РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Москва
05 апреля 2016 года Дело № А40-206279/15-122-148
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2016 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО «Рыболовецкий колхоз «Заря» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юр.адрес: 163554, Архангельская обл., Приморский район, деревня Лопшега)
к Федеральной службе по экологическому техническому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>, юр.адрес: 109147, <...>)
третьи лица: ООО «Рыболовецкий колхоз «им. М.И. Калинина», Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Онежское поморье»
о признании недействительными заключение экспертной комиссии от 03.12.2009 и приказа от 07.12.2009 №1013
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. от 25.01.2016 б/н)
от ответчика – ФИО2 (дов. от 28.12.2015 №Д-37
от ООО «Рыболовецкий колхоз «им. М.И. Калинина» – Пименов Д.Н. (по протоколу от 05.04.2011 б/н)
от Министерства природных ресурсов и экологии РФ - ФИО4 (дов. от 20.01.2016 №01-08-35/910)
от ФГБУ «Национальный парк «Онежское поморье» - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Федеральной службе по экологическому техническому и атомному надзору с заявлением о признании недействительными заключение экспертной комиссии от 03.12.2009 и приказа от 07.12.2009 №1013.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ООО «Рыболовецкий колхоз «им. М.И. Калинина» требования поддержал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ против удовлетворения требований возражал.
Представитель ФГБУ «Национальный парк «Онежское поморье» в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение, письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ не представил. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося 3-го лица в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей явившихся в заседание лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, РК «Заря» является рыбохозяйственной организацией, основным видом деятельности которой является промышленное и прибрежное рыболовство. Помимо указанного, Колхоз имеет статус посёлкообразующей рыбохозяйственной организации и включен в соответствующий перечень градо- и посёлкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 г. № 452. Основной сферой занятости работников РК «Заря» в месте его нахождения является промышленное рыболовство в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (корюшка азиатская зубастая, сельдь беломорская, навага), осуществляемое в акватории Унской губы Белого моря.
Договоры пользования водными биоресурсами заключаются РК «Заря» с Федеральным агентством по рыболовству ежегодно. Действующий в 2015 году договор № 29/00010 заключён 10.12.2014 г.
РК «Заря» является пользователем рыбопромыслового участка «Холодное (залив Унская губа Белого моря)» (далее - Участок), расположенного в акватории Унской губы Белого моря. Действующий договор пользования Участком заключён РК «Заря» с Федеральным агентством по рыболовству 28.12.2005 г. Дополнительным соглашением № 1 от 20.12.2006 г. установлен следующий срок действия договора от 28.12.2005 г. пользования Участком: с 28.12.2005 г. по 28.12.2030 г. Участок предоставлен Заявителю для осуществления промышленного рыболовства.
Таким образом, РК «Заря» обладает основанным на Законе о рыболовстве и заключённых в соответствии с ним действующих договорах правом срочного пользования водными биоресурсами в целях осуществления промышленного рыболовства на Участке.
В соответствии со статьями 34 - 36 Закона о рыболовстве 16.12.2014 г. РК «Заря» обратился в Двинско-Печорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее также ДПТУ) с заявлением на получение разрешения на добычу »вылов) водных биологических ресурсов на Участке. 19.12.2014 г. в адрес РК «Заря» был направлен отказ (исх. № 05/11089) в выдаче соответствующего разрешения, которым Заявителю было указано на то, что Участок входит в границы Национального парка «Онежское Поморье», учреждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 г. № 153, в связи с чем промышленное рыболовство на нём запрещено в силу подпункта е) пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В свою очередь, принятие Правительством Российской Федерации акта о создании указанного выше национального парка и включение в его границы акватории Унской губы Белого моря стало возможным, в числе прочего, в связи с наличием положительного заключения от 03.12.2009 г. экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание национального парка «Онежское Поморье», утверждённого Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2009 г. № 1013.
В связи с изложенным Заявитель просит признать недействительными указанные заключение экспертной комиссии от 03.12.2009 и приказ от 07.12.2009 № 1013.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) (далее - Закон об ООПТ) национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 11 и абзацем пятым подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на государственную экологическую экспертизу вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Соответствующие материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, обосновывающие придание ей статуса национального парка, прошли государственную экологическую экспертизу, положительное заключение которой утверждено приказом Ростехнадзора от 07.12.2009 № 1013.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 153 учрежден национальный парк «Онежское Поморье».
В силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Закон об ООПТ определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Соответственно, с момента принятия Правительством Российской Федерации решения об учреждении национального парка вся территория, включенная в его границы, приобрела статус особо охраняемой природной территории, на которой в соответствии с Законом об ООПТ установлен особый правовой режим, включающий запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Заявитель связывает нарушение своих прав с невозможностью получения разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и, как следствие, невозможностью осуществлять промышленное рыболовство на территории национального парка «Онежское поморье».
Вместе с тем нормативным правовым актом, порождающим для заявителя определенные последствия в виде ограничения его деятельности, является постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 153 «Об учреждении национального парка «Онежское Поморье».
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании такого акта не действующим полностью или в части.
Поскольку проведение государственной экологической экспертизы является обязательным условием для принятия постановления Правительства Российской Федерации об учреждении национального парка, вопросы, которые заявитель ставит в рамках настоящего судебного разбирательства, должны рассматриваться в рамках проверки соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта.
Ни заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание национального парка «Онежское Поморье», ни приказ Ростехнадзора от 07.12.2009 № 1013, которым данное заключение было утверждено, нормативными правовыми актами не являются и прав и законных интересов заявителя не затрагивают.
Как следует из оспариваемого заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, работы по организации национального парка на Онежском полуострове начались в 1997 г. К 2002 году границы национального парка были согласованы в установленном порядке со всеми правообладателями земель. В 2004 году администрацией Архангельской области утвержден акт выбора земельного участка.
В 2004 году материалы эколого-экономического обоснования получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 18.10.2004 № 127.
Однако в процессе последующего согласования проекта акта Правительства Российской Федерации об организации национального парка с Минсельхозом России в целях достижения баланса между охраной окружающей среды и снижением потерь для экономики региона было принято решение провести корректировку границ проектируемого национального парка и уменьшить ранее согласованную площадь на 49 000 га за счет исключения морской акватории. Также из границ национального парка исключены земли сельхозформирований, рыболовецких колхозов и рыбокомбината, которые ранее планировалось включить в границы проектируемого парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
В 2008 году земельный участок национального парка в согласованных в 2007 году границах поставлен на кадастровый учет.
Границы национального парка были согласованы Рыболовецким колхозом «Заря» как при первоначальной проектировке границ, осуществленной в 1999 году (лист 26 тома IV Эколого-экономическое обоснование Национальный парк «Онежское Поморье»), так и после их корректировки в 2008 году (титульный лист Проекта границ лесных участков находящихся в федеральной собственности РФ для размещения национального парка «Онежское Поморье»).
Кроме того, пунктом 2 приказа Ростехнадзора от 07.12.2009 № 1013 установлен срок действия заключения государственной экологической экспертизы - 5 лет.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, оно теряет юридическую силу.
Утверждение Заявителя о ненадлежащем проведении общественного обсуждения объекта государственной экологической экспертизы основаны на неверном толковании норм права.
Ссылка Заявителя в подтверждение своих доводов на нормы Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372; зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000 № 2302) (далее - Положение об оценке) является необоснованной.
Как следует из преамбулы к указанному Положению, Положение регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.
Таким образом, установленные данным Положением нормы относятся исключительно к процессу проведения оценки воздействия и подготовки материалов по оценке воздействия.
Как следует из части 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 08.05.2009) указанные материалы по оценке воздействия (абз. 2 части 1 статьи 14) предоставляются отдельно, помимо материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы (абз. 5 части 1 статьи 14).
Соответственно, установленный для подготовки материалов по оценке воздействия порядок не распространяется на подготовку материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы. В связи с этим, ссылка Заявителя на нарушение установленных Положением об оценке требований не может служить подтверждением нарушения порядка обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - такое обсуждение Положением об оценке не регламентируется.
Кроме того, оспариваемое Заявителем заключение государственной экологической экспертизы само по себе права и обязанности Заявителя не затрагивает, в связи с чем, отмена данного заключения на права и обязанности Заявителя не повлияет, и не будет способствовать восстановлению этих прав в случае их нарушения.
По существу Заявитель выражает несогласие с ограничениями, установленными Постановлением Правительства РФ, которому была дана соответствующая оценка в Решении Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2014 года по делу № АКПИ14-1260, оставленном без изменения Апелляционным определением ВС РФ от 28.04.2015 года, которым было отказано в удовлетворении требований о признании данного Постановления частично недействующим.
При указанных обстоятельствах, суд соглашается с позицией ответчика и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, считая ее законной и обоснованной.
В соответствии с содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснениями обязательными основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Для признания акта государственного органа незаконным обязательно необходимо одновременное наличие двух указанных оснований.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемое заявителем заключение, утратившее силу, а также оспариваемый приказ приняты в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Рыболовецкого колхоза «Заря» о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 03.12.2009 г. материалов, обосновывающих создание национального парка «Онежское Поморье» и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2009 г. № 1013 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание национального парка «Онежское Поморье» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая