ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2033/10-156-24 от 22.06.2010 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

г. Москва

29 июля

2010

Дело №

А40-2033/10-156-24

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2010 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи

Гданской Т.В., единолично

при ведении протокола судебного заседания судьей Гданской Т.В.

с участием:

от истца – ФИО1- представителя, по доверенности от 22.03.2010г.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: <...>, зал 4014 дело по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы по Северо-Восточному административному округу

к

Закрытому акционерному обществу «СпецМонтажЭнергоУправление-179»

о

взыскании 15.769.952руб. 76коп.

Судебное заседание проводилось с перерывом 17.06.2010 – 22.06.2010

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы по Северо-Восточному административному округу обратилось в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «СпецМонтажЭнергоУправление-179» о взыскании 15.769.952руб. 76коп. в порядке возврата платежей по государственному контракту №436-ДКРЖФ/9 от 16.03.2009г., в соответствии со ст. 450 ГК РФ.

Истец заявлениями от 24.05.2010 и от 17.06.2010 уточнил исковые требования по основаниям предъявления иска. Заявление истца принято судом.

Ответчик, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, в суд не явился, иска не оспорил, отзыва на иск не представил, ходатайств не подал. В связи с изложенным, судебное заседание проведено в отсутствие ответчика.

В обоснование иска истец сослался на то, что ответчик систематически не выполнял обязанности по контракту, на то, что ответчик не сдал ни одного из этапов работ, предусмотренных графиком производства работ по контракту, тогда как денежные средства были предоставлены заказчиком своевременно. Истец сослался на то, что контракт прекратил свое действие истечением срока его действия, с учетом норм ст.425 ГК РФ.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, в том числе представленные на обозрение суда подлинные документы, суд пришел к следующим выводам.

Между Департаментом капитального ремонта жилищного фонда города Москвы (государственный заказчик) и Закрытым акционерным обществом «СпецМонтажЭнергоУправление-179» (генподрядчик) заключен государственный контракт №436ДКРЖФ/9 от 16.03.2009, согласно которому, государственный заказчик осуществляет приемку и оплату выполненных работ, а генподрядчик выполнение работ по капитальному ремонту объекта, расположенного по адресу: ул. Минусинская, д.8 (п.2.1 контракта).

Государственный контракт заключен по результатам открытого аукциона, согласно протоколу аукционной комиссии от 26.02.2009 №22-0143682-09-02.

Капитальный ремонт объекта осуществляется в рамках реализации городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы в соответствии с титульным списком по капитальному ремонту, утвержденным в установленном порядке (п.2.2 контракта).

Цена контракта определяется на основании утвержденной проектно-сметной документации и согласно результатов открытого аукциона (протокол от 26 февраля 2009 г. № 22-0143682-09-2) составляет 121 543 142 руб. 49 коп., в том числе НДС - 18 % - 18 540 479руб. 36 коп. (п.3.1 договора).

Государственный заказчик по письменному запросу генподрядчика выплачивает генподрядчику аванс в размере 20% от общей стоимости работ (п.3.6 контракта).

Государственный заказчик осуществляет платежи генподрядчику с лицевого счета, открытого в Московском городском казначействе Департамента финансов города Москвы, в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период в течение 5-ти банковских дней с даты согласования реестров, но не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным (п.3.5 контракта).

Согласно п.4.2 контракта, продолжительность производства работ на объекте составляет не более 215дней с момента передачи государственным заказчиком генподрядчику объекта. Продолжительность проведения работ в каждой из квартир многоквартирного дома, подлежащего капитальному ремонту - не более 14-ти рабочих дней в соответствии с заявкой на участие в аукционе.

Согласно п.п. 4.3, 4.4 контракта, начало работ - 16.03.2009г., окончание работ - 15.10.2009г.

Генподрядчик обязан выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать законченный капитальным ремонтом объект по акту государственной комиссии о приемке законченного капитальным ремонтом объекта (п.6.1.1 контракта).

Контракт может быт расторгнут досрочно: по взаимному соглашению сторон, в одностороннем порядке одной из сторон в случаях, предусмотренных контрактом, в судебном порядке (п.14.1 контракта).

Согласно п.14.2, сторона принявшая решение об инициировании расторжения контракта, направляет другой стороне уведомление с предложением о расторжении контракта по взаимному соглашению сторон.

Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, подлежит обязательной регистрации в ЕАИСТ и действует до 31.12.2009г (13.1 контракта.).

Основанием для заключения государственного контракта является протокол аукционной комиссии от 26.02.2009г. №22-0143682-09-2 Лот №9 (п. 2.4 контракта).

Согласно ст. 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Между Департаментом капитального ремонта жилищного фонда города Москвы (государственный заказчик) и Государственным бюджетным учреждением города Москвы Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы по Северно-Восточному административному округу (ГУ ДКР по СВАО) заключен договор уступки прав (цессии) по договору №436-ДКРЖФ/9 от 16.03.2009, согласно условиям которого в связи с постановлением Правительства Москвы от 07.10.2008 №918-ПП «О создании государственных учреждений Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы» государственный заказчик с 31.03.2009г. в полном объеме уступает, а ГУ ДКР по СВАО принимает на себя в полном объеме права и обязанности по государственному контракту от 16.03.2009 года №436-ДКРЖФ/9, которые к моменту вступления в силу будут принадлежать государственному заказчику (п.1 договора уступки).

На условиях указанного госконтракта истец произвел авансирование работ ответчику в сумме 15.769.952руб. 76коп. по платежному поручению № 150 от 16.06.2009г.

В установленный в контракте срок обязательства по контракту ответчиком полностью не выполнены. Однако по истечение срока действия договора истец от исполнения обязательств ответчиком по договору не отказался, ответчик продолжил его исполнение, в связи с чем договор считается действующим. Так, в претензии от 05.02.2010 № 12-10-100/0- заказчик потребовал возврата аванса, однако об отказе от получения результата по контракту не заявлял.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

Согласно нормам ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с нормами ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

В соответствии со ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. В случае, когда односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно ст. 708 ГК РФ, при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков наступают последствия просрочки исполнения, указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ. При этом п. 2 ст. 405 ГК РФ устанавливает, что если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Согласно нормам ст. 715 ГК РФ, заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Соответственно, Гражданский кодекс Российской Федерации по общему правилу допускает одностороннее расторжение договора подряда по инициативе заказчика при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ. Поскольку договор сторон одновременно является государственным контрактом, то на него распространяются также нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Нормами ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренных гражданским законодательством.

Поскольку из материалов дела не усматривается, что контракт расторгнут или прекращен в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что договор между сторонами продолжает действовать, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возврата исполнителем выплаченного заказчиком аванса.

При изложенных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика долга являются необоснованными и отклоняются судом.

Ссылки истца на прекращение действия государственного контракта по указанным истцом основаниям судом во внимании не принимаются, поскольку в силу норм ст. 425 ГК РФ истечение срока действия договора само по себе правовых последствий не влечет и основанием прекращения обязательств по договору не является. Контракт, заключенный сторонами, условий о его прекращении истечением срока действия контракта не содержат.

Поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден, судебные издержки по делу распределению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 190-194, 307-310, 314, 316, 405, 407, 421, 431, 450,452,453, 702, 708, 715 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст.ст. 41,49,65, 66, 67, 71, 101-103, 110, 112, 167-170, 176 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья Т.В. Гданская