Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № А40-205340/2016-2-1591
г. Москва
15 декабря 2016 г.
Резолютивная часть объявлена 08 декабря 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Т.И. Махлаевой
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердюковым А.А.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Министерства обороны России
к ответчику: Межрегиональному оперативному управлению Федерального казначейства
3-е лицо: ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконными действий, незаконным уведомления от 30.08.2016 г. №УПЛ-16-7195 о поступлении исполнительного документа
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1, по дов. от 17.10.2016 г. №225
от ответчика – ФИО2, по дов. от 11.01.2016 г. №95-16-15/12
от 3-го лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточнения заявленных требований, принятых судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ, Министерства обороны России просит арбитражный суд признать действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС № 004407072 от 23.06.2011 к исполнению, незаконными; признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 30.08.2016 № УПЛ-16-7195 о поступлении исполнительного документа; обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 303 969 руб. 42 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
В обоснование заявленных требований Министерство обороны России ссылается на положения п. 8 ст. 242.3 БК РФ.
Ответчик по заявлению возражает.
Представитель 3-го лица, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования, с учетом уточнений, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 по делу № А56-67707/10 с ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (с учетом определений суда) взысканы денежные средства в размере 303 969,42 руб.
Выданный на основании указанного судебного акта исполнительный лист АС № 004407072 от 23.06.2011 принят Ответчиком к лицевому счету Минобороны России.
В соответствии с ч.1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Для исполнения вступивших в законную силу судебных актов бюджетными учреждениями предусмотрен особый порядок, регламентированный положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В пункте 3 ст.242.1 БК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение. К их числу относится предоставление документов, указанных в п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ. в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника. Таким образом, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения. Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 № 99н.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета. Следовательно. Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального органа, т.е. на него также распространяются положения п.3 ст.242.1 БК РФ.
Согласно п.1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Пунктом 4 ст.49 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Согласно п.1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 по делу № А56-67707/10 не предусмотрено возложение обязательств по его исполнению на Минобороны России. В исполнительном листе серии АС № 004407072 от 23.06.2011 Минобороны России должником не значится.
Федеральное законодательство не предусматривает право (обязанность) органов Федерального казначейства направлять для исполнения главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета исполнительные листы, по которым должником является иное юридическое лицо.
Согласно п.1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 ст.242.1 БК РФ содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение. Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в пункт 3 ст.242.1 БК РФ внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
В настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1 БК РФ), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения. Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 № 99н.
Лицевой счет получателя бюджетных средств федерального бюджетного учреждения войсковая часть № 83466 в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства не открыт.
На основании п.1 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Учитывая, что другие должники, равно как и указание на субсидиарную ответственность в решении суда по данному делу отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имеется законных оснований для исполнения требований, указанных в исполнительном листе серии АС № 005501768, так как судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Минобороны России или других должников.
При этом не может быть принят к исполнению исполнительный лист серии АС № 005501768 в Межрегиональное операционное УФК как к органу Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет главному распорядителю средств федерального бюджета Минобороны России.
Согласно п. 1 раздела 1 Положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 № 185, Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Таким образом, как правильно указали суды. Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального казначейства, т.е. на него также распространяется п.3 ст.242.1 БК РФ.
Следовательно, действия Ответчика по принятию к лицевому счету Минобороны России для исполнения судебных актов, по которым Министерство обороны Российской Федерации должником не является, незаконны.
Ссылки Межрегионального операционного УФК на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2015 № 305-КГ15-16513 (дело № А40-171599/14) и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 9647/10 признаются судом необоснованными по следующим основаниям.
Статья 242.1 БК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 51-ФЗ (до внесения в неё изменений Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ) не предусматривала права (обязанности) органа Федерального казначейства возвращать взыскателю исполнительный лист, ввиду отсутствия открытого лицевого счета должника.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» был расширен перечень оснований, обязывающий органы Федерального казначейства возвращать взыскателю документы, поступившие на исполнение, при отсутствии открытого лицевого счета должника.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 9647/10 принято в период действия старой редакции ст.242.1 БК РФ, т.е. до внесения в неё изменений Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2015 № 305-КГ15-16513 также указано на то. что основной должник - ФГКЭУ «45 эксплуатационно-техническая комендатура» ликвидируется, ликвидационной комиссией исполнительные листы были возвращены взыскателю (абзац 2 страница 6 определения).
Настоящее дело имеет иные фактические обстоятельства - должник не ликвидируется; - отсутствует судебный акт об отказе во взыскании спорной суммы с Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности; - отсутствует судебный акт, обязывающий орган Федерального казначейства принять к лицевому счету главного распорядителя бюджетных средств исполнительный лист; - должник находится на финансовом обеспечении в территориальном органе финансового обеспечения.
Согласно п.4 Положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 № 185, Межрегиональное операционное УФК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд установил, что Межрегиональное операционное УФК незаконно и необоснованно, в нарушение положений п.1 ст.242.3 и п.З ст.242.1 БК РФ, приняло к лицевому счету для исполнения Минобороны России исполнительных листов серии АС № 004407072 от 23.06.2011, направив соответствующее уведомление.
Согласно п.3 ст.242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При нарушении должником требований, установленных п.З ст.242.3 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществетвление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Следовательно, государственное учреждение, получив из МО УФК уведомление о поступлении исполнительного листа, обязано в течение 10 дней представить в Управление информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. В случае не предоставления такой информации орган Федерального казначейства приостановит операции по расходованию денежных средств.
Таким образом, Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти с целью избежания приостановления операций по расходованию средств на единственном лицевом счете вынуждено было направить письмо о КБК.
В соответствии с п.8 ст.242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Списание (оплата) денежных средств была произведена непосредственно Межрегиональным операционным УФК в соответствии со ст.269.1 БК РФ.
В отношении ссылок ответчика на Протокол совещания от 16.02.2012, суд считает необходимым пояснить следующее.
Протокол совещания Федерального казначейства с Управлением Федерального казначейства по г. Москве и Федеральным операционным управлением Федерального казначейства от 16.02.2012 не является нормативным правовым актом, следовательно, не обязателен для исполнения Минобороны России.
Согласно п.4 Положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 № 185, Межрегиональное операционное УФК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрены право и/или обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.
Принятие исполнительных документов к лицевому счету Минобороны России по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Минобороны России является превышением полномочий, возложенных на Межрегиональное операционное УФК, и нарушением БК РФ.
Федеральный законодатель предусмотрел норму права, которая устанавливает субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения, в случае отсутствия (недостаточности) у него (основного должника) денежных средств (ст.ст. 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принятие исполнительного листа серии АС № 004407072 от 23.06.2011 к лицевому счету Минобороны России фактически является привлечением Межрегиональным операционным УФК Заявителя к субсидиарной ответственности, которая, в свою очередь, может быть установлена исключительно судебным актом (ст. 123.21, 123.22 ГК РФ).
Данные действия Ответчика лишают Министерство обороны Российской Федерации права на судебную защиту и возможности использования денежных средств (сметы) на исполнение судебных актов, по которым Минобороны России является должником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая изложенное, действия и уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства признаются незаконными в судебном порядке.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст.ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 69, 71, 75, 104, 110, 137, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС № 004407072 от 23.06.2011 к исполнению, уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 30.08.2016 № УПЛ-16-7195 о поступлении исполнительного документа.
Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в месячный срок со дня вступления решения в законную силу вернуть денежные средства в размере 303 969 руб. 42 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Т.И.Махлаева