РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-205152/21 -47-1575 |
марта 2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2022 года
Арбитражный суд в составе судьи Эльдеева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Швецовой Д.Д., рассмотрев в судебном заседании дело
по исковому заявлению (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "ТОСНОСТРОЙСЕРВИС" (187032, Ленинградская область, Тосненский район, Тельмана поселок, Онежская улица, 1, помещение V, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.03.2013, ИНН: <***>)
к ответчикам
Федеральному государственное казенное учреждение "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации (115035, Москва город, Садовническая улица, дом 62, строение 3, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.08.2003, ИНН: <***>)
Министерство обороны Российской Федерации (119019, Москва город, улица Знаменка, дом 19, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>) о взыскании задолженности
при участии представителей: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчикам
1. ФГКУ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ,
2. МИНОБОРОНЫ РОССИИ,
о взыскании ФГКУ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ, а при недостаточности или отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации:
- 98 840, 33 руб. задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в квартирах: № 10 в период с 01.08.2018 по 29.05.2019 включительно, № 27 в период с 01.08.2018 по 31.05.2021 включительно, № 30 в период с 01.08.2018 по 16.10.2018 включительно, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н., <...>;
- 20 172, 69 руб. пеней за период с 11.09.2018 по 21.09.2021, за исключением периода моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020, рассчитанных на задолженность в размере 98 840, 33 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчики по иску возразили по изложенным в письменных отзывах доводам.
Истец представил письменные возражения на позицию ответчиков.
Исследовав письменные доказательства, суд установил.
Управляющая организация ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС» (Истец) в период с 29.11.2013 управляет многоквартирными домом по адресу: <...> (далее - МКД) оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставляет коммунальные услуги (далее - жилищно-коммунальные услуги), на основании Договора управления многоквартирным домом от 29.11.2013, решений общих собраний собственников помещений МКД, оформленных Протоколом № 3 от 17.11.2015 и Протоколом № 1 от 29.10.2016.
Право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Собственник) на квартиры №№ 10, 27, 30, расположенные в МКД, зарегистрировано 15.04.2011.
Собственником вышеуказанные квартиры были переданы 03.09.2012 в оперативное управление федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение), что подтверждается Выписками из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости № 99/2021/417501354 от 15.09.2021, № 99/2021/417503016 от 15.09.2021, № 99/2021/417635436 от 15.09.2021 соответственно.
С 01 августа 2018 года ни Собственником, ни Учреждением не вносилась плата за указанные жилые помещения и предоставленные коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность перед ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС» (детальный расчету указан в тексте искового заявления).
Сумма пеней за период с 11.09.2018 по 21.09.2021, за исключением периода моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", рассчитанных на задолженность, возникшую с 01.08.2018, составляет 20172,69 рублей.
Собственники помещений МКД вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч.1 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Нормами статьи 158 ЖК РФ определено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 2, 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 г. Москва «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу подпункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска, взыскание суммы задолженности производится с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
В связи с изложенным, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации может быть привлечена в качестве соответчика в порядке субсидиарного ответчика.
Задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги, образовавшаяся до 01.08.2018, была присуждена к взысканию с Ответчиков решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-307988/18-62-2515 от 26.02.2019, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-307988/18 от 21.05.2019.
Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Истец направил в адрес Ответчиков претензию с просьбой оплатить задолженность за спорный период (Претензия Исх. № 108 от 30.07.2021). Ответ на претензию, полученный Истцом 01.09.2021 (вх. № 56) от Учреждения, не содержит утвердительного решения оплатить вышеуказанную задолженность, Учреждение уклоняется от оплаты.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика составила
- 98 840, 33 руб. задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в квартирах: № 10 в период с 01.08.2018 по 29.05.2019 включительно, № 27 в период с 01.08.2018 по 31.05.2021 включительно, № 30 в период с 01.08.2018 по 16.10.2018 включительно, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н., <...>;
- 20 172, 69 руб. пеней за период с 11.09.2018 по 21.09.2021, за исключением периода моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020, рассчитанных на задолженность в размере 98 840, 33 руб.
В связи с неоплатой Ответчиками спорной задолженности в установленные сроки, Истцом заявлены исковые требования.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.1 ст.330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ответчиками в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств оплаты задолженности в установленные сроки и на дату рассмотрения спора.
Доводы Ответчиков в обоснование возражений по иску отклоняются судом по следующим основаниям.
1. Срок исковой давности Обществом не пропущен.
Исковые требования заявлены за период с 01.08.2018.
