ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-209861/19-121-1820 от 26.09.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва                                                                           Дело № А40-209861/19-121-1820

02 октября 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего - судьи Е. А. Аксеновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Е.В. Ладиком

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Мосгосстройнадзора (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 07.07.2006, 121059, <...>)

к АО "Вектор-Мобиль" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 08.12.2002, 117152, Москва город, шоссе Загородное, дом 1, кабинет 502)

о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 31.07.2019 б/н,

В судебное заседание явились:

от заявителя: неявка (изв.),

от ответчика: ФИО1 (по дов. от 21.09.2018 № 46-18, паспорт), ФИО2 (по дов. от 15.03.2019 № 20-19, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении АО "Вектор-Мобиль" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Заявитель обосновал заявленные требования, ссылаясь на неисполнение заинтересованным лицом предписания в установленный срок.

Заинтересованным лицом представлены письменные пояснения на заявление, в которых просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» добросовестно принимало и принимает все необходимые меры к оформлению необходимой документации на объект, в настоящее время заключительные мероприятия, обуславливающие получение разрешения на ввод в эксплуатацию рассматриваемого Объекта связаны с исполнением установленных на заседаниях ГЗК поручений органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления. В действиях Общества отсутствует событие и состав административного правонарушения, в связи с тем, что выданное Предписание неисполнимо.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Мосгосстройнадзор, извещенный надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своего  представителя в суд не направил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 3  ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из  материалов дела следует, что Комитет государственного строительного надзора города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, в соответствии с Положением о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 № 272-ПП «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы».

На основании распоряжения Мосгосстройнадзора № РП-5773/19-(0)-0 от 01.07.2019 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя УНР Мосгосстройнадзора проведена проверка в отношении АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ», осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - Комплекс АЗС, расположенного по адресу: Москва, СВАО, Бибирево, МКАД, 87 км, д.вл. 14.

В результате проведенной проверки выявлено, что АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» не    выполнено    в    установленный    срок    законное    предписание Мосгосстройнадзора от 29.03.2019 № 2410/19 со сроком исполнения 28.06.2019 г.

В нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации   на   участке   без   надлежащего   оформления   разрешительной документации были проведены работы по строительству нового комплекса ЗС. По данным Информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) установлено, что по указанному адресу АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» оформлен договор аренды земельного участка от 21.07.2000 № М-02-015662 сроком по 26.08.2024 (договор имеет статус действующего) для использования территории под размещение автозаправочного комплекса с автомойкой и комплексом сервисных услуг 1400 кв.м.) и организацию въездов и выездов (785 кв.м.). -Согласно запроса в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» на СООРУЖЕНИЕ: Комплекс АЗС Блок управления 105.1 кв.м.: - операторская 15.5 кв.м., - тамбур 2.1 кв.м., - комната отдыха 9.3 кв.м., - сан.узел 2.7 кв.м., - подсобное 3.9 кв.м., - сан. узел 3.5 кв.м., - магазин 51.1 кв.м., - кладовая 6.9 кв.м., - умывальник 3.3 кв.м., - тамбур 3.1 кв.м., -эл.щитовая 3.7 кв.м. Навес-кровля над ТРК 476 кв.м. ТРК 8-рукавные 4 шт. Очистные сооружения 1 шт. Подземные топливные резервуары 5 шт. Трубопроводы d-57-420 п.м., d-80-80 п.м. Очистные сооружения. Молниезащита. Площадка заправки из бетонной искрогасящей плитки под навесом ТРК 147 кв.м. Подъездные пути и площадки - асфальтовое покрытие 1025 кв.м. Кабельная линия внешнего энергоснабжения 180 м. - Согласно Градостроительного плана земельного участка от 14.10.2011 № RU77-110000-003339 в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:36 расположен объект капитального строительства (МКАД, 87 км, вл. 14) Регистрация в Адресном реестре № 2213025 от 05.06.2007, учетный номер 02302558, площадь застройки 127 кв. м, общая площадь 105.1 кв.м, год постройки 2000 г. В связи с тем, что застройщик в Мосгосстройнадзор с заявлениями об оформлении разрешения на строительство (реконструкцию) не обращался, проектная и разрешительная документация на строительство (реконструкцию) по указанному адресу в Комитет не поступала, разрешения на строительство (реконструкцию) не оформлялись, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не оформлялось.

Осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции АЗС с пребыванием граждан, о чем 31.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении.

Указанное предписание получено для исполнения представителем АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» по доверенности от 26.10.2018 № 53-18 ФИО3

Предписание   от   29.03.2019 № 2410/19 АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» не обжаловано, судом не отменено.

На основании выявленных нарушений главным специалистом Управления по проведению проверок наличия разрешений на строительство и пресечению правонарушений при осуществлении незаконных работ в отношении АО "Вектор-Мобиль" составлен протокол от 31.07.2019 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 31.07.2019 составлен в присутствии полномочного представителя АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» ФИО3, по доверенности № 53-18 от 26.10.2018, при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

В соответствии ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

В соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Суд приходит к выводу о том, что АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» добросовестно принимало и принимает меры к оформлению необходимой документации на Объект.

В целях реализации инвестиционного проекта по реконструкции Объекта расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 87 км, вл. 14, на основании обращения АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ», получен градостроительный план №RU77-110000-003339 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:36 (. В последующем на основании данного градостроительного плана были обеспечены работы:

-           по подготовке проекта реконструкции Объекта;

-           по получению положительного заключения экспертизы от 26.11.2016 о соответствии данной проектной документации требованиям технических регламентов, нормативных технических документов, результатов инженерных изысканий;

-           по получению разрешительной документации на реконструкцию.

Вместе с тем, на стадии сбора пакетов документов в целях получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 №120-ПП были утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ г. Москвы), которые установили градостроительный регламент Земельного участка под реконструированным Объектом, отличный от того, который был предусмотрен полученной ранее документацией. В частности в ответе указывается, что параметры Объекта в ПЗЗ не соответствуют ранее выданному ГПЗУ, входящего в состав проектной документации. Несмотря на то, что в соответствии с получившей положительное заключение экспертизы документацией и оформленной в установленном порядке документацией на реконструкцию были установлены фактические параметры, Правительством Москвы в ПЗЗ был установлен иной градостроительный регламент Земельного участка, отличный от ранее утвержденного в вышеуказанной документации.

Таким образом, в целях завершения оформления документации на Объект и обеспечения ее соответствия установленным требованиям Общество было вынуждено инициировать принятие соответствующих решений в рамках Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, для чего АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» организован и реализуется соответствующий комплекс мероприятий:

-           согласно письму Мэра Москвы от 01.12.2017 №4-19-20473/7 создана Межведомственная рабочая группа по оформлению земельно-правовых отношений и   исходно-разрешительной   документации   Объекта   в   составе   представителей уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченных представителей Общества (далее - МРГ);

-           во исполнение решений, принятых в рамках МРГ (протоколы МРГ от 21.12.2017, 09.02.2018, 22.03.2018, 23.08.2018) Обществом 13.08.2018, 28.12.2018, 18.01.2019, подавались пакеты документов в уполномоченные органы в целях вынесения вопроса на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК), в частности письмом от 13.08.2018 № 9505-05/1-ВМ Обществом подан пакет документов в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, необходимый для вынесения вопроса согласования возможности проведения необходимых мероприятий в отношении Объекта на заседание ГЗК;

-           в соответствии с требованиями рабочей группы ГЗК в декабре 2018 года Обществом получено Заключение (шифр СТЭ18, Арх.№215-18) экспертной организации «Центр независимой строительной экспертизы «ПГС» о соответствии Объекта градостроительным нормативам и правилам, а также о том, что Объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц;

 - в соответствии с требованиями раб группы ГЗК Общество письмом от 01.11.2018   №13524-05/1-ВМ   обратилось   в   адрес   префектуры   Северо-Восточного административного округа г. Москвы по вопросу отнесения Объекта к объектам массового пребывания людей; 28.11.2018 получено заключение Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы №01-82-5617/18 о неотнесении Объекта к объектам массового пребывания людей;

