ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-19895/13 от 26.06.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40?19895/2013

26 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2012 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Немовой О.Ю. (единолично)

при ведении протокола секретарем Козицыной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «РЖД»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО

о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2013 № 0041/1000/0012 о назначении административного наказания

при участии представителей: от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 18.04.2012 г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об изменении в части размера штрафа постановления Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО от 12.02.2013 № 0041/1000/0012 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на необоснованность применения к нему размера штрафа в размере 40 000 руб.

Представитель ответчика представил копии материалов дела об административном правонарушении, против удовлетворения заявленного требования возражает, в том числе указывая, что заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123,156 АПК РФ.

Судом проверено и установлено, что предусмотренный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем соблюден.

Изучив материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, а также представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Московской межрегиональной транспортной прокуратурой совместно с УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора 14.12.2012 проведена проверка исполнения требований федерального законодательства Московской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» на железнодорожной станции Бирюлёво, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно:.

- В нарушение требований п.1 ст.9 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ № 16), приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 №34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - приказ № 34) и пункта 5.8 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - приказ № 43) отсутствует утвержденный Федеральным дорожным агентством план обеспечения транспортной безопасности.

- Вопреки ст.6 ФЗ № 16, приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 № 62 «О наличии уведомления о присвоении объекту категории и включение в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры» не представлено уведомление о присвоении категории и внесении в реестр.

- В нарушение требований п.п.З п.4 приказа № 34, п.5.1 приказа № 43 отсутствуют организационно - распорядительные документы в сфере транспортной безопасности.

- В нарушение пунктов 5.6, 5.30 приказа № 43, пунктов 128-141 приказа Минтранса РФ от 06.09.2010 № 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов" (далее - приказ № 192) не разработаны внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности

- В нарушение приказа Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от
 05.03.2010 № 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз
 совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
 транспортной инфраструктуры и транспортных средств", п.п. 17 п. 4 приказа
 № 34 не разработан порядок действий при возникновении потенциальных
 угроз совершения актов незаконного вмешательства и взаимодействия с
 ФСБ, МЧС и другими структурами.

- В нарушение п. 5.12 приказа № 43 специальная профессиональная
 подготовка, повышение квалификации, переподготовка ответственного за
 обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной
 инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с программами и
 документами, определенными законодательством Российской Федерации, не
 произведена.

- В нарушение п.2 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 891-р «Об утверждении перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта», приказа Росжелдора от 21.09.2010 № 400 "Об утверждении Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта" не соблюдены обязательные требования организации охраны объектов транспортной инфраструктуры.

- В нарушение п. 2.5 ст. 2 ФЗ № 16 не разработаны требования по обеспечению транспортной безопасности объекта.

- План эвакуации не согласован и не соответствует ГОСТу Р 12.2143-2009.

- В нарушение п.5.6 приказа № 43 отсутствует должностной регламент
 ответственного лица по транспортной безопасности.

- В Положение о железнодорожной станции, утвержденном распоряжением президента ОАО «РЖД» № 1186р от 31.05.2011 не внесены вопросы о транспортной безопасности.

- в нарушение приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" на станции Бирюлёво отсутствует Паспорт безопасности опасного объекта.

При осмотре территории станции также установлено, что видеонаблюдение на станции Бирюлево - Товарная отсутствует, домофон в диспетчерской не работает, и отсутствует ограждение со стороны улицы Касимовская, г. Москва.

Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

По данному факту Первым заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора Кехлеровым М.С.в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление от 07.01.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении, и оспариваемым постановлением от 12.02.2013 № 0041/1000/0012 о ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено. Постановление вынесено в установленный ст.4.5 КоАП РФ срок.

Частью 1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица – собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Учитывая, что в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, указанными лицами, владеющими на законном основании транспортными средствами, должны быть предприняты меры для соблюдения данного требования законодательства по присвоению транспортным средствам соответствующей категории.

В силу ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Тот факт, что заявителем не исполнены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
 средств., отраженные в акте проверки от 14.12.2012г. и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.01.2013г., а следовательно, о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП, подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.

Доказательств того, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

В то же время, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу правовой позиции, изложенной в п.19 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 г., при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

В данном случае мотивы установления размера штрафа в размере 40 000 руб. административным органом не обоснованы. Какие-либо ссылки на наличие отягчающих обстоятельств, в том числе неоднократное привлечение заявителя к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в оспариваемом постановлении отсутствуют.

В связи с чем, а также в отсутствие доказательств того, что заявитель ранее привлекался к ответственности за однородное правонарушение, суд соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ считает возможным уменьшить сумму наложенного на ОАО «РЖД» штрафа до минимального размера санкции, предусмотренной ч ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, а именно - до 30 000 рублей, полагая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление в части назначения наказания подлежит изменению.

На основании ст. ст. 2.1, 2.10, 4.5, 11.15.1 (ч.1), 24.1, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10, 30.1 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 210-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Изменить постановление Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО от 12.02.2013 № 0041/1000/0012 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа, подлежащего взысканию с ОАО «РЖД» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 107144, <...>) до 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ: О.Ю.Немова