Жилищно-коммунальные услуги за август 2018 года Управление должно было оплатить до 10.09.2018 (ст. 155 ЖК РФ).
Общество узнало о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за август 2018 г. только 11.09.2018 (п.2 ст. 200 ГК РФ).
Претензии направлены в адрес Ответчиков - 30.07.2021, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения с отметкой Почты России (представлены приложением к исковому заявлению).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по данному виду экономического спора претензионный (досудебный) порядок является обязательным в арбитражном процессе.
Определением от 16.10.2018 №305-ЭС18-8026 Верховный суд Российской Федерации, исходя из системного толкования положений п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ, установил, что при соблюдении процессуальной обязанности направить претензию, срок исковой давности приостанавливается.
Иск поступил по электронной почте в суд 24.09.2021.
Таким образом, требования о взыскании задолженности за оказанные жилищно- коммунальные услуги и пени, начисленные на сумму задолженности, Обществом предъявлены к Ответчикам в установленный гражданским законодательством общий трехлетний срок исковой давности.
Аналогичные доводы Ответчиков отклонены решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-307988/18-62-2515 от 26.02.2019 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-307988/18 от 21.05.2019, в которых участвовали те же лица.
2. Обществом оказаны Ответчикам жилищно-коммунальные услуги в полном объеме и надлежащего качества, а Ответчиками приняты жилищно-коммунальные услуги в спорный период. Доказательств предоставления услуг Обществом не в полном объеме и ненадлежащего качества Ответчики в материалы дела не представили.
ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС» управляет многоквартирным домом по адресу: <...> (далее - МКД), оказывает услуги по содержанию общедомового имущества и его ремонту, коммунальные услуги на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного Протоколом № 1 от 29.10.2016.
Комитетом государственного жилищного надзора и контроля по Ленинградской области МКД внесен в реестр лицензий Ленинградской области на основании положений Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», данная информация общедоступна и размещена в системе Интернет на сайте: https://ghi.lenobl.ru, на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства: https://dom.gosuslugi.ru (далее - ГИС ЖКХ, система).
Договор управления, проект которого утвержден решением того же собрания собственников МКД от 29.10.2016, заключен с собственниками помещений МКД согласно п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Копия договора управления МКД прилагается. Условия данного договора являются обязательными для всех собственников помещений МКД. Договор управления МКД размещен Обществом в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, и является общедоступным.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-307988/18-62-2515 от 26.02.2019 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-307988/18 от 21.05.2019, в которых участвовали те же лица, поэтому не требуют дополнительного доказывания (п. 2 ст. 69 АПК РФ).
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (дата окончания действия 01 января 2021), Обществом раскрыта путем опубликования на официальном сайте Общества: http://tosnostroiservis2.ru, на сайте ГИС ЖКХ: https://dom.gosuslugi.ru в сети Интернет, следующая информация:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно- технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
з) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
и) информация о случаях привлечения управляющей организации, должностного лица управляющей организации, к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
С 01.01.2021 раскрытие информации Обществом осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”, нормы части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, предусматривающей раскрытие информации в ГИС ЖКХ по адресу в сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru и на сайте Общества: http://tosnostroiservis2.ru.
Информация, размещенная Обществом на сайте ГИС ЖКХ и на сайте Общества, является общедоступной, официальной, достоверной и актуальной.
Таким образом, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности Общества, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги является общедоступной, поэтому Ответчики, при надлежащем исполнении своих обязанностей, могли бы беспрепятственно её получить.
Дополнительно факт оказания Обществом жилищно-коммунальных услуг Ответчикам в спорный период подтверждается, в том числе актами выполненных работ и оказанных услуг (копии прилагаются), являющимися первичными учетными документами (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете») и счет-фактурами. Данные документы также размещены Обществом в системе в сети Интернет.
Платежные поручения и квитанции - это первичные расчётные (платежные) документы, а не учетные, как ошибочно полагают Ответчики, т.к. не содержат факта хозяйственной жизни, величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (перечень реквизитов первичного учетного документа установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный учетный документ составляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичные учетные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Данные требования относятся к актам приема-передачи, товарным накладным.
Согласно п. 7.1. договора управления МКД, оплачиваемые Собственником Управляющей организации, равно как и иными собственниками (правообладателями) помещений в жилом доме, средства на оплату коммунальных услуг, получаемых собственниками помещений в жилом доме, не являются прибылью Управляющей организации, а носят характер транзитных платежей, перечисляемых Управляющей организацией организациям поставщикам коммунальных услуг.
