ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-200609/2021-125-1366 от 06.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-200609/21 -125-1366

декабря 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2021года

Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Смыслова Л. А. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Колесниковым Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (115035, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.08.2002, ИНН: <***>, КПП: 770501001) к ответчику ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛВИСЕ" (107005, МОСКВА ГОРОД, ФИО1, 25, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: <***>, КПП: 770101001) о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

при участии представителей

от  истца – ФИО2 по доверенности от 30.12.2020 №ДКН-16-37/80/20

от  ответчика – ФИО3 по доверенности от 20.03.2021 №б/н

            УСТАНОВИЛ :

            ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ  "АЛВИСЕ"   об обязании общество с ограниченной ответственностью "АЛВИСЕ" провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Немецкий рынок, XIX - начало XX вв. - Жилой дом ФИО4  с лавками , 1834 г., " по адресу: <...> в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно:

в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу на основании задания Департамента разработать проектную документацию по сохранению Объекта (включая проект по приспособлению к современному использованию) и согласовать ее в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия;

в течение девяти месяцев с даты согласования Департаментом указанной проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объекта культурного наследия (включая демонтаж незаконно размещенного навесного оборудования на фасадах), предоставить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.

В судебном заседании истец исковые требования поддерживал.

Ответчик представил отзыв, что   проектная документация передана на утверждение , против  обязательств по  проведению работ не возражал.

Суд, заслушав представителей сторон,  рассмотрев материалы дела, оценив представленные документы, в порядке ст. 1137 АПК РФ при отсутствии возражений сторон, рассматривает дело в судебном разбирательстве, приходит к  выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 154-1111 (далее - Положение), Департамент культурного наследия города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Москвы.

ООО "АЛВИСЕ" является собственником нежилого здания  площадью 315 кв. метра с кадастровым номером 77:01:0003016:1036, расположенного в объекте культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Немецкий рынок, XIX - начало XX вв. - Жилой дом ФИО4  с лавками , 1834 г., " по адресу: <...> , о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации права от 20.06.2014  г. №77-77-11/005/2014-981.

Приказом Департамента от 7 декабря 2017 г. № 995 Объект включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Приказом Департамента от 7 декабря 2018 г. № 1043 Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждены границы его территории и предмет охраны.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В целях реализации указанной конституционной нормы, учитывая, что объекты культурного наследия и их территории представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

Предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ согласно пункту 2 статьи 1 являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия как особым видом имущества.

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.

В силу статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны   предусматривать   консервацию,   ремонт,   реставрацию   объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.       

В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;

обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия включает в себя требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта.

Приказом Департамента от 8 мая 2019 г. № 373 в отношении Объекта утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство).

Департаментом проведен осмотр объекта , по результатам которого оформлен акт технического состояния Объекта от 8 ноября 2018 г. № ДКН-16-44-2693/8 (далее - Акт) с предписанием о проведении работ по сохранению Объекта от 9 ноября 2018 г. № ПР-АТС-513/2018 (далее -предписание от 9 ноября 2018 г.).

В соответствии с Актом собственнику необходимо провести следующие виды работ в отношении Объекта:

пункт 1: на основании задания, полученного в Департаменте, и выводов инженерно-технического обследования Объекта разработать проект по сохранению и приспособлению к современному использованию и согласовать с Департаментом в срок до 15 сентября 2019 г.;

пункт 2: выполнить работы по сохранению Объекта (включая демонтаж незаконно размещенного навесного оборудования на фасадах) по разрешению  Департамента в течение 24 месяцев после выполнения пункта 1; 

пункт 3: представить на утверждение в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение шести месяцев после выполнения пункта 2.

Акт и предписание от 9 ноября 2018 г. получены представителем ответчика и на основании его обращения   срок исполнения предписания продлен Департаментом до 8.11.2020  .

Истец ссылается на то, что требования законодательства по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени собственником Объекта не исполнены:, разрешение на проведение работ направлена  ответчиком в Департамент только 25.11.2021, работы по его сохранению не проводились.

