ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-203131/16 от 26.01.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                 

10 февраля 2017 года                                                            Дело № А40-203131/16-79-1750

Резолютивная часть решения объявлена 26 января   2017 года.

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2017 года.

Арбитражный суд в составе:                                                                                                                                                   

председательствующего: Л.А. Дранко (шифр 79-1750)

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Некоммерческой организации Учреждения сертификации и экспертизы «СЕРТЭКС»

к Федеральной службе по аккредитации

о признании недействительными приказа № А-9727 от 18.11.2015г. в части и решения, оформленного протоколом комиссии по апелляциям № 24 от 25.07.2016 г.

При участии:От заявителя: ФИО1, паспорт, дов. от 27.09.2016 г.

От заинтересованного лица: ФИО2, паспорт, дов. № 26 от 18.04.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация Учреждения сертификации и экспертизы «СЕРТЭКС»  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной  службе по аккредитации, в котором просит суд

- признать недействительным Приказ Росаккредитации № А-9727 от 18.11.2015 г. «О завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приостановления действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в части приостановления действия аккредитации органа по сертификации НО УСиЭ «СЕРТЭКС»;

- признать недействительным решение Комиссии по апелляциям при Росакредитации, оформленное протоколом Комиссии по апелляции № 24 от 25.07.2016 г., в части отказа в удовлетворении жалобы НО УСИЭ «СЕРТЭКС» об оспаривании Приказа Росаккредитации № А-9727 от 18.11.2015 г. «О завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приостановлении действия аккредитации НО УСиЭ «Сертэкс».  

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что изложенные в акте экспертизы несоответствия носили формальный характер и не могли повлиять на качество и результаты проведения аккредитованным лицом работ в области аккредитации, на безопасность продукции и связанных с ней процессов, работ и услуг, а также на идентификацию объекта подтверждения соответствия. По мнению заявителя, факт устранения мог быть установлен в форме документарной проверки в соответствии с пп. 3 п. 19 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в связи с чем не влекло приостановление действия аккредитации.

Также заявитель считает незаконным о необоснованным отказ в удовлетворении жалобы на приказ о приостановлении действия аккредитации в досудебном порядке, поскольку комиссия по апелляциям не указала обоснования тому, почему устранение указанных в Акте экспертизы от 11.11.2015 г. несоответствий может быть проверено только в форме выездной проверки.  

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании  возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве. 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оставляет требования заявителя без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, такие основания в совокупности для признания оспариваемых приказа и решения недействительными судом не установлены.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

НО УСиЭ «СЕРТЭКС» ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивируя его тем, что оспаривание ненормативного правового акта в досудебном порядке является уважительной причиной пропуска срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта.

Между тем, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Письмом Росаккредитации от 18.11.2015 № 45113/02-ВГ о приостановлении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» с приложенным обжалуемым приказом по настоящему делу НО УСиЭ «СЕРТЭКС» было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается копией списка почтовых отправлений от 28.11.2015 № 40-28.11.15-29-зу.

В соответствии с заявлением НО УСиЭ «СЕРТЭКС» от 22.04.2016 № 131  в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о незаконном прекращении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС», НО УСиЭ «СЕРТЭКС» 22.04.2016знало о принятом Росаккредитацией решении, обжалуемом в настоящем деле.

Также согласно сведениям с сайта ФГУП «Почта России» 03.12.2015НО УСиЭ «СЕРТЭКС» получило письмо Росаккредитации от 18.11.2015 № 45113/02-ВГ с копией обжалуемого приказа Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727.

Помимо этого 14.01.2016в Росаккредитацию поступил отчет НО УСиЭ «СЕРТЭКС», представленный письмом от 14.01.2016 № 122 (вх. Росаккредитации № 585 от 14.01.2016), об устранении несоответствий Критериям аккредитации, выявленных по результатам подтверждения компетентности.

Согласно статье 29 Федерального закона № 412-ФЗ решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в досудебном порядке в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 412-ФЗ к полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации (в том числе с отказом в части заявленной области аккредитации, в расширении области аккредитации), приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации по обращениям заявителей, аккредитованных лиц, федеральных органов исполнительной власти.