Обязательства по договорам поставки коммунальных ресурсов, подряда, оказания услуг, заключенным с поставщиками коммунальных ресурсов, ресурсоснабжающими и специализированными организациями возникают не у собственников и нанимателей жилья, т.к. они не являются стороной договора, а у Общества.
Ответчики в материалы дела не представили доказательств, подтверждающих наличие у ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС» задолженности по договорным обязательствам.
Решения Арбитражного суда города Москвы по делам № А40-89054/17 и А40-238158/18, на которые ссылаются Ответчики, не являются доказательством по делу, т.к. в Российской Федерации законодательно «прецедентное право» не закреплено, суд рассматривает каждое дело в соответствии с законами Российской Федерации, применимыми или подлежащими применению в конкретном деле.
Постановлением Правительства РФ от 03,04,2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения’’ (вместе с ’’Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме”) регламентируется перечень жилищных обязательных услуг, которые Общество оказывает собственникам жилых и нежилых помещений в МКД.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491) установлены требования к содержанию общего имущества, которые исполняются Обществом при оказании услуг в МКД в полном объеме. Определены правила установления факта ненадлежащего оказания услуг управляющими организациями.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - Постановление № 354) установлен перечень коммунальных услуг, которые Общество оказывает собственникам жилых и нежилых помещений в МКД, порядок расчета платы за оказанные услуги. Оговорен Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г, № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.
Согласно подпункту «а», пункта 1 раздела I Постановления N 491, состав общего имущества МКД определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Девятым вопросом повестки дня общего собрания собственников МКД, решения которого оформлены Протоколом № 1 от 29.10.2016, руководствуясь ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственники определили стоимость содержания автоматических переговорно-замочных устройств входных дверей подъездов (домофонов) в составе общедомового имущества МКД. Данное решение не изменено, не оспорено, действительно по настоящее время.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Общество оказало Ответчикам жилищно-коммунальные услуги в спорный период в полном объеме и надлежащего качества, а Ответчики приняли данные услуги, но не выполнили своих обязательств по их оплате.
Доказательств непредоставления Обществом услуг, предоставления услуг не в полном объеме и ненадлежащего качества Ответчики в материалы дела не представили.
3. Платежные документы выписываются Обществом ежемесячно в установленный договором управления МКД срок и направляются собственникам помещений.
ООО «ТОСНОСТРОЙСЕРВИС», руководствуясь условиями договора управления МКД, заключен договор с вычислительным центром ООО «Элис КС» (копия договора прилагается).
На основании п. 3.1.6. договора управления МКД, Обществом выставляются счета собственникам помещений не позднее 30 числа расчетного месяца.
Данные счета вбрасываются в почтовые ящики помещений МКД, а также направляются простым почтовым отправлением в адрес собственников юридических лиц. По заявлению собственника дополнительно счета направляются по указанной в заявлении электронной почте.
Счета содержат исчерпывающую информацию о периоде начисления, суммах начислений, оказанных услугах, образовавшейся задолженности, суммах пеней и т.д.. Имеют реквизиты для оплаты и идентификационные штриховые коды.
Счет-квитанции за спорный период приложены к исковому заявлению.
Также счета Ответчики могут получить самостоятельно в системе по адресу: https://dom.gosuslugi.ru (размещаются Обществом ежемесячно на основании Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ, приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр), в сети Интернет по адресу: www.ellisbank.com (указан в каждой квитанции, ранее указывался при рассмотрении Арбитражным судом города Москвы Дела № А40-307988/18- 62-2515 от 26.02.2019, Девятым арбитражным апелляционным судом Дела № А40-307988/18 от 21.05.2019, при участии тех же лиц).
Дополнительно счета выписываются в день обращения в офисе управляющей организации по юридическому адресу.
Поэтому ссылка Ответчиков на неполучение счета на оплату и отсутствие вины за несвоевременную оплату несостоятельна. Счет можно получить Ответчикам вместе и каждому в отдельности беспрепятственно, проявив должную ответственность для исполнения обязательств перед Обществом.
4. Минобороны России является субсидиарным должником по настоящему делу.
Минобороны России является собственником спорного имущества (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Управление в своем ответе № 141/7/4476нс от 24.08.2021 на претензию Общества (копия приложена в материалы дела) указало, что именно Минобороны отвечает за выделение денежных средств на содержание принадлежащего ему имущества, поэтому Истец, руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, пунктом 2 части 3 статьи 158, пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации», обоснованно просит взыскать задолженность и пени с Управления, а при недостаточности средств - с Минобороны России.
