РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Москва
14 января 2022 года Дело № А40-208043/21-122-1426
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2022 года
Полный текст решения изготовлен 14 января 2022 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Арбатская компания»
к Федеральному агентству по недропользованию – Роснедра
третьи лица: Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Департамент по недропользованию по Уральскому ФО
о признании незаконным приказа от 24.06.2021г. №280
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 27.12.2021г.)
от ответчика – ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 08.09.2021г.)
от третьих лиц – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию с требованиями признать незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Арбатская компания» в сфере предпринимательской деятельности Приказ Федерального Агентства по недропользованию от 24.06.2021 года № 280 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 03607» Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указывает заявитель, ООО « Арбатская компания» владело лицензией на пользование недрами СВЕ 03607 ТР с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведку и добычу медно-колчеданных руд на Арбатском участке, расположенном в 13 км северо-западнее города Верхняя Тура на территории ГО Верхняя Тура Свердловской области. Участок недр имеет статус геологического и горного отвода. Дата окончания действия лицензии 1 октября 2035 года.
Недропользователь осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу медно-колчеданных руд на Лицензионном участке в соответствии с основными условиями пользования участка недр, выполнение условий пользования.
На основании п. 9 Условий пользования недрами ( Приложение № 1 к лицензии) п.9.2. - Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с п.2 части 2 ст. 20 Закона Российской Федерации «О недрах» при невыполнении Недропользователем условий пользования Лицензионным участком, оговоренных в п. 3.1.( кроме абзацев а, в, г, е, ж, и, к), в разделе 4 и пунктах 6.1., 6.4, 6.5 Условий пользования недрами.
03 июня 2021 года, в 15:00, по адресу: Москва, Большая Грузинская 4/6 состоялось заседание комиссии Федерального агентства по недропользованию, по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 ТРН, о чем, в адрес Общества 01 июня 2021 года была отправлена телеграмма, получена 03 июня 2021 года в 12:00 по местному времени.
Из представленной телеграммы Роснедр от 01.06.2021 года, направленной в адрес ООО «Арбатская компания» следует, что пользователю недр предложено предоставить письменные пояснения по каждому факту нарушения и документы, подтверждающие устранение данных нарушений. Вместе с тем, в тексте телеграммы, указано, что при наличии дополнительных пояснений необходимо не позднее 01 июня 2021 года предоставить соответствующие документы.
Дополнительно заявителю представляют возможность личного присутствия на заседании комиссии, но для этого необходимо предоставить данные представителей для оформления пропуска до 01 июня 2021 года.
Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов по досрочному прекращению права пользования участками недр № СА-04-56/9-Д от 15.06.2021 года, по ООО « Арбатская компания» принято решение: рекомендовать досрочно прекратить право пользования недрами ООО « Арбатская компания» по лицензии СВЕ 03607 TP, на основании п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах».
Невыполнение обязательства установленного абзацем «з» п. 3.1.является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на основании п.2 ч. 2 ст. 20 «Закона о недрах».
Право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 закона РФ «О недрах» в случае невыполнения условий, оговоренных в абзацах а, в, г, е, ж, к пункта 3.1 и пунктах 6.2 и 6.3 Условий пользования недрами.
24.06.2021 года Федеральное агентство по недропользованию приняло оспариваемый приказ № 280 о досрочном прекращении права пользования недрами на основании п. 3 ч. 1 ст. 20, ст. 21 Закона РФ « О недрах».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Так, ООО «Арбатская компания» являлось владельцем лицензии СВЕ 03607 TP на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча медно-колчеданных руд на Арбатском участке, расположенном в 13 км северо-западнее города Верхняя Тура на территории ГО Верхняя Тура Свердловской области (дата регистрации лицензии - 12.02.2015) (Приложение № 1 к Отзыву). Срок окончания действия лицензии - 01.10.2035.
