ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-190206/2021-94-1293 от 20.10.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                Дело № А40-190206/21-94-1293

27 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Харламова А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Монгуш Я. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдел судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю (ИНН: <***>)

к АО ЮНИКРЕДИТ БАНК (ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении №644/21/59005-АП от 25.08.2021 г.

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1, дов. от 02.07.2019, диплом

УСТАНОВИЛ:

Отдел судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО «ЮНИКРЕДИТ БАНК» (далее – заинтересованное лицо, Банк) к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит требования заявления подлежащими удовлетворения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю на принудительном исполнении находятся исполнительные производства: №26809/20/59005-ИП от 06.11.2019, №26811/20/59005-ИП от 15.10.2019, №29798/20/59005-ИП от 02.03.2020, №112026/20/59005-ИП от 06.08.2020 в отношении должника: ФИО2.

В рамках данных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем вынесены и направлены на исполнение в Акционерное общество "ЮниКредит Банк" постановления об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

Административным органом установлено, что ФИО2, воспитывает 2 несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет льготную категорию «Малоимущие».

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», от 17.12.2020 № 797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» семьям, имеющих детей оказаны меры социальной поддержки в виде едино разовых денежных выплат.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» ФИО2 начислено 20000 рублей, а в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 17.12.2020 № 797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» ФИО2 начислено 5000 рублей.

Кроме того, ФИО2 является получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 5351 рубль, на основании указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Указанные выплаты зачислялись ФИО2 на счёт открытый в АО «ЮниКредит Банк».

В соответствии с ч. 4.1 ст. 70 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

В соответствии с ч. 5 ст. 70 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 70 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

В платёжных поручениях № 523936 от 17.06.2020, № 413137 от 26.06.2020, № 295772 от 07.07.2020, № 298283 от 25.08.2020, № 836251 от 10.09.2020, № 824040 от 24.09.2020, № 799060 от 21.12.2020 в реквизите № 20 стоит код вида дохода - 2, что говорит о невозможности взыскания указанных выплат в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.07.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

АО «ЮниКредит Банк» в рамках исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя ФИО3 об обращении взыскания на денежные средства ФИО2 находящиеся в АО «ЮниКредит Банк» от 02.10.2020, 13.08.2020, 11.09.2020, взыскал со счёта денежные средства в размере 11111,98 рублей, что подтверждается инкассовыми поручениями от 07.09.2020, 17.12.2020, 17.12.2020, 11.01.2021.

Таким образом, сотрудниками АО «ЮниКредит Банк» нарушены требования Закона № 229-ФЗ.

25.08.2021 г. в отношении заинтересованного лица был составлен протокол об административном правонарушении №644/21/59005-АП.

На основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ протокол вместе с материалами административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

Действия, связанные с неисполнением банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.14 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

В данном случае факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Судом также проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом в пределах своей компетенции. Процедура привлечения заинтересованного лица к административной ответственности заявителем соблюдена.

Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела по существу, не истёк.

В силу п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, как и не усматривает суд и какой-либо исключительности рассматриваемого случая с целью  применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 г. № 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч.2 ст. 17.14 КоАП РФ.

Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10.

Оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает.

Частью 2 статьи 17.14 КоАП РФ определена безальтернативная санкция в виде наложения административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

В связи с чем, размер административного штрафа определяется судом в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, что составляет 5555, 99 рублей (по формуле 11111,98 / 2 = 5555, 99).

В связи с чем, размер административного штрафа определяется судом в размере назначить ответчику административное наказание в виде штрафа в размере 33 891 руб. 10 коп.

Согласно ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судебный акт будет направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 1.1, 1.5, 1.6, 2.1, 4.1, 4.5, 17.14 ч. 3, 23.1, 24.1, 26.1, 26.2, 29.6, 29.7 КоАП РФ, и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь АО ЮНИКРЕДИТ БАНК к административной ответственности по ч. 2 ст.17.14 КоАП РФ и наложить административный штраф в размере 5555 (пять тысяч пятьсот пятьдесят пять) руб. 99 коп.

Сумма штрафа должна быть уплачена по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Пермскому краю (Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю).

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Пермскому краю г. Пермь;

Счет банка получателя: 40102810145370000048;

БИК: 015773997;  КБК:32211601171019000140;

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                        А.О. Харламов