Субсидиарные взыскания ранее были осуществлены Обществом в принудительном порядке по вступившим в силу решению Арбитражного суда города Москвы по делу № А40- 307988/18-62-2515 от 26.02.2019, постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-307988/18 от 21.05.2019.
5. Истец не должен доказывать факт пользования Ответчиками помещений.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника помещения в независимости от того, пользуется он данным помещением или нет.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Таким образом, представлять информацию, в том числе Обществу, о заселении третьих лиц в спорные нежилые помещения или выселении из них обязаны Ответчики.
Обязанность собственника вносить плату за жилое помещение и коммунальные возникает в соответствии со ст. 153 ЖК РФ.
Согласно пункту 26 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - Постановление Пленума ВС № 22) у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Документы, доказывающие заселение третьими лицами и освобождение Ответчиков от уплаты предоставленных Обществом жилищно-коммунальных услуг в спорных помещениях за спорный период в материалы дела не представлены.
Согласно п. 1 ст. 65 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка Ответчиков на судебный акт Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № 21-10093/2021 от 16.01.2014 не состоятельна, т.к. не является применимым доказательством по делу или подлежащим применению в конкретном деле
6. Пени выставлены Обществом на основании ч. 14 ст. 155 ЖК РФ за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Общество обращает внимание суда на то, что Ответчики, зная о наличии в собственности и оперативном управлении спорных жилых помещений, систематически не оплачивают оказанные жилищно-коммунальные услуги в срок, установленный п. 1 ст. 155 ЖК РФ, п. 3.3Л., п. 4.3. договора управления МКД. В результате чего Общество несет убытки, т.к. вынуждено расходовать собственные денежные средства для надлежащего и своевременного исполнения обязательств по договору управления МКД, по договорам с ресурсоснабжающими, специализированными и другими организациями, поставщиками коммунальных услуг, а при недостаточности средств, оплачивать неустойки, предусмотренные вышеуказанными договорами или законодательством РФ.
Общество обязано исполнять вышеуказанные договоры независимо от фактической оплаты собственниками помещений предоставленных жилищно-коммунальных услуг.
7. В уточненном отзыве от 06.12.2021 Ответчик-1 исковые требования не признал, сославшись на то, что в отношении квартиры 10 по ул. Московская, п. Тельмана, Тосненского района ленинградской области было вынесено решение о предоставлении жилого помещения в общую долевую собственность, а в отношении квартиры 30 указанного многоквартирного дома было заключен договор социального найма. Относительно квартиры 27 Ответчик-1 возражений не представил.
Аргументируя свою позицию, Ответчик-1 представил решение о предоставлении жилого помещения (ЛО, <...>) в общую долевую собственность гражданам ФИО1, ФИО2, и ФИО3 Однако, данное решение выдано 21.05.2019 года регистрационный номер 03-27/35 и получено на руки 21.05.2019 года. Согласно выпискам из Росреестра, право собственности за ФИО1, ФИО2, и ФИО3 зарегистрировано 30.05.2019 года (приложение №1).
Вместе с тем, истец предъявляет Ответчикам требование о взыскании задолженности по указанной квартире за период с 01.08.2018 по 29.05.2019, то есть за период, когда Ответчики несли обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в порядке пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодека РФ.
Возражая относительно исковых требований по жилому помещению, расположенному по адресу: <...>, Ответчик-1 предоставил договор социального найма от 16.10.2013.
Однако наниматель ФИО4 представил Истцу договор социального найма от 16.10.2018. После чего с ним был заключен договор управления многоквартирным домом от 04.12.2018 №30, в преамбуле которого ФИО4 собственноручно вписал основание заключения договора со ссылкой на договор социального найма от 16.10.2018.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодека РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Учитывая дату заключения договора социального найма от 16.10.2018 и период исковых требований относительно жилого помещения, расположенного по адресу: <...> с 01.08.2018 по 16.10.2018 исковые требования к ответчикам являются законными и обоснованными.
Таким образом, исковые требования истца обоснованы, документально подтверждены и подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, на основании ст. ст. 8, 9, 11, 12, 210, 249, 290, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182 , 226-229 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности или отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТОСНОСТРОЙСЕРВИС":
- 98 840, 33 руб. задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в квартирах: № 10 в период с 01.08.2018 по 29.05.2019 включительно, № 27 в период с 01.08.2018 по 31.05.2021 включительно, № 30 в период с 01.08.2018 по 16.10.2018 включительно, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н., <...>;
- 20 172, 69 руб. пеней за период с 11.09.2018 по 21.09.2021, за исключением периода моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020, рассчитанных на задолженность в размере 98 840, 33 руб.;
- 4 570 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.А. Эльдеев