Право пользования недрами предоставлено Заявителю в порядке переоформления лицензии СВЕ 02878 TP в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» в связи с передачей права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр (ООО «Валенторский медный карьер»), являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом (ООО «Арбатская компания»).
Выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью пользователя недр в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».
Так, условия пользования недрами содержатся в Приложении № 1 к лицензии СВЕ 03607 TP (далее - Условия пользования недрами).
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями ст. 20, 21 Закона РФ «О недрах», а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее - Административный регламент).
Согласно пп. 4 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Так, Федеральным агентством по недропользованию установлены следующие нарушения Условий пользования недрами:
1) нарушение абз. «е» п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было завершить разведочные работы на Лицензионном участке и представить подготовленные в установленном порядке ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологический отчет с подсчетом запасов медно-колчеданных руд по категориям Ci и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный годовой объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке, не позднее 01.04.2017;
2) нарушение абз. «ж» п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект освоения Лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, не позднее 01.10.2018;
3) нарушение абз. «з» п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.04.2019;
4) нарушение абз. «и» п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было ввести в эксплуатацию горнодобывающее предприятие не позднее 01.04.2020;
5) нарушение абз. «к» п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было вывести на проектную мощность горнодобывающее предприятие с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.10.2020.
В соответствии с п. 99 Административного регламента принятие Роснедрами и его территориальными органами решения о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры:
а) регистрацию документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур;
б) рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами;
в) рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
г) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении права пользования недрами;
д) реализацию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Согласно п. 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением права пользования недрами, образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).
Так, вышеуказанные данные о нарушении ООО «Арбатская компания» Условий пользования недрами, полученные при осуществлении полномочий Федеральным агентством по недропользованию, были рассмотрены на заседании Комиссии Роснедр. Результаты рассмотрения оформлены протоколом заседания Комиссии от 15.06.2021 № СА-04-56/9-Д.
На заседании Комиссии Роснедр установлено, что ООО «Арбатская компания» не исполняются абз. «е», «ж», «з», «и», «к» п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 ТР.
В свою очередь, в соответствии с п. 9.1 Условий пользования недрами при невыполнении пользователем недр условий лицензии, установленных абз. «е», «ж», «и», «к» п. 3.1 по лицензии СВЕ 03607 TP право пользования недрами прекращается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах».
Кроме того, согласно п. 9.2 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 TP невыполнение обязательства, установленного абз. «з» п. 3.1 данных условий, является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами по п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах».
Комиссией Роснедр отмечено, что в соответствии с данными ФГИС «АСЛН» сведения о представлении материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых по лицензии СВЕ 03607 TP отсутствуют.
Согласно сведениям ФГИС «АСЛН» технический проект разработки месторождения полезных ископаемых у Общества также отсутствует.
Кроме того, ООО «Арбатская компания» представлена статистическая отчетность по форме № 2-лс за 2014 - 2020 гг., согласно которой обязательства по представлению отчета с подсчетом запасов по результатам разведочных работ и подготовке технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых не исполнены.
В связи с изложенным, Комиссией Роснедр рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами ООО «Арбатская компания» по лицензии СВЕ 03607 ТР.
Таким образом, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах», а также рекомендацией Комиссии, Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 24.06.2021 № 280 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 ТР».
Как указывалось ранее, основания для досрочного прекращения права пользования недрами установлены в ст. 20 Закона РФ «О недрах».
Оспариваемый в рамках настоящего дела Приказ № 280 издан на основании:
- п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах», согласно которому право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
- п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах», согласно которому право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Так, ООО «Арбатская компания» допущены нарушения абз. «е», «ж», «з», «и», «к» п. 3.1 Лицензионного соглашения к лицензии СВЕ 03607 ТР.
Вопреки доводам Заявителя об отсутствии у Ответчика оснований и доказательств для принятия оспариваемого решения, указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, одним из них является статистическая отчетность, представленная Обществом по форме № 2-лс за 2014 - 2020 гг., согласно которой обязательства по представлению отчета с подсчетом запасов по результатам разведочных работ и подготовке технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых не исполнены. Указанные выше сведения подтверждаются данными Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН»).
В соответствии с п. 9.1 Лицензионного соглашения право пользования недрами прекращается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах» в случае невыполнения условий, оговоренных в абз. «а», «в», «г», «е», «ж», «и», «к» п. 3.1 и п.п. 6.2 и 6.3 Условий пользования недрами.
Кроме того, согласно п. 9.2 Лицензионного соглашения право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» при невыполнении Недропользователем условий пользования Лицензионным участком, оговоренных в пункте 3.1 (кроме абзацев «а», «в», «г», «е», «ж», «и», «к»), в разделе 4 и п.п. 6.1, 6.4, 6.5 Условий пользования недрами.
ООО «Арбатская компания» согласилось с вышеназванными условиями, установленным при выдаче лицензии СВЕ 03607 TP, директором Общества подписано Лицензионное соглашение.
В соответствии с абз. «е» п. 3.1 Условий пользования недрами Общество должно было завершить разведочные работы на Лицензионном участке и представить подготовленные в установленном порядке ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологический отчет с подсчетом запасов медно-колчеданных руд по категориям C 1 и С 2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный годовой объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке, не позднее 01.04.2017.
По данному пункту недропользователь указывает, что подготовлено и утверждено Дополнение к Проекту разведочных работ, объект разрабатывается на основании проекта ОПР.
Ссылка ООО «Арбатская компания» на указанный документ не обоснована, так как результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс (ст. 29 Закона РФ «О недрах»).
Вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлен отчет с подсчетом запасов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, а также ТЭО постоянных разведочных кондиций.
Согласно абз. «ж» п. 3.1 Общество должно было подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект освоения Лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, не позднее 01.10.2018.
По абз. «ж» п. 3.1 Условий пользования недрами недропользователь указывает на то, что начата опытно-промышленная разработка месторождения Кабан-1 по проекту, получившему положительное заключение экспертизы промышленной безопасности за № 54-ПД-04775-2012 и согласованному ТКР-ТПИ Уралнедр (протокол ТКР-ТПИ Уралнедр от 26.07.2012 № 33/12).
Вместе с тем, технический проект освоения Лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами отсутствует. В протоколе ТКР-ТПИ Уралнедр от 26.07.2012 № 33/12 (приложение № 3 к Отзыву) о рассмотрении проекта «Опытно-промышленной разработки месторождения Кабан-1», представленного ООО «Валенторский медный карьер», указан предыдущий недропользователь. Помимо этого, данный проект был согласован на 3 года, то есть в 2015 году закончился срок его действия.
Согласно абз. «з» п. 3.1 Общество должно было начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.04.2019.
По данному пункту Условий пользования недрами недропользователь указывает то, что строительство объектов инфраструктуры в пределах лицензионной площади проводилось. При этом подтверждающих документов Заявителем не представлено ни Ответчику ни в материалы дела.
Согласно абз. «и» п. 3.1 Общество должно было ввести в эксплуатацию горнодобывающее предприятие не позднее 01.04.2020.
По данному пункту недропользователь подтверждает, что горнодобывающее предприятие не введено в эксплуатацию, так как в связи с увеличением водоотлива, и существенным увеличением затрат, принимаются технологические решения по откачке воды с карьера.
Согласно абз. «к» п. 3.1 Общество должно было вывести на проектную мощность горнодобывающее предприятие с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.10.2020.
По данному пункту недропользователь утверждает, что условие не наступило. На момент вынесения приказа от 24.06.2021 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 TP Общество должно было вывести на проектную мощность горнодобывающее предприятие, но учитывая то, что технический проект не подготовлен, данное условие не было выполнено.
Учитывая вышеизложенное, действия Федерального агентства по недропользованию по изданию Приказа № 280 являются законными и обоснованными, а заявление Общества не подлежит удовлетворению.