В Комиссию по апелляциям поступила жалоба НО УСиЭ «СЕРТЭКС» от 22.04.2016 № 131 (вх. Росаккредитации от 30.05.2016 № 15310) на решение Росаккредитации о прекращении действия аккредитации.

Указанная жалоба была направлена в Комиссию по апелляциям письмом Генеральной прокуратуры от 17.05.2016 № 76/2-р-2016.

Таким образом, начиная  с 03.12.2015 г.  НО УСиЭ «СЕРТЭКС» знало о принятом Росаккредитацией решении, обжалуемому в настоящем деле, которое, по мнению НО УСиЭ «СЕРТЭКС», нарушает его права и законные интересы, и не обращалось с жалобой в Комиссию по апелляциям в досудебном порядке.

Ссылка НО УСиЭ «СЕРТЭКС» на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 (пункт 11) и от 12.05.2016 № 18 (пункт 26) не может служить основанием для признания уважительной причиной НО УСиЭ «СЕРТЭКС» пропуска срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта, по причине оспаривания такого акта в досудебном порядке, так как позиция Верховного Суда Российской Федерации заключается в следующем: если только решение, действия (бездействие) должностного лица были обжалованы в досудебном порядке (без пропуска срока на обжалование в судебном порядке), то судам следует учитывать положения о   том,   что   несвоевременное   рассмотрение   или   не рассмотрение   жалобыв досудебном порядке свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу пропуска срока подачи заявления и отсутствия уважительных причин для его восстановления заключается в том, что указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для отказа в удовлетворении заявления согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее —  Положение   о   Росаккредитации)   Федеральная   служба   по   аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Согласно пункту 5.1.13 Положения о Росаккредитации Росаккредитация осуществляет подтверждение компетентности аккредитованных лиц.

Как следует из материалов дела, 11.08.2015 в Росаккредитацию поступило заявление НО УСиЭ «СЕРТЭКС» от 11.08.2015 № 084 о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (копия прилагается) (дело о предоставлении государственной слуги от 11.08.2015 за № 17167-ГУ (карточка из системы электронного документооборота Росаккредитации (далее - СЭДО) прилагается)).

В рамках оказания государственной услуги приказом Росаккредитации от 20.10.2015 № 14430 была утверждена экспертная группа для проведения процедуры подтверждения компетентности НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в следующем составе:      

ФИО3. - руководитель экспертной группы (эксперт по аккредитации);

ФИО4 - член экспертной группы (технический эксперт);

ФИО5 - член экспертной группы (технический эксперт);

ФИО6 - член экспертной группы (технический эксперт);

ФИО7 - член экспертной группы (технический эксперт),

утверждена программа выездной оценки соответствия НО УСиЭ «СЕРТЭКС» критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее - Критерии аккредитации).

Приказом Росаккредитации от 22.10.2015 № 14565 в приказ Росаккредитации от 20.10.2015 № 14430 были внесены изменения в части изложения названия приказа Росаккредитации от 20.10.2015 № 14430 в следующей редакции: «О проведении процедуры подтверждения компетентности НО УСиЭ «СЕРТЭКС» (орган по сертификации)».

Согласно приказу Росаккредитации от 22.10.2015 № 14565 была утверждена программа выездной оценки соответствия НО УСиЭ «СЕРТЭКС» критериям аккредитации.

В соответствии с вышеуказанными приказами Росаккредитации была осуществлена выездная оценка, включающая в себя проверку должностным лицом Росаккредитации акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

По результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации, проведенной с 3 по 9 ноября 2015 г. рамках предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица от 11.08.2015 № 17167-ГУ, экспертной группой был составлен акт экспертизы от 10.11.2015г. по результатам подтверждения компетентности НО УСиЭ «СЕРТЭКС», подписанный всеми членами экспертной группы и утвержденный экспертом по аккредитации, который содержал вывод о несоответствии НО УСиЭ «СЕРТЭКС» Критериям аккредитации, подтверждение устранения которых возможно только при проведении повторной выездной проверки, а именно:

пункту 6 Критериев аккредитации в части соблюдения в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в Руководстве по качеству, в соответствии с требованиями пункта 14.10; подпункту 14.14 «а» и пункту 14.16 Критериев аккредитации.

