ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-205220/20-122-1340 от 14.12.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Москва

17 декабря 2020 года                                               Дело № А40-205220/20-122-1340

Резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ вынесена 14 декабря 2020 года

Мотивированное решение по ходатайству Заявителя принято 17 декабря 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Девицкой Н.Е.

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Публичного акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" (125315, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.09.2002, ИНН: <***>)

к Саратовской таможне (410010, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: <***>)

об отмене постановления от 24.09.2020 по делу об административном правонарушении №10413000-518/2020

без вызова лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

ПАО «Корпорация «Иркут» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Саратовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2020 по делу об административном правонарушении № 10413000-518/2020, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

Ответчиком представлены в материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, а также отзыв, в котором он требования Заявителя не признал, и дополнения к отзыву.

На отзыв и дополнения к нему заявителем также представлены возражения.

Спор рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с ч. 2 ст. 226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании реше­ния административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий адми­нистративного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, со­блюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, в соответствии с ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

Как указывает заявитель, Заместителем начальника Саратовской таможни ФИО1 вынесено   постановление   от  24.09.2020   о   назначении   административного наказания по делу об административном правонарушении № 10413000-518/2020, в соответствии с которым ПАО «Корпорация «Иркут» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 84 466,87 руб. (Постановление).

Постановление получено ПАО «Корпорация «Иркут» 17.10.2020.

Суть вменяемого правонарушения: при подаче на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни ДТ № 10413070/280119/0000043 АО «Гражданские самолеты сухого» (с 17.02.2020 - ПАО «Корпорация «Иркут») заявило в графе 33 ДТ недостоверные сведения о коде ТН ВЭД ЕАЭС, а именно вместо кода 8411 81 000 9 (Турбины газовые прочие, мощностью не более 5 000 кВт, прочие) заявило код 8415 90 000 9 (Прочие части установок для кондиционирования воздуха).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

Установлено, что 28.01.2019 на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни (410086, <...>) руководителем направления таможни департамента логистики и таможенного оформления АО «Гражданские самолеты Сухого» ФИО2, действующим на основании доверенности № 436/12/1 от 27.12.2018, по таможенной процедуре «выпуска для внутреннего потребления» подана предварительная декларации на товары № 10413070/280119/0000043 для совершения таможенных операций по таможенному декларированию товара № 1 - «Турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, используется для охлаждения воздуха в СКВ, создания давления для запуска компрессора и охлаждения вентилятора, не содержит хладогента и озоноразрушающих веществ. Является комплектующим изделием для пассажирских самолётов гражданского назначения RRJ-95 модель RRJ-95B, торговая марка "SUKHOI SUPERJET 100" (SSJ-100). Поставляется после платного ремонта в рамках послепродажного обслуживания (ППО). Турбохолодильник Производитель LIEBHERR AEROSPACE, Тов.знак LIEBHERR Торг. знак, марка, Модель, Артикул 3475А020001, Серийный номер: 3475-00204, Кол-во 1.00 шт.», поступившего в адрес АО "Гражданские самолёты Сухого".

В графе 33 ДТ № 10413070/280119/0000043 таможенным представителем заявлен код товара 8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Прочие части установок для кондиционирования воздуха), со ставкой ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 18%.

Техническая документация, содержащая сведения, позволяющие проверить правильность классификации товара до уровня подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, в комплекте документов к ДТ отсутствовала.

31.05.2019 отделением товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Саратовской таможни (далее - ОТНПТ и ТО), в соответствии^ приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», в отношении декларанта АО "Гражданские самолёты Сухого" начата проверка правильности классификации товара «Турбохолодильник...», в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В рамках проводимой проверки в адрес декларанта АО «Гражданские самолеты Сухого» направлен запрос от 31.05.2019 № 03-04-27/08341 о предоставлении технической документации (паспорта изделия, инструкции по эксплуатации и т.п.), содержащей сведения о принципе действия, конструктивных особенностях, узлах и агрегатах, входящих в состав изделия).

Письмом от 06.06.2019 №11/9266 декларант предоставил выдержки из Руководства по технической эксплуатации компонентов серии 3475А, содержащую информацию о характеристиках турбохолодильника.

Письмом от 05.06.2019 №03-04-29/08702 в адрес декларанта направлен дополнительный запрос о предоставлении технической документации, содержащей сведения о принципе действия, конструктивных особенностях, узлах и агрегатах, входящих в состав системы кондиционирования воздуха воздушного судна в целом.

