ид3170-16, с сайта в сети «Интернет» rupolit.net не удалена, что подтверждается актуальными скриншотами (прилагаются).
Вышеуказанное уведомление не является обращением гражданина в понимании Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации» и направляется исключительно в рамках процедуры, предусмотренной статьёй 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, которая не предполагает направление ответа на такое уведомление.
В настоящее время доступ к сайту rupolit.net ограничивается в порядке, предусмотренном статьёй 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что Роскомнадзор осуществляет формирование и ведение Единого реестра.
Подпунктом «в» пункта 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено такое основание для включения в Единый реестр сведений, как решение уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Роскомнадзор вправе принимать такие решения в отношении вышеуказанной информации, размещённой в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
Средство массовой информации «Руполит» зарегистрировано Роскомнадзором 31.12.2015 (свидетельство Эл № ФС77-64425) в качестве сетевого издания.
Решением Роскомнадзора от 23.10.2018 № 3284-SMI (копия прилагается) установлено, что на странице сайта в сети «Интернет» https://rupolit.net/uchenitsa-prestizhnoy-shkoly-ekaterinburga-prygnula-iz-okna содержится информация, распространение которой запрещено.
На основании вышеуказанного решения, решением Роскомнадзора от 10.11.2017 № 332726-URL-on в Единый реестр была внесена запись в отношении указателя страницы сайта в сети «Интернет» rupolit.net.
Одновременно с включением в Единый реестр указателя страницы сайта в сети «Интернет» rupolit.net Роскомнадзором были сформированы и направлены уведомления на русском и английском языках о внесении в единый реестр указателя страницы сайта в сети «Интернет» (копии прилагаются), на электронный адрес провайдера хостинга, что подтверждается скриншотом из Единого реестра (прилагается).
Информация, указанная в решении Роскомнадзора от 23.10.2018 № 3284-SMI, не была удалена, что подтверждается актом IP-оп (330774-РИ), в связи с чем решением Роскомнадзора от 02.03.2018 № 141698-1Р-оп доступ к сайту в сети «Интернет» rupolit.net был ограничен.
В настоящее время информация, указанная в решении Роскомнадзора от 23.10.2018 № 3284-SMI, не удалена, что подтверждается актуальным скриншотом (прилагается), в связи с чем у Роскомнадзора также отсутствуют основания для принятия мер по возобновлению доступа к сайту в сети «Интернет» rupolit.net в рамках реализации положений статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, действия Роскомнадзора соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на Заявителя какие-либо незаконные обязанности, не создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявление не может быть удовлетворено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО «Сектор Приз»к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об оспаривании бездействия по непринятию мер к возобновлению доступа к интернет-сайту rupolit.net после направления уведомления 16.07.2018 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Уточкин И.Н.