ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-211293/18-176-1690 от 16.11.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-211293/18-176-1690

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2020 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Рыбина Д.С. 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ралетней А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области

к ответчику: АО «Мосводоканал»

о взыскании суммы вреда

с участием: от истца – ФИО1 по дов. от 28.10.2020;

от ответчика – ФИО2 по дов. от 25.12.2019 № (30)01.08-51/19, ФИО3 по дов. от 25.12.2019;

УСТАНОВИЛ: Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области (далее по тексту также – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с АО «Мосводоканал» (далее по тексту также – ответчик) вреда водным объектам при сбросе сточных вод с очистных сооружений в размере 313.493.630 бля 00 копеек.

Истец поддержал соответствие расчета размера вреда вводным объектам при сбросе сточных вод с очистных сооружений требованиям Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства утверждена Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87..

Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основания, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 16.04.2018 в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах охраняемой природной территории «Природный Заказник долина реки Сетунь» с адресным ориентиром: Москва, ул. Минская, д. 2 Ж, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на указанной территории выявлен факт замусоривания части особо охраняемой природной территории, в виде навала отходов строительства и сноса осколков бетона, боя кирпича. Согласно определению государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 17.04.2018 №11-32-125-027/2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, дело возбуждено в отношении неустановленного лица. Согласно акту отбора проб от 17.04.2018 №б/н на спорной территории были обнаружены остатки строительства и сноса, содержащие загрязняющие вещества. Постановлением от 01.08.2018 № 11-32-125-027/2018 о назначении административного наказания, АО «МИСК» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300.000 рублей 00 копеек.

Из материалов дела следует, что Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу на основании приказов от 10.10.2017 № 2199-пр, от 03.11.2017 № 2514-пр, от 14.11.2017  № 2552-пр,  от 14.11.2017  № 2553-пр провел плановую выездную проверку АО "Мосводоканал". По результатам проверки предъявил к ответчику требования от 22.02.2018 № 11-25/1915, от 01.03.2018 № 11-25/2069, от 02.03.2018 № 11-25/2235, от 06.03.2018 № 11-25/2276, от 06.03.2018 № 11-25/2298, от 13.03.2018 № 11-25/2481, от 14.03.2018 № 11-25/2643, от 04.07.2018 № 11-25/7574, от 04.07.2018 № 11-25/7573, от 04.07.2018 № 11-25/7594, от 04.07.2018 № 11-25/7601, от 04.07.2018 № 11-25/7605, от 04.07.2018 № 11-25/7595, от 04.07.2018 № 11-25/7596, от 18.07.2018  № 11-25/8228, от 18.07.2018 № 11-25/8229 о взыскании вреда водным объектам при сбросе сточных вод с очистных сооружений на сумму 313 493 630 рублей. Предъявили по требованиям иски о возмещении вреда водным объектам на указанную сумму.

Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области является правопреемником Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

В соответствии со ст. 69 Водного кодекса РФ, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства утверждена Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87. Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов) (п. 1 Методики).

 Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов (п. 2 Методики).

Методикой учитывается причинение вреда водным объектам исключительно в результате нарушения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса) (п. 3 Методики).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

В ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов отнесен к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу по результатам плановой выездной проверки на основании приказов от 10.10.2017 № 2199-пр, от 03.11.2017 № 2514-пр, от 14.11.2017  № 2552-пр,  от 14.11.2017  № 2553-пр установил сбросы АО «Мосводоканал» сточных вод с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. По результатам проверки предъявил к ответчику требования от 22.02.2018 № 11-25/1915, от 01.03.2018 № 11-25/2069, от 02.03.2018 № 11-25/2235, от 06.03.2018 № 11-25/2276, от 06.03.2018 № 11-25/2298, от 13.03.2018 № 11-25/2481, от 14.03.2018 № 11-25/2643, от 04.07.2018 № 11-25/7574, от 04.07.2018 № 11-25/7573, от 04.07.2018 № 11-25/7594, от 04.07.2018 № 11-25/7601, от 04.07.2018 № 11-25/7605, от 04.07.2018 № 11-25/7595, от 04.07.2018 № 11-25/7596, от 18.07.2018  № 11-25/8228, от 18.07.2018 № 11-25/8229 о взыскании вреда водным объектам при сбросе сточных вод с очистных сооружений на сумму 313 493 630 рублей.

Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства соответствует Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.

Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу исчислил размера вреда, причиненный водным объектам сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод с очистных сооружений Ответчика на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

При этом Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополнена п. 2.1. Согласно пункта, при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Указанный порядок до настоящего момента не утвержден. Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 Постановления от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснил, что при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п. 2.1 ст. 78 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

До утверждения названного порядка судам необходимо исходить из того, что при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты. При вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды, характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления от 30.11.2017 N 49 указал на то, что устранение последствий негативного воздействия на окружающую среду отнесено к принципам охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. Данный принцип должен учитываться судами при рассмотрении споров.

Очистные сооружения ТиНАО г. Москвы передавались в аренду АО "Мосводоканал" после изменения с 01.07.2012 границы между субъектами РФ городом федерального значения Москвой и Московской областью.

Очистные сооружения передавались в аренду в неудовлетворительном состоянии и не обеспечивали качества очистки, соответствующего нормативным требованиям. При техническом обследовании было установлено, что большая часть сооружений построена в 60-80 годах прошлого века, применяемая на очистных сооружениях технология очистки сточных вод морально устарела и не обеспечивала качества очистки, соответствующего современным нормативным требованиям; емкостные сооружения, механическое и энергетическое оборудование, запорно-регулирующая арматура сильно изношены, системы автоматизации технологических процессов практически отсутствовали; часть сооружений (40 %) работала с гидравлической нагрузкой, превышающей проектную в 1,5-2 раза, из-за чего нарушался технологический процесс очистки.

АО "Мосводоканал" с момента передачи очистных сооружений начало проводить мероприятия по доведению качества очистки сточных вод до установленных нормативов. Обществом по очистным сооружениям ТиНАО утвержден поэтапный План снижения сбросов на период до 2025 года. Проведение мероприятий требует значительных финансовых затрат и затрат времени на их реализацию.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2015 N 772-ПП "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории города Москвы" АО "Мосводоканал"  является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории города Москвы с зоной деятельности в границах территории города Москвы.

В силу Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ответчик не вправе прекращать сброс сточных вод поступающих от населенных пунктов на очистные сооружения в связи с невозможностью обеспечения очистными сооружениями очистки сточных вод до установленных в разрешениях на сбросы нормативов. Прекращение сбросов сточных вод приведет к прекращению оказания населению услуг водоотведения.

В ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приоритетность обеспечения населения услугами по водоотведению отнесена к общим принципам государственной политики в сфере водоотведения. Временное прекращение или ограничение водоотведения допускается исключительно по основаниям, приведенным в ст. 21 Федерального закона. Статья не допускает возможность прекращения водоотведения в рассматриваемом случае.

Ответчиком представлены доказательства подтверждающие осуществление затрат в целях устранения негативного воздействия на окружающую среду путем возмещения вреда водным объектам.

Согласно  требованиям от 22.02.2018 № 11-25/1915, от 04.07.2018  № 11-25/7574 и от 04.07.2018 № 11-25/7573 при сбросах в р. Десна причинен вред водному объекту в размере 69 661 088 рублей. АО "Мосводоканал" представлены документы в обосновании затрат по возмещению вреда водному объекту в размере 714 039 963 рублей (с учетом ранее произведенных затрат Обществом по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 214 132 руб.).

Согласно требованиям от 01.03.2018 № 11-25/2069, от 04.07.2018 № 11-25/7594,  от 18.07.2018          № 11-25/8228, от 18.07.2018 № 11-25/8229, от 04.07.2018 № 11-25/7601, от 04.07.2018 № 11-25/7605, от 06.03.2018 №11-25/2276, от 14.03.2018 № 11-25/2643, от 13.03.2018 № 11-25/2481, от 04.07.2018 № 11-25/7595, от 04.07.2018 № 11-25/7596 при сбросах в р. Пахра (р. ФИО4, ручей без названия, р. Моча, р. Колыбянка, р. Алешинка, р. Незнайка) причинен вред водному объекту в размере 227 011 862 рублей. АО "Мосводоканал" представлены документы в обосновании затрат по возмещению вреда водному объекту в размере 595 009 878 рублей (с учетом ранее произведенных затрат Обществом по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 126 638 745 руб.).

Согласно требованию от 02.03.2018 № 11-25/2235 при сбросах в р. Сходня причинен вред водному объекту в размере 8 974 699 рублей. АО "Мосводоканал" представлены документы в обосновании затрат по возмещению вреда водному объекту. Таким образом объем затрат по возмещению вреда составил 47 549 385 рублей.

Согласно требованию от 06.03.2018 № 11-25/2298 при сбросах в р. Черничка причинен вред водному объекту в размере 7 845 981 рублей. АО "Мосводоканал" представлены документы в обосновании затрат по возмещению вреда водному объекту в размере 259 520 410 рублей (с учетом ранее произведенных затрат Обществом по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 35 660 руб.).

В обоснование проведений мероприятий по возмещению вреда водным объектам Обществом представлены документы: проектная документация, договоры, платежные документы, акты приема-передачи документов, акты сдачи-приемки выполненных работ, акты о приемке выполненных работ (по форме № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3), счета-фактуры, сметы и иные документы подтверждающие проведенные мероприятия.

Таким образом, ответчик представил документы, подтверждающие проведение мероприятий и затраты по устранению негативного воздействия на окружающую среду путем возмещения вреда водным объектам в размере 1 616 119 636 рублей. Проведенные затраты позволили устранить вред, а также обеспечить достижение установленных нормативов сбросов в водные объекты.

Суд с учетом представленных ответчиком доказательств считает, что произведенные ответчиком затраты на проведение мероприятий по устранению вреда водным объектам подлежат учету при определении размера вреда окружающей среде.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

Расходы по государственной пошлине распределяются в порядке 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.4, 9, 65, 70, 71, 75, 102, 110, 123, 131, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                   Д.С. Рыбин