Письмом от 19.06.2019 № 118/10070 декларант направил в адрес Саратовской таможни выписку из руководства по технической эксплуатации RRJ-95 в части системы охлаждения воздуха, содержащую описание принципов ее действия и компонентов.

04.09.2019 подготовлено заключение эксперта ЭИО № 1 (пгт. Шереметьево) ЭКС г. Москва ЦЭКТУ № 12411010/0029203 в отношении данного товара, декларированного по ДТ №10418010/110719/0177317. Согласно данному заключению, принцип работы турбохолодильника следующий - в турбине турбохолодильника поступающий под высоким давлением воздух расширяется, кинетическая энергия воздуха преобразуется в энергию вращения ее турбины, температура воздуха снижается, давление воздуха также понижается до значения, близкого к величине давления в гермокабине. ФИО3 вращает компрессор и вентилятор продувочного воздуха. Из турбины турбохолодильника воздух поступает в конденсатор.

Турбохолодильник состоит из компрессора, турбины, вентилятора продувочного воздуха. Все компоненты делятся на вращающиеся элементы: колесо компрессора и главный вал ротора; колесо турбины, закрепленное на одном конце вала ротора; колесо вентилятора, закрепленное на другом конце вала ротора; неподвижных элементов: кожуха компрессора, в котором установлено колесо компрессора и колесо вентилятора, два воздушных подшипника, установленные в кожухе компрессора, удерживают вал ротора; фланец на выходе из турбины.

ФИО3 является главным элементом турбохолодильника, которая придает товару основное свойство.

Исходя из изложенного, данный товар должен классифицироваться в товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС (Турбины газовые прочие). Классификационным признаком товара являются также мощность турбины и наличие (либо отсутствие) подтверждения целевого назначения товара.

Мощность турбины таможенным экспертом определена не была, в связи с чем, в адрес декларанта направлен запрос от 11.09.2019 № 03-04-29/14064 о предоставлении технической документации, содержащей сведения о мощности (кВт) товара, а также запрос о наличии письма Минпромторга, подтверждающего целевое назначение товара.

Письмом от 10.10.2019 № 118/16776 декларант проинформировал Саратовскую таможню о том, что не обращался в Минпромторг России за подтверждением целевого назначения товара; предоставил информацию о холодопроизводительности турбохолодильника. Информация о мощности предоставлена не была.

Письмом от 31.10.2019 № 03-04-29/16937 Саратовская таможня запросила декларанта о том, планируется ли обращение АО «Гражданские самолеты Сухого» в Минпромторг России за подтверждением целевого назначения товара, на что письмом от 18.11.2019 № 118/18897 декларант проинформировал Саратовскую таможню о том, что не планирует обращаться в Минпромторг России за подтверждением целевого назначения товара.

Письмом от 26.11.2019 № 03-04-29/18239 Саратовской таможней был направлен дополнительный запрос о предоставлении информации о характеристиках товара, позволяющих произвести расчет мощности турбохолодильника.

Согласно письму АО «Гражданские самолеты Сухого» от 09.12.2019 № 118/20002 параметры воздуха на входе в турбину составляют: давление воздуха от 0,25 до 3,15 barg; температура воздуха от минус 25 до 60 градусов С. Параметры воздуха на выходе из турбины: давление воздуха от 0,01 до 0,08 barg; температура воздуха от минус 75 до 85 градусов С. Максимальный расход воздуха через турбину - не более 0,4 кг/с. Скорость потока воздуха: на входе в турбину - не более 30 м/с; на выходе из турбины - не более 65 м/с.

В рамках заключенного договора возмездного оказания консультационных услуг от 05.02.2020 № 17, дополнительного соглашения от 17.02.2020 № 25, дополнительного соглашения от 25.02.2020 № 34, доцентом кафедры «Тепловая и атомная энергетика» СГТУ им. Гагарина Ю.А. Антроповым П.Г. на основании указанных выше параметров был произведен расчет мощности турбохолодильника. Согласно заключению от 07.02.2020 № 1 мощность турбохолодильника составляет не более 81 кВт.

Согласно международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены и введены в действие единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, которым установлены ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с ОПИ, которые применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

ОПИ 1 применяется в первую очередь;

ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ1;

ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;

ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп, подгрупп приводятся только  для  удобства использования;  для  юридических  целей  классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.

