ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-208182/17 от 16.01.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-208182/17

130-1871

26 января 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 26 января 2018  года

Арбитражный суд г. Москвы в составе  судьи С.М. Кукиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.К. Петуховой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по аккредитации (адрес: 117997, Москва, ул. Вавилова, д.7) к ЗАО "Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок" (адрес: 105082, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 24.04.2007) о привлечении к административной по ст. 14.48 КоАП РФ, (в.н. № 29403/04-АС от 24.10.2017г., протокол № 278/2017 от 27.09.2017г.),

по заявлению

при участии представителей: от заявителя - не явился, извещен; от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по аккредитации (далее – заявитель, Росаккредитация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ЗАО «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок» (далее – ответчик, ЗАО ТИБР) по ст. 14.48 КоАП РФ на основании на основании протокола об административном правонарушении № 278/2017 от 27.09.2017г.

Стороны, извещенные надлежащим образом в порядке ст.123 АПК РФ,  не явились. Ответчиком отзыв не представлен.

Спор разрешается в отсутствие представителей сторон,  с учетом отсутствия их  возражений против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу 16.01.2018 г., по материалам дела на основании ст.ст. 123, 124, 137, 156 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со ст. 14.48 КоАП РФ представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).

Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Основания проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Как следует из материалов дела, в целях проверки сведений, содержащихся в обращениях ООО «ИВЦ Техномаш» от 6 апреля 2017 г. № 234-С, гражданина от 11 декабря 2016 г. № б/н, от 30 мая 2017 г. № б/н, направленных письмом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 8/К/3/2031, а также результатов систематического наблюдения, на основании приказа Росаккредитации от 28 июня 2017 г. № 108-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки» (далее - приказ № 108-П-ВВ), с изменениями внесенными приказом Росаккредитации от 18 июля 2017 г. № 215 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по аккредитации от 28 июня 2017 г. № 108-П-ВВ», была инициирована внеплановая выездная проверка в отношении Закрытого акционерного общества «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок» (далее - ЗАО «ТИБР), аккредитованного в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации № RA.RU.11ГБ08 (далее - ОС ЗАО «ТИБР»), и испытательной лаборатории взрывозащищенного оборудования, аттестат аккредитации № RA.RU.21ГБ08 (далее - ИЛ ВО ЗАО «ТИБР»),

В силу пункта 7 приказа № 108-П-ВВ предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом ЗАО «ТИБР» обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Пунктом 11 приказа № 108-П-ВВ установлено, что в процессе проведения проверки, для достижения целей и задач проведения проверки, необходимо провести перечень установленных мероприятий по контролю, в том числе рассмотреть документы, указанные в пункте 13 настоящего приказа. Согласно пункту 13 приказа № 108-П-ВВ для достижения целей и задач проведения проверки ЗАО «ТИБР» необходимо было представить протоколы испытаний, выданные в 2017 году, а также протокол испытаний от 28 октября 2016 № 2285/361-Ex.

По итогам проведенной на основании приказа № 108-П-ВВ в отношении ЗАО «ТИБР» проверки были выявлены нарушения положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон № 412-ФЗ), Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее - Критерии аккредитации).

В ходе проверочных мероприятий, в том числе, были рассмотрены материалы протокола испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех, утвержденного руководителем ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» ФИО1.

Нарушения, выявленные в ходе проведения проверки ЗАО «ТИБР», отражены в акте проверки от 28 июля 2017 г. № 110-АВП и приведены ниже.

Из материалов дела протокола испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех следует, что протокол испытаний содержит результаты сертификационных испытаний изделий взрывозащитных в составе газоанализаторов АТ-5002/5003: анализатор СН4/СО (Analyzer СО/СН4), включая систему пробоотбора PrimarySampleHandling (АТ-5002 и АТ-5003); АТ-5004/5005: анализатор рН и проводимости (рН & ConductivityAnalyzer); АТ-5001: анализатор дымового газа, О2 (О2 FlueGasAnalyzer), указанные в таблице «Б» протокола испытаний, изготовитель фирма «EmersonSRL» (Str.EmersonNr.4, ParculIndusrialTetaromII, Cluj-Napoca, 400641, Румыния), на соблюдение требований TP ТС 012/2011 путем подтверждения соответствия изделия требованиям ГОСТ 30852.0-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования» (МЭК 60079-0:1998), ГОСТ 30852.1-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 1. Взрывозащита вида «взрывонепроницаемая оболочка» (МЭК 60079-1:1998), ГОСТ 30852.8-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 7. Защита вида «е», ГОСТ 30852.10-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь «i» (МЭК 60079-11:1999), ГОСТ 30852.17-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 18. Взрывозащита вида «герметизация компаудом (m)» (МЭК 60079-18:1992). Заказчик - Орган по сертификации взрывозащищенного оборудования Закрытого акционерного общества «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок».

Статьей 4 Федерального закона № 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) -подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.

Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 412-ФЗ в отношении аккредитованных лиц установлена обязанность соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. В силу части 7 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.

На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 27 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами); аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия; аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Пунктом 17 Критериев аккредитации устанавливает наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих Критериев аккредитации.

Подпунктом 23.7 пункта 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие у лаборатории системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя, в том числе правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, включающие правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов.

В ходе проверочных мероприятий ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» были представлены три редакции Руководства по качеству испытательной лаборатории (далее - РК ИЛ): от 17 октября 2016 г. № 3, от 6 февраля 2017 г. № 4, от 26 июня 2017 г. № 5.

Во введении к разделу 3 РК ИЛ в том числе установлено, что РК ИЛ разработано в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009) . Пунктом 4.1.2 РК ИЛ установлено, что испытательная лаборатория аккредитована на соответствие требованиям ГОСТ 17025-2009. Из положений подпункта 4.5.2.2 пункта 4.5.2 раздела 4.5 главы 4 РК ИЛ следует, что результаты испытаний оформляются в виде протокола испытаний, который включает, в том числе подписи всех лиц, ответственных за проведение испытаний. Одновременно в ходе проверочных мероприятий была рассмотрена методическая инструкция «Управление документацией и записями. Архивирование» в редакциях от 17 октября 2016 г. № МИ 4.3-4.13-01-2016 (далее - МИ 4.3-4.13-01-2016) и от 29 мая 2017 № МИ 4.3-4.13-01-2017 (далее - МИ 4.3-4.13-01-2017). Пунктом 4.4 вышеуказанной инструкции установлено, что процедура ведения записей разработана в соответствии с требованиями раздела 4.13 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Из положения подпункта 4.4.2 пункта 4.2 МИ 4.3-4.13-01-2016 следует, что запись данных в бланки документов производится разборчиво, в соответствующие графы форм, записи не должны допускать неоднозначного прочтения; подлинность и достоверность всех данных заверяется подписью с расшифровкой фамилии лица, отвечающего за занесение данных о качестве в формы, в соответствии с требованиями, изложенными в «Руководстве по качеству...», «Методических инструкциях...» др. документах.

Пунктом 18 Критериев аккредитации от испытательных лабораторий требуется соблюдение нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Согласно пункту 21 Критериев аккредитации для испытательных лабораторий требуется наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

В силу пункта 14 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ) сфера действия данного закона (то есть, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений) распространяется, в том числе, на выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Значит, положения Закона № 102-ФЗ распространяются и на деятельность испытательных лабораторий, аккредитованных в национальной системе аккредитации на выполнение работ в области оценки соответствия в своей области аккредитации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 102-ФЗ одной из целей данного закона является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.

В соответствиис частью  статьи 9 Закона №  102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно частям 1, 4 статьи 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации -периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Таким образом, из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что надлежащим доказательством исполнения испытательной лабораторией императивного требования критериев аккредитации о наличие по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, являются результаты поверки средств измерений, удостоверенные знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Приказом Минэкономразвития от 30 мая 2014 г. № 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации, в который включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025 - 2009 «Межгосударственный  стандарт.  Общие требования  к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009).

Подпунктом 4.13.1.2 пункта 4.13 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что записи должны быть удобочитаемыми, легкодоступными, и находиться в местах, обеспечивающих их защиту от повреждений, порчи и утери. Должны быть установлены сроки хранения записей. Из совокупной взаимосвязи положений пункта 4.13.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 следует, что записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке. Записи о каждом испытании или калибровке должны содержать достаточно информации, чтобы обеспечить, по возможности, выявление факторов, влияющих на неопределенность, и проведение повторных испытаний или калибровки в условиях, максимально приближенных к первоначальным. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов. Наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей. Если в записях обнаруживаются ошибки, то каждая ошибка должна быть перечеркнута и рядом должно быть написано правильное значение. Все подобные изменения должны быть подписаны или завизированы лицом, внесшим изменение. Если записи хранятся в электронном виде, то должны быть приняты меры, чтобы избежать потери или изменения первоначальных данных.

В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельных указаны методики испытаний и оборудование.

При этом в силу пункта 5.5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки).

Согласно пункту 5.6.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 все средства измерений, используемые для испытаний и/или калибровочных работ, включая средства для вспомогательных измерений (например, для контроля параметров окружающей среды), имеющих значительное влияние на точность и достоверность результатов испытания, калибровки или отбора образцов, должны быть калиброваны перед вводом в эксплуатацию.

Таким образом, из приведенных нормативных положений однозначно следует, что правильность и надежность проводимых испытательной лабораторией испытаний (исследований) может быть обеспечена только при условии соблюдения аккредитованной испытательной лабораторией требований   нормативных   правовых   актов,   документов   в   области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации, в том числе требований об использовании при проведении испытаний необходимых в соответствии с такими документами оборудования и средств измерений, которыми, в свою очередь, аккредитованная испытательная лаборатория должна располагать по месту осуществления деятельности на праве собственности или ином законном основании. Проведение испытательной лабораторией испытаний в соответствии с требованиями указанных в области аккредитации документов в отсутствие испытательного оборудования и средств измерений, обязательность использования которых установлена соответствующими документами, применяемыми испытательной лабораторией для проведения испытаний, однозначно влечет за собой необъективность (ненадежность) результатов таких испытаний.

Пунктом 23.2 ГОСТ 30852.0-2002 «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования» (далее - ГОСТ 30852.0-2002) установлено, что испытательная организация должна удостовериться в том, что документация, представленная изготовителем, дает достаточно полное и правильное описание всех аспектов взрывозащищенности электрооборудования. Она должна также подтвердить, что в рассматриваемой конструкции электрооборудования выполнены требования настоящего стандарта и стандартов на взрывозащиту конкретных используемых видов. В соответствии с пунктом 23.3 ГОСТ 30852.0-2002 испытательная организация должна убедиться в том, что представленный на испытания прототип или образец электрооборудования соответствует упомянутой выше документации изготовителя.

Разделом 24 ГОСТ 31610.0-2012 «Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 0. Общие требования» (далее - ГОСТ 31610.0-2012) предусмотрено, что изготовитель должен подготовить документацию, которая дает достаточно полное и правильное описание всех аспектов взрывозащищенности электрооборудования. Разделом 25 ГОСТ 31610.0-2012 установлено, что представленный на испытания прототип или образец электрооборудования должен соответствовать упомянутой в разделе 24 документации изготовителя.

В ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что в соответствии со сведениями и областью аккредитации, содержащимися в реестре аккредитованных лиц, ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» осуществляет свою деятельность по следующим адресам: 301760, <...>.; 301668, <...>. При этом область аккредитации ИЛ ВО ЗАО «ТИБР», утвержденная заместителем руководителя Росаккредитации ФИО2, и область аккредитации, утвержденная заместителем руководителя Росаккредитации ФИО3, распространяются на оба вышеуказанных адреса мест осуществления деятельности без разделения методов испытаний по адресам.

В результате проверки по адресу 301760, <...> установлено, что общая площадь помещения, располагающегося по указанному адресу ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» и используемого для проведения испытаний в соответствии с договором аренды от 16 июня 2016 г. № 09/АР-2016 и дополнительным соглашением от 16 мая 2017 г. № 1, составляет 28 м 2 . Однако для размещения оборудования, необходимого для проведения испытаний в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в утвержденной области аккредитации, данной площади недостаточно. Иными помещениями по адресу осуществления деятельности аккредитованной испытательной лаборатории взрывозащищенного оборудования ЗАО «ТИБР» 301760, <...>, указанному в Реестре аккредитованных лиц, используемыми для проведения исследований (испытаний), в которых располагается испытательное оборудование, средства измерений и вспомогательное оборудование, ЗАО «ТИБР» не располагает.

В ходе осмотра указанного помещения установлено, что по адресу места осуществления деятельности 301760, <...>, ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» не располагает испытательным оборудованием, средствами измерений (за исключение весов лабораторных электронных ЕТ-200П-Т, генератора импульса Г5-63, источника питания постоянного тока АКИП-Б5-74/1м и источника питания АКИП-1102), а также иными техническими средствами и материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в утвержденной области аккредитации.

При проверке оснащенности ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» испытательным оборудованием, средствами измерений и вспомогательным оборудованием по адресу 301668, <...>, рассмотрения форм по оснащенности вышеуказанным оборудованием и осмотра помещений установлено, что для проведения испытаний ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» применяет средства измерений, в том числе цифровой динамометрический ключ POLARTOOLS 7312-0200BN, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 25-50, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 125-50, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 150-175, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 175-200, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 20-225, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 20-225, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 225-250, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 250-275, микрометр гладкий с механическим бегунком Micron 275-300, измеритель силы электронный HF-20, уровень электронный S-DigitMini, ротаметры (ЭМ210, ЭМ211), термопреобразователи сопротивления ТСМ 9703-07. Однако вышеуказанные средства измерения перечислены в форме 4 по оснащенности лаборатории вспомогательным оборудованием, актуальной на дату проведения проверочных мероприятий. Документы о поверке вышеуказанных средств измерений в ходе проверки ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» не представлено. При рассмотрении материалов протокола испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех установлено, что протокол содержит результаты сертификационных испытаний, при проведении которых, в соответствии со сведениями указанными в разделе 7 «Средства измерений и испытательное оборудование» протокола испытаний, использовались средства измерений, не прошедшие поверку и отнесенные испытательной лабораторией к вспомогательному оборудованию, а именно термопреобразователи сопротивления ТСМ 9703-07, цифровой динамометрический ключ POLARTOOLS 7312-0200BN. Также в ходе рассмотрения форм по оснащенности ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» по адресу 301668, <...> было установлено, что ИЛ не располагает следующим оборудованием для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации:

-       оборудованием для испытаний аккумуляторных батарей на расплескивание электролита, необходимым для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации, в том числе ГОСТ 30852.0-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования» (МЭК 60079-0:1998);

-экспозиционной камерой с использованием ксеноновой лампы и системы фильтров, моделирующих солнечный свет, на черной панели с температурой поверхности (55±3) °С, испытательными стержнями стандартного размера, необходимых для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации, в том числе ГОСТ 30852.0-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования» (МЭК 60079-0:1998), 30852.17-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 18. Взрывозащита вида «герметизация компаудом (т)»(МЭК 60079-18:1992);

-испытательной разрывной машиной, необходимой для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации, в том числе ГОСТ 30852.0-2002 «Межгосударственный стандарт. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования».

В ходе проведения проверочных мероприятий 20 июля 2017 г. руководителем ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» ФИО1 были представлены пояснения о том, что ОС ЗАО «ТИБР» техническая документация в ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» не передается, шифры технических условий и номеров чертежей списываются с таблички, прикрепленной на образец. Вместе с тем, было  установлено,   что   в  результатах  сертификационных   испытаний, зафиксированных в протоколе испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех содержаться результаты проведенного ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» анализа технической документации, что не представляется возможным в связи с тем, что согласно пояснениям руководителя ИЛ, органом по сертификации фактически не передается в лабораторию техническая документация заявителя.

Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено, что протокол испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех не содержит в себе перечней технической документации, а именно чертежей средств обеспечения взрывозащиты, подтверждающей соответствие представленного для проведения испытаний оборудования и Ex-компонента требованиям TP ТС 012/2011, что является нарушением требований подпункта 2 пункта 6 части 6 TP ТС 012/2011, которым установлено, что в протоколе испытаний указывается перечень технической документации (чертежей средств обеспечения взрывозащиты), подтверждающий соответствие оборудования и Ex-компонента требованиям настоящего Технического регламента Таможенного союза.

В ходе проведения проверки ИЛ ВО ЗАО «ТИБР» были представлены технические записи, содержащие информацию о результатах испытаний, в которых отсутствуют подписи с расшифровкой фамилии лица, проводившего испытания. Также в технических записях содержатся исправления допущенных ошибок, внесенные с нарушением требований подпункта 4.13.2.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, в том числе в записях, на основании которых внесены результаты исследований в протокол испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех.

Учитывая вышеизложенные выводы и установленные Актом проверки от 28 июля 2017 г. № 110-АВП обстоятельства, результаты испытаний, проведенных ИЛ ВО ЗАО «ТИБР», по местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц (ул. Орджоникидзе, д.8, г. Новомосковск, Тульская область, РОССИЯ, 301668; ул. Горноспасательная, д.1, стр. А, г. Донской, Тульская область, 301760) и отраженные в протоколе испытаний от 7 апреля 2017 г. № 2269/2105-Ех, являются необъективными, поскольку не отвечают критериям правильности и надежности.

Описанные обстоятельства являются событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения правонарушения: ул. Орджоникидзе, д.8, г. Новомосковск, Тульская область, РОССИЯ, 301668; ул. Горноспасательная, д.1, стр. А, г. Донской, Тульская область, 301760.

Указанное нарушение допущено 7 апреля 2017 г. Закрытым акционерным обществом «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес юридического лица: ул. Фридриха Энгельса, д. 75, стр. 11, офис 204, <...>; место осуществления деятельности: ул. Орджоникидзе, д.8, г. Новомосковск, Тульская область, РОССИЯ, 301668; 301760, <...>.

В связи с указанными обстоятельствами 27.09.2017 Заместителем начальника Управления - начальником отдела судебной работы Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации ФИО4 в отсутствии представителя Закрытого акционерного общества «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок», извещенного в установленном законом порядке, был составлен протокол об административном правонарушении № 278/2017.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия протокола была направлена в адрес Закрытого акционерного общества «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок».

Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований.

Факт совершения ЗАО ТИБР административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.48 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).

Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ст.14.48 КоАП РФ.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.4, 4.5, 14.48, 24.1, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1-26.3, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь  ЗАО «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации – 24.04.2007, место нахождения: 105082, <...>) к административной ответственности по ст.14.48 КоАП РФ.

Наложить на ЗАО «Испытательный центр технических измерений, безопасности и разработок»  административный штраф в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

117997, <...>, ИНН <***>, КПП 773601001, л/счет <***> в Межрегиональном операционном ЦФК, р/счет <***> ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва, БИК 044501002, ОКПО 00083919, ОГРН <***>, ОКВЭД 75.11.1, ОКТМО 45397000, код дохода 165 1 16 90010 01 6000 140.

Оригинал платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, с отметкой банка об исполнении, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.

Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина