Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. МоскваДело № А40-18902/15-57-117
24 ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2016 г.
Арбитражный суд г. Москвы, в составе
Председательствующего судьи Ю.А.Ждановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Санджиевой Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
истец Центральный Банк Российской Федерации (107016, <...>)
ответчики: 1. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД "КОРАБЕЛ" (119501, <...>, ИНН <***>). 2. ОАО Научно-производственная фирма «Меридиан» (197198, <...>) 3. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (136005, Калининградская обл., г. Калининград, площадь Гуськова, д. 1); 4. ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов «Прометей» (19015, <...>); 5. ФГУП «Адмиралтейские верфи» (190121, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 203); 6. АО «Научно-произодственное предприятие «Салют» (111123, <...>); 7. ФГУП «Машиностроительное предприятие «Звездочка» (164509, <...>. ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»; 9. ФГУП «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (164500, <...>); 10. ОАО «Таганрогский завод «Прибой» (347913, <...>.) 11. ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (196128, <...>); 12. ОАО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» (197046, <...>)
о ликвидации некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда «Корабел»
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности от 08.04.2016 г. №ОВР16-31/116
от ответчиков: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД "КОРАБЕЛ", ОАО Научно-производственная фирма «Меридиан», ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов «Прометей», ФГУП «Адмиралтейские верфи», АО «Научно-произодственное предприятие «Салют», ФГУП «Машиностроительное предприятие «Звездочка», ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», ФГУП «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», ОАО «Таганрогский завод «Прибой», ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», ОАО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» о принудительной ликвидации некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда «Корабел» и возложить обязанность по ликвидации некоммерческой организации Негосударственный пенсионный фонд «Корабел» на его учредителей; обязать учредителей некоммерческой организации Негосударственный пенсионный фонд «Корабел» осуществить мероприятия по ликвидации Фонда.
Решением от 02.10.15 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением АС МО от 28.06.16 года дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела, ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства по адресу государственной регистрации, в заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что Негосударственный пенсионный фонд «Корабел» является некоммерческой организацией, зарегистрированной 14.09.2000 Государственным учреждением Московской регистрационной палатой. До 06.08.2014 Фонд обладал лицензией на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию от 20.10.2009 № 352/2.
Приказом Банка России от 06.08.2014 № ОД-2010 лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданная Фонду, аннулирована.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» по итогам анализа финансового состояния фонда (либо подготовки заключения о невозможности проведения финансового анализа состояния фонда) временная администрация (Центральный банк РФ») обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации фонда и назначении ликвидатора при отсутствии у фонда признаков банкротства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, а также цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к негосударственным пенсионным фондам, являющимся некоммерческими организациями, применяются положения Федерального закона 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» без учета, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ. При этом редакция Федерального закона № 75-ФЗ, без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ применяется исключительно к деятельности таких фондов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ, фонд в соответствии с уставом выполняет функции, в том числе: формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы; организует инвестирование средств пенсионных накоплений; заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию; рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений; расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ, и законодательством Российской Федерации; принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления; ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет; ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений; производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам; производит назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ, Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»; производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий; осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной части трудовой пенсии по старости или срочной пенсионной выплаты; принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов; предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном Банком России; осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.
Из материалов дела следует, что временной администрацией по управлению Фондом подготовлен Отчет о работе, проделанной временной администрацией по управлению Фондом, в котором содержится информация об отсутствии Фонда по известным адресам Фонда: 119501, <...> (адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ), а также по адресу: <...>.
Отсутствие Фонда по указанным адресам зафиксировано Актом № 1 от 07.08.2014 о воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации по управлению Фондом, а также Актом № 2 от 08.08.2014 о воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации по управлению Фондом.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо обязано обеспечивать в соответствии с требованиями указанного закона нахождение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица по адресу государственной регистрации для связи с юридическим лицом и получать корреспонденцию, в том числе и но договору с отделением связи.
Отсутствие Фонда по известным адресам исключает возможность получения информации о деятельности Фонда, что свидетельствует об уклонении Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.1 Федерального закона № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ, фонд представляет отчеты о своей деятельности в сроки и по форме, которые установлены Банком России.
В соответствии с пунктом 12 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкции по их заполнению, утвержденного приказом ФСФР России от 30.08.2007 № 07-92/пз-н, годовой отчет и квартальная отчетность представляются в Федеральную службу по финансовым рынкам негосударственными пенсионными фондами в следующие сроки: годовой отчет - в течение 90 дней по окончании года; квартальная отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала.
Как следует из материалов дела, по информации, полученной от Банка России, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, по состоянию на 30.01.2015 Фондом не представлена отчетность за III, IV квартал 2014 года в установленном порядке, что подтверждает уклонение Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
Отсутствие фонда по известным адресам, а также непредставление отчетности за последующие периоды исключает возможность получения информации о выполнении Фондом функций, предусмотренных уставом, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ.
Указанное свидетельствует о недостаточности имущества Фонда для осуществления его целей, о нереальности получения необходимого имущества для осуществления его целей, а также о невозможности достижения цели Фонда, и невозможностью изменения целей фонда в связи с отсутствием Фонда по известным адресам.
Исполняя указание суда кассационной инстанции, суд установил, что согласно информации, содержащейся в отчетности Фонда за II квартал 2014 года, размер пенсионных накоплений Фонда на указанную дату составлял 0,00 руб.
Кроме того, согласно пункту 1.3 Устава Фонда исключительным видом деятельности Фонда является негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников Фонда.
Таким образом, указанные обстоятельства подтверждают, что Фондом не осуществлялась деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 3.4 статьи 7.2 Федерального закона № 75-ФЗ последствия, предусмотренные Федеральным законом № 127-ФЗ для случая признания фонда несостоятельным (банкротом), применяются со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда. Ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом № 127-ФЗ для конкурсного производства, с особенностями, установленными Федеральным законом № 127-ФЗ.
В отношении фигуры ликвидатора негосударственного пенсионного фонда Федеральный закон № 75-ФЗ в пункте 3.2 статьи 7.2 упоминает только Агентство и только в отношении фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 3 статьи 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией объединением), благотворительным и иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 .№ 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения' необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Материалами дела подтверждается и доказательств обратного суду не представлено, недостаточность имущества Фонда для осуществления его целей, нереальность получения необходимого имущества для осуществления его целей, а также невозможность достижения цели Фонда, изменения целей фонда в связи с отсутствием Фонда по известным адресам.
Истец в судебном заседании пояснил суду, что в связи с тем, что Фондом не осуществлялась деятельность по обязательному пенсионному страхованию, истцом было предложено возложить функции по ликвидации Фонда при создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) на учредителей Фонда в соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК.
В соответствии с п. 5 статьи 61 ГК решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 62 ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Правомерность назначения ликвидационной комиссии из состава учредителей Фонда подтверждается также сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2015 по делу № А40-18889/2015, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2015 по делу № А12-22382/2015, решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2016 по делу № А40-38040/2016).
Согласно пункту 2 статьи 180 Федерального закона № 127-ФЗ под финансовыми организациями понимаются, в том числе негосударственные пенсионные фонды.
В пункте 1 статьи 183.16 Федерального закона № 127-ФЗ перечислены признаки банкротства финансовой организации, а именно:
сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;
не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
Из материалов дела следует, что Временной администрацией по управлению Фондом в ходе осуществления своей деятельности не могли быть установлены указанные обстоятельства, поскольку Фонд не был обнаружен по известным адресам (в том числе по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, истец в соответствии с пунктом 3.2 статьи 7.2 Федерального закона № 75-ФЗ обратился в суд с заявлением о ликвидации Фонда.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями Фонда являются: ОАО Научно-производственная фирма «Меридиан», ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов «Прометей», ФГУП «Адмиралтейские верфи», АО «Научно-произодственное предприятие «Салют», ФГУП «Машиностроительное предприятие «Звездочка», ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», ФГУП «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», ОАО «Таганрогский завод «Прибой», ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», ОАО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор».
Ответчик АО НПФ «Меридиан», возражая в удовлетворении исковых требований в части возложения на учредителей фонда обязательства по осуществлению процедуры ликвидации, ссылался на протокол заседания Совета Фонда НПФ «Корабел» от 15.07.2014, согласно пункту 5 которого Совет Фонда посчитал целесообразным провести процедуру ликвидации Фонда.
Суд к данному протоколу относится критически, поскольку указанный протокол не был представлен в рамках рассмотрения настоящего дела в предыдущих инстанциях. Кроме того, в Банке России отсутствует информация о принятии протокола Совета Фонда. При этом суд принимает во внимание подписание данного протокола только ОАО «НПФ «Меридиан».
Довод ответчика о наличии у фонда признаков банкротства судом отклоняется как документально не подтвержденный. При этом делая вывод о наличии указанных признаков, ответчик ссылается материалы проверки деятельности Фонда, проведенной временной администрацией по управлению Фондом, а также из заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда от 07.07.2014.
Между тем, согласно пункту 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014 без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ) «О негосударственных пенсионных фондах» наличие/отсутствие у негосударственного пенсионного фонда признаков банкротства устанавливается временной администрацией по управлению Фондом по итогам анализа финансового состояния фонда.
Из материалов дела следует, что Временной администрацией по управлению Фондом в ходе осуществления своей деятельности не могли быть установлены указанные обстоятельства, поскольку Фонд не был обнаружен по известным адресам (в том числе по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц). Отсутствие Фонда по известным адресам исключает возможность получения информации о размере активов и обязательств Фонда.
При этом согласно пункту 12 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) в случае недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, либо имущества фонда, ликвидатор фонда по согласованию с Банком России в письменной форме направляет в арбитражный суд заявление о признании фонда несостоятельным (банкротом).
Кроме того, Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) не предусмотрено такого последствия принятия Банком России решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда как обращение в арбитражный суд с заявлением о признании фонда банкротом.
Согласно пункту 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Банк России в течение 15 рабочих дней после дня принятия решения об аннулировании лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда.
Довод истца о том, что принятие решения о ликвидации фонда является в настоящее время единственно возможным последствием аннулирования у такого фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ответчики надлежащими доказательствами не опровергли.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 12 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать некоммерческую организацию Негосударственный пенсионный фонд «Корабел»;
Возложить обязанность по ликвидации некоммерческой организации Негосударственный пенсионный фонд «Корабел» на его учредителей;
Обязать учредителей некоммерческой организации Негосударственный пенсионный фонд «Корабел» осуществить мероприятия по ликвидации Фонда.
Взыскать с НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД "КОРАБЕЛ" (119501, <...>, ИНН <***>) в пользу Центрального Банка Российской Федерации (107016, <...>) государственную пошлину в размере 18 000 (Восемнадцать тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.А. Жданова