ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40- 20913/12
84-212
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Сизовой О. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ГСК «ФИО3» (ИНН/ОГРН <***>/<***>, 123222, <...>)
к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве)
о признании незаконными и отмене: постановления от 17.01.12 по делу об административном правонарушении, предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 17.01.12 по делу об административном правонарушении № 530/16/08-11,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (дов. 3 1 от 10.01.2012 г.);
от ответчика: ФИО2 (дов. № 36/2012 от 10.01.2012 г.)
УСТАНОВИЛ:
ГСК «ФИО3» заявлены требования о признании незаконными и отмене: постановления Управления Росреестра по Москве от 17.01.12 по делу об административном правонарушении, предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 17.01.12 по делу об административном правонарушении № 530/16/08-11.
Заявленные требования мотивированы недоказанностью вины ГСК в совершении вменяемого административного правонарушения.
Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, материалы административного дела. В подтверждение правовой позиции по спору ответчик ссылается на доказанность материалами административного дела факта совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, соблюдения им порядка привлечения к ответственности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч.ч. 4, 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 17.01.12 должностным лицом Управления вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №530/16/08-11, которым ГСК «ФИО3» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 66 кв.м., и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Суд считает, что заявителем был соблюден 10-дневный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ на обращение в суд с указными требованиями.
Из доказательств, содержащихся в материалах административного дела, явствует, что вынесению оспариваемого Постановления предшествовало составление протокола об административном правонарушении № 853/09 от 01.12.11.
Указанный протокол был составлен, как следует из его содержания, в отсутствие представителя заявителя, однако в материалах административного дела имеются доказательства надлежащего извещения заявителя о времени месте его составления.
Представленные ответчиком материалы административного дела свидетельствуют о соблюдении ответчиком требований ч. 1 ст. 25.1, ст. 28.2 КоАП РФ, что следует признать правомерным.
Из представленных доказательств следует, что при рассмотрении административного дела ответчиком были соблюдены процессуальные требования КоАП РФ, а также права привлекаемого к административной ответственности лица.
В связи с указанным суд считает, что порядок привлечения к административной ответственности административным органом нарушен не был, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Судом также установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности административным органом пропущен не был, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 31.10.2011 № 1942/ГЗК проведена проверка соблюдения земельного законодательства ГСК «ФИО3» на земельном участке с адресными ориентирами: <...> ФИО3.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что земельный участок площадью 4666 кв. м имеет кадастровый номер 77:08:0002011:32, предоставлен в соответствии с распоряжением префекта СЗАО города Москвы от 30.10.2007 № 3487-РП, оформлен договором аренды земельного участка от 15.11.2007 № М-08-507385.
Фактически земельный участок огорожен забором, доступ ограничен, охраняется.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что за границами предоставленного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:32, ГСК «ФИО3» самовольно занимает и использует часть земельного участка кадастрового квартала № 77:08:0002011, собственность на который не разграничена, площадью 66 кв. м для размещения гаражных боксов.
В этой связи, государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель было выявлено административное правонарушение, установленное ст. 7.1 КоАП РФ, выразившееся в самовольном занятии ГСК «ФИО3» земельного участка площадью 66 кв. м, о чем 01.12.2011 был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Распорядителем вышеуказанного земельного участка в соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы» является Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент).
Вместе с тем, документы, подтверждающие предоставление Департаментом спорного земельного участка площадью 66 кв. м, и оформление ГСК «ФИО3» земельно-правовых отношений на спорный земельный участок, заявителем в Управление представлены не были.
Факт административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 01.12.2011 № 853/08, подтвержден актом проверки соблюдения земельного законодательства от 28.11.2011 с приложением фототаблицы, обмера площади земельного участка.
При сопоставлении обмера площади земельного участка и земельно-кадастровой информации представляется возможным сделать вывод, какая часть самовольно занятого земельного участка располагается за пределами предоставленного договором аренды от 15.11.2007 № М-08-507385. ГСК «ФИО3» земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:32.
При этом суд учитывает, что весь земельный участок площадью 4732 кв. м, в том числе самовольно занятый огорожен единым забором, доступ на него ограничен, охраняется, что подтверждено актом проверки.
Согласно п. 1 и 2 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
В этой связи ГСК «ФИО3», огородив забором земельный участок, в том числе самовольно занятый площадью 66 кв. м (без получения распорядительного документа о предоставлении спорного земельного участка), допустил нарушение прав и законных интересов граждан на свободный проход к землям общего пользования, а также нарушил права и законные интересы города Москвы в лице Департамента на распоряжение им земельным участком.
Довод заявителя о том, что в материалах дела отсутствует кадастровый план земельного участка с данными, устанавливающими, что заявитель занимает площадь земельного участка больше, чем 4 666 кв. м является несостоятельным, поскольку ГСК «ФИО3» не обращался в силу ст. ст. 20, 22 Федерального закона от 24.07.2008 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 66 кв. м с приложением необходимых для кадастрового учета документов, в том числе межевого плана.
Таким образом, кадастровый план земельного участка на площадь 4732 кв. м не может быть выдан, а только лишь на земельный участок площадью 4 666 кв. м.
Довод заявителя о том, что в постановлении о назначении административного наказания, в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и имеющие существенное значение для правильного разрешения, не дана оценка объяснениям лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлена вина, не принимается судом в качестве обоснованного, поскольку противоречит материалам дела об административном правонарушении.
Так, в оспариваемом постановлении в порядке ст. ст. 22.2, 29,9, 29.10 КоАП РФ установлены все обстоятельства по делу, вина ГСК «ФИО3» доказана материалами дела.
Юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, ГСК «ФИО3» должен не только знать требования актов земельного и гражданского законодательства, но и обязано обеспечить их исполнение.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд отмечает, что представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01.12.2011 № 853/08, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 28.11.2011 с приложением фототаблицы, обмера площади земельного участка– доказано наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в действиях Общества.
В связи с указанным суд отклоняет как необоснованные соответствующие доводы заявителя.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия каких-либо мер, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил, суду представлено не было.
Учитывая изложенное, суд полагает необоснованными доводы заявителя, относится к ним критически и расценивает их как попытку уйти от административной ответственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о не установлении условий, предусмотренных ч. 6 ст. 210 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого Постановления незаконным и его отмены, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд также полагает не подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 17.01.2012 г. по делу об административном правонарушении № 530/16/08-11.
На сновании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2.1 ч.ч. 1, 2, 4.1, ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4 26.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29, 67-68, 75, 123, 156, 167-170, 176, 208-211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ГСК «ФИО3» о признании незаконными и отмене: Постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 17.01.12 г. по делу № 530/16/08-11 об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 17.01.2012 г. по делу об административном правонарушении № 530/16/08-11 отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия судебного акта.
Судья О. В. Сизова