Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-207625/2015
25 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2015 года
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2015 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д. (шифр судьи 93-1719)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковановой А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ПАО «Газпром» (ОГРН <***>)
к Банку России (ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 30.09.2015 № ПН-59-3-1-15/705 по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. № 01/04/04-702д от 05.10.2015)
от ответчика – ФИО2 (дов. № 147 от 03.04.2015)
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Газпром» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России от 30.09.2015 № ПН-59-3-1-15/705 о привлечении к административной ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено по истечении предусмотренного законом двухмесячного срока
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика представил материалы административного дела, против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что с учетом оспаривания предписания за неисполнение которого общество привлечено, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, в соответствии с ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.
Установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при проверке сведений, изложенных в обращениях ФИО3 и ФИО4 установлено, что ОАО «Газпром в отношении акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» нарушена процедура приобретения более 30 процентов акций, установленная главой XI.I Закона об акционерных обществах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона об акционерных обществах, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Согласно документам, представленным 11.04.2014 вх. № 11425 «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) 23.04.2013 была проведена операция по переводу со счета депо № 201582 ОАО «Роснефтегаз» на с чет депо № 1685 ОАО «Газпром» 26 878 (Двадцать шесть восемьсот семьдесят восемь) штук обыкновенных именных акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург», что составляет 35% от общего количества акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург», на основании договора купли-продажи № 11/Д-2013 РНГ от 09.04.2013.
В соответствии с пунктом 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах требования статьи 84.2 Закона об акционерных обществах не применяются, в том числе, при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 05.11.2013 № ИА/43690-ПР/13 ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефтегаз» не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными).
Руководствуясь требованиями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, ОАО «Газпром», ставшее владельцем 26 878 штук обыкновенных именных акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург», что составляет 35 процентов от общего количества акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» обязано направить акционерам - владельцам остальных акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» обязательное предложение в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по счету депо (с 23.04.2013).
Согласно ответу от 24.02.2014 вх. № МУ50-9-42-14-2476, представленному ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (г.Самара), обязательные предложения о приобретении ценных бумаг общества за период с 01.01.2013 по 14.02.2014 в адрес ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» не поступали.
Таким образом, ОАО «Газпром» в отношении акций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» нарушена процедура приобретения более 30 процентов акций, установленная главой XI.I Закона об акционерных обществах.
Согласно документам, представленным 11.04.2014 вх. № 11425 «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) 23.04.2013 была проведена операция по переводу со счета депо № 201582 ОАО «Роснефтегаз» на счет депо № 1685 ОАО «Газпром» (Восемь тысяч восемьсот двадцать пять) штук обыкновенных именных акций ОАО «Газпром газораспределение Пенза», что составляет 25,491% от общего количества акций ОАО «Газпром газораспределение Пенза», на основании договора купли-продажи акций № 11/Д-2013 РНГ от 09.04.2013.
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Пенза» по состоянию на 30.06.2013, опубликованном на странице общества в сети Интернет, используемой для раскрытия информации (http://disclosure. 1 prime.m/portal/default.aspx?emld=5836611971):
- ОАО «Роснефтегаз» с долей участия в уставном капитале общества 25,49% исключено из списка аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Пенза»;
- ОАО «Газпром» включено в список аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Пенза» с долей участия в уставном капитале общества 25,49; (основания, в силу которых лицо признается аффилированным - «лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами голосующих акций общества», дата наступления основания - 23.04.2013);
- ОАО «Газпром газораспределение» является акционеров общества с долей участия в уставном капитале Общества 50,003% (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами голосующих акций общества», дата наступления основания -03.10.2005).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списках аффилированных лиц ОАО «Газпром» по состоянию на 30.06.2013, на 30.09.2013 и на 31.12.2013, опубликованных на странице ОАО «Газпром» в сети Интернет, используемой для раскрытия информации (http://e-disclosure/portal/companv.aspx?id=934). ОАО «Газпром газораспределение» является аффилированным лицом ОАО «Газпром» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - принадлежит к группе лиц ОАО «Газпром», дата наступления основания -01.10.2004).
С учетом вышеизложенного, ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром газораспределение» на момент приобретения ОАО «Газпром» 25,49% акций ОАО «Газпром газораспределение Пенза» являлись аффилированными лицами и з результате приобретения стали совместно владеть 75,493% от общего количества обыкновенных акций ОАО «Газпром газораспределение Пенза».
В соответствии с пунктом 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах требования статьи 84.2 Закона об акционерных обществах не применяются, в том числе, при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 05.11.2013 № ИА/43690-ПР/13 ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефтегаз» не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными).
Руководствуясь требованиями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, ОАО «Газпром» обязано направить акционерам - владельцам остальных акций ОАО «Газпром газораспределение Пенза» обязательное предложение в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по счету депо (с 23.04.2013).
Согласно ответу, представленному ОАО «Газпром газораспределение Пенза» 19.02.2014 вх. № МУ50-9-42-14-2173 в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (г. Самара), обязательные предложения о приобретении ценных бумаг общества за период с 01.01.2013 по 10.02.2014 в адрес ОАО «Газпром газораспределение Пенза» не поступали.
Таким образом, ОАО «Газпром» в отношении акций ОАО «Газпром газораспредление Пенза» нарушена процедура приобретения более 30 процентов акций, установленная главой XI.I Закона об акционерных обществах.
По итогам проверки обращения ФИО3 и ФИО4 Главным управлением Банка России по Самарской области в адрес ОАО «Газпром» направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.06.2014 исх. № 15-2-11/11735 (далее - Предписание), которым ОАО «Газпром» предписывалось в течение 30 календарных дней с момента получения Предписания:
1. Устранить нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в устанавливающей части Предписания;
2. Представить не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения Предписания, в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Самарской области (далее - ГУ ЦБ РФ по Самарской области) обязательные предложения о приобретении ценных бумаг ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» и ОАО «Газпром газораспределение Пенза» в соответствии с требованиями главы XI.I Закона об акционерных обществах, Положения «О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ», утвержденного Приказом ФСФР России № 06-76/пз-н от 13.07.2006.
24.07.2014 судья Арбитражного суда Самарской области, рассмотрев ходатайство ОАО «Газпром», вынес определение о принятии обеспечительных мер по делу № А55-17501/2014, согласно которому действие Предписания приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Самарской области по существу заявления ОАО «Газпром» и вступления в законную силу судебного акта по делу № А55-17501/2014.
20.04.2015 Арбитражным судом Самарской области вынесено решение по делу № А55-17501/2014 об отказе в удовлетворении заявления (жалобы) ОАО «Газпром» о признании недействительным Предписания (дело № А55-17501/2014).
30.06.2015 Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом Самарской области вынесено постановление об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2015 по делу № А55-17501/2014, апелляционной жалобы ОАО «Газпром» - без удовлетворения.
Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области по делу № А55-17501/2014 вступило в законную силу 30.06.2015.
Таким образом, Предписание должно было быть исполнено в срок до 30.07.2015 включительно.
Как следует из материалов дела, документы во исполнение Предписания в Отделение по Самарской области не поступили. Сведения о наличии объективных причин, препятствующих исполнению Предписания в установленный им срок, ОАО «Газпром» также не представлены.
По факту указанного нарушения должностным лицом Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Банка России в отношении ОАО «Газпром» составлен протокол от 21.09.2015 № 26-15-Ю/14133/1020об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании указанного протокола, заместителем начальника Управления по рассмотрению обращений миноритарных акционеров и инвесторов Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление о признании виновным ОАО «Газпром» в совершении административного правонарушения по ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 500 000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключается в неисполнении предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон) Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом № 46-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-17501/2014 об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Газпром» к ГУ ЦБ РФ по Самарской области о признании недействительным Предписания подтверждена Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания Банка России не оспаривался представителем заявителя в судебном заседании.
Таким образом, ОАО «Газпром», не исполнив в срок Предписание, выданное ГУ ЦБ РФ по Самарской области, совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России, ответственность за которое установлена ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ.
Суд не принимает доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Действие предписания от 17.06.2014 № 15-2-11/11735 которым ОАО «Газпром» предписывалось в течение 30 календарных дней с момента получения Предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации, было приостановлено определением Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2014 о принятии обеспечительных мер по делу А55-17501/2014.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд установил запрет на осуществление действий, предусмотренных предписанием от 17.06.2014 № 15-2-11/11735, то есть обязанность заявителя по исполнению предписания приостановлена, что в свою очередь исключает возможность установления объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
ОАО "Газпром" в период действия обеспечительных мер, установленных Арбитражным судом Самарской области, не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали правовые условия и основания для привлечения общества к административной ответственности в период действия обеспечительных мер.
Обязанность общества исполнить предписание от 17.06.2014 № 15-2-11/11735 возобновилась после вступления в законную силу судебного акта по делу А55-17501/2014, следовательно, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности необходимо рассчитывать с учетом указанных фактических обстоятельств, а также правовых последствий принятия судом обеспечительных мер.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании ст.1.7, 4.1, 4.3, 4.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1-26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России от 30.09.2015 № ПН-59-3-1-15/705 о привлечении ПАО «Газпром» (ОГРН <***>) к административной ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья В.Д.Поздняков