РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-21286/2015 |
15 апреля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2015 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В. (шифр судьи 84- 169),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Швец Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению: Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
к ответчику/заинтересованному лицу: ООО «ЮНИТЕК» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 15.01.2003 г.,119049, <...>)
третье лицо: Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
об аннулировании лицензии № 80242 от 19.10.2010 на оказание услуг местной телефонной связи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, дов. №503-Д от 17.10.14 г.);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица:ФИО1 (паспорт, дов №6-Д от 12.01.2015 г.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации (далее - заявитель, Роскомнадзор) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об аннулировании лицензии ООО «ЮНИТЕК»№ 80242 от 19.10.2010 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия до 19.10.2015г.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Отзыв ответчиком не представлен. Суд рассматривает дело в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав имеющиеся в деле документы, оценив доказательства в совокупности, установил, что заявленное требование подлежит удовлетворению как обоснованное и законное, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
На основании п. 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение), лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Обществу с ограниченной ответственностью "ЮНИТЕК" была выдана лицензия № 80242 от 19.10.2010 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия до 19.10.2015 (далее - лицензия).
В период с 08.10.2013 по 28.10.2013 Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - Управление) на основании п. 9.1.2, 9.1.4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 07.04.2009 № 51 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2009 № 13919) (далее - Типовое положение о территориальном органе), и приказа руководителя Управления от 08.10.2013 № 2464 была проведена проверка соблюдения ответчиком установленных лицензионных требований и условий деятельности в сфере оказания услуг связи, о чем был составлен Акт проверки от 28.10.2013 № А-77/03-2/2464.
В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение п. 10 лицензионных требований лицензии № 80242 не реализовал требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Согласно п. 10 условий лицензии № 80242 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такое же требование содержится в пункте 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".
В ходе проверки установлено, что лицензиат имеет согласованный с ФСБ России План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на сети ООО "ЮНИТЕК" при предоставлении услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на коммутационном оборудовании УПАТС Definity. Срок сдачи СОРМ на сети ООО "ЮНИТЕК" в эксплуатацию - август 2008 года. Документов, подтверждающих реализацию СОРМ на сети связи ООО "ЮНИТЕК" при оказании услуг местной телефонной связи в соответствии с лицензией № 80242 лицензиатом не представлено.
В соответствии с п. 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 (далее - Правила взаимодействия с органами ОРД), ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
На основании п. 10 Правил взаимодействия с органами ОРД ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
Поскольку оператором связи на сети связи не установлены технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий, то им были нарушены требования п. 10 лицензионных требований лицензии № 80242, п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", п. 7 и 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 538.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
В связи с тем, что ответчик нарушил условие лицензии Управление, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 1 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" и п. 10.5 Типового положения о территориальном органе, 28.10.2013 вынесло ответчику предупреждение от 28.10.2013 № ПП-77/80242/03-2/2464 о приостановлении действия лицензии № 80242.
Одновременно ответчику было выдано предписание от 28.10.2013 № П-77/80242/03-2/2464 об устранении выявленного нарушения, согласно которому ответчик должен был устранить нарушение в срок не позднее 28.01.2014.
Согласно пп. 3.п. 2, п.4 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
Лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии
В период с 12.02.2014 по 26.02.2014 Управлением была проведена проверка исполнения выданного предписания. По ее результатам был составлен Акт проверки от 26.02.2014 № А-77/03-2/124-нд, в котором зафиксировано, что нарушение не устранено, а предписание, выданное при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии, не выполнено.
На основании пп. 3 п. 2 и п. 4 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в связи с неисполнением предписания лицензирующий орган своим от 10.06.2014 № 408-рчс приостановил с 10.06.2014 действие лицензии Роскомнадзора № 80242 от 19.10.2010 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» аннулирование лицензии в судебном порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08).
Установленное судом и подтвержденное материалами дела неустранение в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии в силу пп.2 п.1 ст. 39 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» является достаточным для применения к обществу такой серьезной меры принуждения, как аннулирование лицензии на оказание услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.
При указанных обстоятельствах требования заявителя об аннулировании лицензии в силу пп.2 п.1 ст. 39 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» подлежат удовлетворению.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 2 ст. 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст.ст. 27-29, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 123, 124, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Роскомнадзора удовлетворить.
Аннулировать лицензию №80242 от 19.10.2010г. на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ООО «ЮНИТЕК» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 15.01.2003 г.,119049, <...>).
Взыскать с ООО «ЮНИТЕК» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4.000 (четыре тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.В. Сизова |