Также орган по сертификации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» не соответствует положениям пункта 8.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг».

По результатам проверки акта экспертизы, осуществленной в соответствии с пунктом 14 Порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 293, в том числе по вопросу обоснованности (необоснованности) содержащихся в акте экспертизы выводов о соответствии (несоответствии) аккредитованного лица критериям аккредитации, с учетом результатов экспертизы и выявленных нарушений (при их наличии), было установлено отсутствие каких-либо нарушений в отношении вышеуказанного акта экспертизы, в связи с чем пункт 17 Порядка не применялся.

В связи с тем, что по результатам выездной оценки были выявлены несоответствия НО УСиЭ «СЕРТЭКС» Критериям аккредитации, факт устранения которых мог быть установлен только при проведении повторной выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, в соответствии с пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) Росаккредитацией было принято решение о признании несоответствия НО УСиЭ «СЕРТЭКС» пунктам 6, 14.10, подпункту 14.14 «а», пункту 14.16 Критериев аккредитации и приостановлении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС», аккредитованного в качестве органа по сертификации, в отношении всей области аккредитации сроком до 17.02.2016 (приказ Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727 «О завершении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приостановлении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС»), о чем в адрес НО УСиЭ «СЕРТЭКС» было направлено уведомление Росаккредитации от 18.11.2015 № 45113/02-ВГ .

Во исполнение пункта 4 приказа Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727 письмом Росаккредитации от 27.11.2015 № 46702/02-СД в адрес НО УСиЭ «СЕРТЭКС» было направлено уведомление с перечнем несоответствий критериям аккредитации по результатам оказания государственной услуги по подтверждению компетентности , с указанием срока предоставления отчета до 18.01.2016.

В связи с поступлением в Росаккредитацию отчета от НО УСиЭ «СЕРТЭКС» об устранении несоответствий Критериям аккредитации, выявленных по результатам подтверждения компетентности, представленного письмом от 14.01.2016 № 122  , в отношении НО УСиЭ «СЕРТЭКС» на основании приказа Росаккредитации от 29.01.2016 № 12-П-ВВ проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе внеплановых проверочных мероприятий установлен факт устранения НО УСиЭ «СЕРТЭКС» несоответствий, выявленных при оказании государственной услуги от 11.08.2015 № 17167-ГУ, отраженных в уведомлении от 27.11.2015 № 46702/02-СД. По результатам проверки оформлен Акт проверки от 10.02.2016 № 124-АВП.

На основании изложенного, приказом Росаккредитации от 10.02.2016 № 1472 действие аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» было возобновлено, о чем в адрес НО УСиЭ «СЕРТЭКС» направлено уведомление от 15.02.2016 № 4785/03-СН.

Вместе с тем,  в связи с выявлением третьего факта нарушения НО УСиЭ «СЕРТЭКС» требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекшего за собой приостановление действия аккредитации и на основании пункта 6 части 1 и пункта 2 части 5 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ, приказом Росаккредитации от 26.02.2016 № 2097 «О прекращении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС», действие аттестата аккредитации № POCC.RU.0001.10AE11 прекращено  на основании приказа Росаккредитации от 18.08.2015 № 10146, приказа Росаккредитации от 19.11.2015 № 17019 и приказа Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727.

Довод заявителя  о том, что факт устранения несоответствий Критериям аккредитации мог быть установлен в форме документарной проверки в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ  не может быть принят судом во внимание  по следующим основаниям.

По результатам выездной экспертизы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» Критериям аккредитации, проведенной с 3 по 9 ноября 2015 г. рамках предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица № 17167-ГУ от 11.08.2015, экспертной группой был составлен акт экспертизы от 11.11.2015, который содержал вывод о несоответствии аккредитованного лица пункту 6 Критериев аккредитации в части соблюдения в деятельности требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктами 14.10; 14.14 «а», 14.16 Критериев аккредитации.

Доводы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» не опровергают выводов экспертной группы о том, что по результатам выездной оценки было установлено несоблюдение требований системы менеджмента качества органа по сертификации, установленных в пунктах 6.2.2.1, 8.6.5, 8.7 Руководства по качеству органа по сертификации, в соответствии с пунктами 14.10; 14.14 «а», 14.16 Критериев аккредитации. Указанные несоответствия имеют комплексный и системный характер, при этом установить соблюдение в деятельности органа по сертификации указанных несоответствий аккредитованного лица возможно только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в форме выездной проверки.

Также согласно акту проверки Росаккредитации от 10.02.2016 № 124-АВП в ходе внеплановой выездной проверки в отношении НО УСиЭ «СЕРТЭКС» сотрудниками Росаккредитации для достижения целей и задач внеплановой выездной проверки были проведены мероприятия по контролю, предусмотренные пунктом 9 приказа Росаккредитации от 29.01.2016 № 12-П-ВВ, а именно: проверка разработанного аккредитованным лицом руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества; получение объективных свидетельств соблюдения в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству, путем изучения регистрационных и иных документов, собеседования с персоналом, непосредственным наблюдением за работами.

В ходе внеплановой выездной проверки было установлено и зафиксировано в акте проверки, что в органе по сертификации продукции в целях устранения несоответствия, указанных в пункте 1 уведомления Росаккредитации от 27.11.2015 № 46702/02-СД, НО УСиЭ «СЕРТЭКС» представила подписанные со всеми работниками органа по сертификации дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления обязательств по соблюдению конфиденциальности информации. Также НО УСиЭ «СЕРТЭКС» представила договоры с организациями, привлекаемыми в целях выполнения работ по подтверждению соответствия, в которых установлена обязанность по соблюдению конфиденциальности информации и уведомлению органа по сертификации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в случае возникновения конфликта интересов.

В целях устранения несоответствий, указанных в пункте 2 и 3 уведомления Росаккредитации от 27.11.2015 № 46702/02-СД, НО УСиЭ «СЕРТЭКС» провело корректирующие мероприятия в соответствии с требованиями, установленными в документах системы менеджмента качества.

В результате проведенных корректирующих мероприятий была проведена проверка всех аудитов за 2015 год с оценкой результативности проведенных корректирующих мероприятий. Сведения о результативности отражены в ведомости «несоответствий и корректирующих мероприятий».

Также были внесены изменения в форму отчета по результатам внутреннего аудита в части отражения подписи аудитора, проводившего внутренний аудит, и в форму протокола о несоответствии в части указания даты составления протокола.

Таким образом, в ходе внеплановой выездной проверки в отношении НО УСиЭ «СЕРТЭКС» сотрудниками Росаккредитации проводилась не только документарная проверка, но и осуществлялись мероприятия по обследованию аккредитованного лица по месту осуществления им деятельности.

Данные мероприятия невозможно было бы провести, не приняв решение о приостановлении деятельности аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации и направлении перечня несоответствий критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в соответствии с пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ.

В Комиссию по апелляциям поступила жалоба НО УСиЭ «СЕРТЭКС» от 22.04.2016 № 131 от 22.04.2016 (вх. Росаккредитации № 15310 от 30.05.2016) на решения Федеральной службы по аккредитации о приостановлении действия аккредитации и прекращении действия аккредитации (приказ Росаккредитации от 18.08.2015 № 10146 о приостановлении действия аккредитации, приказ Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727 о завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности и приостановлении действия аккредитации, приказ Росаккредитации от 19.11.2015 № 17019 о приостановлении действия аккредитации и приказ Росаккредитации от 26.02.2016 № 2097 о прекращении действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС»).

В дальнейшем НО УСиЭ «СЕРТЭКС» направило дополнение к жалобе от 22.04.2016 № 131 в Комиссию по апелляциям, в которой просило рассмотреть изложенные в жалобе сведения по существу.