Классификацию следует проводить:

а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и

б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями правил 2, 3, 4, 5, где это применимо.

Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях (подсубпозициях) товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций (подсубпозиций) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (подсубпозициям), а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции (подсубпозиций) на одном уровне являются сравнимыми.

Таким образом, для юридических целей классификация товаров в подсубпозициях должна осуществляться в соответствии с наименованиями подсубпозиций и примечаниями, имеющими отношение к подсубпозициям.

Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21 приняты Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения), которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.

Пояснения являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, имеющих

международно-правовое значение; термины; краткие описания товаров и областей их возможного применения; классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемые или исключаемые из тех или иных позиций; методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительным примечаниям и текстам товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.

Выбор кода товара по ТН ВЭД должен быть основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, исходя из полноты и достоверности сведений о товаре.

Классификационные признаки данного товара, позволяющие классифицировать его в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, и влияющие на величину подлежащих уплате таможенных платежей: комплектующие турбохолодильника (компрессор, турбина, вентилятор); главный элемент турбохолодильника - турбина; мощность (81 кВт).

Обоснование применения ОПИ 1 и 6.

Применяем правило ОПИ 1, согласно которому названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.

(Пояснения к ОПИ) (I) Номенклатура представляет в систематизированном виде товары, обращающиеся в международной торговле. Эти товары группируются в ней в разделы, группы и подгруппы, снабженные наименованиями, указывающими в предельно сжатой форме категории или типы товаров, которые они охватывают. Во многих случаях, однако, в разделе или группе классифицируется такое разнообразие и количество товаров, что все их невозможно охватить или перечислить конкретно в наименованиях.

(II) Правило 1 поэтому начинается с оговорки, что эти наименования приводятся "только для удобства использования". Следовательно, они не имеют законной силы при классификации.

(III) Вторая часть данного Правила говорит о том, что классификацию следует проводить:

(а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и

(б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.

Таким образом, согласно ОПИ 1, в первую очередь принимаем во внимание примечания к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, в который включаются машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности.

В соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI - комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных меяеду собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

В соответствии с примечанием 5 - в данных примечаниях термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85.

Далее последовательно определяем товарную группу, в какую включается турбохолодильник.

В товарную группу 84 ТН ВЭД ЕАЭС включаются реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (в том числе и турбохолодильник); их части.

Далее последовательно определяем товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС.

В товарную группу 8411 ТН ВЭД ЕАЭС включаются двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие (в том числе и турбохолодильник).

Согласно пояснениям к группе 8411 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются газотурбинные установки с одним валом, в которой компрессор и турбина соединены общим валом. ФИО3 обеспечивает вращение компрессора, а посредством вспомогательного привода - и привод вращающихся механизмов.

Данные газовые турбины используются на судах, локомотивах, электростанциях, обеспечивают механический привод в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности и на трубопроводном транспорте.

К данной категории относятся также другие газовые турбины, не имеющие камеры сгорания и состоящие из статора и ротора. Они используют энергию газов, поступающих из других машин и устройств (например, газогенераторы, дизели, генераторы со свободным поршнем), и сжатого воздуха или газов от прочих газовых турбин.

Таким образом, с учетом представленной технической документацией товар «Турбохолодильник, арт. 3475А020001,....» в соответствии с ОПИ 1 должен классифицироваться в подсубпозиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС, как двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие:

При последующей детализации классификационного кода применяем ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Применяя ОПИ 6 классифицируем товар на уровне подсубпозиции (10 знаков): 8411 Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие:

- двигатели турбореактивные: (турбохолодильник не является турбореактивным двигателем).

- двигатели турбовинтовые: (турбохолодильник не является турбовинтовым двигателем);

- турбины газовые прочие: (турбохолодильник является газовой турбиной)

- 841181000 мощностью не более 5000 кВт: --- 8411810009 прочие

Таким образом, в соответствии в ОПИ №№ 1 и 6 товар, обладающий указанными выше характеристиками, должен классифицироваться в подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Турбины газовые прочие, мощностью не более 5 000 кВт, прочие), на дату декларирования, со ставкой ввозной таможенной пошлины 7,5 %.

По результатам таможенной проверки Саратовской таможней 17.02.2020 принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10413000-20/000004Д о классификации вышеуказанного товара в товарной подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

На момент декларирования товара графа 31 ДТ не содержала сведения о том, какие именно элементы конструктивно входят в состав турбохолодильника; что является главным элементом турбохолодильника и придает товару основное свойство, какова мощность турбины, то есть классификационные признаки товара указаны в 31 графе ДТ не в полном объеме.

