Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 04 августа 2021 года | Дело № А40-189311/20-140-4285 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2021 года,
полный текст решения изготовлен 04 августа 2021 года.
Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Кабылиным С.С. с участием сторон по Протоколу с/заседания от 28.07.2021 г.
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КСК СТРОЙ" (125493, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ФЛОТСКАЯ, ДОМ 5, КОРПУС 2, ЭТ 5 ПОМ XV ОФ 536, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.09.2015, ИНН: <***>, КПП: 774301001)
к ответчикам ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 43 ПО Г. МОСКВЕ (125493, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА СМОЛЬНАЯ, ДОМ 25А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>, КПП: 774301001)
3- и лица – ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области, ИФНС России № 15 по г. Москве.
об обязании возвратить излишне взысканные суммы, начислить и уплатить проценты, взыскать представительские расходы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КСК СТРОЙ" (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить на расчетный счет денежные средства в размере 244 118,51 руб., начислить и уплатить проценты в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ в размере 19 234,86 руб., а также взыскать представительские расходы в размере 45 000 рублей.
Определением от 25.11.2020 суд в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области и Инспекцию федеральной налоговой службы № 15 по г. Москве.
Определением от 15.02.2021 суд в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УФНС России по г. Москве.
Представители заявителя и третьего лица (Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области) извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились. Дело в порядке ст. ст.123, 156 АПК РФ слушалось в отсутствии представителей заявителя и третьего лица.
В ходе судебного заседания, представители ответчика и третьего лица поддержали возражения по доводам озвученным в ходе рассмотрения дела представив решения о возврате спорных сумм в части.
Суд, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в период с 11.07.2017 года по 28.08.2019 года заявитель был зарегистрирован в ГУ-ГУ ПФ РФ № 6 по г. Москве и Московской области и в ИФНС России №15 по г. Москве, ОКТМО 45359000, а в период с 09.09.2015 года по 10.07.2017 года заявитель был также зарегистрирован в ГУ-ГУ ПФ РФ № 6 по г. Москве и Московской области и в ИФНС России №15 по г. Москве, но с другим ОКТМО 45357000.
При проведении сверки по уплате налогов с ИФНС России №15 по г. Москве в июне 2018 года была выявлена переплата по страховым взносам в ПФР уплаченным до 01.01.2017 г. в сумме 161 358,66 рублей, в том числе налог 161267,83 рублей, пени 90,83 рублей, а так же переплата по страховым взносам в ФОМС уплаченным до 01.01.2017 г. в сумме 37 543, 96 рубля, в том числе налог 37 496,09 рублей, пени 47,87 рублей. (Акт сверки по налогам, сборам, пеням штрафам №68379 от 07.06.2018 г.).
При проведении сверки по уплате налогов с ИФНС России №15 по г. Москве в марте 2019 года на дату 01.01.2019г. была отражена переплата по страховым взносам в ПФР уплаченным до 01.01.2017 г. в сумме 161 358,66 рублей, в том числе налог 161267,83 рублей, пени 90,83 рублей, а так же переплата по страховым взносам в ФОМС уплаченным до 01.01.2017 г. в сумме 37 543, 96 рубля, в том числе налог 37 496,09 рублей, пени 47,87 рублей по ОКТОМО 45357000 и начислена задолженность по страховым взносам в ПФР за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме налога 161 267,83 рублей, а так же задолженность по страховым взносам в ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме налога 37 496,09 рублей по ОКТОМО 45359000. (Акт сверки по налогам, сборам, пеням штрафам №ЗП2009 от 15.03.2019 г.).
Заявитель указал, что ОКТМО 45357000 у заявителя поменялся на ОКТМО 45359000 в связи с изменением местонахождения 11 июля 2017года и, соответственно, к расчетным периодам по страховым взносам, истекшим до 01 января 2017 года новый ОКТМО 45359000 не имеет никакого отношения, задолженность по нему отсутствует.
16 апреля 2019 года ИФНС России №15 по г. Москве выставила в адрес Общества требование №104602 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов на сумму 450 331,48 рублей (390 615,92 рублей недоимка и 59 716,57 рублей пеней) с предложением погасить задолженность в срок до 08.05.2019 г.