В ходе заседания рабочей группы Комиссии по апелляциям установлено следующее (выписка из протокола от 25.07.2016 № 24 заседания Комиссии по апелляциям и Заключение Комиссии по апелляциям).

Подпункт «в» пункта 23 Положения о Комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 436 «Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации» (далее - Положение) предусматривает принятие Комиссией по апелляциям решения об отказе в удовлетворении жалобы в связи с тем, что решения Росаккредитации обжалуются в судебном порядке.

НО УСиЭ «СЕРТЭКС» подало заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным приказа Росаккредитации от 18.08.2015 № 10146, приказа Росаккредитации от 19.11.2015 № 17019 и приказа Росаккредитации от 26.02.2016 № 2097, который вынес определение от 03.06.2016 по делу № А40-125446/2016 о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В указанном заявлении обжалуются те же приказы Росаккредитации, которые НО УСиЭ «СЕРТЭКС» указало в жалобе и в дополнении к жалобе, направленным в Комиссию по апелляциям.

Подпункт «а» пункта 23 Положения предусматривает принятие Комиссией по апелляциям решения об отказе в удовлетворении жалобы в связи с тем, что решения Росаккредитации признаны законными и обоснованными.

В части обжалования НО УСиЭ «СЕРТЭКС» решения Росаккредитации о завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности и приостановлении действия аккредитации (приказ Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727), Комиссией по апелляциям установлено следующее.

По результатам выездной экспертизы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» Критериям аккредитации, проведенной с 3 по 9 ноября 2015 г. рамках предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица №  17167-ГУ от  11.08.2015, экспертной группой был составлен акт экспертизы от 11.11.2015, который содержал вывод о несоответствии аккредитованного лица пункту 6 Критериев аккредитации в части соблюдения в деятельности требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктами 14.10; 14.14 «а», 14.16 Критериев аккредитации.

Доводы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» не опровергают выводов экспертной группы о том, что по результатам выездной оценки было установлено несоблюдение требований системы менеджмента качества органа по сертификации, установленных в пунктах 6.2.2.1, 8.6.5, 8.7 Руководства по качеству органа по сертификации, в соответствии с пунктами 14.10; 14.14 «а», 14.16 Критериев аккредитации. Указанные несоответствия имеют комплексный и системный характер, при этом установить соблюдение в деятельности органа по сертификации указанных несоответствий аккредитованного лица возможно только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в форме выездной проверки.

Согласно пункту 14 Порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 293, проверка акта экспертизы не осуществляется на предмет оценки рисков влияния выявленных несоответствий на результаты деятельности органа по сертификации.

Таким образом, решение о завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности и приостановлении действия аккредитации Росаккредитацией было принято в соответствии с пунктом 2 части 19 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ.

С учетом вышеизложенного следует, что Комиссия по апелляциям на основании подпункта «а» пункта 23 Положения отказала в удовлетворении жалобы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в части обжалования приказа Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727 - решение признано законным и обоснованным, а на основании подпункта «в» пункта 23 Положения отказала в удовлетворении жалобы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в части обжалования приказа Росаккредитации от 18.08.2015 № 10146, приказа Росаккредитации от 19.11.2015 № 17019 и приказа Росаккредитации от 26.02.2016 № 2097 - решения обжалованы в судебном порядке.

Более того,  законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не предусмотрено обжалование в судебном порядке решений Комиссий по апелляциям, принятых по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) Росаккредитации и ее должностных лиц.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, решение Росаккредитации в части приостановления действия аккредитации НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в отношении всей области аккредитации, выраженное приказом Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727 «О завершении прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица» и решение Комиссии по апелляциям при Росаккредитации, оформленное протоколом Комиссии по апелляциям от 25.07.2016 № 24, в части отказа в удовлетворении жалобы НО УСиЭ «СЕРТЭКС» об оспаривании приказа Росаккредитации от 18.11.2015 № А-9727, являются законными и обоснованными.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления НО УСиЭ «СЕРТЭКС» в полном объеме.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Некоммерческой организации Учреждения сертификации и экспертизы «СЕРТЭКС»  к Федеральной службе по аккредитации – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Дранко