Кроме того, ООО «Арбатская компания» отмечает, что возможность предоставить пояснения по существу возникших вопросов Обществу не предоставлена. Письменное Уведомление о досрочном прекращении прав пользования недрами Обществу не предоставлено.
Данный довод Заявителя подлежит отклонению в связи со следующим.
Исходя из норм Административного регламента № 315, приглашение на заседание Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами представителей недропользователей не предусмотрено.
Однако при проведении заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами, Роснедрами для целей полного и комплексного исследования материалов, связанных с допущенными нарушениями лицензионных обязательств, в адрес директора ООО «Арбатская компания» ФИО3 была направлена телеграмма исх. от 01.06.2021 № Т-32 с приглашением на заседание Комиссии Роснедр по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования по лицензии СВЕ 03607 ТР.
Согласно п. 6 Приложения 1 к Приказу Федерального агентства по недропользованию от 15.02.2006 № 131 «Положение о Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр» Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач имеет право приглашать на заседание Комиссии, по согласованию с Председателем, представителей структурных подразделений Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов, представителей недропользователей, иных заинтересованных лиц, вопрос по которым включен в повестку дня заседания Комиссии.
Указанной телеграммой ООО «Арбатская компания» предложено направить дополнительные пояснения в адрес Роснедр, а также представлена возможность личного присутствия на заседании Комиссии.
Проведение данной дополнительной процедуры Роснедрами свидетельствует о максимальной заинтересованности государственного органа в учёте интересов недропользователя, недопущения нарушения его прав. Вместе с тем, представители Общества на заседание Комиссии не явились, письменных пояснений по факту нарушений не представили.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ « О недрах» право пользования недрами прекращается в том числе при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.
Согласно подп. 15.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» право на пользование недрами прекращается: по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами; при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права на пользование недрами.
Кроме того, в ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» прямо предусмотрены случаи, когда право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
В ст. 21 Закона РФ «О недрах» регламентирован порядок досрочного прекращения права пользования недрами. Из положений данной статьи следует, что необходимость письменного уведомления недропользователя о допущенных им нарушениях возникает лишь в случае решения вопроса о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Так, в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 20, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Для прекращения права пользования недрами в случаях, установленных ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах», предварительного уведомления недропользователя не требуется.
Таким образом, процедура досрочного права пользования недрами по ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах» влечет безусловное прекращение права пользования недрами без предварительного уведомления недропользователя, так как в данном случае нарушаются основополагающие принципы законодательства о недрах.
ООО «Арбатская компания» также отмечает, что «Роснедрами не обоснован и не подтвержден соответствующими доказательствами, факт допущения ООО «Арбатская компания» систематического нарушения установленных правил пользования недрами».
Вместе с тем, факт систематического нарушения условий пользования недрами не устанавливался Федеральным агентством по недропользованию.
Основанием для вынесения оспариваемого приказа явилось нарушение п. 9.2 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 03607 TP, невыполнение обязательства, установленного абз. «з» п. 3.1 данных условий (начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.04.2019).
В п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» указано, что систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами влечет возможное досрочное прекращение, приостановление или ограничение органами, предоставившими лицензию право пользования недрами.
Таким образом, данный довод Общества не обоснован, так как в протоколе заседания Комиссии от 15.06.2021 № СА-04-56/9-Д не зафиксирован факт допущения ООО «Арбатская компания» систематического нарушения установленных правил пользования недрами.
Общество указывает, что в 2018 году на месторождении увеличился поток воды, поэтому на это время работы на карьере были приостановлены на срок до 6 месяцев.
П. 7 ч. 1 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователю недр предоставлено право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
При этом внесение изменений по инициативе государственного органа не предусмотрено Законом РФ «О недрах».
Административный регламент № 315 определяет процедуру пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В п. 37 данного Регламента внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами):
- в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
- при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
ООО «Арбатская компания» не проявило должной степени заботливости и осмотрительности для сохранения действия лицензии и не воспользовалось своим правом на обращение в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии.
По мнению Общества, Законом РФ «О недрах» предусмотрены основания ограничения данного права с возможностью его восстановления, Роснедра могли применить иные меры, в том числе ограничить или приостановить право пользования недрами.
Между тем ч. 1 ст. 20 Законом РФ «О недрах» не предусмотрена возможность ограничения или приостановления. Право пользования недрами может быть только прекращено. Указанной норме также коррелирует норма Условий пользования недрами.
Так, согласно п. 9.1 Условий пользования недрами право пользования участком недр прекращается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах» в случае невыполнения условий, оговоренных в абзацах а, в, г, е, ж, и, к пункта 3.1 и пунктах 6.2 и 6.3 Условий пользования недрами.
По мнению Общества, такая мера, как досрочное прекращение права пользования недрами, является избыточной и крайней мерой ответственности для недропользователя.
Однако указанный довод прямо противоречит п. 9.1, 9.2 Лицензионного соглашения, содержащих положения о досрочном прекращении права пользования недрами в случае наличия нарушений, допущенных ООО «Арбатская компания».
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии направлена на защиту интересов государства в части обеспечения рационального и комплексного использования недр.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 №9662/12 по делу № А33-13966/2011 дал оценку правовой природе процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Так, в указанном постановлении Президиум ВАС РФ отмечает, что «досрочное прекращение права пользования недрами не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения».
Таким образом, при исполнении Роснедрами государственной функции по осуществлению процедуры досрочного прекращения права пользования недрами принятие решения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины пользователя недр, а также от имеющихся фактов привлечения недропользователя к административной ответственности.
Учитывая, что Федеральное агентство по недропользованию в своей деятельности руководствовалось законодательством о недрах, а также соответствующими актами Правительства Российской Федерации, противоречие закону и иным нормативным актам в действиях Роснедр, равно как и нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, отсутствует.
Доводы заявителя, данные им в дополнительных письменных пояснениях, подлежат отклонению ввиду следующего.
Заявитель указывает, что принятие вопроса о досрочном прекращении действия лицензии на пользование недрами СВЕ 03607 ТР находится в компетенции территориального органа – Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу.
Указанный довод Заявителя является несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В свою очередь, согласно п. 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Уральскому федеральному округу, утвержденному приказом Федерального агентства по недропользованию от 03.04.2014 № 205, Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент), сокращенное наименование – Уралнедра, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Уральского федерального округа.
При этом нормами Административного регламента № 315 не устанавливается запрет на передачу полномочий по исполнению функции по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами от Федерального агентства по недропользованию к его территориальным органам или от территориальных органов Роснедрам на любой стадии ее реализации, но до принятия итогового акта.
Кроме того, передача полномочий по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами от территориального органа Федеральному агентству по недропользованию его не влечет каких-либо правовых последствий для Заявителя и, соответственно, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные выводы Роснедр подтверждаются сложившейся судебной практикой, в том числе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу № А40-110208/15.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность осуществления Федеральным агентством по недропользованию своих функций как через территориальные органы, так и непосредственно Роснедрами.
ООО «Арбатская компания» указывает, что «При издании оспариваемого Приказа № 280 от 24.06.2021 Федеральным агентством по недропользованию не произведена регистрация документов, содержащих основания для начала осуществления административных процедур в связи с тем, что такие документы в Федеральное агентство по недропользованию не поступали».
Данный довод Заявителя подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пп. 4 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
При этом данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр, находятся на хранении в Федеральной государственной автоматизированной системе лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН»).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ «Об информации») государственные органы в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
ФГИС «АСЛН» создана по приказу Роснедр от 05.04.2011 № 353 в целях обеспечения планирования, анализа и мониторинга состояния лицензирования пользования недрами.
