ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-211573/2021-84-1623 от 22.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

23 декабря  2021 г.Дело № А40- 211573/21-84-1623

Резолютивная часть решения изготовлена 22 декабря  2021 года

Полный текст решения изготовлен 23 декабря  2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых Л.А.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело

по заявлению: ГБУ "Ритуал" (125057, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2015, ИНН: <***>)

к ответчику: МТУ Ростехнадзора (123056, <...>,  ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2011, ИНН: <***>)

об оспаривании постановления от 24.09.2021г. №2.3-334/21

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 18.05.2021г. №01-18/309, диплом);

от ответчика: ФИО2 (удостоверение, доверенность от 17.12.2021г. №Д-200-53, диплом); ФИО3 (удостоверение, доверенность от 21.10.2021 г. № Д-200-32, диплом);

УСТАНОВИЛ:

ГБУ «Ритуал» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МТУ Ростехнадзора о признании незаконным постановления от 24.09.2021г. №2.3-334/21 и снижении размера административного штрафа.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв а материалы административного дела в отношении заявителя.

Суд, выслушав представителей явившихся сторон, рассмотрев материалы дела, считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из заявления, оспариваемым постановлением ГБУ «Ритуал» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, Обществу назначен штраф в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, опасные производственные объекты: сеть газопотребления Троекуровского кладбища КРО №3, сеть газопотребления производственного комплекса ДОЗ, сеть газопотребления Хованского кладбища Территориального отделения ритуального обслуживания № 3, сеть газпотребления Хованского крематория участка «Московские крематории», расположенные по адресам: 121471, <...>, <...>, г. Москва, п/о Мосрентген, Киевское шоссе, 21-ый км., Хованское кладбище, стр. 1; 142771, г. Москва, п/о Мосрентген, Киевское шоссе, 21-ый км., Хованское кладбище, стр. 2, принадлежат (находятся в эксплуатации) ГБУ «Ритуал» и зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (per. №№ АО 1-07159-0005, А01-07459-0004, А01-07459-0006, А01-07159-0003).

По результатам проведения плановой выездной проверки в отношении ГБУ «Ритуал» выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, допущенные ГБУ «Ритуал» 30.06.2021 (акт проверки № А-139/2.3 от 30.06.2021), а именно:

1)    в нарушение требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. а), б)
и в) части 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по
вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2019 года N 1365:

- Не аттестован в области промышленной безопасности в объеме должностных обязанностей директор ГБУ «Ритуал» ФИО4 (блок аттестации А1);

2)    в нарушение требований ч.1 ст.9, ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от
21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов»; подпункта в) пункта 8, п.п. 9,10 Правил организации и осуществления
производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.12.2020:

- В ГБУ «Ритуал» не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ГБУ «Ритуал» (в период проведения проверки акты, составленные по результатам производственного контроля, предусмотренные п. 8.7 Положения о производственном контроле на опасных производственных объектах «ГБУ «Ритуал», утвержденного приказом от 06.06.2019 №176 не представлены (отсутствуют);

3)    в нарушение требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. а),
б) и в) части 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по
вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2019 года № 1365:

- Не аттестован в области промышленной безопасности в объеме должностных обязанностей главный инженер Инженерного отдела СОАО ФИО5 (блок аттестации А1, Б7.1), в период проведения проверки исполнял обязанности начальника Инженерного отдела САО (приказ № СОАО/463-к от 10.06.2021);

4)     в нарушение требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года
N 1371; п. 23 Административного регламента Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления
государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов
в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года N 140:

- ГБУ «Ритуал» не обеспечено внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственном Реестре опасных производственных объектов в связи с изменением состава ОПО (после производства работ по техническому перевооружению котельной в 2018 году, в рамках проекта П2015/10.3-ГСН, №112015/10-3. ГСВ. ООО «Стройэнерго - М);

5)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 77 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- При проведении проверок срабатывания средств автоматики безопасности котлов и общекотельной автоматики безопасности не осуществляется проверка прохождения сигналов на диспетчерский пульт котельной следующих аварийных сигналов:

-авария котла 1, 2, 3;

-авария каскада котлов;

-авария ГВС;

-авария отопления;

-работа подпитки;

-закрытие газового клапана;

-пожар;

-проникновение;

-опасно метан;

-опасно угарный газ.

