Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
06 марта 2017 г.
Дело № А40-206721/16-69-1793
Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2017г.
Полный текст решения изготовлен 06.03.2017г.
Арбитражный суд в составе судьи Шведко О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Мэрии города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчикам
1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),
2) Магаданской области в лице Министерства финансов Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о взыскании расходов, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот, установленных ч. 3 ст. 65 закона №273-ФЗ в сумме 12 676 715,85 руб.,
при участии:
от истца: ФИО1 по дов.№17 от 31.03.2016 г.
от ответчиков:
1. МИНФИН РОССИИ – ФИО2 по дов. № 0I-I0-08/324 от 26.12.2016 г., ФИО3 по дов.№01-10-08/93 от 25.07.2016 г.
2. МИНФИН МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ – ФИО4 по дов. № 06/55 от 25.01.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Магаданской области в лице Министерства финансов Магаданской области за счет казны Магаданской области о взыскании 12 676 715 руб. 85 коп. убытков в виде расходов за периоды с 01.01.2014 по 25.03.2016, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот, установленных ч.3 ст.65 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Первый и второй ответчики в письменных отзывах с дополнениями по иску возразили.
Исследовав письменные доказательства, выслушав доводы представителя ответчика, суд установил.
В обоснование иска истец, в том числе, ссылается,
что истцом за периоды с 01.01.2014 по 25.03.2016 понесены расходы на общую сумму 12 676 715 руб. 85 коп. за присмотр и уход за детьми, родители (законные представители) которых освобождены от родительской платы,
что указанные расходы не являются расходным обязательством органов местного самоуправления,
что на основании ст.65 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.1069 ГК РФ указанные расходы подлежат возмещению истцу ответчиками.
Письменные от 22.08.2016 №903, от 22.08.2016 №904 претензии об оплате расходов истца, ответчиками не возмещены.
В связи с тем, что ответчики не возместили истцу расходы за периоды с 01.01.2014 по 25.03.2016, возникшие в связи с предоставлением гражданам льгот, установленных ч.3 ст.65 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», истцом заявлены исковые требования.
Исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон № 273-ФЗ, Закон об образовании), за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается.
Согласно части 7 статьи 65 Закона № 273-ФЗ субъект несет указанные расходные обязательства.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. При это государственная поддержка носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в том, числе определенные законодательством Российской Федерации об образовании.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в то время как обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях относится к полномочиями субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Закона).
Положениями части 2 статьи 65 Закона об образовании установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
Согласно части 3 статьи 65 Закона об образовании за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Из буквального толкования нормы ч.3 ст.65 Закона об образовании следует, что родительская плата по данной категории лиц не взимается, это норма запрещает взимать родительскую плату, тогда как компенсации подлежит родительская плата, которую родители внесли за присмотр и уход за ребенком находящимся в дошкольной образовательной организации.
Учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать родительскую плату за содержание ребенка в указанных учреждениях, предельный размер которой установлен в части 2 статьи 65 Закона об образовании.
Поскольку важнейшей функцией Российской Федерации является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, в пунктом 5 статьи 65 Закона об образовании установлен порядок компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно пункту 7 названной статьи финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» администрация Магаданской области Постановлением от 19.09.2013 №884-па (ред. от 11.09.2015) «О компенсации платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» утвердило порядок обращения и размер компенсацией, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и ее выплаты.
На основании ст.2 Закона Магаданской области от 06.12.2004 №489-03 «О муниципальном образовании «Город Магадан» Муниципальное образование город Магадан наделено статусом городского округа.
На основании пункта 13 статьи 16 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относиться к вопросам местного значения.
В целях решения указанного вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (подпункт 3 пункт 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Закона №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Так, в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы закона корреспондируются с ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые предусматривают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
Письмом Минобрнауки России от 22.10.2014 №06-974 Минобрнауки РФ разъясняет, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов издают нормативные и иные правовые акты по вопросам образования в пределах своей компетенции, определенной Федеральным законом №273-ФЗ (ст.9, и иные), Федеральным законом от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Исходя из положений Федерального закона №273-ФЗ органам местного самоуправления следует принять или обновить акты по в частности по родительской плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях (ч. 2 ст. 65).
Исходя из предмета заявленного иска и в силу статей 16, 1069 ГК РФ, истец, полагающий, что незаконным бездействием государства ему причинены убытки, обязан доказать наличие состава правонарушения, включающего:
противоправность действий (бездействия) причинителя вреда,
факт причинения истцу вреда (убытков),
наличие и размер убытков,
причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) ответчиков и наступившим вредом (убытками).
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности.
Предполагаемая истцом противоправность действий (бездействия) ответчиков и причинно-следственная связь судом не установлена.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 64, 65, 104, 110, 123, 124, 167-171 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента принятия.
Судья О.И. Шведко