Требование выставлено в связи с невыполнением Обществом обязанности по уплате налогов в срок, установленный п.1 ст. 23, п.1 ст.45 части 1 Налогового Кодекса РФ, взимания пени в соответствии со ст. 75 части 1 Налогового Кодекса РФ, в том числе задолженность по страховым взносам в ПФР за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме налога 161267,83 рублей и пеней 36798,62 рублей, а так же задолженность по страховым взносам в ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме налога 37 496,09 рублей и пеней 8 555,97 рублей по ОКТОМО 45359000 .
09.05.2019 года ИФНС России №15 по г. Москве вынесла решение №12823 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств с Общества. Решение и требование были получены заявителем 02.07.2020 года в ответ на обращение №030402 от 25.06.2020 года.
Принудительное взыскание оспариваемых денежных средств в счет погашения недоимки и пеней произведено банком по решению о взыскании №12823 от 09.05.2019, вынесенному ИФНС России №15 по г. Москве по инкассовым поручениям: № 26137 от 09.05.2019 г. в сумме 36 798,62 рублей; № 26139 от 09.05.2019 г. в сумме 8 555,97 рублей; № 26140 от 09.05.2019 г. в сумме 161 267,83 рублей; № 26141 от 09.05.2019 г. в сумме 37 496,09 рублей. Итого на сумму: 244 118,51 рублей, которые списаны со счета 14.06.2019 г.
После списания денежных средств заявитель 20.06.2019 г., вх. № 051307 и 09.07.2019 г., вх. №057074 обращался в ИФНС России №15 по г. Москве с заявлениями о незаконном списании и возврате денег.
Денежные средства не были возвращены заявителю, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части суд исходил из следующего.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в рамках дела №А40-125270/20-108-1730 заявитель обращался в суд с заявлением к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области и Инспекции Федеральной налоговой службы №43 по городу Москве об обязании Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР в размере 161 358,66 руб. и страховых взносов ФОМС в размере 37 543,96 руб., об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве исполнить решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области, а также начислить и уплатить проценты в размере 18 043,51 руб. за период с 08.03.2019 по 20.07.2020; о взыскании с заинтересованных лиц представительских расходов в размере 25 000 руб.
Из вступившего в законную силу решения от 12.03.2021 по делу №А40-125270/20-108-1730, которым в удовлетворении требований Общества было отказано, судом отмечено что вопрос возврата Заявителю излишне взысканного налога (взноса) в размере 37 496,09 руб. и пени в размере 8 555,97 руб., а также переплаты в размере суммы излишне взысканного налога (взносов) в размере 161 267,83 руб. и пени в 36 798,62 руб. будет рассмотрен судом в рамках настоящего дела.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так в ходе рассмотрения дела №А40-125270/20-108-1730 судом было отмечено следующее.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона № 250-ФЗ.
Из положений ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 20 Закона № 250-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании п. 1, 3 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган, который в свою очередь оформляет поручение на возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пени и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом решение о возврате должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Так с 01.01.2017 органы ПФР продолжают прием от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017; осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды истекшие до 01.01.2017 (проводят камеральные и выездные проверки); принимают от плательщиков страховых взносов заявления о возврате сумм страховых взносов, пени, штрафов за отчетные периоды истекшие до 01.01.2017 и принимают решения по данным заявлениям с последующим их направлением в налоговые органы для исполнения При этом, за органами ПФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и контроля за уплатой страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.
Налоговые органы с 01.01.2017 осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ; осуществляют прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года; осуществляют зачет (возврат) сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017 по решениям ПФР; предоставляют отсрочки (рассрочки) уплаты по страховым взносам; производят взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР.
Соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации» предусмотрена передача территориальными органами ПФР в ФНС России информации о расчетах по страховым взносам (сальдовых остатков) по взаимоотношениям, возникшим до 01.01.2017.
Территориальные налоговые органы г. Москвы при получении от Управления ФНС России по г. Москве электронных файлов, содержащих информацию о сальдо расчетов по страховым взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточки «Расчеты с бюджетом» и отражением сальдовых остатков.
Исходя из содержания писем ФНС России от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@, от 25.08.2017 N ЗН-19-22/220@ , вся информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде.
В Письме ФНС России № БС-4-11/1304®, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 «О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам» (далее по тексту - Письмо от 26.01.2017) урегулирован, в том числе, порядок передачи сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, сведений о задолженности по страховым взносам.
В п. 3 вышеуказанного Письма от 26.01.2017 указано, что в соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ и № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 № ЗН-4-1/20983@/5И и № ЗН-4- 1/20997@/02-11-02/06-4803П) в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации от территориальных органов ПФР и ФСС России в срок до 01.02.2017.
Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации №301-КГ18-11753 от 09.08.2018 по делу №А28-657/2017, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносах, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующим органом пенсионного фонда, при этом на спорную сумму должны быть начислены проценты.
Вопрос исполнения указанных решений органов Пенсионного фонда возлагается на налоговые органы, куда такое решение подлежит направлению для исполнения принявшим его органом Пенсионного фонда.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9 статьи 27 Закона № 212-ФЗ)
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Материалами дела установлено, что заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области с 03.09.2019 года и в ИФНС №43 по г. Москве с 29.08.2019 года. До указанной даты заявитель был зарегистрирован в ГУ-ГУ ПФ РФ № 6 по г. Москве и Московской области и в ИФНС №15 по г. Москве в связи с местонахождением по другому юридическому адресу.
Согласно акту сверки по налогам, сборам, пеням штрафам №68379 от 07.06.2018 г. при проведении сверки расчетов по уплате налогов с ИФНС России №15 по г. Москве в июне 2018 года была выявлена переплата по страховым взносам в ПФР уплаченным до 01.01.2017 в сумме 161 358,66 руб., в том числе налог 161 267,83 руб., пени 90,83 руб., а также переплата по страховым взносам в ФОМС уплаченным до 01.01.2017 в сумме 37 543,96 руб., в том числе налог 37 496,09 руб., пени 47,87 руб.
Из информационных данных налоговых обязательств Общества из соответствующих фондов переданы следующие сальдовые остатки: переплата в размере 84 391,80 руб. (дата передачи 09.03.2017 ) по страховым взносам с КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000 на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
11.09.2017 по КРСБ с КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000 отражены начисления по взносам размере 46 895,71 руб. и пени в размере 2,13 руб.
18.10.2017 налогоплательщиком самостоятельно уплачены пени в размере 50 руб.
07.02.2019 заявитель через систему ЭДО направил в ГУ-Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации №6 по г. Москве и Московской области заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов по форме, рекомендуемой в Информации Пенсионного фонда России от 24 мая 2017 г. "Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года" на расчетный счет Общества.
Фондом по заявлению Общества приняты решения от 08.05.2019: об отказе излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года на сумму 90,83 руб. (в соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ № 250-ФЗ) и 198 763,83 руб. (невыявленная сумма); о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, зачисленных на коды бюджетной классификации с главой «182», поступивших в Пенсионный фонд до 01.01.2017 на сумму 47,87 руб.
24.07.2019 налоговым органом по заявлению налогоплательщика на расчетный счет налогоплательщика возвращена сумма переплаты по пени в размере 47,87 руб.
По состоянию на 02.08.2019 на КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года за налогоплательщиком числилась переплата по взносам в размере 37 496,09 руб.
08.03.2019 в связи с поступившими начислениями в размере 37 496,09 руб. в ИФНС России № 15 по г. Москве были открыты налоговые обязательства с КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45359000 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (уплата отсутствует).
20.06.2019 ИФНС России № 15 по г. Москве без учета наличия переплаты на КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000, погашающей недоимку в размере 37 496,09 руб. на КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45359000, провела взыскание страховых взносов в размере 37 496,09 руб. и пени в размере 8 555,97 руб.
Сумма имеющейся недоимки в размере 37 496,09 руб. и пени в размере 8 555,97 руб. списана с расчетного счета налогоплательщика и отражена в КРСБ ОКТМО 45359000.
С 29.08.2019 и по настоящее время Общество стоит на учете в ИФНС России №43 по г. Москве.
В соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (ред. от 18.11.2020) "Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом" закрытие карточки "РСБ" налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе. Сальдовые остатки передаются в налоговый орган по новому месту учета плательщика.
Письмом ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931 @ "По вопросам учета страховых взносов" установлено, что налоговые органы проводят контроль за правильностью открытия КРСБ и в случае установления фактов открытия дублей КРСБ по страховым взносам проводят объединение данных путем слияния.
Согласно КРСБ налогоплательщика в Инспекцию из налогового органа по предыдущему месту учета были переданные налоговые обязательства по страховым взносам с КБК 18210202101080011160 по ОКТМО 45357000, 45359000. Переданные сальдовые остатки были объединены в одну КРСБ с КБК 18210202101080011160 по ОКТМО 45342000. При объединении обязательств начисления на ОКТМО 45359000 в размере 37 496,09 руб. были погашены переплатой, имеющейся на ОКТМО 45357000.
Таким образом по состоянию на текущей момент у налогоплательщика имеется переплата в размере суммы излишне взысканного налога (взносов) в размере 37 496,09 руб. и пени в размере 8 555,97 руб. Следовательно, факт излишне уплаченного налога (взносов) в размере 37 496,09 руб. у налогоплательщика отсутствует.
Суд учитывает, что вопрос возврата Заявителю излишне взысканного налога (взноса) в размере 37 496,09 руб. и пени в размере 8 555,97 руб. рассматривается в рамках дела № А40-189311/20-140-4285.
11.09.2017 по КРСБ с КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000 отражены начисления по взносам размере 148 295,24 руб. и пени в размере 9,17 руб.
09.10.2017 налогоплательщиком самостоятельно уплачены пени в размере 100 руб.
По состоянию на 02.08.2019 на КБК 18210202010060000160 ОКТМО 45357000 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) числится переплата в размере 161 267,83 руб. и пени в размере 90,83 руб.
08.03.2019 в связи с поступившими начислениями в размере 161 267,83 руб. в ИФНС России № 15 по г. Москве были открыты налоговые обязательства с КБК 18210202010060000160 ОКТМО 45359000 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (уплата отсутствует).
20.06.2019 ИФНС России № 15 по г. Москве без учета наличия переплаты на КБК 18210202101080011160 ОКТМО 45357000, погашающей недоимку в размере 161 267,83 руб. на КБК 18210202010060000160 ОКТМО 45359000, провела взыскание страховых взносов в размере 161 267,83 руб. и пени в размере 36 798,62 руб.
Сумма имеющейся недоимки в размере 161 267,83 руб. и пени в 36 798,62 руб. списана с расчетного счета налогоплательщика и отражена в КРСБ ОКТМО 45359000.
В соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (ред. от 18.11.2020) "Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом" закрытие карточки "РСБ" налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе. Сальдовые остатки передаются в налоговый орган по новому месту учета плательщика.
Письмом ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ "По вопросам учета страховых взносов" установлено, что налоговые органы проводят контроль за правильностью открытия КРСБ и в случае установления фактов открытия дублей КРСБ по страховым взносам проводят объединение данных путем слияния.
Согласно КРСБ налогоплательщика в ИФНС России №43 по г.Москве, переданной из налогового органа по предыдущему месту учета, были переданные налоговые обязательства по страховым взносам с КБК 18210202010060000160 по ОКТМО 45357000, 45359000. Переданные сальдовые остатки были объединены в одну КРСБ с КБК 18210202010060000160 по ОКТМО 45342000. При объединении обязательств начисления на ОКТМО 45359000 в размере 161 267 руб. 83 коп. были погашены переплатой, имеющейся на ОКТМО 45357000.
Таким образом по состоянию на текущей момент у налогоплательщика имеется переплата в размере суммы излишне взысканного налога (взносов) в размере 161 267,83 руб. и пени в 36 798,62 руб. возврат которой также рассматривается в рамках дела № А40-189311/20-140-4285.
Таким образом, судом было установлено, что факт излишне уплаченного налога (взносов) в у страхователя отсутствует, поскольку, как подтверждается представленными в дело №А40-125270/20-108-1730 КРСБ, указанная сумма отразилась в КРСБ как переплата в результате «задвоения» (по техническим причинам) данных в КРСБ налогоплательщика.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд исходил из признания налоговым органом требований заявителя, что подтверждается представленными в материалы дела решениями о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа): №27140 от 18.07.2019 – пени в размере 47,87 руб., №85003 от 21.07.2021 – страховые взносы 37 496 руб., №85015 от 21.07.2021 – пени 90,83 руб., №85008 от 21.07.2021 – страховые взносы 161 267,83 руб.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. При этом проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, а процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Тем самым сумма излишне взысканных сумм подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных сумм. При этом проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, а процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.
Указанные положения статьи 79 НК РФ об уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных страховых взносов применяются как для страховых взносов, уплаченных за расчетные периоды после 2017 года в порядке установленном НК РФ, так и для страховых взносов, взысканные за расчетные периоды до 2017 года в порядке установленном Законом N 212-ФЗ и подлежащие возврату на основании Закона N 250-ФЗ, ввиду наличия идентичного положения об уплате процентов при нарушении прав страхователей - налогоплательщиков на возврат переплаты, предусмотренного Законом N 212-ФЗ до передачи администрирования в налоговые органы и универсальности механизма обеспечения прав налогоплательщика на своевременный возврат, вне зависимости от передачи администрирования страховых взносов от одного органа государственной власти (внебюджетного фонда) к другому (налоговому органу).
Судом расчет за период с 15.06.2019г. по 06.10.2020 г. проверен, признан арифметически верным. Инспекцией контррасчет сумм процентов не представлен, каких-либо обоснованных доводов и возражений относительно правильности расчета не заявлено.
Относительно требования заявителя о взыскании с налогового органа суммы судебных расходов на представление интересов Общества суд исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, между заявителем - (Заказчик) и ООО «ЮР-ПРАВОВЕД» (Исполнитель) 25.05.2020 г. был заключен договор на оказание юридических услуг № 0027/0120 в соответствии с которым, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать юридические услуги по составлению заявления и представления интересов в суде в рамках настоящего дела и в рамках дела №А40-125270/20-108-1730.
Факт оказания услуг подтвержден актом об оказании юридических услуг от 27.07.2021 г., стоимость оказанных услуг в рамках настоящего дела составила 45 000 руб. и в рамках дела №А40-125270/20-108-1730 также 45 000 руб.; оказанные услуги оплачены, для подтверждения факта оплаты оказанных услуг представлены платежные поручения №375 от 27.05.2020 и №439 от 29.06.2020 на общую сумму 90 000 руб.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 112 АПК РФ установлено, что вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В силу ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Однако, суд считает, что заявленные обществом судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. не отвечают принципу разумности и обоснованности по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 г. № 454-О, одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации, является обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Следовательно, независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма, процент от иска) и условий его выплаты суд при решении вопроса о возмещении понесенных стороной судебных расходов определяет разумный предел суммы, подлежащей взысканию, с другой стороны.
В соответствии с п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В соответствии с п. 6 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формировании обычаев и этики делового оборота.
Суд пришёл к выводу, что общая сумма оказанных услуг не соответствует критериям разумности по следующим основаниям.
Рассмотренное дело не являлось сложным и объемным, дело состоит из двух томов, представитель заявителя ни в одно заседание не явился, направляя посредством телекоммуникационных каналов связи ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствии.
Сложность задачи, стоящей перед судебными представителями на пути защиты прав представляемого лица, зависит от уникальности правовых проблем, возникших в рассматриваемом деле. При этом сложность дела может быть обусловлена исключительно с точки зрения исследования фактов и поднимаемых правовых вопросов.
В рассматриваемом случае при определении разумных трудозатрат следует учитывать основания, по которым суд удовлетворил заявленные требования.
Заявителем не представлено доказательств того, что рассмотрение спора потребовало значительного количества времени и объема труда.
Дело состоит из 2 томов, его основной объём составляют дополнительные документы, а не процессуальные документы, подготовленные сторонами на стадии судебного разбирательства, и доказательства, полученные уже при рассмотрении дела в суде.
Примененный подход суда соответствует общемировой практике, применяемой в частности Европейским судом по правам человека (Постановление Европейского суда от 24 февраля 2005 г. по существу дела Познахирина против России, жалоба № 25964/02).
Из материалов дела видно, что большинство документов, представленных представителем в суд в подтверждение доводов заявления, исследовались ранее.
Наряду с этим, следует учесть, что один из факторов, который является неотъемлемым признаком разумности, является качество судебного представительства, а также его необходимость (касательно отдельных процессуальных действий).
Каждое дело, рассматриваемое в суде, имеет свои особенности и уровень сложности подлежащих разрешению вопросов.
К примеру, по относительно несложному делу, не требующему значительных трудозатрат и сложного правового обоснования и возможно подлежащему рассмотрению в порядке упрощенного производства лицо может неограниченно воспользоваться правом на квалифицированную юридическую помощь, так и по достаточно сложному спору сторона также вправе использовать неограниченный ресурс по привлечению квалифицированной юридической помощью. Все описанное является правом стороны, однако при рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов и издержек законодатель предусмотрел механизм избежания от злоупотребления правом на привлечение представителей и ограничения оных определенным пределом, выраженном в категории разумности.
Тот факт, что заявитель оплатил какие-либо услуги при том, что они были ему оказаны в полном объёме, сам по себе не означает автоматического их взыскания со стороны, не в пользу которой принят судебный акт, без соответствующего обоснования их необходимости, документальной подтвержденности, относимости к рассматриваемому делу и соразмерности.
Ещё в Постановлении кассационного департамента Правительствующего Сената № 446 1867 г., было указано, что проигравшая тяжбу сторона не несет ответственности за убытки, которые причинены не ее действиями или упущениями, ибо наем поверенного, а тем более размер вознаграждения последнего зависит от воли и желания тяжущегося, воспользовавшегося предоставленным им законом правом прибегнуть к помощи представителя.
По данному вопросу в законодательстве соответствующего периода было определено, что расходы за ведение дела взыскиваются с проигравшей стороны по таксе, как за наем присяжного поверенного, в соответствии со ст. 867 Устава гражданского судопроизводства. Именно таким образом ранее в процессуальном законодательстве России решался вопрос о разумности судебных расходов, поскольку всегда взыскивалась в установленном размере.
В современном законодательстве предоставлены большие гарантии для обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, учитывающие особенности каждого дела.
Вместе с тем, определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.
В том числе оценке подлежит стоимость услуг по представлению интересов налогоплательщика в конкретном деле. Критерием оценки является объем и сложность выполненных услуг по подготовке процессуальных документов, представлению доказательств, количество затраченного времени для участия в судебных заседаниях с учетом предмета и основания спора.
Вместе с тем, для обоснования разумности понесённых обществом судебных расходов (в которые, включены услуги по представлению интересов в суде), в первую очередь следует учитывать особенность, присущую институту представительства.
Фактически речь идёт об услуге, которая имеет нематериальный характер. Предполагается, что в результате ее оказания у заказчика возник полезный имущественный и организационный эффект, за которым, безусловно, признаётся определённая товарная стоимость.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках заявления о взыскании судебных расходов и требования закона об их разумности, стоимость оказанных услуг, определенная соглашением сторон должна учитывать объем и сложность работы, направленной именно на восстановление нарушенного права, а время нахождения специалиста в пути само по себе не может служить достижением цели восстановления нарушенного права клиента (заявителя) и как причинно-следственная связь возмещение понесенных организаций судебных расходов на оплату представителей из Бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя о взыскании судебных расходов в размере 45 000 руб., понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела, являются чрезмерными, заявитель их обоснованность и разумность не доказал.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
С учетом указанных обстоятельств с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела в сумме 5 000 руб. за составление заявления с приложением и его подачу в суд. Именно указанную сумму суд считает разумной и подлежащей удовлетворению, с учетом обстоятельств настоящего дела; в удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании судебных издержек следует отказать.
С учетом вышеизложенного требования Общества об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве возвратить излишне взысканные суммы в размере 36 798, 62 руб. и 8 555,97 руб., а также начислить и уплатить проценты в сумме 19 234,86 руб. подлежат удовлетворению судом.
Уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд государственная пошлина подлежит отнесению на налоговый орган на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании и руководствуясь статьями 110, 167-171, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить частично.
Обязать ИФНС России № 43 по г. Москве возвратить излишне взысканные суммы ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КСК СТРОЙ" в размере 36 798, 62 руб. и 8 555 руб. 97 коп., начислить и уплатить проценты в сумме 19 234 руб. 86 коп., в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ИФНС России № 43 по г. Москве в пользу ООО «КСК Строй» представительские расходы в сумме 5 000 руб. В остальной части требований о взыскании представительских расходов в сумме 40 000 руб. отказать.
Взыскать с ИФНС России № 43 по г. Москве в пользу ООО «КСК Строй» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 125 руб. 2
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.Ю. Паршукова