ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-194885/18-42-1592 от 12.10.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(в порядке ст.229 АПК РФ)

г. Москва

19 октября 2018 года                                                Дело № А40-194885/18-42-1592

Резолютивная часть решения изготовлена 12 октября 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Е.А. Хайло, единолично

рассмотрев в  порядке упрощенного производства дело по  иску

МИНТРАНС АО (ОГРН <***>).

к АО "РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ" (ОГРН <***>).

о взыскании 91 381 руб. 36 коп. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, согласно акта № 353 от 24.04.2018г.

без вызова сторон

                                                         УСТАНОВИЛ:

 МИНТРАНС АО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ"  о взыскании 91 381 руб. 36 коп. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, согласно акта № 353 от 24.04.2018г.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ко дню принятия решения суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 АПК РФ.

           Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем спор рассмотрен, в том числе, в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

         Резолютивная часть решения объявлена  12.10.2018г.

         В суд от ответчика 16.10.2018г. поступило заявление о составлении мотивированного решения в полном объеме.

Ответчик представил отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец представил возражения на отзыв.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, министерство транспорта Архангельской области - является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области и осуществляет свою деятельность через подведомственные учреждения и действует в соответствии с Положением (Далее - Положение (http://www.transpoil29.ru/o-ministerstve/59-polozhenie-ob-obshchestvennom-sovete-pri-agentstve-po-transportu-arkhangelskoj-oblasti) о министерстве транспорта Архангельской области (ранее - агентство по транспорту Архангельской области) утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области №319 от 24 июля 2012 г (с изменениями и дополнениями). В соответствии с Положением - Министерство транспорта Архангельской области в сфере своего ведения осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ. а так же выполняет организацию осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда , причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в случаях, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. .

Сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения и государственного бюджетного учреждения «Региональная транспортная служба»1 24 апреля 2018 года (в период введения временного ограничения движения транспортных средств) на пункте весового контроля, расположенном на 95-м км автомобильной дороги «Котлас - Коряжма - Внледь - Ильинско-Подомское», были выявлены факты несанкционированного (без специального разрешения) провоза по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по осевым нагрузкам автотранспортного средства, без внесения платы в счёт возмещения ущерба (вреда) за провоз тяжеловесного груза, носящей обязательный характер.

ГБУ Архангельском области «РТС» является подведомственным учреждением министерства транспорта Архангельской ой.час I и, целью деятельности которого является обеспечение деятельности министерства транспорта Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности. В рамках своих полномочий осуществляет взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, при осуществлении весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования.

Так, 24 апреля 2018 г. был выявлен факт провоза тяжеловесного груза (буровая установка) на транспортном средстве - автомобиле Б.М. 7077-0000010-02 (г/н <***>), принадлежащем, согласно свидетельства о регистрации ТС, АО «Росжелдорпроект», осуществлявшем движение по маршруту: «граница с Республикой Коми - граница Вологодской области».

По данному факту составлен акт от 24.04.2018 г. № 353 «О превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось». В этом акте имеется ссылка, что взвешивание транспортного средства с прицепом произведено в статике с применением весов автомобильных № 34862 ВА-20П. Это весовое оборудование поверено 07.03.2018 г. (свидетельство о поверке ТМ-153, действительное до 07.03.2019 г.).

Согласно названному акту расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области по маршруту «граница с Республикой Коми - граница Вологодской области», составляет 201 км.

Названный акт составлен в присутствии водителя ФИО1, управлявшего названным автомобилем с прицепом. Экземпляр акта вручен водителю ФИО1 под роспись.

О фактах выявленных нарушений сообщено в ГИБДД. В адрес Ответчика была направлена претензия от 15.05.2018 г. № 101А-Ю, в соответствии с которой, последнему было предложено произвести оплату задолженности по возмещению вреда, причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в названном Кодексе.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определённых условий гражданско-правовой ответственности.

На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причинённый имуществу, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечёт дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны за счёт платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

В силу части 5 статьи 4 названного Закона на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В силу части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.

В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 13 этой же статьи размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 13 этой же статьи размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1)Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

2)высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3)органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;

4)собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с абзацем четвёртым пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанным Правилам.

В постановлении Правительства Архангельской области от 29.12.2015г. № 577-пп «О возмещении вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области» установлено, что размер вреда; причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области, определяется в соответствии с показателями размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации». Организация расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области, осуществляется министерством транспорта Архангельской области.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ей участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании части 2.1 статьи 30 Закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (пункт 4 статьи 30 Закона № 257-ФЗ).

Во исполнение указанных положений Закона № 257-ФЗ постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 № 78-пп утверждён Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований Архангельской области (далее - Порядок № 78-пп).

Пунктом 3 Порядка № 78-пп предусмотрено, что временные ограничения движения вводятся на основании распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.

Согласно пункту 4 Порядка акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области принимается в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка - Правительством Архангельской области.

В соответствии с главой IV Порядка № 78-пп временные ограничения движения вводятся в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний и осенний периоды в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

На основании пункта 8 Порядка № 78-пп (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 09.03.2017 N 107-пп, Номер опубликования:2900201703150004 Дата опубликования: 15.03.2017, Официальный интернет-портал правовой информации, Государственная система правовой информации. Адрес страницы http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/2900201703150004) в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка, информация о введении ограничений размещается за 10 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.ador.ru при введении временных ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Архангельской области.

Постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2018 № 149-пп «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Архангельской области в 2018 году» было введено в 2018 году временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области с 16 апреля но 30 мая (весенний период) и с 9 октября по 7 ноября (осенний период).

Временное ограничение движения согласно этому Постановлению осуществляется в весенний (с 16 апреля по 30 мая) и осенний (с 9 октября по 7 ноября) периоды - путём установки дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» и (или) 3.11 «Ограничение массы», предусмотренных Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 78-п в случае принятия акта о введении ограничения Правительство Архангельской области, государственное казённое учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III и V данного Порядка. Временное ограничение в весенний и осенний период вводится на основании главы IV Порядка № 78-пп, в связи с чем, организация объездов на период указанного сезонного ограничения не предусмотрена.

В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила № 934).

Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счёт возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пунктом 5 Правил № 934 предусмотрено, что размер платы в счёт возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчёта размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:

а)           превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о   временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений:      допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б)           размера вреда, определённого соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного
значения, частных автомобильных дорог;

в)           протяжённости участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г)           базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно пункту 8 Правил № 934 средства, полученные в качестве платежей в счёт возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Размер задолженности по плате за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области, образовавшийся в результате нарушения Ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов, на 01 июня 2018 года составил 91 381,36 (Девяносто одна тысяча триста восемьдесят один рубль 36 копеек).

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков».

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление отклоняются ввиду следующего:

В соответствии с информацией специально уполномоченного органа в чьем оперативном управлении находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения Архангельской области - ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»:

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 03 апреля 2018 г. № 149-пп «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области в 2018 году» (далее - Постановление) в весенний период 2018 года на региональных дорогах ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, было установлено в период с 16 апреля по 23 мая 2018 г.

В соответствии с государственными контрактами на содержание региональных дорог и в рамках исполнения Постановления подрядными организациями Агентства «Архангельскавтодор» с 16 апреля 2018 года на всех автомобильных дорогах регионального значения Архангельской области были установлены временные дорожные знаки 3.12 «ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на ось» на срок до 23 мая 2018 года включительно. Временные дорожные знаки 3.12 «ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на ось» в весенний период сезонных ограничений 2018 года были установлены в количестве и местах, необходимых для распространения их действия на всем протяжении региональных автомобильных дорог Архангельской области.

В период ограничений движения согласно п. 6 «Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований Архангельской области» утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 № 78-пп (далее - Порядок) уполномоченные органы обязаны принимать меры посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III и V Порядка. Временное ограничение в весенний период вводится на основании главы IV Порядка, соответственно организация объездов на период указанного сезонного ограничения не предусмотрена.

Информирование пользователей автомобильными дорогами осуществлялось в установленные Порядком сроки (за 10 дней до начала временного ограничения) в сети интернет (на сайте Агентства www.ador.ru и новостных Интернет-ресурсах) и в средствах массовой информации (телевидение, радио).

Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 52290-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации, предусматривающего нанесение на дорожные знаки маркировки о дате и времени их установки», пунктам 11 и 12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 711 от 15.06.1998, установка и снятие технических средств организации дорожного движения (к которым относятся дорожные знаки) производится соответствующими организациями с разрешения ГИБДД....»

Однако, если буквально толковать указанные нормативные акты, то будет видно, что ни в одном из них НЕТ ТРЕБОВАНИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ОТ ГИБДД РАЗРЕШЕНИЯ на установку дорожного знака. Более того, не в одном из приведенных нормативных актов нет ОБЯЗАННОСТИ ГИБДД выдавать такие разрешения или согласовывать установку дорожных знаков 3.12 в период временных ограничений.

Ссылка Ответчика на требования п. 2.1.1.1.3 Порядка утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 №125 необоснован, в связи с тем, что относиться к федеральным автомобильным дорогам.

Данные указанные в акте № 353 от 24.04.2018 г. о протяженности маршрута, представляются_специально уполномоченным органом в чьем оперативном управлении находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения Архангельской области - ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор». Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области утвержден постановлением правительства Архангельской области от 13 июня 2017 года № 237-пп (с изм и дополнениями).

 Измерение осевых нагрузок происходило на поверенном оборудовании в строгом соответствии с требованиями для таких измерений. Отступление от требований при проведении процедур измерения недопустимо.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в названном Кодексе. В соответствии со статьёй 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо" получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определённых условий гражданско-правовой ответственности.

На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причинённый имуществу, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, в частности, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причинённые убытки (статья 1082 ГК РФ).

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечёт дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.Такие сверхнормативные расходы должны за счёт платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

        Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства направлено на процессуальную экономию, снижение временных и финансовых затрат.

        В материалы дела представлены все документы, стороны изложили свою позицию, отсутствует необходимость исследовать дополнительные документы и обстоятельства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.

        При этом, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку указанные ответчиком обстоятельства не опровергают представленных истцом доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований.

       Расходы по уплате госпошлины распределяются в порядке ст.110 АПК РФ.

 Руководствуясь ст.ст. 12, 307, 309, 310, 785, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 148, 149, 159, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

          Взыскать с АО "РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ"в пользу МИНТРАНС АО 91 381 руб. 36 коп. ущерба, причиненного автомобильной дороге Архангельской области.

          Взыскать с АО "РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ" в доход Федерального бюджета 3 655 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины по иску.

          Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

  Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

СУДЬЯ                                                                                           Хайло Е.А.