-           также Обществом в оперативном порядке проведены мероприятия по ускорению приведения градостроительной документации в соответствие с действующим законодательством. В частности, были проведены совместные рабочие встречи с представителями Государственной инспекции по недвижимости, Мосгосстройнадзором, Комитетом по градостроительной политике, по результатам которых достигнуто концептуально важное решение о необходимости сохранения Объекта недвижимости и оказание содействия в оформлении разрешительной документации (впоследствии оформлено в виде поручения Мэра Москвы К №4-19-2996/9 от 21.02.2019);

- 07.12.2018   на совместном с органами исполнительной власти специальной компетенции г. Москвы совещании принято решение об ускорении рассмотрения вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК;

-           в адрес Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства ФИО4 Обществом направлено письмо от 18.01.2019 № 408-05/1-ВМ (Приложение 10) с просьбой о вынесении на рассмотрение ГЗК вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы и возможности проведения необходимых мероприятий в отношении Объекта;

27.02.2019      в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 №1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК) состоялось рассмотрение заключений отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, подготовленных в соответствии с их компетенцией (заключение экспертной организации Центр независимой строительной экспертизы «ПГС» о соответствии объекта градостроительным нормативам и правилам, а также о том, что объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, Положительное заключение государственной экспертизы № 77-2-1-3-4023-16, заключение Префектуры.

По итогам рассмотрения принято положительное решение о сохранения Объекта и согласовании выполнения по оформлению необходимой документации (п. 38 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019) по причине отсутствия угрозы жизни и здоровью населения, соответствия реконструированного объекта градостроительным нормам, а также не отнесения его к объектам массового пребывания людей.

Вышеуказанным решением ГЗК предусмотрен перечень мероприятий, являющихся поручениями органам власти города Москвы (в т.ч. Москомархитектуре, Госинспекции по недвижимости, Департаменту городского имущества города Москвы, префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы), направленных на оформление необходимых документов на рассматриваемый Объект.

Решения ГЗК вступают в силу с даты подписания протокола заседания ГЗК ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.

Так, согласно принятым на заседании ГЗК решениям Москомархитектуре поручено:

-           в 30-дневный срок обеспечить рассмотрение на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы вопроса о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (п. 38.5.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

-           в 30-дневный срок после выполнения данного мероприятия осуществить подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и направить материалы в префектуру Северо-Восточного административного округа города Москвы для последующего представления на публичные слушания (п. 38.5.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

Префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы поручено:

-           в 30-дневный срок после получения материалов обеспечить в установленном порядке проведение публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (п. 38.6.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

-           в 14-дневный срок после выполнения данного мероприятия направить информацию в Департамент городского имущества города Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Москомархитектуру о результатах публичных слушаний (п. 38.6.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

Москомархитектуре поручено:

-по итогам публичных слушаний в 60-дневный срок обеспечить подготовку, согласование правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройке города Москвы и представить его на рассмотрение в Правительство Москвы (п. 38.7.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13).

Департаменту городского имущества города Москвы поручено:

- в 14-дневный срок после принятия акта Правительства Москвы проинформировать правообладателя о необходимости обращения в Москомархитектуру для оформления градостроительного плана земельного участка (п. 38.8 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13)

Москомархитектуре поручено:

-           в 30-дневный срок после принятия акта Правительства Москвы аннулировать ранее выданный градостроительный план земельного участка №RU77-110000-003339, утвержденный приказом Москомархитектуры от 14.10.2011 №1169 (п. 38.9.1. выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

-           оформить и выдать градостроительный план земельного участка (п. 38.9.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13).

По результатам указанного обращения Москомархитектурой принято распоряжение от 01.04.2019 №315 о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

Обращение Общества о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы также было рассмотрено на Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Северо-Восточном административном округе города Москвы. По результатам рассмотрения принято положительное решение, управе района Бибирево г. Москвы дано поручение провести публичные слушания.

01.07.2019 управой района Кунцево г. Москвы организовано оповещение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

В период с 08.07.2019 по 16.07.2019 в здании управы района Бибирево г. Москвы была открыта экспозиция, где были размещены информационные материалы и проводились консультации по рассматриваемому вопросу.

17.07.2019 состоялось собрание участников публичных слушаний, по результатам которых подготовлен протокол публичных слушаний б/н, утвержденный председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Северо-Восточном административном округе города Москвы ФИО5 25.07.2019.

25.07.2019 по результатам публичных слушаний составлено заключение, согласно которому публичные слушания признаны состоявшимися.

Вместе с тем, до настоящего времени реализация мероприятия, предусмотренного п. 38.7.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Москомархитектурой не завершена (согласование правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы, внесение на рассмотрение в Правительство Москвы).

Таким образом, в настоящее время заключительные мероприятия, обуславливающие получение разрешения на ввод в эксплуатацию рассматриваемого Объекта связаны с исполнением установленных на заседаниях ГЗК поручений органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления.

В свою очередь, Обществом в целях обеспечения реализации в максимально короткий срок принимаемых Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решений совместно с органами государственной власти организована подготовка к проведению последующих мероприятий. Тем не менее, окончательный срок для получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию в настоящее время обусловлен последующим соблюдением нормативных сроков административных процедур со стороны органов власти, вовлеченных в указанный процесс.

Вышеуказанное является доказательством того, что АО «ВЕКТОР-МОБИЛЬ» предпринимаются все возможные действия для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и, как следствие, исполнения предписания, вынесенного Административным органом в отношении Общества.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, как установлено лицами, имеющими специальные познания и подтверждено органами власти, какая-либо угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае отсутствует.

Общество обращалось к Административному органу с обоснованным заявлением о продлении срока исполнения Предписания в связи с наличием объективных обстоятельств невозможности его исполнения в установленный срок

Общество заблаговременно обращалось к Административному органу с заявлением о продлении срока исполнения с указанием причин невозможности его выполнения к установленному сроку.

Обществом были представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие объективную невозможность выполнения к установленному сроку соответствующей обязанности, а также информация о принятых до установленного срока всех зависящих от Общества мер до проведения проверки по контролю ранее выданного Предписания.

Учитывая продолжительность необходимых к проведению мероприятий, установленный Предписанием срок является недостаточным, поэтому рассматриваемое Предписание является неисполнимым. Со своей стороны Обществом предприняты необходимые меры к продлению срока исполнения.

В свою очередь, в силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Вместе с тем Предписание является незаконным, поскольку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку не отвечает критерию исполнимости.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) одним из результатов проверки, проведенной в соответствии с этим Законом, является прилагаемое к акту проверки предписание об устранении выявленных нарушений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства,   имуществу  физических  и  юридических   лиц,   государственному  или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, отвечающее совокупности следующих критериев:

-           содержать властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица,

-           содержать законные требования,

- должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Неопределенность содержания предписания порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому предписание адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов (постановление АС Уральского округа 18.09.2013 N Ф09-7481/13 по делу N А50-17421/2012).

При этом Предписание в рамках настоящего дела не отвечает указанным критериям, поскольку:

1)         не содержит чёткого и определенного указания на обязательные к исполнению действия, которые обязано предпринять Общество.

В частности, в Предписании в графе "Предписываю" указано следующее: «эксплуатацию объекта производить при оформленном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию». Конкретные действия, требуемые от Общества в Предписании не указаны.

2)         предписание не могло быть реально исполнено Обществом в указанные в Предписании сроки, Заявителем были установлены неисполнимые сроки выполнения предписания.

Комитетом не были исследованы и приняты во внимание обстоятельства дела, в силу которых Общество не имело возможности исполнить выданное Комитетом предписание.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить выявленное нарушение.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что также противоречит принципу правовой определенности создает потенциальную возможность хотя злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере, а несоблюдение вышеуказанных требований влечет недействительность предписания.

Вместе с тем, срок исполнения Предписания был установлен в количестве- 59 рабочих дней.

При этом согласно принятым на заседании ГЗК решениям Москомархитектуре поручено:

-           в 30-дневный срок обеспечить рассмотрение на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы вопроса о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (п. 38.5.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

-           в 30-дневный срок после выполнения данного мероприятия осуществить подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и направить материалы в префектуру Северо-Восточного административного округа города Москвы для последующего представления на публичные слушания (п. 38.5.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

Префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы поручено:

-           в 30-дневный срок после получения материалов обеспечить в установленном порядке проведение публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (п. 38.6.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Приложение 13);

-           в 14-дневный срок после выполнения данного мероприятия направить информацию в Департамент городского имущества города Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Москомархитектуру о результатах публичных слушаний (п. 38.6.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019);

Москомархитектуре поручено:

-по итогам публичных слушаний в 60-дневный срок обеспечить подготовку, согласование правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройке города Москвы и представить его на рассмотрение в Правительство Москвы (п. 38.7.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019).

Департаменту городского имущества города Москвы поручено:

- в 14-дневный срок после принятия акта Правительства Москвы проинформировать правообладателя о необходимости обращения в Москомархитектуру для оформления градостроительного плана земельного участка (п. 38.8 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019)

Москомархитектуре поручено:

-           в 30-дневный срок после принятия акта Правительства Москвы аннулировать ранее выданный градостроительный план земельного участка №RU77-110000-003339, утвержденный приказом Москомархитектуры от 14.10.2011 №1169 (п. 38.9.1. выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019);

-           оформить и выдать градостроительный план земельного участка (п. 38.9.2 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019).

Расчетный срок выполнения указанных мероприятий в соответствии с протоколом ГЗК - 30.10.2019.

Однако до настоящего времени реализация мероприятия, предусмотренного п. 38.7.1 выписки из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №6 от 21.02.2019, Москомархитектурой не завершена (согласование правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы, внесение на рассмотрение в Правительство Москвы).

Кроме того, в соответствии с Административным регламентом исполнения Комитетом государственного строительного надзора города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденного Постановление Правительства Москвы от 17.09.2013 №611-ПП, ожидаемый срок для получения заключения Мосгосстройнадзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, составляет 50 рабочих дней, в том числе: подготовка к проведению проверки - до 5 рабочих дней (п. 3.2.4 Административного регламент), проведение проверки - до 20 рабочих дней (п. 3.3.4 Административного регламента), оформление результатов проверки - до 20 рабочих дней (п. 3.4.4 Административного регламента), выдача заключения о соответствии - до 5 рабочих дней (п. 3.6.4 Административного регламента).

В свою очередь, согласно п. 2.7.1 Административного регламента предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 №145-ПП, срок оформления разрешения - 7 рабочих дней.

То есть, с учетом установленных решением ГЗК, а также административных регламентов сроков проведения вышеуказанных мероприятий, датой исполнения не могла быть дата, указанная в Предписании, о чем Обществом указывалось в направленном в адрес Комитета ходатайстве о продлении срока исполнения Предписания.

В данной ситуации Общество было поставлено Комитетом в такие временные рамки, при которых получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным в принципе, так как процесс сбора необходимого пакета документов, занимает определенное количество времени, превышающее срок, установленный Комитетом.

Таким образом, Заявителем изначально были установлены неисполнимые сроки выполнения предписания.

Ввиду изложенного, Предписание не соответствует критериям четкости, доступности, определенности и реальности исполнения, предъявляемым к форме и содержанию предписания, поскольку требования, содержащиеся в нем, не конкретизированы и срок их выполнения не подразумевает возможности реального исполнения.

В этой связи суд соглашается с позицией заинтересованного лица о том, что Предписание является незаконным. Следовательно, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности за его неисполнение.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 6  статьи 19.5 КоАП РФ.

На дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ истек.

В соответствии с п. 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, административному органу надлежит отказать в удовлетворении заявления о привлечении АО "Вектор-Мобиль" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с недоказанностью в действиях общества состава административного правонарушении.

На основании ст. ст. 2.1. 2.10. 4.5. 19.5 (ч.6). 24.1. 25.1. 25.4. 28.2 КоАП РФ. руководствуясь ст. ст. 29. 65. 71. 167- 1 70. 1 76. 205-206 АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении АО "Вектор-Мобиль" к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                         Е.А. Аксенова