ФГИС «АСЛН» содержит подраздел электронных копий протоколов ГКЗ/ТКЗ и ЦКР/ТКР, включает данные статистической отчетности недропользователей о выполнении условий пользования недрами и обеспечивает ее электронный сбор. Оперативное ведение централизованной базы данных системы осуществляется совместно территориальными органами Роснедр и ТФГИ, а также государственными органами власти субъектов РФ (в части лицензий ОПИ и ПВ на участках местного значения).
При этом порядок работы Роснедр, его территориальных органов и подведомственных Роснедрам учреждений по ведению и пополнению оперативной информацией базы данных мониторинга лицензирования пользования недрами Федерального агентства по недропользованию установлен Временным регламентом информационного взаимодействия территориальных органов Федерального агентства по недропользованию по эксплуатации АСЛН (далее – Временный регламент).
Так, согласно п. 4 Временного регламента данные, внесенные в АСЛН, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Таким образом, данные, полученные из ФГИС «АСЛН», содержат сведения, используемые для внутреннего пользования Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов, эти данные не поступали от других органов или организаций, ввиду чего не могут быть зарегистрированы в качестве входящего документа.
Учитывая вышеизложенное, довод Общества о необходимости регистрации сведений, содержащихся во ФГИС «АСЛН», противоречит порядку работы с указанной базой данных, а также порядку учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции Роснедр.
Довод Заявителя о ненаправлении Роснедрами запроса в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку и копии предписания по устранению выявленных нарушений также отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7.17 Приказа Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» регламентом Минприроды России, а также иными актами Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается порядок организации плановых проверок деятельности Росприроднадзора, а также проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения Росприроднадзора и его должностных лиц.
Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее – ФГИС ЕРКНМ) – система, созданная для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений.
ФГИС ЕРКНМ создана на основании Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415»; Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».
Так, согласно сведениям портала ФГИС ЕРКНМ плановые контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в отношении ООО «Арбатская компания», отсутствуют.
Кроме того, протокол Комиссии Роснедр от 15.06.2021 № СА-04-56/9-д содержит указание на то обстоятельство, что лицензия СВЕ 03607 ТР не включена в перечень лицензий, в отношении которых Росприроднадзором проводятся внеплановые проверки в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.06.2019 № АГ-П9-4932.
Таким образом, запрос Роснедр в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не должен был направляться, так как согласно сведениям ФГИС ЕРКНМ плановые контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в отношении ООО «Арбатская компания», отсутствуют, а внеплановые проверки в отношении Общества также не проводились. Следовательно, нарушения п. 103 Административного регламента № 315 в действиях Роснедр отсутствуют.
Довод Заявителя о нарушении сроков составлении Протокола Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами отклоняется судом, поскольку не является основанием для признания оспариваемого Приказа незаконным и не нарушает прав Заявителя.
В соответствии с п. 108 Административного регламента № 315 решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
При этом протокол Комиссии Роснедр по досрочному прекращению права пользования недрами является внутренним документом, копия которого не направляется недропользователю, так как такая обязанность Роснедр Административным регламентом № 315 не установлена.
Учитывая, что Федеральное агентство по недропользованию в своей деятельности руководствовалось законодательством о недрах, а также соответствующими актами Правительства Российской Федерации, противоречие закону и иным нормативным актам в действиях Роснедр, равно как и нарушение прав и законных интересов ООО «Арбатская компания» отсутствует.
Таким образом, оспариваемый приказ является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4 ч. 1 ст.65 АПК РФ.
Заявитель не доказал несоответствие оспариваемого приказа положениям какого-либо закона или нормативного правового акта, не доказал незаконность предполагаемого нарушения своих прав и интересов принятым ненормативным правовым актом.
Суд пришел к выводу о недоказанности заявителем несоответствия оспариваемого приказа действующему законодательству, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемый заявителем Приказ принят в соответствии с нормами действующего законодательства.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая