ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-192750/16 от 15.12.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                 

23 декабря 2016 года                                                             Дело № А40-192750/16-79-1657

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря  2016 года.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2016 года.

Арбитражный суд в составе:                                                                                                                                                   

председательствующего: Л.А. Дранко (шифр 79-1657)

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Восточно-Европейское учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права»

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

о признании недействительным повторного предписания № 07-55-268/44/Л/З/ПП от 27.07.2016 г.

при участии:от заявителя: неявка, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1, паспорт, дов. от 11.04.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Восточно-Европейское учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, в котором просит суд признать недействительным повторное предписание № 07-55-268/44/Л/З/ПП от 27.07.2016 г.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается отсутствие законных оснований для проведения проверки, что, как указывает заявитель, является необоснованным вмешательством в его деятельность. 

Представитель заинтересованного лица  в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд, посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие заявителя, направившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.  

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявленное требование без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, такие основания в совокупности для признания оспариваемого отказа незаконным судом не установлены.

Как следует из материалов дела,  27 июля 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) было выдано повторное предписание № 07-55-268/44/Л/З/ПП об устранении нарушений в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Восточно-Европейское учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права» в связи с неисполнением предписания Рособрнадзора от 28.03.2016 № 07-55-97/43-Л/З

Вышеуказанное предписание обязывает устранить нарушения лицензионных требований, неисполненные по предписанию Рособрнадзора от 28.03.2016 № 07-55-97/43-Л/З, в соответствии с актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 28.03.2016 № 89/ВП/Л/З. а именно:

- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании), статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в" Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), у лицензиата отсутствует разработанная и утвержденная    организацией,    осуществляющей    образовательную    деятельность, образовательная программа по специальности 080105 Финансы и кредит;

-в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующие требованиям статьи 46 Закона об образовании, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

-в нарушение подпункта «а» пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети -«Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее -Правил размещения), на официальном сайте института http://immpl.narod.ru/ не размещена информация об учредителе, учредителях образовательной организации; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся; о трудоустройстве выпускников;

-в нарушение пункта 6 Правил размещения информация на официальном сайте института http://immpl.narod.ru/ своевременно не обновляется;

-               в нарушение пункта 2 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (зарегистрирован Минюстом России 04.08.2014, регистрационный № 33423), институтом не создан на официальном сайте http://immpl.narod.ru/ специальный раздел «Сведения об образовательной организации»;

-в нарушение подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании, статьи 50 Закона об образовании у лицензиата отсутствуют научные работники;

-в нарушение пунктов 3-17 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических   работников,   утвержденного   приказом   Минобрнауки   России   от 04.12.2014   № 1536 (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2015, регистрационный № 35559) в организации заключению трудового договора на замещение должности научно- педагогического работника, а также переводу на должность научно-педагогического работника не предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

-   в нарушение пунктов 2-4, 8-11, 13-18 Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому   составу,   утвержденного   приказом   Минобрнауки   России   от

23.07.2015 № 749 (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2015, регистрационный №
39322), в организации заключению трудового договора на замещение должности
педагогического работника, а также переводу на такую должность не предшествует
избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

-   в нарушение пунктов 1-15 Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2015, регистрационный № 39321), в организации не проводится конкурс на замещение должностей научных работников;

-   в нарушение пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402 (далее - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности), при осуществлении образовательнойдеятельности по образовательной программе по специальности 080105 Финансы и кредит организация не обеспечивает: проведение учебных занятий в различных формах по дисциплинам (модулям); проведение практик; проведение контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся;

- в      нарушение   пункта               11      Порядка       организации и
осуществления образовательной деятельности в институте отсутствует локальный
нормативный акт. устанавливающий порядок освоения факультативных и элективных
дисциплин;

- в      нарушение   пункта 12     Порядка       организации и осуществления образовательной деятельности в институте отсутствует порядок проведения и объем
учебных занятий по физической культуре (физической подготовке) по специальности
080105 Финансы и кредит при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также при освоении образовательной     программы инвалидами и лицами            с ограниченными возможностями здоровья;

      нарушение   пункта 13      Порядка       организации и Осуществления образовательной деятельности, в организации не разработана образовательная программа по специальности 080105 Финансы и кредит, которая представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации, что противоречит частям 1-3 и 7 статьи 12 Закона об образовании;

- в      нарушение   пункта20      Порядка       организации и осуществления

образовательной деятельности в институте отсутствует фонд оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

-           в      нарушение   пункта38      Порядка       организации и осуществления

образовательной деятельности в организации не установлен срок начала учебного года по заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения;

-           в      нарушение   пункта39      Порядка       организации и осуществления образовательной деятельности в организации в учебном году не устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, срок получения высшею образования по образовательной программе не включает в себя период каникул, следующий за прохождением итоговой (государственной итоговой) аттестации (вне зависимости от предоставления указанных каникул обучающемуся);       нарушение   пункта41      Порядка       организации иосуществления

образовательной деятельности, организация до начала периода обучения по образовательной программе не формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком;

-           в      нарушение   пункта43      Порядка       организации и осуществления образовательной деятельности в институте отсутствует локальный нормативный акт, определяющий порядок ускоренного обучения для соответствующих категорий обучающихся по индивидуальному учебному плану;

-           в      нарушение    пункта57      Порядка       организации и осуществления образовательной     деятельности по      образовательным    программам высшего образования минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе не установлен локальным нормативным актом организации;

-           в      нарушение    пункта 60      Порядка       организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся не установлены локальными нормативными актами организации;

-              в нарушение абзаца 3 пункта 61 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в институте отсутствует локальный нормативный акт, определяющий условия и порядок зачисления экстернов и сроки прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации;        М в нарушение подпункта 1 пункта 67 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности у института отсутствует альтернативная версия официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для слабовидящих;

- в нарушение пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, зарегистрирован Минюстом России 20.08.2013, регистрационный № 29444 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам) в организации содержание дополнительного профессионального образования не определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией;

      нарушение   пункта 12     Порядка       организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в организации формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы не определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;

      нарушение   пункта 19      Порядка       организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, части 14 статьи 76 Закона об образовании в организации освоение дополнительных профессиональных образовательных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно;

-в нарушение пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, зарегистрирован Минюстом России 27.11.2013, регистрационный № 30468, (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам) в организации содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним не определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность; содержание дополнительных предпрофессиональных программ не определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями, что противоречит частям 1-2, 4-5 статьи 12 и части 4 статьи 75 Закона об образовании;

-в нарушение пункта 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, части 1 статьи 75 Закона об образовании, образовательный процесс не организован в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально;

-     нарушение   пункта 11      Порядка      организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам организация ежегодно не обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;

      нарушение   пункта 17      Порядка       организации иосуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам организация не определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

Заявитель, посчитав, что повторное предписание № 07-55-268/44/Л/З/ПП от 27.07.2016 г. является незаконным и нарушает права института в сфер экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о Службе), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) является федеральным органом государственной власти и осуществляет следующие полномочия: федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5.1 Положения о Службе); федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 5.2 Положения); контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требовании и условий при осуществлении образовательной деятельности (пункт 5.9 Положения о Службе).

На основании норм, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 4 статьи 93) (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) (пункт 5 части 10 статьи 19) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 3 части 2 статьи 10), основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Так, на основании приказа Рособрнадзора от 24.02.2016 № 242 в период с 26 февраля по 28 марта 2016 года в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Восточно-Европейское учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права» (далее - Институт) была проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения Институтом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. С целью информирования Института о проведении проверки и необходимости представления документов, необходимых для проведения проверки, Институту был направлен запрос от 24.02.2016 № 07-411 со сроком представления документов в течение 10 рабочих дней. Документы были представлены Институтом письмом от 24.03.2016 № 25 (от 28.03.2016 вх. № 07-55-498) с нарушением срока.

В период проведения проверки были выявлены нарушения Институтом лицензионных требований, которые отражены в Акте проверки от 28.03.2016 № 89/ВП/Л/З (далее - Акт проверки), и выдано предписание от 28.03.2016 № 07-55-97/43-Л/З (далее - Предписание) со сроком   устранения    выявленных   нарушений   до    10.05.2016.   

Письмом Рособрнадзора от 29.03.2016 № 07-785 ректору Института было направлено извещение о месте и времени ознакомления и вручения акта проверки и составления протоколов об административном правонарушении. Поскольку ректор Института или иное уполномоченное лицо в указанную дату не явились, должностным лицом Рособрнадзора были составлены протоколы и направлены в адрес Института почтой, а также Акт проверки и Предписание.

Между тем, институтом не был представлен отчет об исполнении Предписания и устранении нарушений, указанных в Акте проверки, в связи с чем письмом Рособрнадзора от 19.07.2016 № 07-2027 ректору Института была направлена информация о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. На основании вышеизложенного Рособрнадзором был составлен протокол об административном нарушении в отношении должностного лица от 27.07.2016 № 89/ВП/Л/3-1.19.5, направлен Институту письмом от 28.07.2016 № 07-2202 и выдано повторно предписание от 27.07.2016 № 07-55-268/44-Л/З/ПП  со сроком устранения до 10.09.2016. Отчет по выданному повторно предписанию был направлен Институтом в Рособрнадзор письмом от 08.09.2016 № 38.

Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель  должен  доказать   в   защиту   и   на  восстановление   каких  прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого предписания.

Заявителем не указано, какое именно его право было нарушенооспариваемым повторным предписанием, и какое право подлежит восстановлению.

Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, что является основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя (Постановление ФАС МО от 11.11.2009 по делу №А40-15594/09-122-56).

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Восточно-Европейское учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права» об оспаривании повторного предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 07-55-268/44/Л/З/ПП от 27.07.2016 г. – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Дранко