(сведения в актах проверки работоспособности автоматики безопасности и технологической сигнализации газового оборудования от 19.09.2021 о прохождении сигналов отсутствуют (сервисная организация «МонтажЭкоСтройСервис»);

6)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 66 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации участка подземного газопровода среднего давления не обеспечен мониторинг:

-утечек природного газа (результаты обхода трассы отсутствуют);

-повреждений сооружений на газопроводе (контрольный пункт 1 ед) (журнал обхода не представлен);

(сервисная организация - АО «Мосгаз» договор №559 от 29.11.2019);

7)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п.  71  Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации технологических устройств (ГРУ) и газового оборудования котельной не обеспечено проведение текущего ремонта оборудования, а так же проверка настройки и срабатывания предохранительных клапанов в ГРУ (наряды на производство газоопасных работ, акты выполненных работ по текущему ремонту оборудования и проверок срабатывания ПЗК, ПСК за период 2020-2021 года отсутствуют);

8)    в нарушение требований ч. 1. ст. 9' Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

- При эксплуатации сети газопотребления Троекуровского кладбища КРО № 3, не приняты меры к предотвращению проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект (отсутствуют: ограждение отдельно стоящего здания ГРП (на противоположной стороне Троекуровского проезда), видеонаблюдение, сигнализация о несанкционированном проникновении, запорный кран не в антивандальном исполнении);

9)    в нарушение требований ст. 7, ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п.п. 5, 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 20 октября 2020 г. № 420:

- Вследствие невыполнения рекомендаций (условий дальнейшей безопасной эксплуатации) заключения экспертизы промышленной безопасности per. № 01-ЗС-20898-2020, указанных в разделе 8 настоящего заключения, отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, устанавливающее срок и мероприятия (условия) дальнейшей безопасной эксплуатации здания котельной;

10)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 71 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации технологических устройств (ГРП) и газового оборудования котельной не обеспечено проведение текущего ремонта оборудования (включая оборудование АОГВ), а так же проверка настройки и срабатывания предохранительных клапанов в ГРП (наряды на производство газоопасных работ, акты выполненных работ по текущему ремонту оборудования и проверок срабатывания ПЗК, ПСК за период 2020-2021 года отсутствуют);

Не отремонтирован и не установлен оголовок дымовой трубы (защита от мусора и влаги дымоотводящего ствола и газоходов котлов);

11)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 77 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- При проведении проверок срабатывания средств автоматики безопасности котлов и общекотельной автоматики безопасности не осуществляется проверка срабатывания электромагнитного клапана в котельной при пожаре в котельной (параметр предусмотрен проектной документацией 98/03-02К ПЗ лист 9);

12)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 71 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации технологических устройств (ГРП) и газового оборудования котельной не обеспечено проведение текущего ремонта оборудования, а так же проверка настройки и срабатывания предохранительных клапанов в ГРП (наряды на производство газоопасных работ, акты выполненных работ по текущему ремонту оборудования и проверок срабатывания ПЗК, ПСК за период 2020-2021 года отсутствуют);

При визуальном осмотре ГРПШ ГСГО-М-03, манометры до и после регулятора давления газа на второй линии не подключены к среде (посадка стрелок на «ноль», трехходовой кран отсутствует);

Штуцер крана перед манометром на второй линии в ГРП при открытии крана пропускает среду (утечка);

13)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 66 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации участков подземных газопроводов высокого и среднего давлений (Г=405,9 п.м., и Г=919,71 п.м.) не обеспечен мониторинг и устранение:

- утечек природного газа (результаты обхода трассы отсутствуют, договор на производство работ отсутствует);

- повреждений сооружений на газопроводе (утеряны сооружения по трассе: кран, КИП);

- повреждений запорной арматуры (акты текущего ремонта с результатами опрессовки задвижек (в надземном исполнении) отсутствуют);

14)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 14а Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N878:

- На земельном участке, входящем в охранную зону подземного газопровода среднего давления (от ГРП до котельной Хованского кладбища L=919,71 п.м.) установлены объекты производственного назначения сторонних организаций (памятники, надгробия, гранит, будки проходных и др.);

15)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 66 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации участков подземных газопроводов среднего и низкого давлений (L=83 п.м., и L=223,5 п.м.) не обеспечен мониторинг и устранение:

-утечек природного газа (результаты обхода трассы отсутствуют, договор на производство работ отсутствует);

-повреждений запорной арматуры (акты текущего ремонта с результатами опрессовки задвижек (в надземном исполнении) отсутствуют);

16)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 77 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- Не осуществляется проверка срабатывания средств автоматики безопасности водогрейных   котлов,   по   параметрам,   согласно   карты   установок   автоматики безопасности технического отчета режимно - наладочных испытаний:

-повышение давления воды в котле;

-повышение температуры воды в котле;

-понижение разряжения;

-повышение, понижение давления газа;

-понижение давления воздуха;

- контроль погасания факела;

-отключение вентилятора;

-наличие СО;

-наличие СН4;

17)     в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
п. 77 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и
газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- Не осуществляется проверка срабатывания средств автоматики безопасности кремационных печей:

-при отклонении давления газа от заданного значения;

-при погасании пламени горелок;

-при прекращении электропитания;

-при понижении давления воздуха;

-при недопустимых параметрах работы печи (см. проект на реконструкцию (замену) кремационных печей);

18) в нарушение требований ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 71 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870:

- В ГБУ «Ритуал» при эксплуатации технологических устройств (ГРПШ), газового оборудования котельной и кремационного цеха не обеспечено проведение текущего ремонта оборудования, а так же проверка настройки и срабатывания предохранительных клапанов в ГРПШ (наряды на производство газоопасных работ, акты выполненных работ по текущему ремонту оборудования и проверок срабатывания ПЗК, ПСК за период 2020-2021 года отсутствуют).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ч. 1 ст. 3 того же Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Частью 1 статьи 9 того же Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных о настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года N 1365 аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; абзацами третьим-шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», проходят работники следующих категорий:

а)     руководители организаций (обособленных подразделений организаций),
осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию,
капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию
опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку,
обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных
производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт,
эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое
обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических
сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих
установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный
энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское
управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели,
осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем
подпункте (далее-организации);

б)     должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению
производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и
контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за
соблюдением     требований     безопасности     при     эксплуатации     объектов
электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, электроэнергетики;

в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом в) пункта 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168 основной задачей производственного контроля является контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности.

В силу пункта 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.

Согласно пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Пунктом 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531, зарегистрированных приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2020 № 61962, определено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

Согласно пункта 69 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг утечек природного газа, повреждений сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления.

Пунктом 71 того же Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», установлено, что при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.

В силу пункта 77 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», заключение экспертизы промышленной безопасности должно представляться ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

В соответствии с пунктом 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

-в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

-после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

-по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Согласно пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1)   объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности
и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих
мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.

В соответствии с пунктом 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, по результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

Согласно подпункта а) пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

09.09.2021 г. должностным лицом МТУ Ростехнадзора в отношении ГБУ «Ритуал» составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя ФИО6, действовавшего на основании доверенности от 07.09.2021 № 01-18/774. Кроме этого, законный представитель ГБУ «Ритуал» - генеральный директор ФИО4 уведомлен надлежащим образом о дате и месте составления протокола (уведомление о вызове от 13.08.2021 № 200-37366, полученное 16.08.2021).

Вина ГБУ «Ритуал» в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена при рассмотрении дела и доказана на основании имеющихся материалов дела (актом проверки юридического лица от 30.06.2021 г. № А-139/2.3, протоколом об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 от 09.09.2021 г. № 324/2.3).

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом Управления в пределах предоставленных полномочий.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.

Общество просит снизить размер административного штрафа.

Однако суд не усматривает оснований для снижения штрафа в связи со следующим.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Снижение размера штрафа, установленного санкцией статьи КоАП РФ для всех без исключения юридических и физических лиц единого наказания, без определения в каждом конкретном случае наличия либо отсутствия предусмотренных законом оснований для этого, свидетельствовало бы о нарушении принципов справедливости и неотвратимости наказания, заложенных административным законодательством.

В рассматриваемом случае исключительность обстоятельств совершенного правонарушения предусмотренной ч.3.2 ст.4.1. КоАП РФ отсутствует.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Вместе с тем оснований для применения положений ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается. Избранная в отношении ГБУ «Ритуал» мера административного наказания административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению.

При решении вопроса о снижении размера штрафа ниже низшего предела, должна учитываться и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

При этом самим заявителем документально не подтверждены обстоятельства, которые позволили бы сделать вывод об исключительности рассматриваемой ситуации, требующей обеспечения индивидуального подхода к наложению административного штрафа с учетом характера административного правонарушения, обстановки его совершения и наступивших последствий, а также имущественного и финансового положения нарушителя, влекущего невозможность уплаты штрафа.

Административным органом правильно определен размер ответственности с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и указанный вид административного наказания соответствует конституционно-закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Указанные заявителем обстоятельства сами по себе не являются основанием для снижения размера административного штрафа.

При названных обстоятельствах Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в минимальном размере 200 000 руб.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования, а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Судом рассмотрены все доводы Заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные исключительно на уклонение от административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 210-211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ГБУ "Ритуал"   отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

О.В. Сизова