Заявление АО «Гражданские самолеты Сухого» в графе 33 ДТ недостоверных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС товара и в графе 31 ДТ неполных сведений о товаре привело к увеличению подлежащих уплате таможенных платежей на сумму 168933,74 руб.

Согласно п.1 ст. 127 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено Кодексом ЕАЭС.

На основании ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

На основании ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе, согласно п.п. 4) п.1 ст. 106 ТК ЕАЭС, сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

Согласно ст. 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, (п. 8 ст. Ill ТК ЕАЭС).

В соответствии с п.2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 84. ТК ЕАЭС декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно п. 3. ст. 84. ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно подпункта 29 пункта 15 «Инструкции о порядке заполнения декларации на товары», утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Информация о том, какие именно элементы конструктивно входят в состав турбохолодильника; что является главным элементом турбохолодильника, какова мощность турбины, необходима для отнесения товара к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС и обязательна для заявления (занесения) в графу № 31 ДТ.

Письмом от 18.02.2020 № 2624 ПАО «Научно-производственная корпорация "Иркут" уведомило Саратовскую таможню о завершении 17.02.2020 реорганизация АО «Гражданские самолеты Сухого» в форме присоединения к ПАО «Научно-производственная корпорация "Иркут». Деятельность АО «Гражданские самолеты Сухого» прекращена и правопреемником всех прав и обязанностей является ПАО «Научно-производственная корпорация "Иркут» с 17.02.2020.

 Письмом от 27.02.2020 № 03-04-25/03084 Саратовская таможня направило в адрес филиала «Региональные самолеты» ПАО «Научно-производственная корпорация "Иркут" решение о внесение изменений в ДТ.

На основании изложенного, 28.01.2019 АО «Гражданские самолеты Сухого» при подаче на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни (4Г0086, <...>) ДТ № 10413070/280119/0000043 на помещение под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» (ИМ 40) товара № 1 -«Турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, используется для охлаждения воздуха в СКВ, создания давления для запуска компрессора и охлаждения вентилятора, не содержит хладогента и озоноразрушающих веществ. Является комплектующим изделием для пассажирских самолётов гражданского назначения RRJ-95 модель RRJ-95B, торговая марка "SUKHOI SUPERJET 100" (SSJ-100). Поставляется после платного ремонта в рамках послепродажного обслуживания (ППО). Турбохолодильник Производитель LIEBHERR AEROSPACE, Тов.знак LIEBHERR Торг. знак, марка, Модель, Артикул 3475А020001, Серийный номер: 3475-00204, Кол-во 1.00 шт.», в нарушение положений ст.ст. 84, 104, 105, 106 ТК ЕАЭС, заявило в графе 33 ДТ недостоверные сведения о коде ТН ВЭД ЕАЭС, а именно вместо кода 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Турбины газовые прочие, мощностью не более 5 000 кВт, прочие) со ставкой таможенной пошлины - 7,5 % заявило код 8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Прочие части установок для кондиционирования воздуха) со ставкой ввозной пошлины - 0 %, сопряженное с заявлением в графе 31 ДТ недостоверных (неполных) сведений о свойствах и характеристиках товара (не заявило сведения об элементах конструктивно входящих в состав турбохолодильника; о главном элементе турбохолодильника; о мощности турбины), влияющих на его классификацию, что послужило или могло послужить основанием к занижению размера уплаты пошлин, налогов на сумму 168933 (сто шестьдесят восемь тысяч девятьсот тридцать три) рубля 74 копейки.

Таким образом, ПАО "Корпорация "Иркут" заявило при таможенном декларировании товаров недостоверные сведения об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров недостоверных (неполных) сведений об их свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, которые послужили или могли послужить основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП России.

Заявитель утверждается, что таможенным органом не доказана правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Однако данный довод отклоняется ввиду следующего.

28.01.2019 на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни (410086, <...>) руководителем направления таможни департамента логистики и таможенного оформления АО «Гражданские самолеты Сухого» ФИО2,  действующим  на  основании доверенности №  436/12/1   от 27.12.2018,  по таможенной    процедуре    «выпуска    для    внутреннего    потребления»    подана предварительная декларации на товары № 10413070/280119/0000043 для совершения таможенных операций по таможенному декларированию товара № 1 «Турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, используется для охлаждения воздуха в СКВ,  создания давления для запуска компрессора и охлаждения вентилятора, не содержит хладогента и озоноразрушающих веществ. Является комплектующим изделием для пассажирских самолётов гражданского назначения RRJ-95 модель RRJ-95B, торговая марка "SUKHOI SUPERJET 100" (SSJ-100). Поставляется после платного ремонта в рамках послепродажного обслуживания СО (ППО). Турбохолодильник Производитель LIEBHERR AEROSPACE, Тов.знак LIEBHERR Торг. знак, марка, Модель, Артикул 3475А020001, Серийный номер: 3475-00204, Кол-во 1.00 шт.», поступившего в адрес АО "Гражданские самолёты Сухого".

В графе 33 ДТ № 10413070/280119/0000043 таможенным представителем заявлен код товара 8415 90 ООО 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Прочие части установок для кондиционирования воздуха), со ставкой ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС -18%.

Техническая документация, содержащая сведения, позволяющие проверить правильность классификации товара до уровня подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, в комплекте документов к ДТ отсутствовала.

31.05.2019 отделением товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Саратовской таможни (далее - ОТНПТ и ТО), в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», в отношении декларанта АО "Гражданские самолёты Сухого" начата проверка правильности классификации товара «Турбохолодильник...», в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

По результатам таможенной проверки Саратовской таможней 17.02.2020 принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10413000-20/000004Д о классификации вышеуказанного товара в товарной подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.

Согласно ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз. 3 ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).

Согласно международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены и введены в действие единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, которым установлены ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с ОПИ, которые применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Как указывалось ранее, Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

ОПИ 1 применяется в первую очередь;

ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;

ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;

ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (под су бпозиции).

Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп, подгрупп приводятся только для удобства использования; для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.

Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

В соответствии с представленными при декларировании товара по ДТ № 10413070/160818/0007719 документами, а также исходя из заключения эксперта ЭИО № 1 (шт. Шереметьево) ЭКС г. Москва ЦЭКТУ № 12411010/0029203 04.09.2019г., спорный товар «Турбоход одильник...», состоит из компрессора, турбины, вентилятора продувочного воздуха. Принцип работы турбохолодильника следующий - в турбине турбохолодильника поступающий под высоким давлением воздух расширяется, кинетическая энергия воздуха преобразуется в энергию вращения ее турбины, температура воздуха снижается, давление воздуха также понижается до значения, близкого к величине давления в гермокабине. ФИО3 вращает компрессор и вентилятор продувочного воздуха. Из турбины турбохолодильника воздух поступает в конденсатор.

ОПИ 2 (а) применяются при классификации товаров в незавершенном или разобранном виде, а ОПИ 2 (б) - при классификации смесей и соединений материалов или веществ. Таким образом, ОПИ 2 а) и ОПИ 2 б) неприменимо для классификации спорного товара, т.к. он не является смесью или соединением материалов или веществ и поставляется в собранном виде.

В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется в соответствии с ОПИ 3.

ОПИ 3 (б) в том числе применяется при классификации многокомпонентных товаров, состоящих из разных компонентов. Данное условие применимо к спорному товару - он состоит из разных компонентов: компрессора, турбины, вентилятора. При этом товар должен классифицироваться так, как будто он состоит только из материала или компонента, который придает ему основное свойство.

Согласно заключению эксперта ЭИО № 1 (пгт. Шереметьево) ЭКС г. Москва ЦЭКТУ № 12411010/0029203 от 04.09.2019г. основное свойство товару придает турбина.

Т.к. турбина является машиной, то согласно ОПИ 1, в первую очередь принимаем во внимание примечание к разделу XVI машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности.

В соответствии с примечанием 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС - термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85.

В соответствии с примечанием 2 а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, части машин, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций групы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.

Турбины классифицируются в товарной позиции 8411. Данная позиция не попадает в исключения примечания 2 а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, спорный товар должен классифицироваться в предусмотренной для него товарной позиции - 8411 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI - комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

Последовательно определяется товарная группа, в какую включается турбохолодильник.

В товарную группу 84 ТН ВЭД ЕАЭС включаются реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (в том числе и турбохолодильник); их части.

Далее последовательно определяем товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС. В товарную группу 8411 ТН ВЭД ЕАЭС включаются двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие (в том числе и турбохолодильник).

Мощность товара была рассчитана специалистом Антроповым П.Г. в заключении эксперта №1 от 07.02.2020г. на основании исходных параметров, предоставленных АО «Гражданские самолеты Сухого» на запрос Саратовской таможни от 26.11.2019 №03-04-29/18239.

В выводе №3 заключения эксперт указывает, что мощность турбины, входящей в состав спорного товара, составляет не более 81 кВт, Следовательно, классификация спорного товара в товарной подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, правомерна.

Следовательно, спорный товар, классифицируется в товарной подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Турбины газовые прочие, мощностью не более 5 000 кВт, прочие), на дату декларирования, со ставкой ввозной таможенной пошлины 7,5 %.

Таким образом, при классификации спорного товара таможенный орган применил ОПИ в полном соответствии с пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522.

Исходя из вышеизложенного, утверждение Заявителя о нарушении последовательности применения ОПИ и, соответственно, неверном определении классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, является несостоятельным.

Заявитель утверждает, что по товару «Система кондиционирования воздуха для гражданского самолета SUKHOI SUPER JET 100 АО «Гражданские Самолеты Сухого» было получено Предварительное решение Федеральной таможенной службы по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 07.07.2011 №RU/10000/11/1212, в соответствии с которым товар Система кондиционирования воздуха для гражданского самолета SUKHOI SUPER JET 100 подлежит классификации но коду ТН ВЭД 8415 83 000 1, в связи с чем товар № 1, оформленный по декларации на товары № 10413070/280119/0000043, необходимо классифицировать также по коду 8415 83 000 1 ТН ВЭД.

Однако в данном случае по вышеуказанной ДТ был оформлен другой товар, который не является Системой кондиционирования воздуха для гражданского самолета.

Заявитель утверждает, что таможенная экспертиза, на которую имеется ссылка в постановлении о привлечении к административной ответственности, проведена без уведомления АО «Гражданские Самолеты Сухого».

Данный довод также отклоняется судом.

Согласно статье 388 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) "таможенная экспертиза" - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы;

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.

По ДТ №10418010/110719/0177317 декларантом АО «Гражданские Самолеты Сухого» осуществлено таможенное декларирование товара № 1 -«Турбохолодильник, арт. 3475А020001, является частью системы кондиционирования воздуха, используется для охлаждения воздуха в СКВ, создания давления для запуска компрессора и охлаждения вентилятора, не содержит хладогента и озоноразрушающих веществ. Является комплектующим пассажирских самолётов гражданского назначения RRJ-95 модель RRJ-95B, торговая марка "SUKHOI SUPERJET 100" (SSJ-100). Поставляется в рамках послепродажного обслуживания (ППО), необходимого для ремонта самолета. Турбохолодильник Производитель LIEBHERR AEROSPACE TOULOUSE SAS Тов.знак LIEBHERR Торг. знак, марка отсутствует, Модель отсутствует, Артикул 3475А020001».

12 июля 2019 года Приволжским таможенным постом (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни принято решение №10418010/120719/ДВ/000289 о назначении таможенной экспертизы в отношении товара, декларированного по ДТ №10418010/110719/0177317.

Приказом ФТС России от 16.01.2019 N 34 утвержден Порядок проведения таможенной экспертизы, форма решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее - приказ ФТС).

Согласно пункта 2 приказа ФТС таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по установленной форме. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица (пункт 4 приказа ФТС)

Согласно пункта 5 приказа ФТС решение о назначении экспертизы в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО, в том числе, декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему "Личный кабинет", размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Пунктом 6 приказа ФТС установлено, что при наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями. В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

Кроме того, статьей 393 ТК ЕАЭС установлено, что для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов. По результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, форма которого определяется Комиссией. Акт отбора проб и (или) образцов товаров составляется в 3 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) декларанту, при его отсутствии -иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, - назначенному оператору почтовой связи. Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и (или) образцы товаров в присутствии декларанта, при его отсутствии - в присутствии иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если оно установлено.

Решение № 10418010/120719/ДВ/000289 о назначении таможенной экспертизы в отношении товара, декларированного по ДТ №10418010/110719/0177317, отражено в данной ДТ в графе Д.

Кроме того, Акт отбора проб и (или) образцов товаров от 17.07.2019, по отбору проб и образцов товара «Турбохолодильник, арт. 3475А020001, является частью системы кондиционирования воздуха», декларированного по ДТ №10418010/110719/0177317, произведен в присутствии представителя АО «Гражданские Самолеты Сухого», ведущего специалиста ФИО4

Из вышеизложенного следует, что декларант АО «Гражданские Самолеты Сухого» знал о назначении таможенной экспертизы по товару, декларированному по ДТ №10418010/110719/0177317, и у него была возможность воспользоваться правом заявить мотивированное ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту, установленным пунктом 6 приказа ФТС.

Заявитель утверждает, что таможенная экспертиза проведена в отношении другой партии товара по другой ДТ.

Между тем, товар «Турбохолодильник, арт. 3475А020001», декларированный по ДТ №10418010/110719/0177317, идентичен товару (по конструкции, по наименованию, по артикулу), декларированному по ДТ № 10413070/280119/0000043, что позволяет применить результаты таможенной экспертизы №12411010/0029203 от 04.09.2019 г. к идентичному товару в другой поставке. Кроме того, декларантом по указанным ДТ является АО «Гражданские Самолеты Сухого».

Заявитель утверждает, что в заключении таможенного эксперта №12411010/0029203 от 04.09.2019 г. отсутствуют обоснования применения к спорному товару ОПИ 3 (б) ТН ВЭД.

Данный довод также отклоняется.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз. 3 ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.

Таким образом, вопросы классификации товаров относятся к компетенции таможенных органов, и не могут быть поставлены перед экспертом, который проводит исследование характеристик товара, имеющих значение для принятия решения по классификации таможенными органами, в пределах своей квалификации.

В связи с вышеизложенным, постановление Саратовской таможни от 24.09.2020 о привлечении к административной ответственности по делу об АП № 10413000-518/2020 в отношении ПАО «Корпорация «Иркут» по части 2 статьи 16.2 КоАП России вынесено законно и обоснованно.

Частью 2 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Собранные материалы, сведения и документы указывают на наличие в действиях заявителя административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.

Согласно ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Заявитель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, состав данного правонарушения является формальным.

Обстоятельств, указывающих на невиновность лица, привлекаемого к ответственности, или свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами, находящимися вне контроля данного лица, материалами дела не установлено.

Из совокупности материалов дела усматривается, что у Заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая характер совершенного Заявителем правонарушения и его общественную опасность применительно к целям специальных экономических мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод её граждан, суд полагает, что наказание в виде административного штрафа соответствует тяжести содеянному и назначено заявителю в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нормы таможней были соблюдены.

Учитывая, что при производстве по делу не было допущено нарушений процессуального законодательства, вменяемые в вину нарушения подтверждаются материалами дела, суд считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания Заявителю по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Суд считает, что имели место событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и факт его совершения заявителем подтвержден административным органом документально.

Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное решить дело, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является не обязанностью, а правом уполномоченного лица.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).

Исходя из конкретных обстоятельств дела оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не установлено. Общество не привело подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение. Кроме того, Общество не представило доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для квалификации совершенного им административного правонарушения как малозначительного.

Противоправность деяния, выразившегося в несоблюдении установленных ограничений и запретов, заключается в том, что оно посягает на установленный порядок таможенного декларирования и по своему характеру представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, так как выражает пренебрежительное отношение общества, к соблюдению действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 примечаний к ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1)таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2)таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3)у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Согласно п. 4 тех же Примечаний в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 2 настоящих примечаний.

Таким образом, главным условием для освобождения от административной ответственности в данном случае является именно предусмотренная п. 4 добровольность представления декларантом или таможенным представителем измененных сведений, при этом под добровольностью понимается самостоятельное устранение недостатков, не обусловленное внешними факторами (наличие проверок, возбуждение дел об административных правонарушениях и т.п.).

Какие-либо основания, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая, дающие возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, установлены не были. Иных доказательств, подтверждающих исключительность данного случая, обществом не представлено.

Само по себе заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости ввозимого товара обладает высокой степенью общественной опасности и создает угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере таможенного регулирования по порядку уплаты таможенных пошлин, налогов, что, в свою очередь, затрудняет таможенный контроль за уплатой таможенных пошлин, налогов, влечет угрозу экономическим интересам Российской Федерации.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и формальным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

В данном случае, следует учитывать, что заявитель, являясь профессиональным участником таможенных правоотношений, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению таможенного законодательства, должно было обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения таможенного законодательства.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ПАО «Корпорация «Иркут» отказать полностью.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                  Н.Е. Девицкая