ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-192221/17-149-1819 от 20.12.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                            Дело №А40-192221/17-149-1819

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГУ МВД России по г.Москве

к ИП ФИО1 (129960, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.12.2015)

о привлечении к административной ответственности

с участием:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: ФИО1 (личность удостоверена по паспорту)

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД России по г.Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 29.09.2017.

Заявитель в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются документы, подтверждающие надлежащее извещение заявителя о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 124 АПК РФ.

Ответчик не оспаривает факт совершения административного правонарушения.

Изучив материалы дела,  выслушав доводы ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, 28.07.2017 около 13:20 по адресу: <...>, стр. 3 в помещении магазина ИП ФИО1 сотрудниками 6-ого отдела УООП ГУ МВД России по городу Москве выявлен факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без получения лицензии и товарно-сопроводительных документов, а именно продавцом ИП ФИО1 Эркинбай А.К. была реализована в том числе следующая алкогольная продукция:

- 2 бутылки водки «Беленькая» 0.25 л,

- пивной напиток «Страйк» 0.5л на общую сумму 545 рублей.

В ходе проверки была опрошена промоутер рекламного агенства «Айс» ФИО2, предупрежденная об ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, которая пояснила, что 28.07.2017 находилась в магазине ИП ФИО1, где в рамках промо акции консультировала клиентов и потребителей по различной продукции. Примерно в 13:15 в магазин зашел ранее неизвестный ей молодой человек, который приобрел алкогольную продукцию, после чего в магазин вошли сотрудники полиции и стали проводить проверку. По факту применения ККМ кассиром ИП ФИО1 ничего пояснить не смогла.

В ходе проверки произведен осмотр магазин ИП ФИО1, в ходе которого обнаружены следующие документы, приобщенные к материалам дела:

- копия договора аренды нежилого помещения указанного адреса между ООО «ИВА 92» и ИП ФИО1 от 30.09.2017 с экспликацией помещений,

- подготовленные ценники алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаемые для информации потребителя о цене за единицу изделия.

Также в ходе осмотра магазина ИП ФИО1, а именно за прилавком продавца, а также в подсобном помещении магазина обнаружена алкогольная продукция в ассортименте. В ходе осмотра лицензии на право реализации алкогольной продукции и товарно-сопроводительных документов не представлено. По итогам осмотра составлен протокол осмотра.

Обнаруженная алкогольная продукция поименно изъята протоколом изъятия и помещена на ответственное хранение по адресу: <...> поселение Вороновское, промзона, литера «С».

По итогам проверки было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ с проведением административного расследования.

В ходе проверки по указанному материалу получена выписка из ЕГРИП в отношении ИП ФИО1, официально опубликованная на сайте https://egrul.nalog.ru/.

Также в ходе проверки получены сведения о личности ФИО1 через служебную базу данных СПО СК АС Российский паспорт.

Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон №171-ФЗ) устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 1 Закона №171-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Согласно статьям 16, 26, 10.2 Закона №171-ФЗ запрещается оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующих лицензий, сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной и прилагаемой к ней справке) и без сертификатов соответствия.

При этом алкогольной продукцией в соответствии со статьей 2 Закона №171-ФЗ признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Оборотом алкогольной продукции статья 2 Закона №171-ФЗ называет закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" также закреплена обязанность продавца иметь вышеуказанные документы на реализуемую алкогольную продукцию (пункт 139).

В силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, при продаже товаров продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, в том числе путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 «Закона о защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 года изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 указанного Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 2 Постановления Правительства РФ № 872 от 31.12.2005 года установлено, что:

при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2012 N 422)

при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2012 N 422)

при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией  справки,  прилагаемой  к  таможенной  декларации,  заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки.

Ответственность за нарушение указанных норм и правил образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

25.08.2017 в адрес ИП ФИО1 подготовлено определение о вызове, в котором установлено, что протокол об административном правонарушении будет составлен 29.09.2017 в 10:00 по адресу: 127051, <...>, кабинет 601.

29.09.2017 в служебном помещении в помещении УООП ГУ МВД России по городу Москве в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, отнесено, согласно ст. ст. 28.8,  23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.

Из содержания ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копия извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В силу ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Кроме того, в указанных Правилах закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию в полном объеме (п. 12) и не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (п. 139).

Следовательно, находящаяся на хранении алкогольная продукция должна иметь документы, подтверждающие легальность ее оборота, если эта продукция хранится в помещении, предназначенном для розничной продажи алкогольной продукции.

В ходе проверки установлено, что алкогольная продукция без соответствующих сопроводительных документов хранилась в магазине, в котором предприниматель осуществлял розничную продажу алкогольной продукции.

Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), индивидуальный предприниматель действует незаконно, без соответствующих сопроводительных документов на алкогольную продукцию. При этом сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, реализуемой предпринимателем, не могли быть получены последним в силу отсутствия у него самого права на приобретение такой продукции для последующей реализации.

Статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.

Исходя из толкования п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной продукции, такое право предоставлено только организациям.

Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции, ИП ФИО1, по сути, осуществляла незаконную деятельность без соответствующего разрешения, а также осуществляла незаконную деятельность без соответствующих сопроводительных документов.

Следует отметить, что наличие лицензии свидетельствует о законности осуществления конкретным лицом определенного вида деятельности, в то время как наличие сопроводительных документов призвано служить средством подтверждения легальности алкогольной продукции.

Вместе с тем, как указано выше, в рассматриваемом случае статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.

Факт нарушения предпринимателем изложенных норм, а, следовательно, наличия в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.09.2017, протоколом осмотра от 28.07.2017, протоколом изъятия вещей и документов от 28.07.2017.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" - изъятию из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются, в том числе, без соответствующих лицензий.

В соответствии со ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Конфискация может быть произведена в административном порядке.

Судом установлено, что алкогольная продукция изъята на основании п. 1 ч.2 ст. 28.3 и ст. 27.10 КоАП РФ, о чем составлен Протокол изъятия  и опись алкогольной продукции от 28.07.2017.  Изъятая алкогольная продукция, согласно Описи упакована, опечатана и находится на ответственное хранение по адресу: <...> поселение Вороновское, промзона, литера «С».

Административная ответственность за нарушение указанного законодательства предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в соответствии с которой состав административного правонарушения образует действия выражающиеся в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Срок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, судом в данном случае не установлено.

Учитывая характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу, а также правила назначения административного наказания, определенные ст. 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным назначить ИП ФИО1 административное наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. и конфискацией алкогольной продукции, изъятой из оборота согласно протоколу изъятия вещей и документов от 28.07.2017, с дальнейшим ее уничтожением в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

На основании ст.ст. 1.5,  2.1, 4.5, 14.1 ч. 2, ст.ст. 23.1, 26.1-26.3, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ИП ФИО1 (129960, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.12.2015) к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Назначить ИП ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (десять тысяч рублей).

Конфисковать алкогольную продукцию, изъятую из оборота согласно протоколу изъятия вещей и документов от 28.07.2017, с дальнейшим ее уничтожением в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Наименование получателя: УФК по г.Москве (ГУ МВД России по г.Москве), лицевой счет: <***>, Банк: ГУ Банка России по ЦФО, расчетный счет: <***>, БИК 044525000, КБК 18811690020020000140, ИНН <***>, КПП 770301001, ОКАТО 45, ОКТМО 4528658000, префикс УИН 18880477170000304514, УРН 0011с5.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             М.М.Кузин