В силу статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований в области охраны объектов культурного наследия.

Предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

На основании заданий на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 10.11.2020 г. № 859/2020и, от 1.07.2021 г. № 431/2021и, от 15 сентября 2020 г. № 679/2020и должностными лицами Департамента проведены мероприятия по контролю за соблюдением собственником обязательных требований, в том числе по исполнению предписания от 9 ноября 2018 г.

В ходе проведения указанных мероприятий установлено, что ответчиком не исполнены требования пункта 1 предписания от 9 ноября 2018 г. и пункта 1 раздела 5 Акта, а именно: проектная документация по сохранению (включая проект приспособления для современного использования) помещений Объекта, находящихся в собственности ООО "АЛВИСЕ", в установленный срок собственником Объекта не разработана; задания, разрешения на проведение работ по сохранению Объекта Департаментом до настоящего времени не оформлены,; проектная документация по сохранению Объекта Департаментом не рассматривалась и не согласовывалась; обращения и заявления о согласовании проектной документации в Департамент от ответчика не поступали; задания и разрешения на проведение работ по сохранению Объекта, а также акты приемки выполненных работ не оформлялись и не выдавались, что отражено в отчетах о проведении мероприятий по государственному надзору в отношении Объекта от 24.11. 2020 г., от 15.06. 2021 г.

В целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия собственнику Объекта выдавались предписания с требованиями в указанные в них сроки устранить допущенные нарушения (предписания от 24.11.2020 г. № ПР-АТС-859/2020и, от 15.06.2021 г. № ПР-АТС-431/2021и).

Кроме того, за неисполнение предписания от 9 ноября 2018 г. постановлением Басманного районного суда города Москвы от 19.01. 2021 г. по делу об административном правонарушении № 5-0007/21 ООО "АЛВИСЕ" привлечено к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Таким образом, собственник, владея объектом культурного наследия регионального значения, не исполнил требования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и условия охранного обязательства.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

На основании статьи 44 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включающие реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

На основании пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, ответчиком не соблюдаются требования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и не исполняются законные требования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Указанные обстоятельства в соответствии с положениями пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ являются основанием для понуждения собственника Объекта исполнить обязательства по сохранению принадлежащего ему на праве собственности объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Согласно пункту 4.11.7 Положения Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, а также обращается в суд в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе с исками об обязании собственника (пользователя) принять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и (или) провести работы по сохранению объекта культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

В связи с изложенным истец обратился в суд с настоящим иском.

Доводы ответчика о том, что в связи с тем, что он предпринимает действия по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат, отклоняются судом, принимая во внимание, что в срок, установленный предписаниями , мероприятия по  проведению работ проведены не были, , до настоящего времени они также не проведены, заключение ответчиком  договора с подрядной организацией  на проведение работ не может служить основанием для освобождения его ответственности выполнения предписания в указанный в нем срок.

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что имеются основания для установления сроков выполнения работ, указанных истцом, и в соответствии с положениями пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ являются основанием для понуждения собственника Объекта исполнить обязательства по сохранению принадлежащего ему на праве собственности объекта культурного наследия.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений. Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно п. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании изложенного, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", статьями 9, 68, 71, 101, 106, 110, 123, 156, 167 - 171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «АЛВИСЕ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения  "Немецкий рынок, XIX - начало XX вв. - Жилой дом ФИО4 с лавками, 1874 г." по адресу: Фридриха Энгельса ул., д. 27 в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно:

в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу на основании задания Департамента культурного наследия города Москвы разработать проектную документацию по сохранению Объекта и согласовать ее в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия;

в течение девяти месяцев с даты согласования Департаментом культурного наследия города Москвы указанной проектной документации по разрешению Департамента культурного наследия города Москвы выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объекта культурного наследия, предоставить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.

Взыскать с ООО «АЛВИСЕ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации 6 000 руб. госпошлины.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Смыслова